«Особенности переходных возрастов год, три года, семь лет, десять и четырнадцать лет. Как взрослые могут смягчить упрямство и неуправляемость детей в эти кризисные моменты» icon

«Особенности переходных возрастов год, три года, семь лет, десять и четырнадцать лет. Как взрослые могут смягчить упрямство и неуправляемость детей в эти кризисные моменты»




Название«Особенности переходных возрастов год, три года, семь лет, десять и четырнадцать лет. Как взрослые могут смягчить упрямство и неуправляемость детей в эти кризисные моменты»
Дата конвертации16.05.2015
Размер40.34 Kb.
ТипДокументы
источник

«Особенности переходных возрастов - год, три года, семь лет, десять и четырнадцать лет. Как взрослые могут смягчить упрямство и неуправляемость детей в эти кризисные моменты»
Сегодня наш разговор пойдет о проблемах роста. Развитие ребенка нельзя представить как процесс, идущий ровно по восходящей. Иногда ребенок поражает родителей внезапными знаниями, а иногда вдруг кажется, что он забыл все, что знал. У каждого человека свой, индивидуальный темп развития, но при обобщении можно проследить и общие закономерности в процессе становления личности.

Выделяют стабильные и переходные возрастные периоды. Стабильные периоды развития не несут особых проблем, ребенок в это время относительно спокоен и послушен. Его устраивают те условия, в которых он растет. Но в один прекрасный момент эти условия исчерпывают себя как источники развития, и ребенок требует их изменения. Именно эти периоды психологи называют переходными, или кризисными. Границы начала и конца кризиса не определены, но взрослые вдруг отчетливо начинают замечать упрямство, неповиновение, протест, внезапные вспышки эмоций в поведении детей. Кризисы необходимы для нормального развития в моменты перехода с одной его ступени на другую, поэтому их должен пережить каждый ребенок. Однако кризисные проявления можно смягчить, обеспечив необходимые условия для перехода на следующий, стабильный этап. Осталось только описать эти необходимые условия, особенные для каждого возраста.

Первый кризис, требующий от родителей терпения и изменения отношения к ребенку - это кризис одного года. Малыш делает свои первые самостоятельные шаги и сразу же начинает требовать независимости, протестуя против ограничений. И если раньше ребенка можно было отвлечь, переключить, то теперь он не поддается на эти уловки. Усугубляется этот кризис еще и тем, что ребенок не владеет речью, и часто взрослый не понимает его требований. С одной стороны, это стимулирует развитие речи, а с другой - вызывает яркие эмоциональные вспышки. Единственный путь в преодолении упрямства ребенка в этот период - дать ему самостоятельность там, где это возможно: убрать из его поля зрения все привлекательные предметы, которые трогать нельзя. Необходимо ограничить до минимума запреты, которые должны быть четкими и обязательными в любых ситуациях. Огромным удовольствием для малыша от года до трех лет является его включение в деятельность взрослого в качестве "помощника": ребенок любит находиться рядом со взрослым, делать то, что и взрослый, теми же орудиями, что и взрослый. Ребенок учится обращаться с ложкой, расческой, веником, молотком и т.д. Учитывая названные возрастные особенности можно относительно спокойно пережить этот кризисный возраст.

Следующий кризис протекает обычно острее, чем предыдущий. Это кризис трех лет, или кризис, известный под названием "я сам". Ребенок явно преувеличивает свою самостоятельность и требует ее даже в тех ситуациях, где без помощи взрослого обойтись не может. Родители должны в этот период научиться по-новому относиться к своему малышу, учитывая проявления его характера: давать ему возможность выбора и принятия самостоятельных решений в тех ситуациях, где это ему по силам; спрашивать его совета; разрешать самостоятельно одеваться и выполнять разные поручения, не ограничивая при этом его во времени (не "впопыхах" перед выходом в детский сад). Очень важно уже в этом возрасте объяснять причину запретов и согласовывать требования всех членов семьи. А одним из ключиков к хорошему настроению ребенка и к сохранению контакта с ним в этот период является игра. Именно в игровой форме можно разрешить все возникающие разногласия и проблемы, потому что для ребенка от 3 до 7 лет игра является всем.

Следующий кризис наступает перед школой, и называется он кризисом "потери непосредственности". Ребенок как будто начинает все время смотреть на себя со стороны: кривляется перед взрослыми, привлекает к себе внимание, "воображает". Суть этого кризиса в желании ребенка выполнять общественно-значимую деятельность, а не играть и ходить в детский садик. Все чаще в сюжеты игр вклинивается момент "пошел на работу". Естественным разрешением этого кризиса является переход к школьному обучению. Но не всегда эти два момента совпадают. Иногда ребенок идет в школу без желания, когда еще не наступил кризисный момент и не вызрела потребность в смене деятельности. Учеба для него уже не является привлекательной, и он требует самостоятельности в ситуациях вне школы. Поэтому важно развивать у ребенка интерес к школе, а не запугивать его и себя, как это у нас принято в последнее время, непомерными трудностями школьной программы. И интерес этот должен быть не к школьным принадлежностям, а к тем знаниям, которые ребенок получит в результате обучения.

Последний кризис - самый яркий и сложный - это кризис подросткового возраста. Начинается он у всех по- разному: у некоторых в 11, а у других - в 14 лет. Именно в этот период дети отказываются от помощи взрослых. Родители страдают от кажущейся потери собственного авторитета в глазах сына или дочери. На этом этапе подростки требуют нового отношения к ним взрослых на основе партнерства и равноправия. Им не хватает теперь для оценки людей и событий слов "плохо" и "хорошо". Они начинают видеть сильные и слабые стороны сначала в поведении окружающих, а потом и в своем собственном поведении. А это сильно влияет на формирование уже осознанной самооценки. Вот тут необходимо учить ребенка правильно относиться к чужим и своим недостаткам, используя психологическую поддержку. И, как кризис "я сам", этот кризис тоже имеет свой "золотой ключик" - ваше доверие. Ничто так не ранит душу подростка, как извечные подозрения и критика со стороны родителей. И только ваше доверие способно остановить его от тяжелого проступка. Не бойтесь открыто говорить с сыном или дочерью о любых проблемах, не скрывайте от них своих эмоций, слабостей и настроения, передавайте им свое отношение к жизни и свои оценки происходящего не в виде нравоучений, а в форме обсуждения текущих событий. Признавайте за ними право на собственное мнение и на собственные способы поведения и попытайтесь уважать их выбор. Пусть ваших уже выросших детей не покидает уверенность в вашей любви и в вашем безусловном их принятии, в том, что в любой ситуации вы не откажете им в помощи и в поддержке. А дальше в силу вступают законы общения во взрослом мире.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГП ФИЛИМОНОВОЙ ОЛЬГИ



Похожие:

«Особенности переходных возрастов год, три года, семь лет, десять и четырнадцать лет. Как взрослые могут смягчить упрямство и неуправляемость детей в эти кризисные моменты» iconрабочей программы
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет с
«Особенности переходных возрастов год, три года, семь лет, десять и четырнадцать лет. Как взрослые могут смягчить упрямство и неуправляемость детей в эти кризисные моменты» iconрабочей программы
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет с
«Особенности переходных возрастов год, три года, семь лет, десять и четырнадцать лет. Как взрослые могут смягчить упрямство и неуправляемость детей в эти кризисные моменты» iconПсихологические особенности личности подростка, употребляющего психоактивные вещества. Педагог-психолог
Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются как кризисные, связанные с перестройкой, как на физиологическом...
«Особенности переходных возрастов год, три года, семь лет, десять и четырнадцать лет. Как взрослые могут смягчить упрямство и неуправляемость детей в эти кризисные моменты» iconРабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»
Возрастные особенности детей 3-4 лет
«Особенности переходных возрастов год, три года, семь лет, десять и четырнадцать лет. Как взрослые могут смягчить упрямство и неуправляемость детей в эти кризисные моменты» iconРабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»
Пояснительная записка стр. 3 Возрастные особенности развития детей 3-4 лет ст
«Особенности переходных возрастов год, три года, семь лет, десять и четырнадцать лет. Как взрослые могут смягчить упрямство и неуправляемость детей в эти кризисные моменты» iconРешение которой направлен проект
В данном классном кабинете английского языка 17 лет не проводился ремонт, иногда делали только «косметическое обновление». 17 лет...
«Особенности переходных возрастов год, три года, семь лет, десять и четырнадцать лет. Как взрослые могут смягчить упрямство и неуправляемость детей в эти кризисные моменты» iconСценарий мероприятия «65 лет со дня великой победы»
Учитель: 9 мая 2010 года в 65-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное...
«Особенности переходных возрастов год, три года, семь лет, десять и четырнадцать лет. Как взрослые могут смягчить упрямство и неуправляемость детей в эти кризисные моменты» iconT. В. M. фон Беркель Пророчества как средство давления
Англия имела бы дело с последним и самым серьезным кризисом в ряде семь, из которого первый имел место в 1649 (обезглавливание Чарльза...
«Особенности переходных возрастов год, три года, семь лет, десять и четырнадцать лет. Как взрослые могут смягчить упрямство и неуправляемость детей в эти кризисные моменты» iconРабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»
Охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет (вторая...
«Особенности переходных возрастов год, три года, семь лет, десять и четырнадцать лет. Как взрослые могут смягчить упрямство и неуправляемость детей в эти кризисные моменты» iconИван константинович захаров
В юные годы Ваня знал о войне больше из рассказов отца, чем из книг. Учиться ему довелось совсем мало – четыре года. А отец был страстным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации