Программа по литературе в 8 классе Структура рабочей программы icon

Программа по литературе в 8 классе Структура рабочей программы




НазваниеПрограмма по литературе в 8 классе Структура рабочей программы
страница1/2
Дата конвертации25.03.2015
Размер0.63 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2

Рабочая программа по литературе


в 8 классе

Структура рабочей программы.

Рабочая программа по литературе для 8 класса представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; критерии оценки письменных и устных ответов обучающихся; календарно-тематическое планирование; информационно-методическое сопровождение.

Раздел 1. Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1312, программы для общеобразовательных учреждений: Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2007.

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

«Шемякин суд» ( из древнерусской литературы),

К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»,

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

С.А. Есенин «Пугачёв»

И.С. Шмелёв «Как я стал писателем»

Рабочая программа включает произведения, реализующие региональный компонет в обучении:

М.Еськов «Зёрнышки»

М. Лагутич «После пожара»

Е. К. Маслов Стихотворения

Вышеперечисленные произведения включены в рабочую программу для чтения и обсуждения в классе. Необходимость разработки рабочей программы заключается в том, что авторская программа не предусматривает количество часов на изучение той или иной темы. Распределение часов по разделам курса произведено самостоятельно, в последовательность изучения тем и разделов изменения не внесены. Рабочая программа предлагает для внеклассного чтения трагедию Пушкина «Скупой рыцарь», не предусмотренную авторской программой.

Рабочая модифицированная программа (базовый уровень) ориентирована на содержание авторской программы и включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с фольклора и заканчивая современной литературой.

Авторская программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В федеральном и региональном базисных учебных планах, в учебном плане школы 68 часов ( 2 часа в неделю).

Модифицированная рабочая программа включает темы, реализующие региональный компонент в обучении, соответствует «Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования» и предусматривает

На изучение произведений –^ 45 часов,

на развитие речи – 9 часов,

на внеклассное чтение – 10 часов,

контрольные работы – 4 часа

Рабочая программа предназначена для работы по учебнику Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение, 2008 – 2012г.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Работа на уроках литературы в 8 классе предполагает развитие обучающегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило основные цели обучения литературе в 8 классе

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
^ Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведение зарубежной литературы в 8 классе проводится в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися, умение анализировать текст художественного произведения. Именно формированию навыков выразительного чтения, анализа способствует изучение литературы в 8 классе.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира обучающихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся.

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;

  • сохранение физического и психического здоровья обучающихся.


Данные цели и задачи предусматривают формирование у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • выделение характерных причинно-следственных связей,

  • сравнение и сопоставление,

  • умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома,

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ,

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,

  • составление плана, тезиса, конспекта,

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов совей деятельности,

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Программа реализует идею межпредметных связей ( изоискусство, музыка, русский язык, иностранные языки, история, география) при обучении литературе, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Программа определяет педагогические технологии, формы обучения, методы и приёмы обучения, виды деятельности обучающихся на уроке.

^ Технологии, используемые в образовательном процессе

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у обучающихся общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления обучающихся потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучающихся и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

^ Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок – лекция, урок – игра, урок- исследование, урок-практикум, компьютерные уроки, уроки-консультации, уроки-зачёты, урок развития речи. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, уроков творчества, уроки-экскурсии, межпредметных интегрированных уроков.
^ Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- взаимопроверка;

- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

- составление обучающимися авторского текста в различных жанрах (сказка, рассказ, былина, ода, лирическое стихотворение)

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий)

- написание сочинений;

-лексические диктанты;

^ Виды деятельности учащихся на уроке:

- систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление;

- беседа по вопросам;

- составление планов;

- краткие, выборочные и подробные пересказы текста;

- изложение с элементами сочинения;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у обучающихся;

- анализ стихотворения; эпизода;

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий;

- редактирование;

- конспектирование;

-участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

-создание собственных письменных текстов;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

-работа с различными видами словарей, справочников.

Программа предусматривает следующие виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, сочинение на литературную тему , создание собственных былины, сказки, рассказа, тестирование, задания на установление соответствия.

  • итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, зачёт, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.


^ Тестовые задания, сочинение по исходному тексту – важнейшие формы проверки знаний обучающихся, необходимые для подготовки к экзаменам в форме ГИА.

Тетради обучающихся 8 класса, в которых выполняются обучающие класс­ные и домашние работы, проверяются не реже 1 раза в месяц у всех учеников, в тетрадях по развитию речи каждая работа.

^ Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки обучающихся 8 класса.

25 августа 2012 года Данилина В. И.

^ Раздел II. Учебно-тематический план.


Содержание

Кол-во часов

(всего)

На изучение

произведений

На развитие

речи

На внеклассное чтение

Контрольные

работы

Введение.

1

1










Устное народное творчество.

3

3










Из древнерусской литературы.

2

1




1




Из литературы 18 века

2

1

1







Из русской литературы XIX века.

32

22

5

3

2

Из русской литературы XX века.

20

11

3

5

1

Зарубежная литература.

7

6




1




Итоговое повторение

1










1

Итого

68

45

9

10

4


^ Раздел 3 Содержание программы

Введение (1ч)

Русская литература и история. Интерес русских пи­сателей к историческому прошлому своего народа. Ис­торизм творчества классиков русской литературы.

^ Устное народное творчество (3ч)

В мире русской народной песни (лирические, исто­рические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнооб­разие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Фольклор Курской области.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

^ Из древнерусской литературы ( 2ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бы­товой сатирической повести. Курский край в древнерусской литературе.

^ Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая по­весть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

^ Из литературы XVIII века (2ч)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

^ Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.

Из литературы XIX века (32ч)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий
рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

^ Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современни­ками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

^ Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории исторической теме в лите­ратуре. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

^ К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

^ Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

^ Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве.

«Мцыри»: Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

^ Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления)
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении Посещение Гоголем Курска. Его впечатления о городе.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

^ Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобливость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

^ Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

^ Теория литературы/Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. Лесков неоднократно бывал в Курске. В своих произведениях: «Очарованный странник», «Овцебык», «Печорские антики» и других – довольно часто описывал наши места, курян, их нравы и обычаи.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

^ Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Граф Лев ТОЛСТОЙ и Курская губерния. Пьеса «Плоды просвещения» о судьбах курских безземельных крестьян. Соловьиный край и куряне неоднократно упоминаются во многих произведениях Толстого.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

^ Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

^ Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...». Имена А. Фета и Ф Тютчева на карте Курской области.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.^ Антон Павлович Чехов и Курский край. Курский край в рассказах писателя.

Шутливый рассказа «Самый большой город России». Город Тим, который англичанин на карете пересекал целые сутки из-за непролазной грязи на центральной улице.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

^ Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века (20ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писа­теля.

^ Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо­нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

^ Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

^ Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

^ Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники).

^ Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

^ М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние. Для самостоятельного чтения.

^ Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реа­листическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

^ Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

^ Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: ^ М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата. Евгений Кириллович Маслов «Земля моя», «Доля солдатская», «Старые солдаты». Любовь к родной земле, защита своей страны.
^ Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиогра­фический характер рассказа. Отражение военного вре­мени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

^ Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Род­ное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...». Н. Асеев «Осень», Музыка из окон», Е. К. Маслов «Исповедь». «Град Олегов»,

Л. Н. Маслова «Мой город»

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро­дине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»;

И. Бунин. «У птицы есть гнездо» Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

^ Из зарубежной литературы ( 7ч)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

^ Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. Комедийное мастерство Моль ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече­ский смысл комедии.

^ Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз­витие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. и' «Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

^ Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изоб­раженная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Произведения для заучивания наизусть.
1. Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор);

2. А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок);

3. М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся);

4. Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор);

5. Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор);

6. А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор);

7. О Родине и родной природе ( 2 – 3 стихотворения на выбор).

8. Е.К. Маслов 2 -3 стихотворения на выбор

Для самостоятельного чтения

Фольклор.

Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе...». «Уж ты ночка, ты ноченька темная...». «Ивушка, ивушка, зеленая моя...». «Ах вы ветры, ветры буй­ные...». «Авдотья Рязаночка».

Из русской литературы XVIII века

Н. М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь».

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. 3—4 басни на выбор.

К. Ф. Р ы л е е в. «Я ль буду в роковое время...». «Иван Суса­нин2.

П. А. Вяземский. «Тройка».

Е. А. Баратынский. 3—4 стихотворения на выбор.

А. В. Кольцов. «Русская песня». «Разлука».

А. С. Пушкин. «Вновь я посетил...». «Повести Белкина».

М.Ю.Лермонтов. «Маскарад».

Н. А. Н е к рас о в. «Душно! Без счастья и воли...». «Ты все­гда хороша несравненно...».

Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...».

А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Буря на небе вечер­нем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».

А. Н. Майков. «Вчера — и в самый миг разлуки...».

И. С. Тургенев. «Певцы».

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». «Самый большой город земли» и другие рассказы на выбор

Из русской литературы XX века

И. Ф. Анненский. «Снег».

^ Н. Асеев «Осень»

Д.С.Мережковский.«Крот­кий вечер тихо угасает...».

К. Д. Бальмонт. «Безглагольность». «Меж подводных стеб­лей...».

А. А. А. Блок. Стихотворения (на выбор).

М. А. Волошин. «Коктебель».

А. А. Ахматова. «Вечером». «Проводила друга до передней...».

С. А. Есенин. «Письмо матери».

Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...».

А.. Т. Аверченко. О шпаргалке.

А. Т. Твардовский. Теркин на том свете.

В. П. Астафьев. Ангел-хранитель.

А. С. Грин. Бегущая по волнам.

Н. Н. Дубов. Горе одному.

Ч. . Айтматов. Ранние журавли.

Л.. С. Соболев. Морская душа».

В.. Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши».

^ М.Еськов «Зёрнышки»

М. Лагутич «После пожара»

Е. К. Маслов Стихотворения

Из зарубежной литературы

Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Двенадцатая ночь». Ж. Свифт. «Путешествия Гулливера».

В. Скотт. «Айвенго».

П. М е р и м е. «Таманго».

Г. Уэллс. Война миров.

Э. По. Золотой жук.

^ Раздел 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 класса

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» в 8 классе являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

^ Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» полностью соответствуют Примерной программе среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень). Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен: знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л. Н. Толстого, А.П. Чехова, С.А. Есенина, А.А. Блока,

Е.К. Маслова

• основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление ); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Уметь

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

  • различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

  • определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

  • выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

  • осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

  • видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;




  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выражать свое отношение к прочитанному; • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).



Раздел 5

Критерии оценки письменных и устных ответов обучающихся




п/п

Форма контроля уровня

достижений обучающихся

Критерии оценки

1

Сочинение

(примерный объем

классных сочинений

1 – 1,5 страницы)



Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

- Содержание работы полностью соответствует теме

- Фактические ошибки отсутствуют

- Содержание излагается последовательно

- Работа отличается богатством словаря

- Достигнуто стилевое единство текста

- В целом в работе допускается 1 недочет в

содержании и 1 речевой недочет.

(1 орфографич.)

или

( 1 пунктуац.)

или

( 1 грамматич.)


«4»

- Содержание работы в основном соответствует теме

- Имеются единичные фактические неточности

- Имеются незначительные нарушения

последовательности в изложении мыслей

- Лексический и грамматический строй речи

в целом достаточно разнообразен

- Стиль работы отличается единством

- В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

(2 орфограф. и

2 пунктац.)

или

(1 орфограф. и

3 пунктуац.)

или

(4 пунктуац.)

или

(2 грамматич.)

«3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы

- Работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

- Беден словарь

- Стиль работы не отличается единством

- В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

(4 орфограф. и

4 пунктуац.)

или

(3 орфограф. и

5 пунктуац.)

или

(7 пунктуац.) или

(4 грамматич.)

При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.




2

Диктант

(основные литературные

понятия и термины)

В словарных диктантах: (25-30 слов)

«5» - правильность 100-90%

«4» - правильность 90-80%

«3» - правильность 80-50%

«2» - правильность менее 50%

«1» - ошибочное написание 100% работы

3

Тестовые

задания

В тестовых заданиях предусматривается 25 вопросов.

25-22 верных ответа – «5»

21-18 верных ответов – «4»

17-13 верных ответов – «3»

12 и менее верных ответов - «2»

4

Самостоятельная работа

Оценивается

^ Степень самостоятельности:

- без помощи учителя (3 балла)

- незначительная помощь учителя (2 балла)

- существенная помощь учителя (1 балл)

- не справился (0 баллов)

^ Правильность выполнения:

- работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла)

- работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла)

- ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл)

- ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов)

Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

6-5 баллов – «5»

4-3 балла – «4»

2-1 балл – «3»

0 баллов – «2»

5

Устный ответ

^ Отметка «5»

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

^ Отметка «4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.

^ Отметка «3»

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

^ Отметка «2»

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

^ Отметкой «1»
Оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.


  1   2



Похожие:

Программа по литературе в 8 классе Структура рабочей программы iconСтруктура учебной рабочей программ
Структура Программы является формой представления образовательных областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации...
Программа по литературе в 8 классе Структура рабочей программы iconЦель данной рабочей программы: усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе. Задачи

Программа по литературе в 8 классе Структура рабочей программы iconРабочая программа литература (учебный предмет, курс) 5-9 классы
Рабочая программа по литературе, 5-9 классы, составлена на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 –...
Программа по литературе в 8 классе Структура рабочей программы iconДокументы
1. /Рабочие программы по русскому языку и литературе на 2014-2015 уч.г/Датай Е.Г. 2014-2015/10...
Программа по литературе в 8 классе Структура рабочей программы iconРабочая учебная программа по иностранному языку (английский) 2 класс
Программа предназначена для учащихся 2 классов, изучающих английский язык со 2-го класса. Учебно-методический комплекс Биболетовой...
Программа по литературе в 8 классе Структура рабочей программы iconДокументы
1. /рабочие программы по литературе 5-11 класс/Рабочая программа по литературе 6 кл.docx
Программа по литературе в 8 классе Структура рабочей программы iconРабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс на 2013-14 учебный год Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной
Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной
Программа по литературе в 8 классе Структура рабочей программы iconДокументы
1. /аннотации к рабочим программа/Аннотации 4 класс/Аннот. к рабочей прогр. по математике....
Программа по литературе в 8 классе Структура рабочей программы iconК рабочим программам дисциплин Аннотация к рабочей программе по музыке в 1 классе
Программа «Музыка» (авт. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр, В. А. Школяр) разработана в рамках программы начального образования «Школа...
Программа по литературе в 8 классе Структура рабочей программы iconПрограмма для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной М.: Просвещение, 2009 г. Приказ мкоу «Суходонецкая оош»
Рабочая программа по литературе 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации