Госдарственное бюджетное учреждение архангельской области «служба спасения имени и. А. Поливаного» icon

Госдарственное бюджетное учреждение архангельской области «служба спасения имени и. А. Поливаного»




НазваниеГосдарственное бюджетное учреждение архангельской области «служба спасения имени и. А. Поливаного»
Дата конвертации06.04.2015
Размер409.66 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

ГОСДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЛУЖБА СПАСЕНИЯ ИМЕНИ И.А. ПОЛИВАНОГО»



СОГЛАСОВАНО:

Руководитель

Агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты

Архангельской области
__________________ Уваров А.В.

«____» ______________ 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ:

И.о. начальника

Государственного бюджетного учреждения Архангельской области

«Служба спасения

им. И.А. Поливаного»
____________________ В.П. Дробот

«_____» ______________ 2013 г.


^ Методические рекомендации

по предотвращению чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях и организации эвакуационных мероприятий

2013г.

Аннотация.

Методические рекомендации призваны оказать помощь руководителям, преподавателям и лицам, ответственным за пожарную безопасность в образовательных учреждениях в профилактике пожарной безопасности и грамотной организации эвакуации людей в случае чрезвычайной ситуации.
Методические рекомендации содержат теоретическую часть.

Навыки по применению первичных средств пожаротушению рекомендовано осваивать на семинарах по пожарной безопасности. (см. Приложение 2).

Содержание:

1.

Термины и определения

Стр. 3

2.

Противопожарный режим в образовательном учреждении.

Ответственность.

4

3.

ЧС в образовательном учреждении. Распыление неизвестного вещества.

6

4.

Пожар в образовательном учреждении:

- причины пожаров;

- опасные факторы пожара;

- условия для возникновения и протекания пожара;

- классификация материалов по их возгораемости.

7

5.

Фазы пожара.

9

6.

Подготовка к эвакуации. Основные правила.

12

7.

Документальное оформление тренировочных мероприятий по эвакуации.

12

8.

Этапы тренировки. Алгоритм действий участков эвакуации.

13

9.

Ошибки при эвакуации.

15

10.

Помощь специалистов.

16

11.

Психофизиологические особенности поведения людей при пожаре.

17

12.

Приложение 1. Образцы бланков документов.

21

13.

Приложение 2. Описание семинара по пожарной безопасности.

28



Термины и определения.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

^ Опасные факторы пожара – факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и/или к материальному ущербу;

Очаг пожара – место первоначального возникновения пожара;

^ Первичные средства пожаротушения – переносные или передвижные средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития;

^ Безопасная зона – зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют;

Система противопожарной защиты – комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и/или ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты;

Эвакуация – процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара;

^ Эвакуационный выход – выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону;

Эвакуационный путь – путь движения и/или перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;

^ Аварийный выход – дверь, люк или иной выход, которые ведут на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону, используются как дополнительный выход для спасания людей, но не учитываются при оценке соответствия необходимого количества и размеров эвакуационных путей и эвакуационных выходов и которые удовлетворяют требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре.

^ Эвакуационные пункты сбора – места построения эвакуируемых людей и складирования ценных документов и материальных ценностей, в зависимости от времени года и видов эвакуации.
Противопожарный режим в образовательном учреждении.

Основными нормативными документами, регламентирующими правила пожарной безопасности, являются:

  • Федеральный закон от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 30.11.11г.);

  • Постановление Правительства РФ от 25.04.2012г. №390 «О противопожарном режиме» (взамен ППБ 01-03);

  • приказ МЧС РФ от 12.12.07 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;

  • Федеральный закон от 22.07.08 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Правила противопожарного режима регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 и заменяют собой ранее действовавшие Правила пожарной безопасности в РФ, утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».

Правила разработаны для организации противопожарного режима на производственных объектах, в местах массового пребывания людей (в больницах, детских садах, школах, лагерях и т. п.), жилых домах, на транспорте и др.

В отношении образовательных учреждений, сохранены требования по проведению основных мероприятий по пожарной безопасности, в т.ч.:

  • разработка и внедрение общеобъектовой инструкции по пожарной безопасности;

  • обучение ответственных лиц и руководителей образовательного учреждения пожарно-техническому минимуму;

  • проведение инструктажей по пожарной безопасности;

  • разработка планов эвакуации и размещение информационных табличек в здании и на территории образовательного учреждения;

  • оснащение помещений специальным оборудованием и противопожарными средствами;

  • организация и проведение тренировочных мероприятий в части пожарной безопасности.

Также в Правилах (п.14) предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте требований, установленных ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака". Запрет курения табака на территории и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг и т.п. прописан и в Федеральном законе № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Другими словами, курение табака в зданиях и на территории школ и других учебных заведениях запрещено. Как запрещено и организовывать места для курения, позволять курить в туалетах, в учительских и в кабинете директора.

Ответственность за нарушение этого требования несет директор школы/дошкольного образовательного учреждения, как должностное лицо.

Государственный инспектор пожарного надзора за выявленные нарушения обязан привлечь виновного к административной ответственности по КоАП РФ ст.20.4 часть 1 Нарушение требований пожарной безопасности.

Административный штраф на должностных лиц составит – от 6000 до 15000 рублей; на юридических лиц (саму школу) – от 150000 до 200000 тысяч рублей.

Что касается наказания детей, то административная ответственность наступает с 14 лет.

К дисциплинарной ответственности привлекаются работники организаций в соответствии с действующим законодательством о труде, если данное нарушение содержит признаки дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащие исполнение работником таких обязанностей, как соблюдение требований по обеспечению безопасности труда или незамедлительное сообщение о ситуации, в т. ч. очаге пожара, представляющем угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества. За совершение дисциплинарного проступка работодатель может применить такие взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, а по отношению к отдельным категориям работников — и др. взыскания в соответствии с действующим законодательством, уставами, положениями о дисциплине.

К уголовной ответственности в соответствии с УК РФ привлекаются лица, противоправное деяние которых содержит признаки преступления. В частности, за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога (взрыва) виновник наказывается лишением свободы на срок до 5 лет; за нарушение правил пожарной безопасности, если это повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, — штрафом до 200 МРОТ либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) до 3 лет; за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — лишением свободы на срок до 10 лет, с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 3 лет.

Далее, в обязанности руководителя организации входит обеспечение наличия на объекте с ночным пребыванием людей инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (п. 9 Правил).

Особое внимание уделено обеспечению пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий (дискотек, представлений, торжеств и т. п.).

Так, помещение или помещения, где будут проходить мероприятия, подлежат предварительному визуальному осмотру, который проводит ответственное лицо. В ходе всего мероприятия за действием на сцене и в зальных помещениях наблюдают дежурные.

Запрещено:

  • размещать новогоднюю елку в непосредственной близости от стен (расстояние веток от стен и потока должно быть не менее 1 метра);

  • украшать елку марлей и ватой, не пропитанной огнезащитными составами;

  • применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы и свечи;

  • проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работу;

  • уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.

  • полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений;

  • допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми.

В данном разделе лекции представлены лишь некоторые пункты Правил противопожарного режима. Руководителям и лицам ответственным за пожарную безопасность в образовательных учреждения рекомендовано изучить данный документ в рамках самостоятельной подготовки.
^ ЧС в образовательном учреждении. Распыление неизвестного вещества.

Чрезвычайные ситуации разнообразны, как по характеру, так и по масштабу происшествия. Наиболее распространенные ЧС в образовательных учреждениях – это сообщение о заложенном взрывном устройстве, распыление неизвестного вещества (в т.ч. перцового баллончика), задымление и пожары. При возникновении этих ситуаций, должна проводиться эвакуация всего ученического, преподавательского и технического составов.

Независимо от характера ЧС, алгоритм эвакуации должен быть единым.

Эвакуация – это процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов.

Однако бывают ситуации, когда преподавательский состав отказывается от эвакуации или проводит ее не в полном объеме. Например, при распылении неизвестного вещества, в том числе содержимого газового и перцового баллончика.

Примечание:

Воздействие на организм человека содержимого перцового баллончика может спровоцировать аллергическую реакцию. Как правило, это появление першения в носу и, как следствие, чихание и слезотечение. Не исключены и более серьезные последствия, когда в результате воздействия на слизистую оболочку человека содержимое баллончика провоцирует отек носоглотки и удушье. При таком развитии ситуации, состояние человека стремительно ухудшается. Возможна и потеря сознания. Реакция очевидцев, как и людей находящихся в опасной зоне (зоне распыления) может быть разной. Кто-то, трезво оценивая ситуацию, направится к окну и постарается организовать проветривание, а кто-то начнет паниковать. Состояние паники легко передается при большом скоплении людей. Не исключено возникновение хаоса и неправильной эвакуации.

Пострадавшего необходимо как можно скорее вынести на свежий воздух и передать медикам для оказания помощи. В ситуации, когда уже есть тяжелые пострадавшие - отказ от эвакуации может привести к губительным последствиям.

Также необходимо помнить, что только специально подготовленный работник аварийно-спасательной службы – пожарный или спасатель, может точно определить зону распространения неизвестного вещества, характер этого вещества, и уровень опасности. Каждая минута пребывания людей в зоне заражения может быть решающей.
^ Пожар в образовательном учреждении.

Причины пожаров условно можно разделить на две группы:

Электрического характера:

  • неисправность электрооборудования;

  • короткое замыкание электропроводки;

  • различные проявления статического и атмосферного электричества.

Неэлектрического характера:

  • небрежное обращение с огнем (курение при проведении огневых работ, курение в неустановленном месте);

  • поджоги;

  • нарушение правил эксплуатации систем отопления и вентиляции;

  • нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых электроприборов и проведении электрогазосварочных работ;

  • нарушение герметизации оборудования, выделяющего опасные в пожарном отношении пыли и газы;

  • взрывы, самовозгорание различных веществ и материалов;


Опасные факторы пожара.

Опасными факторами пожара являются:

  • пламя и искры;

  • тепловой поток;

  • повышенная температура окружающей среды;

  • повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения;

  • пониженная концентрация кислорода;

  • снижение видимости в дыму.


Условия для возникновения и протекания пожара.

Для того чтобы произошло возгорание необходимо наличие трех условий:

  • горючие вещества и материалы;

  • источник зажигания – открытый огонь, химическая реакция, электрический ток;

  • наличие окислителя (кислород воздуха).

Эти условия необходимо, чтобы пожар возник. Для того, чтобы пожар начал движение необходимо еще одно условие – наличие путей распространения.

^

Классификация материалов по их возгораемости


Негорючие материалы – вещества и материалы, не способные гореть в воздухе, т.е. не горят под воздействием источника зажигания (естественные и искусственные неорганические материалы - камень, бетон, железобетон).

Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом).

^ Трудно горючие материалы  - материалы, которые горят под воздействием источников зажигания, но неспособны к самостоятельному горению (асфальтобетон, гипсокартон, пропитанная антипиритеческими средствами древесина, стекловолокно или стеклопластик).

^ Горючие материалы – вещества и материалы, способные самовозгораться, а также гореть после удаления источника зажигания.
Фазы пожара.

В общей схеме развития пожара следует различать три основные фазы:

^ I фаза – начальная (максимальное время -- 10 мин.).

  • происходит переход возгорания в пожар (1–3 мин) и рост зоны горения (5–6 мин).

  • в течение первой фазы происходит преимущественно линейное распространение огня вдоль горючего вещества или материала. Горение сопровождается обильным дымовыделением, что затрудняет определение места очага пожара.

  • среднеобъемная температура повышается в помещении до 2000С (темп увеличения среднеобъемной температуры в помещении 150С в 1 мин). Приток воздуха в помещение сначала увеличивается, а затем медленно снижается.

  • очень важно в это время обеспечить изоляцию данного помещения от наружного воздуха и вызвать пожарные подразделения при первых признаках пожара (дым, пламя). Не рекомендуется открывать или вскрывать окна и двери в горящее помещение.

  • в некоторых случаях, при достаточном обеспечении герметичности помещения, наступает самозатухание пожара.

Если очаг пожара обнаружен, тогда существует возможность принять эффективные меры по тушению огня первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, песком, асбестовым полотном, грубошерстными тканями, водой) до прибытия пожарных подразделений.
^ II фаза – стадия объемного развития пожара (максимальное время 30-40 мин.).

  • в течение второй фазы происходит бурный процесс, температура внутри помещения поднимается до 250–3000С.

  • начинается объемное развитие пожара, когда пламя заполняет весь объем помещения, и процесс распространения пламени происходит уже не поверхностно, а дистанционно, через воздушные разрывы.

  • разрушение остекления – через 15–20 мин от начала пожара. Из-за разрушения остекления приток свежего воздуха резко увеличивает развитие пожара. Темп увеличения среднеобъемной температуры – до 50 °С в 1 мин. Температура внутри помещения повышается с 500–600 до 800–900 °С. Максимальная скорость выгорания – 10–12 мин.

  • стабилизация пожара происходит на 20–25 минуте от начала пожара и продолжается 20–30 мин.

На этой стадии развития пожара попытки тушить огонь первичными средствами пожаротушения не только бесполезны, но и приводят к гибели добровольцев.

Лица, являющиеся ответственными за обеспечение пожарной безопасности, обязаны позаботиться о том, чтобы в зоне их ответственности на всех ключах, кнопках и рукоятках управления были надписи, указывающие операцию, для которой они предназначены («включать», «отключать», «убавить», «прибавить» и др.), чтобы работники могли:

– самостоятельно (без дежурного электрика),

– своевременно (до применения воды из пожарных кранов),

– безошибочно провести снятие напряжения с объектов в зоне пожара. Кроме того, на лицевой стороне силовых электрощитов и сборок сети освещения должны быть надписи с указанием их наименования и номера, а с внутренней стороны (например, на дверцах) должны быть описи автоматических выключателей, обеспечивающих селективность отключения получающих от них питание потребителей тока.
^ III фаза – затухающая стадия пожара.

  • в течение третьей фазы происходит горение в виде медленного тления, после чего через некоторое время (иногда весьма продолжительное) пожар прекращается.

Несмотря на затухающую стадию, пожар требует принятия мер по его ликвидации, иначе, под воздействием внезапного порыва ветра или обрушения конструкции, пожар может разгореться с новой силой и отрезать от путей эвакуации работников, потерявших ощущение опасности. Обычно, ликвидация пожара, прошедшего полную стадию объемного развития, требует тщательного пролива водой всех пораженных огнем площадей. При этом для обнаружения горящих углей и очагов тления необходимо проводить частичную разборку конструкций, сдвигать с мест крупные обгоревшие предметы, а также проверять стены, полы и потолки на ощупь: они должны быть холодными.

Внимание: после полной ликвидации пожара свободный доступ на место пожара должен быть запрещен!

Кроме того, что необходимо сохранить место пожара в нетронутом виде для работы экспертов-дознавателей по определению причин пожара, также после пожара всегда существует угроза обвала. Металлические опоры, не покрытые защитным слоем, расширяются под действием высокой температуры и сужаются под действием охлаждающей их воды.

Примечание:

При 4500С наступает предел текучести незащищенной стали, что значительно увеличивает опасность обрушения конструкции.

Важно понимать, что прибывшие по вызову подразделения пожарной охраны не могут мгновенно приступить к действиям по тушению пожара без проведения соответствующей разведки, которая необходима для оценки обстановки и принятия правильных решений. При проведении разведки руководителю тушения пожара необходимо установить:

  • наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты), а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

  • наличие и возможность вторичных проявлений опасных факторов пожара, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;

  • точное место и площадь горения, что именно горит, а также пути распространения огня и дыма;

  • наличие, состояние и возможность использования средств противопожарной защиты объекта;

  • местонахождение, состояние, возможные способы использования ближайших водоисточников;

  • наличие электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;

  • возможные пути ввода сил и средств для спасания людей и тушения пожара, а также иные данные, необходимые для выбора решающего направления боевых действий.

Немедленная встреча прибывших к месту пожара подразделений пожарной охраны должностными, ответственными лицами объекта для оказания необходимой консультации по вышеназванным вопросам позволяет значительно сократить время на проведение разведки и повысить эффективность действий пожарных по спасанию людей и ликвидации пожара.

Таким образом, при наступлении чрезвычайной ситуации специалисты экстренных служб рекомендуют организовать немедленную эвакуацию людей из помещений и зданий.
Подготовка к эвакуации. Основные правила.

Во-первых, во избежание неприятных последствий во время реальной эвакуации, практические занятия по отработке плана эвакуации необходимо проводить не реже одного раза в полугодие (в детских учреждениях сезонного типа – в начале каждой смены).

Во-вторых, перед началом тренировочных занятий, руководителю учебного заведения надлежит проинструктировать педагогический состав о правилах соблюдения техники безопасности во время тренировки. Руководитель должен быть заинтересован, чтобы во время эвакуации и преподаватели и ученики действовали как единый механизм.

Не нужно забывать также и об информировании самих учащихся о правилах пожарной безопасности в частности и правилах поведения в чрезвычайной ситуации в целом. Примерно за месяц до тренировки проводить с учащимися занятия по изучению правил безопасного поведения в ЧС.

Важно помнить, что каждое произнесенное правило, необходимо закреплять на практике.

От частоты тренировок зависит насколько беспроблемно учащиеся и преподаватели смогут покинуть здание при реальной угрозе.

Тренировочная эвакуация с привлечением специализированных служб также способствует наилучшей отработке действий всех участников. Но прежде, необходимо проработать документацию, сопровождающую любое подобное мероприятие.
Документальное оформление тренировочных мероприятий по эвакуации.

Первый документ – это приказ о подготовке и проведении тренировки за подписью директора образовательного учреждения.

Приказ о проведении тренировки по эвакуации и тушению условного пожара.

В приказе должна быть указана цель. В качестве варианта, можно прописать «В целях поддержания на современном уровне профессиональной и психофизиологической готовности персонала, необходимой для осуществления успешных действий по эвакуации, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации, а также обучения порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с подразделениями государственной противопожарной службы».

Также в данном документе должны быть прописаны основные обязанности ключевых лиц: ответственного за пожарную безопасность в здании, инженера по охране труда, директора, руководителя добровольной пожарной дружины, членов добровольной пожарной дружины.

Сроки проведения тренировочной эвакуации желательно указывать в рамках недели, минимум трех дней. Несмотря на тщательную подготовку нельзя исключать элемент неожиданности. Таким образом, организаторы будут обладать наиболее правдивыми результатами данного мероприятия.
План проведения тренировки.

Подробно прописываются этапы тренировочных мероприятий. При необходимости, также подробно прописываются обязанности должностных лиц.
^ Календарный план подготовки и проведения общешкольной тренировки по действиям в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций.

В данном документе прописываются не только основные этапы подготовки и проведения тренировочных мероприятий в течение учебного года, но и сроки проведения внеплановых инструктажей, профилактических бесед с учащимися, подготовительных занятий с ответственными лицами, а также проведение тренировочных эвакуации с отдельно взятыми классами/группами/блоками и т.п.
Справка/акт об итогах организации подготовки и проведения общеобъектовой тренировки по теме: «Эвакуация персонала и тушение условного пожара».

Рекомендуемый документ. В справке/акте отражается итог проведения тренировки, недочеты при организации и проведении эвакуации и сроки повторных мероприятий.
Приказ об итогах подготовки и проведения тренировки.

В приказе отражается информация о поощрении успешно отличившихся лиц, либо о наказании работников, допустивших грубые ошибки при проведении эвакуации.

Сроки проведения повторных мероприятий.
^ Этапы тренировки.

Первый подготовительный этап - проведение занятий с преподавателями и классными руководителями по действиям в случае возникновения пожара.

Второй подготовительный этап - проведение дополнительного инструктажа с техническими работниками школы по их действиям в случае возникновения пожара, а также проверка состояния запасных выходов из здания школы и средств пожаротушения.

Третий подготовительный этап - проведение занятий с учащимися по теме: "Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами".

Четвертый этап - подача сигнала на экстренную эвакуацию для первой смены и второй смены.

^ Пятый этап - организация экстренной эвакуации из здания школы.

Шестой этап - построение и проверка наличия учащихся, доклад директору школы и его заместителям о результатах проведенной тренировки.
Алгоритм.

Последовательность действий персонала и учащихся школы разбита на 5 этапов:

  • тревога (включение звуковой сигнализации);

  • вызов пожарной охраны, спасателей, скорой медицинской помощи, милиции;

  • эвакуация школы;

  • сбор всего состава школы в отведенном месте;

  • перекличка (проверка учащихся и персонала школы).


Тревога. Любой человека - ученик или член персонала школы - при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре. Оповещение о пожарной тревоге (серия звонков) в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из здания школы.

^ Вызов экстренных служб/пожарной охраны. О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить в службу пожарной охраны по телефону 01. Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет дежурный администратор или классный руководитель, который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана, директору школы.

Эвакуация. Услышав тревогу, ученики в сопровождении учителя покидают кабинеты цепочкой по одному и идут по маршруту эвакуации к сборному пункту. Далее классы идут ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; каждому педагогу необходимо закрыть дверь своего кабинета и все остальные двери по пути эвакуации, которыми больше никто не будет пользоваться. Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находится в туалетах, учительской, коридоре и т.п.), должны немедленно идти к заранее оговоренному месту сбора и присоединиться к своему классу или группе.

Директор школы или лицо, его замещающее, услышав тревогу, дает команду на отключение электропитания школы и немедленно должен проследовать к заранее условленному месту в сборном пункте, где он будет у всех на виду, и оставаться там до тех пор, пока не получит рапорт от всех школьных подразделений.

Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал, услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора.

Сбор. Место сбора определяется заранее. Это может быть определенный квадрат на школьном стадионе. Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей находятся в указанной точке до поступления сообщения от директора школы, что эвакуация завершена и можно вернуться в здание. До этого момента покидать место сбора запрещено.

Перекличка. Перекличку проводит классный руководитель (в отношении класса), лицо ответственное за пожарную безопасность (в отношении технического и иного персонала учреждения). Сверка присутствующих на месте сбору осуществляется согласно классному журналу и графику рабочего времени. Далее информация о количестве присутствующих/отсутствующих доводится до сведения заместителя директора/директора. Поиск отсутствующих учеников или работников учреждения, если известно, что они остались в здании, проводят пожарные-спасатели.

^ Передача информации пожарным. Передачу информации начальнику пожарного караула осуществляет директор. Информация должна включать следующие сведения:

  • сколько человек в здании было до ЧС;

  • сколько человек эвакуировано;

  • сколько человек осталось в здании. Если нет точной цифры, то сообщить скольких человек не досчитались во время переклички.

  • место расположения электрощитовых;

  • количество и место расположения эвакуационных выходов;

  • место возгорания (если известно).


Ошибки при эвакуации.

  • игнорирование тренировочной эвакуации техническим персоналом;

  • предварительное уведомление работников, учителей и учащихся о сроках планируемой тренировки;

  • заблаговременная подготовка учителей и учеников к эвакуации (проход в учебные аудитории в верхней одежде и уличной обуви);

  • невозможность воспользоваться эвакуационными выходами;

  • непродуманный выход учащихся младших и старших классов. Проблема с одеванием/выносом верхней одежды;

  • неточно посчитанное количество присутствующих на перекличке, несвоевременная передача информации об эвакуированных;

  • нерабочее состояние или отсутствие систем пожарной автоматики, некомплект или отсутствие первичных средств пожаротушения и т.п.;

  • загромождение проходов в здании и проездов на территории образовательного учреждения.


^ Помощь специалистов.

При применении слезоточивого газа: закройте рот и нос платком, смоченным в любой жидкости. Если глаза оказались все же поражены, необходимо быстро и часто моргать, чтобы слезы вымыли химическое средство. Также необходимо как можно скорее покинуть опасную зону.

Во время эвакуации зонт, сумку и прочие предметы, находящиеся у вас в руках или висящие на плече, необходимо либо плотно прижать к себе, либо оставить их в кабинете. Не пытайтесь поднять упавший у вас предмет. Наклоняясь за ним, вас могут толкнуть, в результате чего вы упадете. Если эвакуация не учебная, то в состоянии люди, спешно покидающие здание могут вас не заметить и нанести вам серьезные травмы и ушибы.

Если правильно себя вести, то в плотной толпе вероятность падения невелика. Тем не менее, если вас начали сдавливать, то сцепите руки в замок и сложите их на груди - это позволит защитить диафрагму.

Основная задача - не упасть в толпе. Если это произошло, то стоит защитить голову руками и попытаться встать. Сделать это очень сложно. На колени вставать не стоит, надо упереться одной ногой в землю, встав полной подошвой, и резко встав, «влиться» в течение толпы.

Паника в толпе крайне опасна. Толпа, охваченная паникой, теряет разум и руководствуется инстинктами. В такой толпе очень легко погибнуть. Поэтому необходимо знать, как вести себя в охваченной паникой толпе.

Если есть возможность, толпу необходимо обойти, либо прижаться к стене, укрыться в нише и не двигаться. Если толпа увлекла Вас за собой, то постарайтесь не попасть в ее эпицентр, также избегайте краев. Самое главное – не старайтесь идти против толпы.

Двигайтесь с толпой, стремясь по кратчайшей траектории выйти за ее пределы, по пути уклоняйтесь от всего неподвижного на пути, не цепляйтесь ни за что руками, не наклоняйтесь. Если есть возможность, застегнитесь и скиньте туфли на каблуках, выбросьте сумку, зонт и все, что может мешать движению. Кисти рук рекомендуется сцепить на груди, это убережет ее в случае удара о препятствие, толчки сзади принимайте локтями.

Всеми силами постарайтесь не впадать в панику, гоните страх. Глубоко дышите и считайте до десяти. Если Вы обладаете громким голосом и задатками лидера, попытайтесь привести людей в чувство. Попробуйте громко и четко командовать: «Стойте!», «Пройдите!» и т.д.
^ Психофизические особенности поведения человека при пожаре

При пожаре бывает гораздо темнее, чем принято думать. Только в самом начале загорания пламя может ярко осветить помещение, но практически сразу появляется густой черный дым и наступает темнота. Дым опасен не только содержащимися в нем токсичными веществами, но и снижением видимости. Это затрудняет, а порой делает практически невозможной эвакуацию людей из опасного помещения.

При потере видимости организованное движение нарушается, становится хаотичным. Людьми овладевает страх, подавляющий сознание, волю. В таком состоянии человек теряет способность ориентироваться, правильно оценивать обстановку. При этом резко возрастает внушаемость, команды воспринимаются без соответствующего анализа и оценки, действия людей становятся автоматическими, сильнее проявляется склонность к подражанию.

Панические реакции появляются в основном либо в форме ступора (оцепенение), либо - фуги (бега).

В первом случае наблюдается расслабленность, вялость действий, общая заторможенность, а при крайней степени проявления - полная обездвиженность, в которой человек физически не способен выполнить команду. Такие реакции чаще всего наблюдаются у детей, подростков, женщин и пожилых людей. Поэтому во время пожаров они нередко остаются в помещении, и при эвакуации их приходится выносить.
В ходе учений с каждым работником необходимо разобрать два распространенных варианта: когда из здания при пожаре еще можно выйти, и когда эвакуация обычным путем уже невозможна.

Прежде всего, следует определить для себя, выходить или не выходить.

Если огонь не в вашем помещении (комнате), то прежде чем открыть дверь и выйти наружу, убедитесь, что за дверью нет большого пожара: приложите свою руку к двери или осторожно потрогайте металлический замок, ручку. Если они горячие, то ни в коем случае не открывайте эту дверь.

Не входите туда, где большая концентрация дыма и видимость менее 10 м: достаточно сделать несколько вдохов и вы можете погибнуть от отравления продуктами горения. В спокойной обстановке определите на своем этаже или в коридоре: сколько это 10 метров?

Возможно, кто-то решится пробежать задымленное пространство, задержав дыхание, хорошо представляя себе выход на улицу. При этом обязательно надо учесть, что в темноте можно за что-то зацепиться одеждой или споткнуться о непредвиденное препятствие. Кроме того, очаг пожара может находиться на нижнем этаже, и тогда путь к спасению - только наверх, т.е. вашей задержки дыхания должно хватить, чтобы успеть вернуться обратно в помещение.

Решив покинуть помещение, необходимо помнить следующее:

  • уходить лучше налегке, ничего не ищите и не собирайте;

  • вредные продукты горения выделяются при пожаре очень быстро, для оценки ситуации и для спасения вы имеете очень мало времени (иногда всего 5 - 7 минут);

  • если есть возможность, попутно отключите напряжение на электрическом щите, расположенном на лестничной клетке;

  • дым, вредные продукты горения могут скапливаться в помещении на уровне вашего роста и выше, поэтому пробирайтесь к выходу на четвереньках или даже ползком: ближе к полу температура воздуха ниже и больше кислорода;

  • по пути за собой плотно закрывайте двери, чтобы преградить дорогу огню (дверь может задержать распространение горения более чем на 10 - 15 минут!). Это даст возможность другим людям также покинуть опасную зону или даже организовать тушение пожара первичными средствами пожаротушения до прибытия подразделений пожарной охраны (например, проложить рукавную линию от пожарного крана и подать воду от внутреннего противопожарного водопровода);

  • если дыма много, першит в горле, слезятся глаза - пробирайтесь, плотно закрывая дыхательные пути какой-нибудь многослойной хлопчатобумажной тканью, дышите через ткань. Хорошо, если вы сможете увлажнить внешнюю часть этой ткани. Этим вы спасете свои бронхи и легкие от действия раздражающих веществ. Но помните, что этот способ не спасает от отравления угарным газом;

  • покинув опасное помещение, не вздумайте возвращаться назад зачем-нибудь: во-первых, опасность там сильно возросла, а во-вторых, вас в том помещении никто не будет искать и спасать, потому что все видели, что вы уже вышли на улицу;

  • в случае, если вы вышли из здания незамеченным (например, через кровлю и наружную пожарную лестницу на стене сооружения), то обязательно сообщите о себе находящимся во дворе людям, должностным лицам объекта в целях предупреждения ненужного риска при ваших поисках.

Если дым и пламя в соседних помещениях не позволяют выйти наружу:

  • не поддавайтесь панике, помните, что современные железобетонные конструкции в состоянии выдержать высокую температуру;

  • если вы отрезаны огнем и дымом от основных путей эвакуации в многоэтажном здании, проверьте, существует ли возможность выйти на крышу или спуститься по незадымляемой пожарной лестнице, или пройти через соседние лоджии;

  • если возможности эвакуироваться нет, то для защиты от тепла и дыма постарайтесь надежно загерметизировать свое помещение. Для этого плотно закройте входную дверь, по возможности смочите любую ткань, обрывки одежды или штор и плотно закройте (заткните) ими щели двери изнутри помещения. Во избежание тяги из коридора и проникновения дыма с улицы - закройте окна, форточки, заткните вентиляционные отверстия, закройте фрамуги вентиляционных решеток;

  • если есть вода, постоянно смачивайте двери, пол, тряпки;

  • если в помещении есть телефон, звоните по "01", даже если вы уже звонили туда до этого, и даже если вы видите подъехавшие пожарные автомобили. Объясните диспетчеру, где именно вы находитесь, и что вы отрезаны огнем от выхода;

  • если комната наполнилась дымом, передвигайтесь ползком - так будет легче дышать (около пола температура ниже и кислорода больше);

  • оберните лицо повязкой из влажной ткани;

  • продвигайтесь в сторону окна, находитесь возле окна и привлекайте к себе внимание людей на улице;

  • если нет крайней необходимости (ощущения удушья, помутнения сознания), старайтесь не открывать и не разбивать окно, так как герметичность вашего убежища нарушится, помещение быстро заполнится дымом и дышать даже у распахнутого окна станет нечем. Из-за тяги вслед за дымом в помещение проникнет пламя. Помните об этом, прежде чем решиться разбить окно. Опытные пожарные говорят: «Кто на пожаре открыл окно, тому придется из него прыгать»;

  • привлекая внимание людей и подавая сигнал спасателям, не обязательно открывать окна и кричать, можно, например, вывесить из форточки или из окна (не распахивая их!) большой кусок яркой ткани. Если конструкция окна не позволяет этого сделать, можно губной помадой во все стекло написать "SOS" или начертить огромный восклицательный знак;

  • если вы чувствуете в себе достаточно сил, а ситуация близка к критической, крепко свяжите шторы, предварительно разорвав их на полосы, закрепите их за батарею отопления, другую стационарную конструкцию (но не за оконную раму) и спускайтесь. Во время спуска не нужно скользить руками. При спасании с высоты детей нужно обвязывать их так, чтобы веревка не затянулась при спуске. Надо продеть руки ребенка до подмышек в глухую петлю, соединительный узел должен находиться на спине. Обязательно нужно проверить прочность веревки, прочность петли и надежность узла.


***

И в заключении, во избежание пожара в здании необходимо помнить, что причинами пожара, как правило, становится человеческая пренебрежительность правилами безопасности, экономия средств и невнимательность.
Приложение 1

^ Документальное оформление тренировочных мероприятий по эвакуации.
Макет

П Р И К А З
О проведении тренировки по эвакуации и тушению условного пожара

№ ___ от "__" _________ 20____ года
О подготовке и проведении тренировки
В целях поддержания на современном уровне профессиональной и психофизиологической готовности персонала, необходимой для осуществления успешных действий по эвакуации, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации, а также обучения порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с подразделениями государственной противопожарной службы (ГПС) п р и к а з ы в а ю:
1. Провести объектовую тренировку по эвакуации людей и тушению условного пожара «___»___________20___ года.

2. Начальником штаба подготовки и проведения общешкольной тренировки назначить заместителя директора ____________________________.

3. Начальнику штаба тренировки:

  • представить на утверждение документы по подготовке и проведению занятий и общешкольной тренировке в срок до "__" ______ 20_____ года;

  • завершить подготовительную работу до «___»_____20___ года.

4. Инженеру по охране труда _______________________ провести комплекс мероприятий по предупреждению травматизма в период проведения тренировки.

5. Руководство подготовкой и проведением тренировки, а также контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор ________________________ Ф.И.О.


Проект плана проведения тренировки

«Утверждаю»

Директор
______________________ Ф.И.О.

"__" ________ 20_____г.
П Л А Н

проведения тренировки
I. Тема:

«эвакуация персонала и тушение условного пожара».

II. Цели тренировки:

Обучение персонала умению идентифицировать исходное событие. Проверка готовности персонала к эвакуации и проведению работ по тушению пожара.

Поддержание на современном уровне профессиональной и психофизиологической готовности персонала, необходимой для осуществления действий по устранению нарушений в работе, связанных с пожарами, а также по эвакуации людей, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации.

Обучение навыкам и действиям по предотвращению возможных аварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторов пожара, обучение правилам оказания первой помощи пострадавшим на пожаре, правилам пользования индивидуальными средствами защиты.

Обучение порядку и правилам взаимодействия персонала объекта с подразделениями государственной противопожарной службы (ГПС) и медицинским персоналом.

Выработка у персонала навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара или самого пожара, определять решающее направление действий и принимать правильные меры по предупреждению или ликвидации пожара.

Отработка организации немедленного вызова подразделений ГПС и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты, обнаружении задымления или пожара.

Обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей.

Проверка результатов обучения персонала по вопросам пожарной безопасности.

Проверка умения руководителя тушения пожара четко координировать действия участников по организации ликвидации возможного (условного) пожара до прибытия подразделения ГПС.

III. Состав участников объектовой тренировки:

заместители директора, ИТР, персонал, сотрудники ГПС (по согласованию).

IV. Этапы тренировки:

первый подготовительный этап – проведение занятий со всеми категориями сотрудников и ИТР;

второй подготовительный этап – проведение дополнительного инструктажа с сотрудниками, отвечающими за состояние систем автоматической противопожарной защиты объекта, первичных средств пожаротушения и путей эвакуации; проверка состояния средств автоматической противопожарной защиты объекта, первичных средств пожаротушения и путей эвакуации;

третий подготовительный этап – проведение занятий с сотрудниками по теме: "Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами";

четвертый этап – проведение тренировки (подача сигнала о возникновении условного пожара, проведение эвакуации, тушение условного пожара, организация встречи сотрудников ГПС);

пятый этап – разбор тренировки.

V. Подведение итогов тренировки по эвакуации и тушению условного пожара

Подготовка справки по итогам подготовки и проведения тренировки по эвакуации и тушению условного пожара.

Подготовка приказа по итогам тренировки с постановкой задач по устранению выявленных недостатков.

Заместитель директора -

начальник штаба тренировки ______________________Ф.И.О.


Проект календарного плана подготовки и проведения общешкольной тренировки по действиям в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций
«Утверждаю»

Директор
______________________ Ф.И.О.

"__" ________ 20_____г.

^ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

подготовки и проведения общешкольной тренировки по действиям в случае возникновения пожара и других чрезвычайных ситуаций


№ п/п

Мероприятия

Дата и время проведения

Место проведения

Ответственный исполнитель

Отметка о выполнении

1.

Доведение указаний по разработке документов по проведению тренировки до сведения заместителей директора

«__»___20__г.

Кабинет директора

Директор - руководитель тренировки





2.

Доведение плана подготовки и проведения тренировки, а также методических материалов до сведения сотрудников

«__»___20__г.

Актовый зал

Начальник штаба тренировки




3.

Доведение плана подготовки и проведения тренировки, а также обязанностей (проведение совещания) до сведения посредников

«__»___20__г.

Актовый зал

Заместитель директора - начальник штаба тренировки




4.

Проведение дополнительного инструктажа с сотрудниками, отвечающими за состояние систем автоматической противопожарной защиты объекта, первичных средств пожаротушения и путей эвакуации;

проверка состояния средств автоматической противопожарной защиты объекта, первичных средств пожаротушения и путей эвакуации

«__»___20__г.

Актовый зал

Заместитель директора - начальник штаба тренировки




5.

Доклад директору о готовности сотрудников и объекта о готовности к проведению тренировки

«__»___20__г.

Кабинет директора

Заместитель директора - начальник штаба тренировки




6.

проведение практической тренировки:

- подача сигнала о возникновении условного пожара;

- проведение эвакуации;

- тушение условного пожара;

- организация встречи

сотрудников ГПС

«__»___20__г.
__ ч. ___ мин.

__ ч. ___ мин.

__ ч. ___ мин.

__ ч. ___ мин.

Объект

Директор




7.

Подготовка справки по итогам подготовки и проведения тренировки по эвакуации и тушению условного пожара, разбор учений

«__»___20__г.

Актовый зал

Заместитель директора - начальник штаба тренировки




8.

Подготовка приказа по итогам тренировки с постановкой задач по устранению выявленных недостатков

«__»___20__г.

Кабинет директора


Директор





Заместитель директора - начальник штаба тренировки


Проект справки (акта) об итогах организации подготовки и проведения общеобъектовой тренировки по теме: «эвакуация персонала и тушение условного пожара».
Во исполнение приказа директора от «___» _____ _____ года «О проведении тренировки по эвакуации и тушению условного пожара» на объекте проведена тренировка.

Мероприятия проводились в соответствии с утвержденным директором школы планом проведения тренировки, включающим в себя пять этапов.

В период трех подготовительных этапов проводились теоретические и практические занятия со всеми категориями сотрудников и проверка систем автоматической противопожарной защиты объекта.

На четвертом этапе тренировки было имитировано возникновение очага возгорания в _(помещении)_____ объекта ___ ч.___ мин. ___ сек.

Возникновение очага возгорания было обнаружено техническим работником, который передал сообщение о задымлении сотруднику охраны.

В __ ч. ___ мин. ___ сек. охранником включена система оповещения, организовано открытие запасных выходов, сообщено в пожарную охрану место, время, адрес возникновения пожара.

В ____ ч. ___ мин. ___ сек. заместителем директора по административно-хозяйственной части отдано указание дежурному электрику – отключить общее электроснабжение.

В __ ч. ___ мин. __ сек. начата общая эвакуация с объекта.

В ___ч.___мин. ___сек. ДПД пристурила к тушению условного пожара.

В ____ч. ___мин. ___сек. Эвакуация завершена.
Порядок эвакуации был нарушен неправильными действиями сотрудников участка _____, которые оказавшись в заблокированном дымом помещении, открыли окно для подачи сигнала, не уплотнили влажными тряпками дверное полотно.

В ___ ч. ___ мин. ___ сек. эвакуация была завершена общеобъектовым построением во дворе объекта.

Руководителем тренировки подведены итоги подготовки и проведения эвакуации сотрудников и тушения условного пожара.

Директором отмечено, что итоги тренировки в целом положительные, все системы автоматической противопожарной защиты сработали, цели и задачи тренировки достигнуты. Вместе с тем, в связи с неправильными действиями сотрудников, оказавшихся заблокированными в помещении, необходимо провести дополнительные занятия со всеми категориями персонала о правилах поведения при пожаре с принятием зачётов.
Начальник штаба тренировки

заместитель директора А.П. Петров
Проект приказа об итогах организации подготовки и проведения общеобъектовой тренировки по теме: «эвакуация персонала и тушение условного пожара».
П Р И К А З

№ ____ от "__" ________ 20___ года
Об итогах подготовки и проведения тренировки
1. Признать удовлетворительными подготовку и проведение тренировки по эвакуации и тушению условного пожара на объекте.

2. Заместителю директора подготовить наглядные материалы по действиям сотрудников при проведении тренировки в срок до "__" _____ 20____ года.

3. Провести внеплановые инструктажи с сотрудниками объекта о порядке действий при пожаре.

4. Поощрить ИТР, ответственных за состояние систем автоматической противопожарной защиты.

5. Строго предупредить заместителя директора ___________________________________(ФИО) за неудовлетворительную организацию противопожарного инструктажа сотрудников объекта.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора ________________________________.
Директор ________________________ ФИО
Приложение 2
^ Семинар по пожарной безопасности
Место проведения: г. Архангельск

пр. Ленинградский, д.10 – теория

п. Повракула, тренировочный полигон – практика.
Дата проведения: последняя пятница каждого месяца.

Начало семинара: 10:00

Продолжительность семинара: 3 часа (1,5 – теория, 1,5 часа- практика)

Численность группы: 10-15 человек.

^ Программа семинара содержит следующие вопросы:
Теория.

1. Нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности.

2. Ответственность руководителя за нарушение законодательства, норм и правил пожарной безопасности в соответствии с требованиями законодательства РФ.

3. Организация тренировочной эвакуации в образовательном учреждении.

4. Первичные средства пожаротушения.
Практика.

  1. Демонстрация возникновения возгорания в различных условиях.

  2. Демонстрация тушения огня с помощью порошкового и углекислотного огнетушителей.

  3. Практическая отработка тушения огня слушателями семинара.



Похожие:

Госдарственное бюджетное учреждение архангельской области «служба спасения имени и. А. Поливаного» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя учреждение

Госдарственное бюджетное учреждение архангельской области «служба спасения имени и. А. Поливаного» iconОбластная конфликтная комиссия, которая осуществляет свою деятельность по адресу: г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина,1, государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Ростовский областной центр обработки информации в сфере

Госдарственное бюджетное учреждение архангельской области «служба спасения имени и. А. Поливаного» iconМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя

Госдарственное бюджетное учреждение архангельской области «служба спасения имени и. А. Поливаного» iconМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя

Госдарственное бюджетное учреждение архангельской области «служба спасения имени и. А. Поливаного» iconМку управление образования муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Станция юных натуралистов г. Белорецк
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Станция юных натуралистов г. Белорецк Республики...
Госдарственное бюджетное учреждение архангельской области «служба спасения имени и. А. Поливаного» iconМуниципальное бюджетное учреждение «Центр диагностики и консультирования» Шебекинского района и г. Шебекино Белгородской области
«Центр диагностики и консультирования» Шебекинского района и г. Шебекино Белгородской области
Госдарственное бюджетное учреждение архангельской области «служба спасения имени и. А. Поливаного» iconМуниципальное бюджетное учреждение «Центр диагностики и консультирования» Шебекинского района и г. Шебекино Белгородской области
«Центр диагностики и консультирования» Шебекинского района и г. Шебекино Белгородской области
Госдарственное бюджетное учреждение архангельской области «служба спасения имени и. А. Поливаного» iconМуниципальное бюджетное учреждение «Центр диагностики и консультирования» Шебекинского района и г. Шебекино Белгородской области
«Центр диагностики и консультирования» Шебекинского района и г. Шебекино Белгородской области
Госдарственное бюджетное учреждение архангельской области «служба спасения имени и. А. Поливаного» iconИнформация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности
Организация : Муниципальное учреждение Служба единого
Госдарственное бюджетное учреждение архангельской области «служба спасения имени и. А. Поливаного» iconМуниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации