Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования icon

Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования




НазваниеПедагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
МАЛЫХ Татьяна Александровна
Дата конвертации23.03.2015
Размер372.16 Kb.
ТипАвтореферат
источник


На правах рукописи


МАЛЫХ

Татьяна Александровна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Иркутск - 2008

Работа выполнена в ОГОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования»


Научный руководитель

- доктор педагогических наук, профессор

^ Переломова Наталья Анатольевна



Официальные оппоненты

- доктор педагогических наук, профессор

Косогова Анастасия Самсоновна





- кандидат педагогических наук

Семейкина Татьяна Владимировна



Ведущая организация

- ГОУ ВПО «Бурятский государственный

университет»


Защита состоится 15.05.2008 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.072.01 при ГОУ ВПО « Иркутский государственный педагогический университет» по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9, ауд. 203.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Иркутского государственного педагогического университета.

Автореферат разослан 11 апреля 2008 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета Л.В. Скорова

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информационного пространства, создает новые проблемы для развития личности. В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. Деформация и деструктивные изменения духовной сферы общества в форме искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей, влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни. В связи с чем, возникает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества.

Ребенок, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, т.к. напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе. Поэтому возникает острая необходимость расширения содержания общего среднего образования, введения в него новых компонентов, связанных с обучением информационной безопасности.

Мы считаем, что для полноценного развития ребенка не нужно создавать идеальную информационную среду, более важно и продуктивно заниматься развитием информационной безопасности личности школьника.

Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

Особая роль при этом принадлежит начальной школе, где возможность развития информационной безопасности младшего школьника обусловлена сензитивностью возраста, доверием педагогу, желанием познавать новое.

Анализ состояния научных исследований по изучаемому вопросу позволил опре­делить приоритетные задачи в области информационной безопасности. Следует отметить, что большое количество исследований посвящено защите информации, но как защитить сознание и психику личности от негативного воздействия информации остается малоосвоенной и достаточно новой проблемой. Данная проблема имеет междисциплинарный характер и для ее решения в дальнейшем будут необходимы исследования в различных отраслях научных знаний.

В исследование проблем информационной безопасности большой вклад внесли В. Г. Герасименко, Д. П. Зегжда, А. А. Малюк, М. П. Сычев, С. П. Расторгуев и др.

В настоящее время освоение понятий «информационная грамотность», «информационная культура», «информационная картина мира» находится в центре научных интересов педагогов Н.И. Гендиной, Н.В. Гутовой, Л.С. Зазнобиной, философов Т.В. Воробьевой Л.В. Крапивской, социологов В.П.Конецкой и др., психологов К.Н. Дудкина Б.Ф. Ломова, социолингвистов Г.М. Андревой и др. Большой вклад в изучение влияния информации на личность внесли Ю.Н. Усов, И.В. Челышева.

Влияние информации на личность рассматривается Г.В. Грачевым, С. Ливингстон, И. Мельником, С. Пейпертом, правила безопасности детей в Интернете предложены в исследованиях А.Б. Беляевой, Т. Козак, Н. И. Саттаровой, вопросами информационной безопасности при применении образовательных коммуникационных технологий занимаются И. Морев, А.В. Федоров, А.В. Шариков. Проблемы информационной безопасности школьника нашли отражение в работах Н.А. Переломовой. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено ряд исследований М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл.

Важным для изучения проблемы информационной безопасности личности младшего школьника явились для нас работы А.С. Белкина, Г.А. Цукерман и др., в трудах которых дается систематическое изложение основных психолого-педагогических особенностей младших школьников.

В нашем исследовании мы опирались на ведущие идеи педагогов, которые занимались проблемами становления личности школьника: О.С. Бондаревской, З.И. Васильевой, И.А. Зимней и др.

Анализ научной литературы позволил нам сделать вывод, что в педагогической науке стали появляться предпосылки для решения проблемы информационной безопасности учащихся. В научных исследованиях нами не было выявлено концепции целостного формирования информационной безопасности младшего школьника. Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена противоречиями между:

- объективно существующей потребностью личности в информационной безопасности и отсутствием теоретико-концептуальных основ ее становления;

- потребностью общества в развитии успешных личностей и необходимостью обучения противодействию манипулированию сознанием и психикой с помощью информации;

- потребностью практики в развитии информационной безопасности младших школьников и недостаточной разработанностью этой проблемы.

В связи с этим возникает потребность в обучении школьника пониманию возможного манипулирования его поведением и сознанием при помощи информации, распространяемой СМИ, отдельными представителями деструктивных сект и др. Кроме этого, в современном обществе для безопасной социализации личности школьника необходимо научить его противостоять информационным угрозам. Таким образом, возникает проблема педагогического осмысления развития личности школьника в современном информационном обществе и определения теоретических положений оказания помощи в противодействии информационной опасности.

Особую актуальность приобретает педагогическое обоснование основ развития информационной безопасности, выявление условий, способствующих эффективному обучению информационной безопасности младшего школьника.

Поиск путей разрешения данных противоречий, требующих теоретико-концептуального обоснования педагогических условий развития информационной безопасности, определил выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия формирования информационной безопасности младшего школьника».

^ Цель исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании и проверке на практике педагогических условий развития информационной безопасности младших школьников.

^ Объект исследования: развитие информационной безопасности младших школьников.

Предмет исследования составляют педагогические условия, способствующие развитию информационной безопасности младших школьников.

^ Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование информационной безопасности младшего школьника может быть эффективным, если:

- разработать педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника;

- информационную безопасность младшего школьника рассмотреть как педагогический феномен;

- определить сущность информационной безопасности личности школьника, состоящую в умении выявлять информационную угрозу, предвидеть возможные последствия ее опасности;

- разработать и внедрить в образовательный процесс занятия педагога с детьми, направленные на развитие критического и прогностического отношения к информации;

- апробировать в экспериментальном режиме систему занятий по информационной безопасности, разработать их программное обеспечение;

- организовать работу по просвещению родителей, направленную на раскрытие истоков и сущности информационной опасности;

- организовать теоретическую подготовку педагогов в области информационной безопасности.

В соответствии с темой, целью и гипотезой определены следующие задачи:

- на основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность и содержание понятия «информационная безопасность младшего школьника»;

- разработать систему занятий с младшими школьниками по информационной безопасности;

- обосновать сущность и специфику системы занятий с младшими школьниками по информационной безопасности;

- разработать содержание теоретической подготовки родителей и педагогов в области информационной безопасности;

- в ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность разработанных педагогических условий развития информационной безопасности младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- общие положения развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Б.П. Битинас, Л.П. Буева, Н.Ф. Голованова, Н.П. Дубинин, Т.Е. Конникова, Н. Леонтьев, Т.Н. Мальковская, Б.М. Теплов, и др.);

- исследования, посвященные изучению информационной безопасности личности (M.B. Арсентьев, Е. Войскунский, Г. В. Грачев, Ю. А. Ермаков, В. Е. Лепский и др.);

- общетеоретические основы педагогического сопровождения (Г. М. Андреева, С. Г. Вершловский, О. С. Газман, И. Д. Демакова, А. В. Мудрик и др.).

^ Методы исследования определялись его целью, необходимостью разрешения теоретических и практических проблем и включали в себя: теоретический (анализ философской, социологической, юридической, психолого-педагогической литературы, нормативной, учебной, методической документации и диссертационных исследований по изучаемой проблеме); эмпирический (наблюдения, рейтинг, самооценка); диагностический (анкеты, беседы, опросники, интервьюирование); экспериментальный (проведение констатирующего и обучающего экспериментов); статистический (количественный и качественный анализ полученных данных).

^ Организация работы и база исследования: Базой настоящего исследования является начальная школа Черемховского педагогического колледжа и начальная школа №7 г. Черемхово. Всего участниками исследования стало 215 учащихся, 32 педагога, 73 родителя.

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе (2003-2004гг.) изучалась философская, юридическая, психолого-педагогическая литература по данной проблеме, выявлялась актуальность проблемы, степень ее научной разработанности, определялась понятийно-терминологическая система и методологическая основа исследования, проводился констатирующий опрос учащихся и учителей, выбор экспериментальной базы исследования, экспериментальной группы учащихся и педагогов экспериментальных классов.

На втором этапе (2004-2006гг.) разрабатывалась система педагогических условий и создание этих условий в опытно-экспериментальном режиме, осуществлялось ознакомление педагогов с целью и задачами исследования, разрабатывались планы и программы, методы диагностики, теоретическая и практическая подготовка педагогов, определялся характер взаимодействия педагогов и учащихся.

На третьем этапе (2006-2007гг.) с целью определения эффективности педагогических условий осуществлялся формирующий эксперимент, выявлялась эффективность проведения занятий по информационной безопасности с младшими школьниками, уточнялись и корректировались содержание и методика проведения занятий с родителями и научно-методическая работа с педагогами по теме исследования. Проводилась систематизация результатов исследования, оформление текста диссертации.

^ Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) информационная безопасность младшего школьника рассмотрена в психолого-педагогическом пространстве

2) определена педагогическая сущность понятий «безопасность» и «информационная безопасность»;

3) обоснована целесообразность введения понятия «информационная безопасность младшего школьника»;

4) теоретически обоснована и экспериментально апробирована возможность развития информационной безопасности младшего школьника;

5) разработано содержание и организация деятельности по развитию информационной безопасности в условиях начальной школы.

^ Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1) раскрыт педагогический смысл понятия «информационная безопасность младшего школьника» и определены его сущностные характеристики;

2) разработаны педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника в процессе системного сопровождения всех субъектов образовательного процесса (младших школьников, педагогов, родителей);

3) определена сущность и особые требования к занятиям по информационной безопасности в начальной школе и создано их программное обеспечение.

^ Практическая значимость исследования состоит в том, что создана и реализована программа «Информационная безопасность младшего школьника». Подготовлена программа повышения квалификации педагогов в области информационной безопасности. Предложен цикл занятий с родителями по проблеме информационной безопасности учащихся. Обоснована сущность и специфика занятий по информационной безопасности и создано программное обеспечение для начальной школы.

^ Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлена их репрезентативностью, теоретической обоснованностью, выбором адекватных методов исследования, надежностью и валидностью методик диагностики, достоверностью статистической обработки экспериментальных данных и согласованностью интерпретации результатов. Результаты работы оценивались на основе данных анкетирования, бесед с учителями и учащимися, родителями, письменных ответов и творческих работ школьников.

^ На защиту выносятся следующие положения:

1. Информационная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее формирование и полноценное развитие человека. Информационная безопасность младшего школьника - педагогически направляемый процесс развития у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для минимизации последствий психического и нравственного воздействия.

2. Сущность сформированности информационной безопасности школьника состоит в умении выявлять информационную угрозу; определять степень ее опасности; уметь предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

2. В качестве условий развития информационной безопасности выделяются:

- содержательное условие, которое реализовано в специальной программе «Информационная безопасность младшего школьника», в содержание которой включены темы и проблемы, раскрывающие смысл информационной безопасности, угрозы, исходящей от информации из различных источников, и специфику угроз, исходящих из разных источников;

- процессуально-технологическое условие развития информационной безопасности младших школьников, в котором заключены вопросы организации и проведения занятий, содержательный и психолого-педагогический компоненты данных занятий (направленность на формирование умения выявлять информационную угрозу и умения адекватно реагировать на нее; организацию занятия преимущественно в игровой форме с включением разных видов деятельности и применением опорного конспекта);

- психолого-педагогические условия, а именно организация взаимодействия педагога и учащихся на основе принципов педагогики гуманизма, готовности учителя принять позицию ребенка, проявлении уважения к самостоятельности личности учащегося;

- организационно-педагогические условия, заключающиеся в целенаправленной теоретической подготовке педагогов по проблеме информационной безопасности через организацию системы семинаров, программы которых имеют модульную структуру и реализуются с использованием современных средств обучения в интерактивном режиме;

- дополнительным условием развития информационной безопасности младших школьников является системная и целенаправленная работе с родителями.

^ Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования нашли отражение в докладах, обсуждениях на научных конференциях различных уровней: международной научно-практической конференции «Социальная педагогика: проблемы социализации детства» (Саратов, 2007); международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права, экономики и управления» (г. Иркутск, 2007); региональной научно-практической конференции преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений Сибирского региона России «Совершенствование содержания и технологии воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях» (г. Улан-Удэ, 2006); межвузовской научно-методической конференции «Социальная регионология» (г. Иркутск, 2006).

Результаты работы были также опубликованы в периодических сборниках и журналах «Вестник Иркутского Государственного Технического университета (г. Иркутск, 2007г. вып.1). В журналах, реферируемых ВАК «Народное образование» (г. Москва, 2007г. вып.5); «Профессиональное образование. Столица» (г. Москва, 2007г. вып.6); «Начальная школа плюс До и После» (г. Москва, 2007г. вып.7); «Воспитание школьников» (г. Москва, 2008г. вып.1).

^ Структура диссертации определена целью исследования и ее основными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (198 наименований) и приложения.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены теоретико-методологические основы исследования, объект, предмет и цель исследования, сформулирована гипотеза и задачи работы, изложены основные положения, выносимые на защиту, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

^ В первой главе «Теоретические основы информационной безопасности младшего школьника» представлены результаты теоретического анализа понятий «информационная безопасность», «информационная угроза», «виды информационных угроз». На основе анализа научно-исследовательской литературы рассматриваются проблемы информационной безопасности государства, общества, личности в целом, и в педагогическом контексте в частности. Определены основные источники информации, виды информации, средства информационного воздействия. Проблема информационной безопасности личности обоснована как педагогическая проблема.

В первом параграфе «Формирование информационной безопасности как педагогическая проблема» освещаются имеющиеся в научной литературе подходы к определению понятий «безопасность», «информационная безопасность» и конкретизируется смысл этих понятий. Нами представлен аналитический обзор научных подходов к определению понятия информационная безопасность и определен их педагогический контекст.

Для полноценного и эффективного развития ребенка невозможно создать безопасную информационную среду, гораздо важнее научить его реагировать на информационную опасность, уметь противостоять ей. Следовательно, необходимо педагогам и родителям уделять внимание информационной безопасности школьника.

В научных исследованиях Г. Грачева, Х. Домозетова, И. Мельника и др., посвященных информационной безопасности, показано, что воздействие информации на человека может иметь различную направленность, в том числе с помощью информации можно воздействовать, управлять и манипулировать сознанием и психикой личности.

В.Ю. Статьев и В.А. Тиньков определяют информационную безопасность как защиту информации и поддерживающей ее инфраструктуры с помощью совокупности программных, аппаратно-программных средств и методов с целью недопущения причинения вреда владельцам этой информации или поддерживающей его инфраструктуре.

Г.Г. Феоктистовым информационная безопасность определяется как получение максимальной информации о намерениях и потенциальных действиях своих оппонентов и минимальная утечка информации в своих планах. А.Д. Урсул подчеркивает, что информационная безопасность – это состояние защищенности основных сфер жизнедеятельности по отношению к опасным информационным воздействиям.

В рамках нашего исследования, указанные определения имеют некоторые ограничения, т.к. дают неконкретизированное определение информационной безопасности и не учитывают различные аспекты обеспечения информационной безопасности. Раскрывая термин «информационная безопасность» в педагогическом плане, мы акцентировали внимание на понятии «безопасность». Это понятие представ­ляет собой сложное явление, его изучением занимаются специалисты, работающие в различных отраслях знаний.

Изучив основные подходы в научной литературе к понятию безопасность А.Г. Гыскы, Д.П. Зегжды, А.Д. Урсула и др., можно сделать вывод, что данное понятие трактуется как отсутствие угрозы кому-нибудь, чему-нибудь.

В педагогической литературе нами не выявлено понятия информационной безопасности. Рассмотрев и проанализировав основные подходы в научной литературе к определению информационной безопасности В.Ю. Статьева, В.А. Тинькова, Г.Г. Феоктистова и др., мы дали определение данного термина в педагогическом аспекте.

Мы считаем, что «безопасность» есть отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз. Под информацией мы понимаем сведения или сообщения. Таким образом, данные термины позволили нам дать педагогическое обоснование информационной безопасности.

Понятие информационной безопасности понимается нами как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, проявляющееся в умении выявлять и идентифицировать угрозы информационного воздействия и умении скомпенсировать негативные эффекты информационного воздействия.

Логика научного исследования привела нас к необходимости определения «угрозы информационной безопасности». Угроза информационной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.

В литературе Р.Ф. Абдеевым, М.В. Арсентьевым, Ю.М. Батуриным, С.А. Охрименко, Г.А. Черней и др., выделяются различные клас­сификации угроз информационной безопасности. Обзор различных точек зрения на исследуемый предмет, позволил сделать вывод, что в настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз информационной безопасности и их источников.

На основе анализа нами выявлено, что проблема определения источника информационных угроз является дискуссионной в различных дисциплинах.

Поскольку в психолого-педагогической литературе отсутствует классификация источников информационных угроз, мы разработали классификацию этих источников угроз.

Для выявления в педагогическом контексте угрозы информационной безопасности как совокупности условий и факторов, воздействующих на здоровье личности, духовно-нравственную сферу, межличностные отношения, создающих опасность жизненно важным интересам личности, нами использованы основные идеи С.А. Охрименко, Г.А. Черней. Информация представляет угрозу при определенных условиях. Целью создания таких условий является манипуляция сознанием и психикой личности.

В качестве основных средств информационного воздействия на человека нами выделены следующие: средства массовой коммуникации (в том числе: информационные системы, например, интернет и т.п.); литература (художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.); искусство (различные направления так называемой массовой культуры и т.п.); образование (системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.); воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций — формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.); личное общение. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности.

Проанализировав различные подходы к определению «обеспечение информационной безопасности» В.Г. Герасименко, Д.П. Зегжды, А.А. Малюка, С.П. Расторгуева, М.П. Сычева, Л.В. Ухлинова мы сформулировали следующее определение: обеспечение информационной безопасности есть совокупность деятельности по недопущению вреда сознанию и психике личности.

При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях личности учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения учащихся. В связи с этим появилась необходимость поиска путей решения такой проблемы, как обеспечение информационной безопасности младшего школьника.

Анализ изученной литературы дает нам основание утверждать, что процесс обучения целесообразно начинать с начальной школы. Поэтому необходимо рассмотреть информационную безопасность младшего школьника, как педагогическую проблему.

В качестве рабочего в нашем исследовании мы принимаем определение понятия «информационной безопасности младшего школьника» как педагогически направляемый процесс развития у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для минимизации последствий психического и нравственного воздействия».

В диссертационном исследовании представлена структурно-функциональная схема прохождения информационного потока (см.рис.1).

Анализ литературы и опыт проведенных нами исследований, позволил нам рассмотреть педагога как активного субъекта общества, основной целью деятельности которого является обучение младших школьников информационной грамотности.

Недостоверная, неэтичная, непристойная, деструктивная информация, исходящая от основных источников информации, а так же от средств информационного воздействия, оказывает определенное влияние на получателя информации – младшего школьника. Это влияние может нести проблемы здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), этические проблемы (переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), трудности в обучении (отсутствие времени на обучение, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости),



Рис.1. Структурно-функциональная схема прохождения информационного потока

проблемы общения (виртуальное общение, отчуждение от общества, отсутствие умения общаться и др.).

Мы считаем, что всем обозначенным видам проблем может противостоять педагог, обучающий информационной безопасности. Педагог способен подготовить сознание детей к противодействию негативным информационным воздействиям, формировать информационную грамотность (навыки критического мышления), развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной.

Во втором параграфе первой главы «Особенности развития младшего школьника как фактор эффективности развития информационной безопасности» мы остановили внимание на возрастных особенностях младшего школьника, которые следует учитывать при обучении информационной безопасности.

Младший школьный возраст (6-10) лет наиболее глубоко и содержательно представлен в работах В.Г. Асеева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.И. Липкиной, Н.А. Менчинской, Р.С. Немова, Л.Ф. Обуховой, Д.В. Эльконина, Г.А. Цукерман и др.

Для нашего исследования важно выявить, какие особенности этого возрастного периода могут способствовать эффективному обучению информационной безопасности. Для этого нами был проведен анализ научной психолого-педагогической литературы и определены значимые факторы развития личности младшего школьника.

Во-первых, Л.Ф. Обухова считает, что определяющей для учащихся младших классов становится система «ребенок – учитель», влияющая на отношения ребенка к родителям, к одноклассникам и самому себе. Для учащихся начальных классов высок авторитет педагога, ребенок открыт для общения с наставником и доверяет информации, исходящей от него. Данные утверждения подкрепляются наблюдениями за учащимися в ходе экспериментальной работы.

Во-вторых, основным видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность, а процесс развития информационной безопасности важно организовать как процесс обучения.

В-третьих, в ребенке начинают формироваться зачатки нравственного поведения. Он понимает смысл понятий «плохо-хорошо», «добрый – злой», но у него отсутствует субъективное отношение к системе нравственных норм и ценностей. (Ермоленко-Сайко В.Д.). Система нравственных норм и ценностей становится оценочным регулятором жизни и деятельности младшего школьника и реализуется в том случае, если эти правила и нормы поведения приняты и осмыслены ребенком. Следовательно, целесообразно формировать информационную безопасность, используя категории нравственных ценностей и норм, активизировать собственные внутренние силы ребенка по самоусовершенствованию.

Развитие личности младшего школьника невозможно без учета его взаимодействия с другими учащимися. Процесс взаимодействия реализуется как кооперация (Цукерман Г.А.). В процессе кооперации идет постоянное преобразование ребенка в плане совершенствования и открываются определенные возможности для его культурно-познавательной жизни в глобальном информационном обществе. Именно поэтому в нашем исследовании мы выделяем взаимодействие младших школьников в форме кооперации как одно из необходимых условий развития информационной безопасности.

Анализируя возрастные особенности, мы учитываем недостаточность развития у младшего школьника самостоятельного критического мышления, поэтому в процессе занятий по формированию информационной безопасности учитель помогает ребенку в осознанном проявлении критического отношения к увиденному или услышанному.

В-четвертых, младший школьный возраст, характеризуется большой мыслительной пластичностью, поэтому возможно её качественное изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемый процесс формирования у младшего школьника знаний по информационной безопасности (В.И. Андреев, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Ю.М. Орлов, Г.К. Селевко, Г.А. Цукерман и др.).

Анализ научной литературы, в частности, работ Л.И. Божович, Е.В. Бондаревской, Л.С. Выготского, Е.П. Ильина и др., позволил нам выделить особенности младшего школьного возраста, которые следует учитывать при организации занятий по информационной безопасности. Эти особенности мы учитывали при разработке педагогических условий формирования информационной безопасности младшего школьника.

Нами выяснено, что формирование информационной безопасности на начальной ступени обучения нуждается в специальных условиях, которые создают возможности взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и учащимся на основе тщательно продуманного содержания занятий по информационной безопасности, имеющих смысловую значимость для младшего школьника.

Одним из главных условий успешного обучения информационной безопасности является, на наш взгляд, позиция учителя, сущность которой составляет безусловное, безоценочное принятие ребенка, желание укрепить его позицию в социуме, оказать своевременную поддержку в саморазвитии младшего школьника, оградить его от совершения неприемлемых действий, открыть путь к социализации и адаптации ребенка. Работа педагога направлена на реализацию принципов педагогики саморазвития: принципа взаимной открытости педагога и ребенка; принципа свободосообразности; принципа глубинного общения и воспитания; принципа социосообразности; принципа идеологичности; принципа ненасилия и непримиримости к насилию над ребенком; принципа ценности творческого непослушания.

Мы считаем, что одним из важных условий успешного обучения младших школьников основам информационной безопасности является осведомленность педагога в теории информационной безопасности: во-первых, в том, что именно защищается, что является объектом или предметом защиты (в нашем случае – это личность младшего школьника; во-вторых, установление, от чего защищается личность младшего школьника, какова угроза (опасность) - внешний по отношению к данной целостности фактор, воздействующий на младшего школьника; в - третьих, в понимании необходимости предотвращения разрушения самооценки ребенка, дезориентации в окружающей обстановке, нарушении адекватности представлений младшего школьника об окружающем мире и своем месте в нем, снижении самоуважения или чувства уверенности, утрате целостности Я и потере индивидуальной уникальности, крушении планов, намерений, выборе неадекватных целей и способов поведения, попадании в психологическую зависимость от других субъектов воздействия, духовной деградации, нарушениях психического здоровья вплоть до необратимых патологических изменений психики; в-четвертых, в представлении, как избежать возможного ущерба, каким образом и чем защищаться; в-пятых, в уверенности педагога в том, что в процессе обучения именно он является субъектом защиты личности младшего школьника, опережая в данном направлении действия общества и государства.

В третьем параграфе «Система педагогических условий формирования информационной безопасности младшего школьника» нами предложены условия, которые будут способствовать эффективному формированию информационной безопасности.

Первое условие - содержательное, включает содержательный компонент программы занятий для учащихся 1-4-х классов (систему внеклассных мероприятий, направленных на умение выявлять информационную угрозу). В качестве второго условия нами выделяется процессуально-технологическое, направленное на эффективность использования методов, приемов и средств проведения занятий с учетом особенностей развития младших школьников. В третью группу мы объединили психолого-педагогические условия, такие как гуманно-ориентированное и доброжелательное взаимодействие педагога и учащихся. Дополнительным условием явилась организация работы с родителями.

Рассмотрим более подробно выявленные условия. Сущностью первого условия является разработка и реализация программы внеклассной работы по информационной безопасности.

Целью обучения младшего школьника информационной безопасности, на наш взгляд, является формирование соответствующей системы противодейст- вия информационным угрозам.

Нами определены методы проведения внеклассных занятий по обучению информационной безопасности. Первым методом, наиболее важным для начальных этапов занятий, мы выделяем объяснительно-иллюстративный, его значимость для нашего исследования заключается в том, что на первоначальном этапе обучения, знания учащимся предлагаются в «готовом» виде, педагог различными способами организует восприятие этих знаний, учащиеся осмысливают знания, фиксируют их в памяти.

Знания учащимся об информационных видах опасностей, влиянии на здоровье и др. учитель предлагает в «готовом» виде, объясняет их, учащиеся сознательно осваивают и правильно воспроизводят полученную информацию.

Вторым методом мы выделяем метод проблемного изложения материала, на втором этапе учащиеся еще не участники, а лишь наблюдатели хода размышлений учителя. Третий метод – частично-поисковый становится основным методом обучения на последующих этапах, со второго по четвертый класс. В данном случае, педагог организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств. Учащиеся под руководством учителя решают познавательные задачи, проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы.

В качестве формы организации обучения учащихся информационной безопасности мы предлагаем занятия во внеурочное время. Проведение обучения во время внеклассных мероприятий дает педагогу возможность организации занятия в форме экскурсий, которая включит такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, сбор наглядно-иллюстрационного материала с использованием основных положений теории.

Мы определили специфику проведения занятий: создание реальных ситуаций, предполагающих нравственный выбор, духовно-нравственное самоопределение, наличие наглядных пособий: детской периодической литературы, компьютерных дисков, имитированных моделей сотовых телефонов и т.д.

Кроме этого, специфика развития информационной безопасности младшего школьника состоит в учете таких особенностей, как: доверие ребенка взрослому, сверстникам, недостатке опыта осознания возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, в возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Педагоги и родители – значимые взрослые, способствующие становлению информационной безопасности. Но сами педагоги и родители не всегда компетентны в вопросах информационной безопасности.

Таким образом, возникает необходимость в разработке специальных занятий для педагогов, включающих теоретические семинары и практические занятия по теме «Информационная безопасность младшего школьника». Подготовка родителей включит в себя: проведение тематических родительских собраний, совместное проведение занятий с детьми.

Для организации работы с родителями мы определили темы, обуславливающие раскрытие проблем и сущности информационной безопасности. Работа носит просветительский характер, рекомендации, предлагаемые педагогическим коллективом, объединят усилия педагогов и родителей для достижения более высоких результатов по обучению информационной безопасности.

Изложенный в главе материал позволяет сделать общий вывод о том, что обучение младшего школьника информационной безопасности позволит ребятам лучше адаптироваться в обществе, наиболее эффективно социализироваться.

Таким образом, анализ проблемы информационной безопасности позволил нам определить основные теоретико-концептуальные идеи нашей работы. Прежде всего, информационная безопасность младшего школьника является значимой проблемой в глобальном информационном мире, но ее исследований в педагогическом аспекте нами не выявлено. Мы считаем, что понятие информационной безопасности младшего школьника логично и обоснованно должно войти в понятийно-педагогическое пространство, так как является методологически значимым для организации опытно-экспериментальной работы. Разработанные условия развития информационной безопасности представляют определенный интерес не только для педагогов, но и для широкой общественности.

^ Во второй главе «Экспериментальное исследование по формированию у младшего школьника умения выявлять информационную угрозу» представлены материалы апробации занятий по информационной безопасности.

Основной целью опытно-экспериментальной работы явилась проверка выдвинутой гипотезы. Мы осуществляли поиск ответа на вопрос: насколько эффективно влияют содержательные, процессуально-технологические, организационно-педагогические и дополнительные условия на развитие информационной безопасности младшего школьника при организации работы педагога, направленной на развитие критического и прогностического отношения к информации.

В качестве базы исследования были выбраны начальная школа Черемховского государственного педагогического колледжа и начальная школа № 7 г.Черемхово. В качестве объекта исследования выступали 215 младших школьников 1-4 х классов, в возрасте от 6,5 до 11 лет, 18 педагогов, 53 родителя младших школьников. Для экспериментального исследования были определены два класса. В одном классе из 26 учащихся проводились занятия по информационной безопасности, он являлся экспериментальным (ЭК). Другой класс в составе 28 человек являлся контрольным (КК). Занятия в ЭК проводились на протяжении четырех лет, с первого по четвертый класс.

Первый этап (констатирующий) позволил нам выявить знания учащихся начальных классов об угрозах, исходящих от различного вида информации. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о низком уровне знаний младших школьников по информационной безопасности. По уровню сформированности знаний учащихся по информационной безопасности в ЭК 84 % учащихся имели репродуктивный уровень знаний, в КК 82%, достаточный уровень в ЭК 12 %, в КК 11%, оптимальный в ЭК 4%, в КК 6 %. У учащихся недостаточно были сформированы знания об угрозах, исходящих от СМИ, так только 6% учащихся ЭК владели знаниями, что угроза может исходить от информации, в КК 11 %. От средств массовой информации в ЭК 2 %, в КК 13 %. На недостаточном уровне оказались показатели умения критически оценивать информацию оценить увиденное или услышанное могли в ЭК 32 % учащихся, в КК 10 %. До проведения эксперимента учащиеся обеих групп не понимали значения понятий «информационная безопасность», «информационная угроза», На начальном этапе учащиеся в недостаточной степени владели навыками по выявлению информационной угрозы, так, в ЭК только 11 % учащихся знали о наличии маркеров, предупредительных знаков на печатной, компьютерной и др. продукции, в КК 12 % учащихся владели навыками определения маркеров.

Экспериментальная работа включалась в план работы школы. На участие младших школьников в данном эксперименте было получено согласие родителей. Для проведения внеклассных занятий была разработана программу внеклассных мероприятий «Информационная безопасность младшего школьника», рассчитанная на четыре года.

В течение первого года обучения по программе «Введение в основы информационной безопасности», мы раскрывали сущность понятия информационной угрозы, создавали мотивацию необходимости знаний, формировали отношение к информационной угрозе и опасности. В содержание занятий первого года включены понятия «информационная безопасность», «информационная угроза».

На втором году обучения по программе «Становление младшего школьника в информационном пространстве» мы продолжили формирование понятия информационной угрозы, научили выявлять информационную угрозу и применять знания на практике.

В течение третьего года мы реализовывали программу «Информационная безопасность и моя безопасность», развивались способности учащихся размышлять о себе и мире вокруг себя посредством игровых и творческих заданий шло обучение младшего школьника идентификации информационной безопасности с собственной безопасностью. В содержание занятий были введены понятия «личная информационная безопасность», «манипуляция».

Целью четвертого года обучения «Информационная безопасность и мое здоровье» являлось оказание педагогической помощи младшему школьнику в выявлении информационной угрозы, в определении степени ее опасности и степени воздействия на здоровье (физическое, психическое).

Особенностью обучения учащихся информационной безопасности можно считать объем и количество раздаточного, иллюстративного материала. Мы отбирали материал, способствующий созданию ситуации личностного участия младших школьников на всех этапах обучения.

В целом, введение в учебный процесс первой ступени обучения занятий по информационной безопасности показало следующее: у учащихся экспериментальной группы произошли изменения знаний по информационной безопасности.

Для определения качественных изменений знаний учащихся по информационной безопасности нами предложены:

- ограниченный уровень (репродуктивный), характеризующийся тем, что ученик обладает некоторыми знаниями по информационной безопасности, проявляет интерес к теме, но не видит личностно-смысловой цели в изучаемом материале:

- достаточный уровень, характеризуется тем, что ученик обладает знаниями по информационной безопасности, умениями и навыками по выявлению информационной угрозы, самостоятельно воспроизводит указанные действия, результат которых соответствует замыслу;

- оптимальный уровень, характеризуется тем, что ребенок осознает личностную необходимость знаний по информационной безопасности.

Для определения уровня знаний детей нами были подобраны и разработаны диагностические методики.

На разных этапах исследования использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы, интервью. Для определения уровня знаний были подобраны диагностические методики (анкеты, листы наблюдений).

До эксперимента на репродуктивном уровень знаний был у 84 % учащихся ЭК, что составило 15 человек и 82 % учащихся КК, что составило 22 человека.

После эксперимента 57% группы ЭК остались на репродуктивном уровне, в КК 77%. (табл.1).

При этом достаточный уровень вырос после проведения занятий на 20 % в ЭК, оптимальный на 7 %.

В КК достаточный уровень изменился незначительно, естественный прирост составил 3 %, оптимальный уровень остался на прежнем уровне.(табл. 2)

Таблица 1

Уровни сформированности знаний учащихся экспериментальной группы



Критерий оценки

Экспериментальная группа (26)

До эксперимента

После эксперимента

Кол-во чел

Уд. Вес, %

Кол-во чел

Уд. Вес, %

1. Репродуктивный уровень

22

84

15

57

2.Достаточный

3

12

8

32

3.Оптимальный

1

4

3

11


Таблица 2

Уровни сформированности знаний учащихся контрольной группы



Критерий оценки

Контрольная группа (28)

До эксперимента

После эксперимента

Кол-во чел

Уд. Вес, %

Кол-во чел

Уд. Вес, %

1. Репродуктивный уровень

23

82

22

77

2.Достаточный

3

11

4

14

3.Оптимальный

6

6

2

7


Введение в учебный процесс первой ступени занятий по информационной безопасности показывает следующее: у учащихся экспериментальной группы произошли изменения в знаниях по информационной безопасности, это подтверждено показателями. В течение четырех лет мы отслеживали изменения в знаниях по информационной безопасности, умениях выявлять информационную угрозу, в навыках адекватного реагирования на информационную угрозу. В качестве отдельной задачи нам было важно определить достоверность полученных данных.

Зависимость изменения количества учащихся экспериментальной группы повысивших уровень знаний об информационной безопасности от процесса четырехлетнего эксперимента работы преподавателей выражена функцией y=15,1х+31.

Полученный коэффициент корреляции rхy выражает тесноту связи между переменными y и х. Его величина указывает, как близко расположены точки к прямой линии тренда. Линия тренда указывает на характер развития тенденции. В случае если между переменными y и х существует зависимость, то с помощью тренда можно дать описание развития изучаемого явления.

В данном случае rхy равен 0,88 ≈ 0,9 и лежит в области [0,9; 1], характеризующей наличие сильной связи между переменными y и х, т.е уровень знания об информационной безопасности у учащихся экспериментальной группы .

Результаты, полученные при помощи корреляционного анализа служат подтверждением того, что изменения уровня знаний об информационной безопасности у учащихся экспериментальной группы напрямую зависят от информации передаваемой преподавателями в процессе проведения эксперимента.
В условиях экспериментальной работы мы отметили, что в четвертом классе дети имеют знания об информационной безопасности 91% в 4 классе, прирост по сравнению с началом эксперимента составил 42%. Умеют выявлять информационную угрозу 92 % учащихся, прирост 44 %, адекватно реагируют на информационную угрозу 89% учащихся, что на 36 % больше по сравнению с результатами в начале эксперимента. Необходимо отметить, что показатели в КК изменялись естественным образом и остались практически без изменения. В ЭК показатели изменились в среднем на 46% в положительную сторону, что позволяет судить об эффективности и целесообразности проводимых нами занятий.

В процессе экспериментальной деятельности мы выявили, что занятия по информационной безопасности способны не только развивать критическое мышление, но и умение выявлять информационные угрозы. Занятия способствуют развитию умения выявлять информационную угрозу через критическое восприятие получаемой информации.

Одной из задач нашего эксперимента являлось отслеживание умения критически оценить информацию учащимися начальных классов.

На начальном этапе обе группы учащихся могли пересказать информацию, 2% учащихся ЭК и 89 % учащихся КК. Дать собственную интерпретацию увиденного или услышанного было способно 56 % ребят из группы ЭК и 52 % из группы КК. Оценка информации вызвала затруднения, на начальном этапе эксперимента только 8 % учащихся ЭК и 10 % учащихся КК могли интерпретировать полученную информацию.

После эксперимента наиболее значимый для исследования показатель умения оценить информацию на наличие угроз имеет существенную разницу. В ЭК на 12 % больше ребят смогли дать собственную оценку информации.

В процессе экспериментальной деятельности мы выявили, что занятия по информационной безопасности способны не только развивать критическое мышление, но и умение выявлять информационные угрозы. Занятия способствуют развитию умения выявлять информационную угрозу через критическое восприятие получаемой информации.

Анализируя в целом результаты экспериментальной работы по развитию информационной безопасности, следует признать положительную динамику в развитии учащихся в ЭК. В экспериментальном классе изменилось соотношение количества учащихся умеющих идентифицировать угрозу по информационной безопасности. Подводя итог, можно констатировать, что поставленные в диссертационной работе задачи решены, цель исследования достигнута.

В заключении представлены основные выводы исследования:

1. В результате анализа исследований по философии, психологии, педагогике, социологии, экономике установлено, что проблема информационной безопасность младшего школьника – это актуальная проблема современного общества. Особо отметим такой аспект, как защита от информации является малоизученным, поэтому представленный в данном исследовании педагогический подход к развитию информационной безопасности является важной составляющей современной педагогики
2. Информационная безопасность младшего школьника - педагогически направляемый процесс, развития у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для минимизации последствий психического и нравственного развития, включает осознание и определение младшим школьником личностно – значимого смысла информации, идентифицирования информационной угрозы, стремление осознанно делать выбор, проявляя критическое отношение к информации.

3. В результате исследования доказано, что пути решения проблемы информационной безопасности лежат в педагогической плоскости, т.к. педагог способен развивать информационную грамотность, навыки критического мышления, способность к самоблокированию информации, подготовить, таким образом, сознание учащихся к противодействию негативным воздействиям информационных потоков.

4. Мы определили и экспериментально проверили, что условия формирования информационной безопасности младшего школьника напрямую зависят от четкости целей и содержания, программно-методического обеспечения педагогического процесса, уровня обученности самих педагогов основам информационной безопасности. Разработано содержание внеклассных занятий для начальной школы, выделены основные критерии и показатели формирования информационной безопасности, обоснованы требования к учителю, ведущему занятия по информационной безопасности.

Проведенные опытно-экспериментальные исследования и полученные в ходе его результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу исследования.

Вместе с тем, проведенное исследование не исчерпывает весь круг вопросов, связанных с решением данной проблемы. В плане перспективы мы видим разработку системы работы педагогов по обучению информационной безопасности учащихся различных возрастных групп, определение эффективности различных методов и способов обучения по данному направлению.

Таким образом, развитие информационной безопасности, по наше- му мнению, является перспективным не только для начальной школы, но и для среднего и старшего звена.
^

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

а) в реферируемых научных изданиях:


  1. Малых Т.А. Педагогические аспекты информационной безопасности // Народное образование. - М. 2007. № 5. С. 231-236.

  2. Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа плюс До и После. – М. 2007, № 7. С. 8-11.

  3. Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения // Профессиональное образование. Столица. – М.2007. № 6. С.30.

  4. Малых Т.А. Ребенок у компьютера: за или против// Воспитание школьников. - М.2008. № 1.С.56-58.

б) в других научных и научно-методических изданиях:

4. Малых Т.А. Проблемы информационной безопасности личности. Актуальные проблемы права, экономики и управления: Сбор.статей междунар.науч.-практ. конф. Иркутск: СИПЭУ, 2007. Вып.3,Т.2. – С. 33-36.

5. Малых Т.А. Педагогические аспекты информационной безопасности: Социальная педагогика: проблемы социализации детства: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. - Саратов: ООО «Изд.Центр «Наука», 2007. – С.181-187.

6. Малых Т.А. Информационная безопасность в условиях становления Глобального коммуникационного пространства: Совершенствование содержания и технологии воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях: Матер.регион.науч.-практ.конф.-Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2006. –С. 63-67.

7. Малых Т.А. Гуманистическая парадигма образования в контексте изменяющейся образовательной среды. Социальная регионология. Межвузов.ежегодник – Иркутск: ИГУ, 2006.-С.151-156.





Похожие:

Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconДокументы
1. /Шурба Т.В. Семейная микросреда как условие личностного развития младшего школьника и...
Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconЦентр развития образования
Гиа-9 2014 года об общеобразовательных организациях муниципальное казённое учреждение центр развития образования просит предоставить...
Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconНедаром говорится: «Шутка минутка, а заряжает на час»
Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности...
Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconФормирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младшего школьника
...
Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconБиология Общая характеристика программы
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,...
Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconГеография Общая характеристика программы
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,...
Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconПояснительная записка Математика 1 класс
Изучение математики имеет особое зна­чение в развитии младшего школьника. Приобретенные им зна­ния, первоначальное овладение математическим...
Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconХимия Общая характеристика программы
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного...
Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconТематический план уроков психологического развития учащихся 1 ступени Задачи программы для 1 ступени обучения (1-4 классы)
Психолого-педагогические аспекты развития и воспитания толерантности учащихся в адаптивной школе
Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования iconОрганизационно – управленческой деятельности, деятельности коллектива в условиях реализации проекта «Технологические условия развития творческого потенциала учащихся сельской школы»
Ы «Технологические условия развития творческого потенциала учащихся сельской школы». Основными причинами, побудившими нас обратиться...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации