Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования icon

Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования




НазваниеПояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования
Л. Ф. Климановой
Дата конвертации01.04.2015
Размер151.38 Kb.
ТипПояснительная записка
источник

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа реализуется на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, М.В. Бойкиной («Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011).

В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному государственному стандарту.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

^ Основные задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

- развивать поэтический слух,

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

- обогащать чувственный опыт ребёнка,

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Программа составлена к учебно-методическому комплекту «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова, который включает в себя:

  • Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2012.

  • Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [ Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др.] – М.: Просвещение, 2012.

  • М.В.Бойкина, Л.А. Виноградская Литературное чтение. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е издание. – М.: Просвещение, 2013.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение литературного чтения отводится 4 часа

в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели, 136 учебных часов.

^ Формы организации учебного процесса: комбинированные уроки;

Планируемые результаты изучения курса:

Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками! в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

^ Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

^ Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.


Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение - один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы

Ценностные ориентиры содержания курса

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая м анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

^ Педагогическая цель и задачи

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

^ Задачи:

  • Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирова­ние осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чте­ния и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения млад­шего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приоб­ретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

  • Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с раз­личными видами текстов, ориентироваться в книге, использо­вать ее для расширения знаний об окружающем мире. В ре­зультате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объ­екты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппа­ратом учебника, находят информацию в словарях, справочни­ках и энциклопедиях.

  • Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художествен­ного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализиро­вать (на доступном уровне) средства выразительности. Развива­ется умение сравнивать искусство слова с другими видами ис­кусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

  • Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности ма­ленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

^ Место курса в учебном плане

Согласно базисному учебному (образовательному) плану ОУ РФ на изучение предмета в начальной школе выделяется 444 ч., из них в 1 классе 36 ч ( 4 ч. в неделю, 9 учебных недель), во 2,3 и 4 классах - по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). 

^ Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы
Учебники:

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебник: 3 класс: В 2 ч. М.: Просвещение, 2012

^ Дополнительные материалы:

Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс. М.: ВАКО, 2012

М. В. Бойкина, Виноградская Л. А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь: 3 класс. М.: Просвещение, 2012

ИКТ и ЦОР:

1.Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс

2. http://5klass.net/literatura-3-klass.html

3.http://tapisarevskaya.rusedu.net

4. http://skazvikt.ucoz.ru/
Тематическое планирование

учебного материала по курсу «Литературное чтение»

3 класс

п/п

Тема

Кол-во часов

Организация контроля знаний

Результаты обучения за год

^ Кол-во к/р

Кол-во п/р

Кол-во сочинений

1.

Введение. Знакомство с учебником

1










знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;

  • соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;

  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;

  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;

  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;

  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;

  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).

  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;

  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

2.

Самое великое чудо на свете

4




1




3.

Устное народное творчество

14




1




4.

Поэтическая тетрадь

11




2

1

5.

Великие русские писатели

24




1




6.

Поэтическая тетрадь

6




1




7.

Литературные сказки

8

1







8.

Были-небылицы

10




1




9.

Поэтическая тетрадь

6




1




10.

Люби живое

16




1

1

11.

Поэтическая тетрадь

8




1




12.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12




1




13.

По страницам детских журналов

8




1




14.

Зарубежная литература

8












Похожие:

Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования iconРабочая программа по математике для 3 класса общеобразовательной школы составлена
Рабочая программа по математике для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного...
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования iconКанакиной В. П., Горецкого В. Г., Дементьевой М. Н., Стефаненко Н. А., Бойкиной М. В. «Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного...
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе Государственного об­разовательного стандарта начального образования по искусству

Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования iconБашкатовой Натальи Павловны 2013- 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования iconБашкатовой Натальи Павловны 2013- 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования iconБашкатовой Натальи Павловны 2013- 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
...
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования iconУтимишева Галина Петровна 2014 2015 учебный год пояснительная записка рабочая программа
...
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования iconБашкатовой Натальи Павловны 2013- 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
...
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования iconРабочая программа основного общего образования по предмету геометрия для 7 класса. Количество часов: 68
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике на основе федерального компонента государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации