Терминология медиаобразования icon

Терминология медиаобразования




НазваниеТерминология медиаобразования
Дата конвертации23.03.2015
Размер93.59 Kb.
ТипАнализ
источник

Терминология медиаобразования

А.В.Федоров

Опубликовано в журнале:

Федоров А.В. Терминология медиаобразования

//Искусство и образование. 2000. № 2. С.33-38.


Анализ научной литературы

(О.А.Баранов, К.Бэзэлгэт, И.В. Вайсфельд, К.Ворсноп, Л.С.Зазнобина, И.С.Левшина, Л.Мастерман, С.Н.Пензин, Г.А.Поличко, А.В.Спичкин, К.Тайнер, Ю.Н.Усов, А.В.Шариков, Э.Харт и др.)

показывает, что за последние десятилетия сложилась определенная система основных терминов, которыми оперирует медиаобразование:

-«адресат медиаобразования» (“the addressee of media education”) – школьник, студент, учитель, преподаватель, работник медиасферы (медиатеки, учебного телевидения и т.д.);
-«ассоциация» (“connotation”) – процесс, при котором возникает смысловая связь между образами и представлениями медиатекста;
-«аудиовизуальное мышление» (“audiovisual thinking”): творческая деятельность, основанная на эмоционально-смысловом соотнесении и образных обобщениях частей экранного текста;
-«жанр» (“genre”) – группа медиатекстов, выделенных на основе сходных черт их внутреннего строения (трагедия, комедия, драма, мелодрама, интервью, репортаж и т.д.);
-«задачи медиаобразования» (“tasks of media education”) – обучить грамотно «читать» медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности;
-«зум»(“zoom”) –переменный фокус, создающий видимость приближения или удаления от объекта съемки;
-«кадр» (“shot”) – основная единица структуры экранного произведения, один
длящийся кусок аудиовизуального текста, начинающийся и заканчивающийся стыком с другим куском; «установочный кадр» (“establishing shot”); «кадр общего плана» (“long shot”), “кадр среднего плана” (“medium shot”)
-«кинообразование» (“film education”) – процесс образования и развития личности средствами и на материале киноискусства с целью формирования культуры общения с экраном, творческих, коммуникативных способностей, умений интерпретации, анализа и оценки кинотекста, обучения различным формам самовыражения при помощи кинотехники. Содержание кинообразования: основы киноведения (виды и жанры киноискусства, функции кинематографа в социуме, киноязык, история киноискусства и т.д.), сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональный и любительский кинематограф, киновидеопрокат, киноклубное движение, телевидение, учреждения досуга, образовательные учреждения и т.д.), практические творческие задания на материале киноискусства.
-«кинотекст» (“film text”, “film construct”) – информационное сообщение, содержащее, изложенное в любом виде и жанре кинематографа (игровой, документальный, анимационный, учебный, научно-популярный фильм);

-«ключевые понятия медиаобразования» (“key concepts of media education”) – «восприятие», «художественно-творческая деятельность», «воспроизведение», «интерпретация», «анализ», «оценка», «источник информации», «освоение информации», «категория медиатекста», «язык медиатекста», «технология», «аудитория». При этом некоторые деятели медиаобразования (к примеру, С.Н.Пензин) считают, что к ключевым аспектам (принципам) медиаобразования следует отнести также единство рационального и эмоционального в эстетическом восприятии и «синтез эстетического и этического», т.к. нельзя ограничиваться обучением аудиовизуальной грамотности. Кроме того, необходимо понимание, что медиа – это не реальность, а ее отражение, репрезентация через систему знаков, символов и т.д.;
-«код» (“code”) – результат приведения в систему неких условных понятий, чтобы знакомая с «кодом» аудитория могла опираться на него при восприятии, интерпретации и анализе медиатекста (например, марка студии, эмблема и пр.);
-«коллаж» (“collage”) – использование разностильных объектов и фактур в одном медиатексте;

-«критическая автономия» (“critical autonomy”) – сформированная на базе критического мышления независимость суждений и анализа медиатекста;
-«критическое мышление» (“critical thinking”) – аналитический процесс, основанный на развитом «аудиовизуальном восприятии» и «аудиовизуальном мышлении». Данный процесс приводит к интерпретации и оценке смысла (в том числе и «зашифрованного») медиатекста;
-«купирование» (“crop”) – усечение аудиовизуального образа медиатекста;

-«медиа» (“media”): - «средства массовой коммуникации» - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией);
-«медиавоздействие» (“effects”, “media effects”) – воздействие медиатекстов на аудиторию: в сфере воспитания и образования, развития сознания, формирования поведения, взглядов, реакций, откликов, распространения информации и т.д.;
-«медиавосприятие» (“mediation”): восприятие «медиареальности», чувств и мыслей авторов экранных произведений (текстов);
-«медиаграмотность» (“media literacy”) - умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст;
-«медиаискусства» (“media arts”) – искусства, основанные на медиаформе (то есть форме средств массовой коммуникации) воспроизведения действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, киноискусства, художественного телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.);
-«медиакультура» (“media culture”) – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» или «аудиовизуальная культура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа;
-«медиаобразование» (“media education”) – процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Содержание медиаобразования: основы искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме, язык медиа, история медиакультуры и т.д.), сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой информации, любительская медиасфера, каналы распространения медиа, киноклубные движения в медиасфере, учреждения досуга, образовательные учреждения и т.д.), практические творческие задания на медиаматериале.
-«медиатекст» (“media text”, “media construct”) – информационное сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.);
-«методика медиаобразования» (“methodology of media education”) – процесс обучения основам медиакультуры в плане содержания данного образования и деятельности педагога и ученика, с учетом, вариативности, импровизации, диалогической формы преподавания и учения и требований к составляющим образовательного процесса;
-«методы медиаобразования» (“methods of media education”): способы работы педагога и ученика, при помощи которого достигаются цели медиаобразования. Типичные методы: словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ, дискуссия и т.д.); наглядные (просмотр аудиовизуального материала), репродуктивные, исследовательские, эвристические, проблемные, игровые (моделирование художественно-творческой деятельности создателей медиатекста, импровизация и т.д.); Данные методы основаны на следующих дидактических принципах: социокультурное развитие творческой личности в процессе обучения, научность, систематичность и доступность обучения, связь теории с практикой, наглядность, активность аудитории, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с окружающей действительностью, положительный эмоциональный фон, учет индивидуальных особенностей учащихся
-«монтаж» (“montage”, “cutting”, “cut”) – процесс создания экранного произведения путем «сборки», «склеивания» единого целого из отдельно взятых кадров;
-«монтажная запись» (“cutting recording”). – последовательная покадровая запись содержания медиа/кинотекста, включая номер кадра, крупность плана, движение камеры, содержание кадра – аудиовизуальный ряд, спецэффекты и т.д.;

-«монтажная фраза» (“cutting phrase”)– последовательность кадров, объединенных общим смыслом;
-«обозначение» (“denotation”) – процесс, когда те или иные значения задаются медиатекстом;
-«план» (“frame”) – масштаб изображения (общий, средний, крупный, деталь); «установочный план» – «крупный план» – “close-up”;
-«предмет медиаобразования» (“subject of media education”) – взаимодействие человека с медиа, медиаязык и его использование в социуме, медиа и его функционирование в социуме, система знаний и умений, необходимых человеку для полноценного восприятия и анализа медиатекстов, для социокультурного развития творческой личности;
-«ракурс» (“angle”) – угол съемки, угол «зрения» камеры по отношению к изображаемому объекту;
-«раскадровка» (“storyboard”) – покадровое планирование экранного медиатекста на предварительной стадии его создания;
-«ритм» (rhythm) – одно из средств формообразования в медиатексте, основанное на закономерной повторяемости в пространстве или во времени неких элементов через соизмеримые интервалы;
-«символ»(“symbol”); - условный знак, обозначающий иной смысл, образ предмета, который имеет несколько значений;
-«смысловые части (единицы) медиатекста» (“parts of media text’s meaning”) - события, сцены, эпизоды, кадры, элементы композиции, создающие единый медиатекст;
-«средства массовой информации» (“means of mass information”) – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории;
-«средства массовой коммуникации» (“means of mass communication”) - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (коммуникантом) и объектом (коммуникатором);

-«сцена» (“scene”) – часть медиатекста, ограниченная местом действия:
-«сценарий» (“film script”, “scenario”) – литературная основа медиатекста;

-«сюжет» (“subject”; “topic”) – содержание действия, «осмысленная фабула» медиатекста;
-«тема» (“theme”) – жизненный материал медиатекста;
-«условность медиатекста» (“convention”) – элементы кода, общепринятый способ извещения о специфическом значении той или иной части медиатекста;
-«фабула» (“plot”, “story”) – цепь событий в сюжете медиатекста;
-«формы медиаобразования» (“forms of media education”): интеграция в традиционный учебный предмет, автономные уроки, лекции, семинары, факультативы, кружки, медиа/киностудии, медиа/киноклубы, обязательный предмет в специализированных учебных заведениях, спецкурсы;
-«экранные (аудиовизуальные) искусства» (“screen (audiovisual) arts”) – искусства, основанные на экранной форме воспроизведения (киноискусство, художественное телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.) действительности;
-«экранный образ» (“screen image”) – материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме экранного повествования;
-«эпизод» (“episode”) – часть медиатекста, состоящая из одной или нескольких сцен, которые объединены общей темой, общим конфликтом;
-«язык медиа» (“discourse”, “media language”) - комплекс средств и приемов экранной выразительности.



Похожие:

Терминология медиаобразования iconМедиаобразования, медиаграмотности, медиапедагогики, медиакомпетентности
А. В. Федоров. Книги и статьи по теме медиаобразования, медиаграмотности, медиапедагогики, медиакомпетентности
Терминология медиаобразования iconКорконосенко доктор политических наук, профессор кафедры связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «лэти» культура чтения как основа медиаобразования специалиста
Корконосенко С. Г. Культура чтения как основа медиаобразования специалиста//PR, бизнес, сми: партнерство и конкуренция/ Отв сек....
Терминология медиаобразования iconДокументы
1. /Терминология для составления конспекта урока.doc
Терминология медиаобразования iconМедиаобразование
Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования
Терминология медиаобразования iconПрезидентская библиотека им. Б. Н. Ельцина новый системообразующий элемент русскоязычного сегмента киберпространства и потенциальный вектор развития системы медиаобразования
Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина – новый системообразующий элемент русскоязычного сегмента киберпространства и потенциальный...
Терминология медиаобразования iconДайте мне лабораторию, и я приподниму мир Бруно Латур Эколь де Мин, Париж1 Теперь, когда появились исследования
«общественную стратегию» и «масштабные экономические рычаги» «микроразногласиям», «оппортунизму» и «лабораторному фольклору». Изменилась...
Терминология медиаобразования iconПрограмма или 12 рекомендаций по медиаобразованию
В процесс медиаобразования должны быть вовлечены как можно больше его сторонников. Особая актуальность Грюнвальдской Декларации заключается...
Терминология медиаобразования iconАктуальность медиаобразования
Оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации