Программа по художественно-эстетическому направлению вокального кружка\" с песней по жизни\" для 4-9 классов мбоу сош с. Индерка на два года обучения icon

Программа по художественно-эстетическому направлению вокального кружка" с песней по жизни" для 4-9 классов мбоу сош с. Индерка на два года обучения




НазваниеПрограмма по художественно-эстетическому направлению вокального кружка" с песней по жизни" для 4-9 классов мбоу сош с. Индерка на два года обучения
страница1/3
Дата конвертации05.04.2015
Размер346.82 Kb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3

Отдел образования Сосновоборского района Пензенской области
Принята Утверждена

решением педсовета Приказом директора

протокол № 9 от школы № 70 от 1.09.2013 г.

30.08.2013г. Каримова И.К.


Авторская программа

по художественно-эстетическому направлению вокального кружка" С песней по жизни" для 4-9 классов МБОУ СОШ с. Индерка

на два года обучения .

Автор:учитель музыки Сайганова Динара Хайдаровна
Информационная карта программы.

Адрес образовательного учреждения

Пензенская область Сосновоборский район с. Индерка, пер. Школьный, 20

Руководитель образовательного учреждения

Каримова И. К.

Программа «С песней по жизни»

Тип: авторский

Вид: однопрофильный

Возраст: 9-15лет

Пол: смешанный

Уровень: общекультурный

Сроки реализации: 2года

Данные на автора программы

Сайганова Динара Хайдаровна, учитель музыки, 1 категории


^ Пояснительная записка

Авторская программа вокального кружка «С песней по жизни» в 4-9классах МБОУ СОШ с. Индерка

Срок реализации адаптированной программы – 3 года. Возраст детей, на которых рассчитана программа –9-15 лет.

Пение – основной вид музыкальной деятельности детей, обучающихся в школе, который является самым доступным способом самовыражения каждого ребёнка в музыке. Пение благотворно влияет на организм ребёнка и развитие детского голоса. Это своеобразная гимнастика, способствующая развитию всех мышц артикуляционного и дыхательного аппарата. Оно укрепляет общее состояние здоровья, развивает слух, воспитывает систему художественных ценностей и в следствии – музыкальный вкус.
Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально-хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.

Основные задачи в работе вокального кружка

- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-

хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром.

- Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.

- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.

^ Формы проведения занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция,на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие,завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Возможно проведение таких занятий на природе.

Выездное занятиепосещение музеев, концертов, праздников, фестивалей.

^ ПЛАН ЗАНЯТИЙ:

1) настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческимдыханием (2–3 мин);

2) дыхательная гимнастика;

3) распевание;

4) пение вокализов;

5) работа над произведением;

6) анализ занятия;

6) задание на дом.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата

ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение следующих

задач:

1. Певческая установка

0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

2. Дыхание

Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.

3.Артикуляционные задачи.

Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.

При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:

а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).

Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.

4. Выработка подвижности голоса.

Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

5. Расширение певческого диапазона детей.

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

6. Развитие чувства метроритма.

Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.

7. Выразительность и эмоциональность исполнения.

Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.

Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.

8. Работа над чистотой интонирования.

В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

9. Формирование чувства ансамбля.

В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

10. Формирование сценической культуры.

Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.

Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.

2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.

3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.

4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.

5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.

6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
^ Особенности возрастной группы детей.

Возраст детей 9-15 лет. Это учащиеся 4-9 классов. Небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружке.

Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке.

^ Режим занятий.

Общее количество часов в год – 72 часа.

Количество часов в неделю – 2 часа.

Периодичность в неделю – 1 раз.

Продолжительность занятия – 2 часа.
^ Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.

В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами труда, жителями села, на районных и областных конкурсах.
^ Учебно-тематический план

на первый год обучения.




^ Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в том числе

теоретических практических

1.

Певческая установка. Певческое дыхание.


15


5


10

2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.


15


5


10

3.

Работа над дикцией и артикуляцией


15


5


10

4.

Формирование чувства ансамбля.


12


2


10

5.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.


15


5


10

Итого:

72

22

50


^ Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на первый год обучения.

Первое полугодие.



Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

2




2

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения:медленное,быстрое.

2
2




3

Смена дыхания в процессе пения.

1




4

Музыкальный звук. Высота звука.

1




5

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения.


2




6

Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их

формирования в различных регистрах (головное звучание).

2






7

Работа над дикцией и артикуляцией.

Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции

Умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).

2

2

1




8

9

Формирование чувства ансамбля.

Выработка активного унисона. Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада , устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

1
4




10
11

12

13

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе

Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

2
2

2

1























  1   2   3



Похожие:

Программа по художественно-эстетическому направлению вокального кружка\" с песней по жизни\" для 4-9 классов мбоу сош с. Индерка на два года обучения iconРабочая программа по художественно-эстетическому направлению вокального кружка "С песней по жизни" для начальных 1-4 классов мбоу сош с. Индерка
Рабочая программа вокального кружка «С песней по жизни» дополнительного образования в 1-4классах мбоу сош с. Индерка составлена на...
Программа по художественно-эстетическому направлению вокального кружка\" с песней по жизни\" для 4-9 классов мбоу сош с. Индерка на два года обучения iconРабочая программа по художественно-эстетическому направлению вокального кружка «С песней по жизни»
Рабочая программа вокального кружка «С песней по жизни» для 5-7классов мбоу сош с. Индерка составлена на основе типовых программ,...
Программа по художественно-эстетическому направлению вокального кружка\" с песней по жизни\" для 4-9 классов мбоу сош с. Индерка на два года обучения iconПрограмма вокального кружка
Адаптированная программа вокального кружка разработана на основе типовых программ, М. И. Белоусенко «Постановка певческого голоса...
Программа по художественно-эстетическому направлению вокального кружка\" с песней по жизни\" для 4-9 классов мбоу сош с. Индерка на два года обучения iconГамова Елена Викторовна, учитель начальных классов I квалификационной категории 2013-2014 учебный год пояснительная записка программа является модифицированной, в основе её положена программа
Мбоу "Рудницкая сош" пгт. Тенишево Республики Татарстан Камско-Устьинского района Харисовой З. Г. «Подвижные народные игры» 2012...
Программа по художественно-эстетическому направлению вокального кружка\" с песней по жизни\" для 4-9 классов мбоу сош с. Индерка на два года обучения iconИванова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования г. Печора 2011 г. I
Фгос ноо. Программа является среднесрочной, имеет художественно – эстетическую направленность. Программа рассчитана для обучающихся...
Программа по художественно-эстетическому направлению вокального кружка\" с песней по жизни\" для 4-9 классов мбоу сош с. Индерка на два года обучения iconПрограмма кружка «Информатик»
Заместитель директора по увр директор мбоу сош с. Красное Знамя /О. Н. Кочанова/ /Н. Н. Екатеринушкина/ 2014 г. 2014 г
Программа по художественно-эстетическому направлению вокального кружка\" с песней по жизни\" для 4-9 классов мбоу сош с. Индерка на два года обучения iconПрограмма кружка для младших школьников «экология» Учитель географии высшей квалификационной категории
Программа кружка для младших школьников «Экология» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Она призвана...
Программа по художественно-эстетическому направлению вокального кружка\" с песней по жизни\" для 4-9 классов мбоу сош с. Индерка на два года обучения iconДокументы
1. /Программы/Кружок ЛЕПКА.doc
2. /Программы/Программа...

Программа по художественно-эстетическому направлению вокального кружка\" с песней по жизни\" для 4-9 классов мбоу сош с. Индерка на два года обучения iconАналитическая справка мбоу «Курасовская сош» по реализации фгос ноо в 2013-2014 учебном году в 2013 2014 учебном году начальная школа мбоу «Курасовская сош»
Фгос. Всего в школе по стандартам 2 поколения обучается 36 учащихся 1 3 классов. Для реализации требований новых стандартов в школе...
Программа по художественно-эстетическому направлению вокального кружка\" с песней по жизни\" для 4-9 классов мбоу сош с. Индерка на два года обучения iconОрганизация шефской работы в мбоу сош №16
За каждым классом закреплены вожатые, которые принимают активное участие в школьной жизни своих подшефных классов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации