Справочник для подготовки к гиа по русскому языку 9 класс icon

Справочник для подготовки к гиа по русскому языку 9 класс




НазваниеСправочник для подготовки к гиа по русскому языку 9 класс
страница1/5
Русакова И.Л
Дата конвертации16.05.2015
Размер0.57 Mb.
ТипСправочник
источник
  1   2   3   4   5

Лодейное Поле

2011/12 уч.г.

Справочник

для подготовки к ГИА

по русскому языку
9 класс
Составитель:

Русакова И.Л.,

добавлено

Харичевой Г.Н.
Инструкция для учащихся по выполнению экзаменационной работы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся

4 часа (240 минут). Работа состоит из 3-х частей.
Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на отдельном листе.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1–А7) и 9 заданий с кратким ответом (В1–В9).

К каждому заданию с выбором ответа (А1–А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1–В9 Вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отведённом для этого месте словами или цифрами.

В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическими словарями.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при

оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для

экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу,

и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Характеристика структуры и содержания КИМ
В работу по русскому языку включены 7 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных, 9 заданий, требующих самостоятельного краткого ответа учащегося, и 2 задания с развернутым ответом: краткое изложение и одно альтернативное задание (сочинение).

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.

Часть 1 – краткое изложение.

Часть 2 (А1–А7, В1–В9) – задания с выбором ответа и задания с кратким ответом.

Часть 3 (С2.1 или С2.2) – задания открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющие умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Распределение заданий по частям работы


Части

работы

Число

заданий

Максимальный

первичный балл

Типы заданий

Часть 1

1

(С1)

7

Задание с развернутым

ответом


Часть 2


7

(А1–А7)

7

Задания с выбором ответа

9

(В1–В9)

9

Задания с кратким ответом

Часть 3

1

(С2.1 или С2.2)

9

Задание с развернутым

ответом

Части 1 и 3

(С1 и С2.1 или С2.2)




10 баллов за практическую

грамотность и фактическую

точность речи




Итого:

18

42





План демонстрационного варианта экзаменационной работы











Проверяемые элементы содержания

Максимальный

балл за

выполнение

задания


Время выполнения




1



С1

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

Создание текстов различных стилей и функционально- смысловых типов речи.

Грамматические нормы (морфологические нормы).

Грамматические нормы (синтаксические нормы).

Лексические нормы.

Пунктуация в простом и сложном предложениях.

Орфограмма.



71 баллов



90 мин

2

А1

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

1 балл

8 мин

3

А2

Анализ текста. Лексическое значение слова

1 балл

5 мин

4

А3

Выразительные средства лексики и фразеологии.

Анализ средств выразительности.

1 балл

6 мин

5

А4

Фонетика. Звуки и буквы.

Фонетический анализ слова.

1 балл

4 мин

6

А5

Правописание корней.

Правописание словарных слов.

1 балл

4 мин

7

А6

Правописание приставок.

Слитное, дефисное, раздельное написание.

1 балл

4 мин

8

А7

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.

Правописание личных окончаний глаголов и

суффиксов причастий настоящего времени.

1 балл

5 мин

8

В1

Лексика и фразеология.

Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

1 балл

5 мин

9

В2

Словосочетание

1 балл

4 мин

10

В3

Предложение.

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

1 балл

6 мин

11

В4

Осложненное простое предложение

1 балл

6 мин

12

В5

Пунктуационный анализ.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1 балл

5 мин

13

В6

Синтаксический анализ сложного предложения.

1 балл

6 мин

14

В7

Пунктуационный анализ.

Знаки препинания в сложносочиненном и в сложноподчиненном предложении.

1 балл

5 мин

15

В8

Синтаксический анализ сложного предложения.

1 балл

6 мин

16

В9

Сложные предложения с разными видами связи между частями.

1 балл

6 мин

17

С2

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

Грамматические нормы (морфологические нормы).

Грамматические нормы (синтаксические нормы).

Лексические нормы.

91 балл

65 мин


1 При проверке заданий С1 и С2 оценка практической грамотности и фактической точности

письменной речи экзаменуемого производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов.

Распределение времени во время экзамена




Работа организатора

Действия экзаменуемых

Примерное время

1

Поставить аудиозапись

первый раз

Прослушивают исходный

текст. Во время чтения текста экзаменуемым

делают записи в

черновике

2,5–3 минуты

2

Дать время на осмысление текста

Работают с черновиками

3–4 минуты

3

Поставить аудиозапись

второй раз

Прослушивают исходный

текст

2,5–3 минуты

4

Выключить запись.

Сообщить о начале написания изложения и о

возможности пользоваться

словарем







5





Пишут сжатое изложение

80 минут

6




Знакомятся с текстом для чтения, выполняют задания, связанные с содержательным и

лингвистическим анализом прочитанного текста.

85 минут

7




Написание сочинения-рассуждения (С2.1 или С2.2)

65 минут


Во время испытаний при выполнении всех частей работы экзаменуемые имеют право пользоваться орфографическим словарем.

Часть 1. Сжатое изложение.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы (3 микротемы), так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ

(Из методических рекомендаций ФИПИ).

Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:

  1. разделение информации на главную и второстепенную,

исключение несущественной и второстепенной информации;

  1. свёртывание исходной информации за счёт обобщения

(перевода частного в общее).

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

  1. Замены:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

  • замена сложноподчинённого предложения простым.

  1. Исключения:

  • исключение повторов;

  • исключение фрагмента предложения;

  • исключение одного или нескольких из синонимов.

  1. Слияния:

  • слияние нескольких предложений в одно.

Три основные вида сжатия информации – объединение, замена, удаление.
Сжатое изложение проверяет:

  1. умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

  2. умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

  3. умение письменно передавать обработанную информацию.

Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.

Что сохранить при сжатом изложении?

- связность текста, содержание текста, тему, идею высказывания;

- последовательность изложения;

- четкий переход от одного к другому;

- микротемы;

- ключевые слова и обороты речи;

- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит текста.
Что можно исключить при сжатии текста?

- примеры, доказательства, попутные сведения, детали, подробности, лирические отступления;

- обобщающие слова и предложения;

- однородные члены;

- повторы;

- диалог;

- пространное описание природы, чувств, настроений;

- обязательна замена прямой речи косвенной;

- обязательна замена 1 лица на 3-е.
Можно ли менять последовательность частей изложения?

Желательно оставить той же.
Можно ли изменить стиль текста и тип речи?

- при сжатии художественного повествования утрачивается образность и эмоциональность, оно превращается в подобие информационного сообщения, описываются действия, их характеристики, описания исключаются;

- при сжатии рассуждения необходимо сохранить все аргументы, сократив лишь излишние подробности.
МИКРОТЕМА – Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.

Каждый абзац на письме выделяют красной строкой – небольшим отступом.

Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

Как слушать текст, чтобы понять его содержание
1. Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания. Чётко сформулируйте цель аудирования и старайтесь подчинить ей всю работу с аудиотекстом.

2. В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них ключевые слова и выражения и составляя логико-смысловую схему текста, на основе которой запишите его план. Следите за интонационным выделением слов и фрагментов текста, так как именно с их помощью привлекается внимание слушателя к ключевым понятиям и мыслям.

3. Помните о том, что лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего аудиотекста.
Текст для прослушивания

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

(По А. Никонову)

135 слов

Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности.

2

Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным.

3

Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, – единственная сила,

обеспечивающая нравственное поведение человека.
  1   2   3   4   5



Похожие:

Справочник для подготовки к гиа по русскому языку 9 класс iconПрограмма по русскому языку рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе
Русский язык. 6 класс. Под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа. – 2005
Справочник для подготовки к гиа по русскому языку 9 класс iconПрограмма по русскому языку для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), программно-методических материалов...
Справочник для подготовки к гиа по русскому языку 9 класс iconСистема подготовки школьников к гиа по обществознанию гиа – как форма итоговой аттестации учащихся 9-х классов
«Подготовка к гиа», индивидуальных занятиях, во время подготовки к олимпиадам. Такая всесторонняя подготовка позволяет в конце 9-го...
Справочник для подготовки к гиа по русскому языку 9 класс iconРабочая программа по русскому языку 1 класс Принято на заседании
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Справочник для подготовки к гиа по русскому языку 9 класс iconДокументы
1. /Рабочие программы по русскому языку и литературе на 2014-2015 уч.г/Датай Е.Г. 2014-2015/10...
Справочник для подготовки к гиа по русскому языку 9 класс iconОсвоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (далее гиа 9) по русскому языку и математике
Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (далее...
Справочник для подготовки к гиа по русскому языку 9 класс iconПрограмма по русскому языку 11 класс по умк г. Ф. Хлебинской
Программа предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом уровне и составлена в соответствии с Федеральным базисным...
Справочник для подготовки к гиа по русскому языку 9 класс iconДокументы
1. /рабочая программа по русскому языку 2 класс/календарно-тематическое планирование (Восстановлен).docx
Справочник для подготовки к гиа по русскому языку 9 класс iconПрограмма по русскому языку 6 класс

Справочник для подготовки к гиа по русскому языку 9 класс iconК рабочей программе по русскому языку (5 класс)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации