Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. Липецк, лиро, 2011. 40 с icon

Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. Липецк, лиро, 2011. 40 с




НазваниеМетодические рекомендации по управлению введением фгос общего образования Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. Липецк, лиро, 2011. 40 с
страница1/4
Дата конвертации06.04.2015
Размер0.64 Mb.
ТипМетодические рекомендации
источник
  1   2   3   4



Л.А. Черных, О.В. Созонтова
Методические рекомендации по управлению введением

ФГОС общего образования


Черных Л.А., Созонтова О.В. Методические рекомендации по управлению введением ФГОС общего образования. – Липецк, ЛИРО, 2011. – 40 с.


В пособии рассматриваются подходы к управлению введением ФГОС общего образования в общеобразовательном учреждении, технологические процедуры обеспечения готовности образовательного учреждения к реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Издание адресовано специалистам органов управления образованием, руководителям образовательных учреждений, специалистам методических структур системы образования.
Введение
В настоящее время разработаны и утверждены ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373) и основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897). ФГОС призваны обеспечить:

- реализацию права каждого гражданина на получение качественного образования;

- единство образовательного пространства страны и преемственность всех основных образовательных программ;

- повышение объективности оценивания качества образования.

Новые стандарты – это не только нормирующие, но и прогностические документы, которые ориентируют образование на достижение нового качества, адекватного современным и прогнозируемым запросам личности, общества и государства. Стандарты регламентируют все основные направления деятельности образовательного учреждения, определяют уклад школьной жизни [7].

В связи с этим введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению и системность сопровождения реализации ФГОС. Для обеспечения введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования необходимо проведение системы мероприятий по следующим направлениям:

- создание нормативного обеспечения введения и реализации ФГОС;

- создание финансово-экономического обеспечения введения и реализации ФГОС;

- создание организационного обеспечения введения и реализации ФГОС;

- создание кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС;

- создание информационного обеспечения введения и реализации ФГОС;

- создание материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС.

При введении ФГОС общего образования образовательное учреждение реализует ряд мероприятий в соответствии со своей компетенцией:

1) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

2) внесение изменений в устав, разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;

3) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

4) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

5) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования в образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;

6) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

7) установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;

8) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

9) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

10) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;

11) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий;

12) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании»;

13) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений [4].

Введение ФГОС общего образования предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС:

1. Формирование рабочей группы управления проектом введения ФГОС.

2. Определение изменений в существующей образовательной системе школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.

3. Разработка модели образовательного процесса.

4. Разработка плана-графика введения ФГОС.

5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.
1. Формирование рабочей группы

управления проектом введения ФГОС
Введение ФГОС требует создания специальной структуры, координирующей действия всего педагогического коллектива. Это может быть рабочая группа по ведению ФГОС, Совет образовательного учреждения по введению ФГОС. Эти структуры осуществляют информационное и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. Деятельность этого временного органа управления предлагается регламентировать специальным Положением (приложение 1).

При формировании рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы необходимо:

- определить состав рабочей группы;

- назначить руководителя рабочей группы;

- определить порядок ее работы;

- поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа;

- обеспечить членов рабочей группы источниками информации по вопросам введения ФГОС.

Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В состав рабочей группы необходимо включить представителей администрации, Управляющего Совета образовательного учреждения, родительского комитета, педагогов, работающих в начальных классах. Руководство деятельностью рабочей группы целесообразно поручить представителю администрации образовательного учреждения или руководителю методобъединения учителей начальной ступени. Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения (приложение 2).

В распоряжение участников группы предоставляется полный комплект документов, включающий содержание новых ФГОС начальной ступени образовательного учреждения и методические материалы по работе с ним. Участники рабочей группы должны быть достаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС второго поколения; иметь представление об особенностях системно-деятельностного подхода в образовании (основные источники информации приведены в списке литературы). Важно, чтобы руководитель группы обладал навыками групповой работы (организации групповой дискуссии, круглого стола, мозгового штурма и др.).

После издания приказа о создании рабочей группы проводится общее собрание, на котором перед участниками проекта ставятся конкретные цели его разработки и реализации и определяются задачи и порядок работы группы. Целесообразно сформировать 2 – 4 микрогруппы для решения конкретных задач, которые определяет рабочая группа на совместных заседаниях. Целесообразно для каждой микрогруппы определить направления деятельности образовательного учреждения по обеспечению введения ФГОС (на примере ФГОС начального общего образования):
1) организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения возможных дополнений в содержание основной образовательной программы начального общего образования;

2) обеспечение координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения по подготовке и введению ФГОС общего образования;

3) разработка на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения и утверждение данной программы;

4) привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектированию основной образовательной программы начального общего образования;

5) разработка и утверждение плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС начального общего образования в образовательном учреждении;

6) определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

7) разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (например, положений о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, об учебном кабинете и др.);

8) приведение в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. № 593 от 14 августа 2009 г.);

9) заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 424н «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме» от 14 августа 2008 г.);

10) разработка (внесение изменений) локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования;

11) разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения;

12) разработка локальных актов, регламентирующих права и обязанности участников образовательного процесса;

13) внесение изменений в локальные акты, инструкции и другие документы по обеспечению безопасности образовательного процесса;

14) разработка пакета документов, регламентирующих организацию групповой и индивидуальной образовательной деятельности обучающихся, организацию проектной деятельности, тьюторского сопровождения;

15) разработка рекомендаций (пакета локальных актов) для педагогических работников по организации внеурочной деятельности обучающихся;

16) разработка рекомендаций для учителей по организации контроля текущей успеваемости обучающихся, промежуточного и итогового контроля освоения образовательной программы;

17) реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности;

18) создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС;

19) изменение системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС общего образования;

20) разработка (корректировка) плана научно-методических семинаров (внутришкольного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС начального общего образования [4].

Участие педагогов в деятельности рабочей группы требует от них дополнительных усилий, поэтому необходимо определить формы дополнительного материального и морального поощрения за полученные результаты и довести их до сведения участников.

В результате этапа формирования рабочей группы управления проектом введения ФГОС в образовательном учреждении должна быть:

- сформирована рабочая группа управления проектом введения ФГОС;

- назначен ее руководитель;

- определен состав микрогрупп, задачи их деятельности по заданному направлению введения ФГОС;

- обеспечена информационная подготовка рабочей группы к разработке и реализации проекта введения ФГОС.

^ 2. Определение изменений в существующей

образовательной системе школы, необходимых

для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС
При подготовке к введению и реализации ФГОС в качестве методологического основания целесообразно использовать системный подход, поскольку он может обеспечить адекватный учет особенностей структуры, взаимосвязей различных элементов, их функции и других аспектов образовательной системы школы.

На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести по всем направлениям функционирования образовательной системы в условиях введения ФГОС:

- нормативное обеспечение введения и реализации ФГОС;

- финансово-экономическое обеспечение введения и реализации ФГОС;

- организационное обеспечение введения и реализации ФГОС;

- кадровое обеспечение введения и реализации ФГОС;

- информационное обеспечение введения и реализации ФГОС;

- материально-техническое обеспечение введения и реализации ФГОС.

Анализ состояния системы школы целесообразно провести в микрогруппах с последующим обсуждением на расширенном заседании рабочей группы по введению ФГОС. Систематизация аналитического материала может быть организована в таблице (таблица 1) [3, 4, 5, 6].

Таблица 1

^ Карта готовности образовательного учреждения к введению ФГОС


Показатели готовности

Наличие имеющихся

условий

Необходимые преобразования

^ Нормативно-правовое обеспечение

Наличие решения органа государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о введении в образовательном учреждении ФГОС







Внесены необходимые изменения в устав образовательного учреждения







Сформирован банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального, школьного уровней







Приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения







Проведено заключение договоров о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта по организации внеурочной деятельности







Разработана и утверждена основная образовательная программа общего образования образовательного учреждения







Разработаны и утверждены все программы отдельных учебных предметов, курсов







Разработаны и утверждены программы внеурочной деятельности







Внесены изменения в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации» в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных







Разработаны и утверждены локальные акты, регламентирующие особенности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС







Разработаны локальные акты, устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса







^ Финансово-экономическое обеспечение

Наличие локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ, приказ об утверждении соответствующих локальных актов







Заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками







Разработана модель привлечения дополнительных финансовых и материальных средств для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения







^ Кадровое обеспечение

Укомплектованность начальной ступени общего образования в школе педагогическими кадрами







Наличие в школе педагога-психолога, логопеда-дефектолога







Уровень квалификации учителей начальных классов







Уровень образования учителей начальных классов







Осуществление повышения квалификации педагогических работников по проблемам введения ФГОС







Осуществление повышения квалификации руководящих работников по проблемам введения ФГОС







Составлен план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников по проблемам введения ФГОС







^ Организационное обеспечение

Создана рабочая группа по введению ФГОС НОО







Созданы необходимые условия для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения







Сформированы структуры (центры), обеспечивающие образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС







Определена оптимальная модель организации внеурочной деятельности обучающихся







^ Информационное обеспечение

Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС (план научно-методических семинаров по вопросам введения ФГОС, план внутришкольного повышения квалификации)







Организовано изучение общественного мнения (родителей как законных представителей обучающихся) по вопросам введения ФГОС НОО







Наличие локальных актов в ОУ, регламентирующих организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения. Наличие в публичном докладе общеобразовательного учреждения раздела, содержащего информацию о ходе введения ФГОС НОО







Использование информационных ресурсов общеобразовательного учреждения (сайт, интернет-страничка и т.д.) для обеспечения широкого, постоянного и устойчивого доступа участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией ФГОС







Наличие доступа ОУ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР)







Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет







^ Материально-техническое обеспечение

Выполнены федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений по вопросам:







- комплексного оснащения учебного процесса и оборудования учебных помещений;







- учебно-методического обеспечения учебного процесса;







- материально-технического оснащения учебного процесса;







- информационного обеспечения учебного процесса






  1   2   3   4



Похожие:

Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. Липецк, лиро, 2011. 40 с iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (фгос ноо) основная образовательная...
Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. Липецк, лиро, 2011. 40 с iconПлан-график мероприятий по обеспечению введения фгос в муниципальной системе образования Троицкого района Алтайского края Цель
Цель. Спланировать работу муниципальной системы образования по управлению подготовкой к введению фгос общего образования второго...
Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. Липецк, лиро, 2011. 40 с iconДокументы
1. /методические рекомендации/Анализ учебного занятия.doc
2. /методические...

Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. Липецк, лиро, 2011. 40 с iconПринят утверждено
Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного...
Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. Липецк, лиро, 2011. 40 с iconПоложение о рабочей группе по введению новых фгос общего образования
Фгос общего образования (далее – Рабочая группа) создана в соответствии с решением Педагогического совета моу сош №1 от 2010г. №1...
Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. Липецк, лиро, 2011. 40 с iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена
Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. Липецк, лиро, 2011. 40 с iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена
Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. Липецк, лиро, 2011. 40 с iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена
Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. Липецк, лиро, 2011. 40 с iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена
Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. Липецк, лиро, 2011. 40 с iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена
Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации