Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи icon

Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи




НазваниеПрактикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи
страница1/5
Дата конвертации25.03.2015
Размер0.78 Mb.
ТипПрактикум
источник
  1   2   3   4   5
1. /Материалы по противодейстию коррупции/Методические рекомендации по противодействию коррупции.doc
2. /Материалы по противодейстию коррупции/План по противодействию коррупции.doc
3. /Материалы по противодейстию коррупции/Приказ о комисси по урегулированию споров.doc
Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи


Формирование антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи

Методические рекомендации

Нальчик

2013

Пособие разработано РСДОО «СДО КБР» в рамках реализации проекта

«Формирование антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи»

Составители: М.Х. Мизова, кандидат педагогических наук, зав.кафедрой управления образованием ИПК и ПРО КБГУ, А.М. Макоева, методист ОМО ИПК и ПРО КБГУ, методист РСДОО «СДО КБР»
Под общей редакцией Н.Г. Емузовой, доктора педагогических наук, профессора, директора ИПК и ПРО КБГУ, Председателя РСДОО «СДО КБР»


Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы.

Материалы пособия могут быть использованы на уроках, при подготовке программ и проведении занятий элективных курсов, внеклассных мероприятий и др.

Предназначено для преподавателей и учителей образовательных учреждений, методистов, преподавателей системы повышения квалификации педагогов, а также работников детских некоммерческих организаций.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………...……….4

  1. Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в современной школе………………………………………………...……………………5

  2. Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи …………………………………………….………………....10

    1. Организационно-деятельностная игра «Город коррупции» …………….….10

    2. Ролевая игра «Приемная комиссия» ……………………………………….…11

    3. Воспитательная беседа «Боремся с коррупцией» …………………………...13

    4. Классные часы в рамках антикоррупционного воспитания ……………..….15

    5. Методические материалы ………………………………………………...……24

Заключение ……………………………………………………………………..………………28

Список литературы ……………………………………………………………….……………29

Приложение № 1 ……………………………………………………………………………….30

Приложение № 2 ……………………………………………………………………………….36

Приложение № 3 ……………………………………………………………………………….42

Приложение № 4 ………………………………………………………………………...……..49

Введение

Противостояние коррупции – дело всего общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач в процессе преподавания:

  • дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления;

  • сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

  • сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

  • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

Опыт решения подобных воспитательных задач в России в последние годы (антинаркотическое воспитание, половое воспитание) показывает неэффективность приоритетного использования информационно-просветительского метода. Увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции будет способствовать знанию учащихся о данном явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем. Необходимо педагогическое осмысление сущности коррупционных действий человека и определение содержания и средств антикоррупционного воспитания. Методические рекомендации – это попытка предложить определенную систему педагогических действий по решению задач антикоррупционного воспитания.

  1. Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в современной школе

Создание системы антикоррупционного воспитания предполагает уточнение ряда терминов, определяющих сущность коррупции как социального явления.

Корру́пция (от лат. corrumpere – «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

Выделяют отдельные проявления коррупции. Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Основные признаки коррупции проявляются в том, что в процессе коррупционной деятельности принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы; стороны действуют по обоюдному согласию, получают незаконные выгоды и преимущества и поэтому стараются скрыть свои действия.

Однако можно выделить и другие признаки рассматриваемого явления:

  • секретность исполнения решений;

  • наличие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения, и теми, кому это выгодно;

  • взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения, и теми, кто может на принятие такого решения повлиять;

  • стремление сокрытия акта коррупции юридическим обоснованием;

  • амбивалентное выполнение двойственных функций (государственных и частных).

Таким образом, коррупция представляет собой системное явление и включает две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения).

Наиболее распространенной причиной жизнеспособности коррупции является неразвитость гражданского общества. Вместе с этим выделяются и другие коррупционные факторы: неразвитая нормативная база; недостаточная информированность населения; обширная территория, на которой сложно организовать эффективное управление; значительный объем государственных расходов; нерациональная систему управления общественными процессами; недоверие к власти.

Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции:

  • коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий;

  • коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, который предполагает ряд традиционных действий (взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей);

  • коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов и правил с использованием подкупа должностных лиц;

  • коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей.

Такое многообразие взглядов на коррупцию порождает многочисленные сложности при его искоренении и необходимость системных усилий со стороны общества, государства, каждого человека по борьбе с коррупцией.

Школьное образование также должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.

Антикоррупционное воспитание школьников осуществляется в неразрывной связи с соответствующим образованием и имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Основная цель антикоррупционного воспитания в школе – сформировать антикоррупционное мировоззрение и развить способности, необходимые для возникновения у молодых людей активной гражданской позиции в отношении коррупции.

Достижение данной цели предполагает решение ряда задач в процессе преподавания:

  • формирование системы знаний антикоррупционной направленности (дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях этого явления);

  • формирование комплекса знаний о коррупциогенных ситуациях, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

  • формирование навыков адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

  • формирование антикоррупционных правовых установок у обучающихся;

  • развитие умений практического применения соответствующих норм права в отношении проявлений коррупции;

  • формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с органами власти;

  • освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией.

На схеме 3 представлены основные принципы антикоррупционного образования школьников. 



Схема 3. Принципы антикоррупционного образования школьников

Принцип преемственности предполагает, что антикоррупционное образование школьников осуществляется на всех ступенях обучения.

Антикоррупционное образование рассматривается как комплексная система, интегрированная по вертикали и горизонтали (принцип системности). Основными компонентами системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении являются:

  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;

  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции;

  • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Образование направлено как на формирование антикоррупционного мировоззрения, так и на формирование антикоррупционного стандарта поведения и активной гражданской позиции (комплексность).

При организации антикоррупционного образования важным является учет возрастных особенностей обучающихся. Так, в системе начального образования решение поставленных задач достигается через реализацию программ, направленных на формирование общих нравственных основ личности, на формирование основ правовой культуры и основ гражданственности. Предметный разговор о коррупции здесь представляется преждевременным.

В 5–7-х классах возможно решение проблемы, направленной на формирование совместного создания и сохранения правил поведения в классе. В 8–9-х классах решается задача осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. В работе с учащимися 9–11-х классов происходит формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения.

Антикоррупционное образование школьников осуществляется через уроки и классные часы, конкурсы и игры, факультативные занятия и беседы, дискуссии и тренинги, следовательно интегрируется в образовательный процесс. При проведении уроков и классных часов необходимо использовать активные формы антикоррупционного просвещения школьников, например:

  • конкурсы (сочинений, эссе, рисунков, проектов);

  • гражданские форумы по противодействию коррупции;

  • социально-значимые проекты;

  • проведение социологических исследований;

  • интернет-анкетирование;

  • ролевые игры (суды над коррупцией);

  • дебаты;

  • встречи с представителями правоохранительных органов для квалифицированного освещения данного явления в жизни общества и др.

Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии в данном процессе всех заинтересованных сторон: молодежных организаций, родительской общественности, социально ответственных предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий (принцип партнерства).

В целом антикоррупционное образование должно быть направлено на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления (принцип превентивности).

При организации антикоррупционного образования в соответствии с изложенными выше принципами ожидаемым результатом будет подготовка человека, умеющего вести с представителями властных структур диалог на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправомерных действий; человека, умеющего решать бытовые проблемы, связанные с коррупцией на основе сформированной информационной, личностной и гражданско-правовой компетентностей.

2. Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи

В рамках данного социального практикума анализируются типичные социальные ситуации коррупционного поведения, идет поиск грани, отделяющей преступление от взаимопомощи и сделки. Основной формой осуществления этой работы является дискуссия, в ходе которой учащимся будет предложено высказать свое мнение и предложить свой способ решения данной ситуации.

Особое внимание следует обратить на проведение разнообразных игр, в которых на учащихся возлагают различные властные полномочия. В ходе этих игр можно как диагностировать уровень отношения ребенка к коррупции, так и формировать антикоррупционное мировоззрение. К сожалению, сломать сложившиеся привычки и стереотипы достаточно сложно. Фактически речь идет о воспитании культуры властных отношений.

Классный час может быть рассмотрен как определенный разговор классного руководителя с учащимися. Цель, связанная с изменением собеседников является воспитательной и превращает разговор в воспитательную беседу, которая как способ решения педагогической задачи в процессе общения имеет четко определенную структуру и включает ряд обязательных этапов, превращающих просто разговор в законченное воспитательное мероприятие.
  1   2   3   4   5



Похожие:

Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи iconПрактикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи
Составители: М. Х. Мизова, кандидат педагогических наук, зав кафедрой управления образованием ипк и про кбгу, А. М. Макоева, методист...
Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи iconПрактикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи
Составители: М. Х. Мизова, кандидат педагогических наук, зав кафедрой управления образованием ипк и про кбгу, А. М. Макоева, методист...
Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи iconОбщие выводы по результатам социологического опроса среди подростков образовательных учреждений района по проблеме наркомании
Большинство подростков знакомы с широким спектром наркотических веществ, и могут их назвать (около 25 различных названий). Самыми...
Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи iconПроведение классного часа по воспитанию антикоррупционного мировоззрения для учащихся 5-11 классов Методические рекомендации
Проведение классного часа по воспитанию антикоррупционного мировоззрения для учащихся 5-11 классов
Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи iconСистема воспитательной работы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в образовательном учреждении комитет по образованию
Барышников Евгений Николаевич, к п н., зав кафедрой социально-педагогического образования спбаппо
Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи iconПримерная структура педагогической (воспитательной) программы учреждения отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи

Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи iconК рабочей программе дисциплины «Биология» 7 класс
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи iconПрограмма формирования
Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков...
Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи iconРуководство конкурса: Для организации, проведения и определения победителей Игры по станциям создается Оргкомитет на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения
Формирование у подростков и молодежи ценностных ориентиров, направленных на здоровый образ жизни
Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи iconЗаместитель главы администрации Хабаровского муниципального района
Цель: развитие детского и молодёжного движения в Хабаровском муниципальном районе, создание условий для формирования гражданского...
Практикум по проблеме формирования антикоррупционного мировоззрения подростков и молодежи iconО вреде употребления курительных смесей «спайс» информация для подростков и их родителей
Несколько лет назад появилось повальное увлечение молодежи спайсами – курительными смесями, которые, как утверждали продавцы, абсолютно...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации