Обучающие электронные издания методические рекомендации по составлению icon

Обучающие электронные издания методические рекомендации по составлению




НазваниеОбучающие электронные издания методические рекомендации по составлению
Дата конвертации24.04.2015
Размер310.07 Kb.
ТипПротокол
источник
1. /методические рекомендации/Анализ учебного занятия.doc
2. /методические рекомендации/Обучающие электронные издания.doc
3. /методические рекомендации/Отчёт по метод работе председателя ПЦК.doc
4. /методические рекомендации/Памятка по формулировке целей занятия.doc
5. /методические рекомендации/Форма отчетности о деятельности ПЦК.doc
6. /методические рекомендации/анализ мероприятия.doc
7. /методические рекомендации/метод реком для ПЦК.doc
8. /методические рекомендации/метод рекомендации по планированию работы в ПЦК.doc
9. /методические рекомендации/методические рекомендации для ВКР.doc
10. /методические рекомендации/методические рекомендации для тестов.doc
11. /методические рекомендации/методичка по оформлению письменных работ.doc
12. /методические рекомендации/отчёт по итогам года.doc
13. /методические рекомендации/отчёт по метод работе преподавателя (мастера).doc
14. /методические рекомендации/оценочный лист эффективности занятия.doc
15. /методические рекомендации/рекоменд. по планированию занятий преподавателей.doc
16. /методические рекомендации/шаблон плана занятия производственного обучения.doc
17. /методические рекомендации/шаблон плана урока.doc
Анализ учебного занятия теоретического обучения
Обучающие электронные издания методические рекомендации по составлению
Экзаменационные билеты для экзаменов по дисциплинам, задания к контрольным работам
Цели: Образовательные
Отчетности о деятельности пцк (МО)
Анализ внеурочного занятия
Методические рекомендации по разработке и оформлению плана работы предметно-цикловой комиссии
Рекомендации по составлению плана работы предметно цикловой комиссии
Методические указания по выполнению выпускной письменной экзаменационной работы составлены в соответствии с методическими рекомендациями «Как провести итоговую аттестацию по государственным стандартам»
Методические рекомендации по оформлению письменных работ
Отчёт по учебно-методической работе
Оценочный лист эффективности учебного занятия Дисциплина Группа Дата
Рекомендации по планированию занятий преподавателей
План урока производственного обучения № дата 201 г
Профессия



ОБЛАСТНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ВАЛУЙСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»


Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ

на заседании МС техникума Зам.директора по УМР «____»__________2012г. ____________________

Протокол №__________




ОБУЧАЮЩИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

г.Валуйки 2012

ОБУЧАЮЩИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ
1. Принципы классификации ОЭИ

В основу классификации ОЭИ могут быть положены общепринятые способы классификации учебных изданий, электронных изданий и программных средств.

Учебные издания различают [1]:

-по функциональному признаку, определяющему значение и место учебных изданий в учебном процессе;

-по целевому назначению;

-по характеру представляемой информации;

-по организации текста;

-по форме изложения.

Электронные издания различают [2]:

-по наличию печатного эквивалента;

-по природе основной информации;

-по целевому назначению;

-по технологии распространения;

-по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания;

-по периодичности;

-по структуре.

Как отмечалось выше, по технологии создания электронные издания могут являться программными продуктами и к ним применим Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (в ред. от 24.05.2000)[http://linux.nist.fss.ru/hr/doc/ok/okp1.htm], в котором имеется отдельный подкласс 50 7000 - Прикладные программные средства учебного назначения. Он включает в себя:

507100 -Программные средства педагогические

507110 - Программные средства обучающие

50 7120 - Программные средства для тренажеров

50 7130 - Программные средства контролирующие

50 7140 - Программные средства демонстрационные

50 7150 - Программные средства для моделирования

50 7160 - Программные средства вспомогательные

50 7190 - Программные средства педагогические прочие

50 7200 - Программные средства для управления учебным процессом

507300-Программные средства инструментальные для создания программ учебного назначения

50 7400- Программные средства для профориентации и профотбора

507500-Программные средства специализированные для коррекционного обучения детей с нарушениями развития

50 7600 -Программные средства досуговые

50 7900 -Прикладные программные средства учебного назначения прочие

Согласно этому классификатору, ОЭИ следует отнести к подклассам 507100 и, возможно, к 50 7900.

По отношению к ОЭИ может быть использована классификация программных средств, представленная в общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93, где имеется отдельный подкласс 50 7000 - Прикладные программные средства учебного назначения [3]. Он включает в себя педагогические, обучающие, контролирующие, демонстрационные, досуговые, вспомогательные программные средства, а также программные средства для тренажеров, для моделирования, для управления учебным процессом, для создания программ учебного назначения, для профориентации и профотбора, для коррекционного обучения детей с нарушениями развития.

Исходя из представленных выше критериев, ОЭИ следует различать [4]:

-по функциональному признаку, определяющему значение и место ОЭИ в учебном процессе;

-по структуре

-по организации текста;

-по характеру представляемой информации;

-по форме изложения;

-по целевому назначению;

-по наличию печатного эквивалента;

-по природе основной информации;

-по технологии распространения;

-по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания.
1.1. Виды ОЭИ по функциональному признаку

В настоящее время утвердилась определенная типологическая модель системы учебных изданий, которая включает четыре группы изданий, дифференцированных по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе [1]:

-программно-методические (учебные планы и учебные программы);

-учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);

-обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);

вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).

Информационные технологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу:

-контролирующие (тестирующие программы, базы данных).

Программно-методические издания. Рассматриваемая группа изданий направлена на организацию учебного процесса и управление им. Как составная часть может входить в автоматизированную систему управления учебным процессом (образовательный портал).

Учебный план определяет: формы и виды обучения; порядок, последовательность и сроки теоретических, практических и лабораторных занятий, семинаров, самостоятельных работ, курсовых и дипломных проектов, зачетно-экзаменационных сессий; состав, структуру и последовательность учебных предметов, формы обучения, виды учебных занятий, объем учебного времени, отводимый на аудиторный и самостоятельные занятия.

Учебная программа конкретизирует учебный план на уровне курса и отдельной учебной дисциплины. В ней указываются перечень тем, номенклатура изучаемых вопросов, объединенных в темы и микротемы, последовательность их изучения, время, отводимое на основные части курса. В программе раскрываются цели и задачи дисциплины, ее связь с другими предметами, содержание тем, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми учащийся должен овладеть в результате изучения дисциплины. В программах перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, которые учащийся должен использовать для наиболее полного овладения дисциплиной.

Обучающие издания. Издания, входящие в данную группу, рассматриваются как основные средства обучения, главный источник научно-дисциплинарных знаний. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине. В нем должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта (ГОСТа), по каждой дисциплине. Эти единицы устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала.

Следует иметь в виду, что учебник должен не только содержать характеристику знаний, но и призван раскрыть методические аспекты их получения. При отборе фактического материала необходимо учитывать, что задача учебника заключается в раскрытии важнейших процессов и явлений, которые определяют специфику данной сферы деятельности. Кроме того, в нем должна быть полностью представлена "школа" - те основания, которые необходимо усвоить обучаемому для дальнейшего овладения предметом.

Содержание учебника должно отражать определенную систему научно-предметных знаний, составляющих ядро сведений по данной отрасли (разделу) науки или сфере человеческой деятельности (направлению), необходимых и достаточных для дальнейшего овладения профессией и применения в конкретной области.

Учитывая, что студент воспринимает информацию учебника как основную, необходимо обеспечить тщательный отбор материала, исходя из его достоверности, научности, что и обеспечивает авторитетность и апробированность теоретического и фактического материала обучающих изданий.

Кроме того, учебник должен включать характеристику методов получения и использования знаний в конкретной области, методологические основания базовых законов и закономерностей функционирования и развития отраженной в нем области знания или сферы деятельности, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития этой науки или сферы деятельности. При этом теоретические и прикладные вопросы должны рассматриваться в учебном материале во взаимосвязи, а характеристики знаний и их использование даваться последовательно.

Учебное пособие обычно выпускается в дополнение к учебнику. Однако в тех случаях, когда в учебный план вводятся новые дисциплины, а в учебную программу новые темы и учебник по этим дисциплинам пока не создан, организуется выпуск учебного пособия. Пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы.

Поскольку пособие создается более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике.

В отличие от учебника пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения. Оно может также включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решение той или иной проблемы.

Курс лекций - это тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или по курсу в целом. Его также можно рассматривать как дополнение к учебнику. Как правило, это издание развивает содержание учебника за счет новых оригинальных материалов.

В сборнике лекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текст персонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данного учебного курса. Однако оригинальность авторского текста, манера изложения не должны затруднять восприятие основного содержания учебного материала. Причем лекции должны соответствовать учебной программе по данной дисциплине.

Текст лекций в сборнике составляется на базе уже прочитанного материала. Автор (авторы) раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию. Все это имеет серьезный обучающий эффект, так как показывает студенту методологические аспекты учебного материала.

Среди обучающих изданий значительное место занимают конспекты лекций, которые выпускаются по новой дисциплине, элективному курсу или в дополнение к учебнику. В последнем случае в лекциях ставятся новые проблемы, предлагаются альтернативные решения, оригинальные направления развития отрасли науки или области человеческой деятельности.

Вспомогательные издания. Одно из ведущих мест в этой группе изданий занимают практикумы. Цель практикума - формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. Практикумы направлены на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки или деятельности. В них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению пройденного теоретического курса. Структура практикума отражает последовательность изложения материала, принятую в учебной программе.

Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В состав хрестоматии могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Методические указания ориентируют студента при подготовке к семинарским и практическим занятиям.

Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят.

Учебно-методические издания. Этот вид изданий включает материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения курсовых и дипломных проектов, контрольных работ, организации самостоятельной работы учащихся. В них дается характеристика методов овладения дисциплиной и подготовки различных заданий, а также дипломных и курсовых работ.

Издания данного вида помогают организовать работу студента и преподавателя. В методические рекомендации и указания должны быть включены требования к содержанию, оформлению и защите курсовых и дипломных проектов. Особую группу составляют методические указания по организации самостоятельной работы студентов, которые готовятся по каждой дисциплине. Указания содержат общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм, методов и видов самостоятельной работы студентов (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, семинарам, составление докладов выступлений и др.). Излагаемый материал должен показать особенности самостоятельной работы по данной дисциплине, раскрыть общие требования к знаниям и навыкам, которые формируются при ее изучении.

Контролирующие издания. Ключевое место в этой группе занимают компьютерные тестирующие программы, которые обеспечивают, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимают на себя рутинную часть текущего или итогового контроля. Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя.

База данных - упорядоченная совокупность данных и их интерпретации, предназначенных для накопления, хранения и обработки с помощью ЭВМ. Для создания и ведения базы данных (обновления, обеспечения доступа к ним по запросам и выдачи их пользователю) используется набор языковых и программных средств, называемый системой управления базы данных (СУБД). База данных в сочетании с СУБД представляет собой банк данных.
1.2. Виды ОЭИ по структуре

Электронные издания по структуре подразделяются на:

-однотомное электронное издание - электронное издание, выпущенное на одном машиночитаемом носителе;

-многотомное электронное издание - электронное издание, состоящее из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе, представляющее собой единое целое по содержанию и оформлению;

-электронная серия - серийное электронное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением, выходящих в однотипном оформлении.
1.3. Виды ОЭИ по организации текста

Учебные электронные издания. Программно-методические и учебно-методические материалы могут быть выпущены как моноиздания и как сборники. Моноиздание включает одно произведение, а сборник - несколько произведений учебной литературы.

Ясно, что учебник, учебное пособие, курс и конспект лекций могут выходить в свет только в виде моноизданий, а практикум, хрестоматия, книга для чтения - в виде сборников. Что касается учебных планов, учебных программ, методических указаний и руководств, заданий для практических занятий, то их выпускают преимущественно в виде моноизданий. Хотя в отдельных случаях более предпочтительны были бы сборники. Так, можно сформировать сборник из произведений одного жанра, включив в него все учебные программы по данному направлению, специальности, или сборник заданий для самостоятельной работы студентов по всем предметам курса, входящим в учебный план. С методической точки зрения такое объединение материалов дает возможность студенту заранее представить весь процесс овладения специальностью, заблаговременно готовиться к тем или иным занятиям, выполняемым на разных курсах, самостоятельно выявлять связь между ними, накапливать постепенно библиографические материалы, создавая собственную информационную базу.

Можно использовать другой принцип формирования такого сборника - включать в него материалы различных жанров по одной дисциплине: учебную программу, методические указания по изучению дисциплины, тематику контрольных работ и методические указания по их выполнению. Такие сборники целесообразно издавать, прежде всего, для студентов заочной формы обучения. Ознакомление с программой и методическими указаниями по изучению дисциплины позволит студентам осознанно, обоснованно выбирать темы контрольных работ и выполнять их с учетом общих представлений о предмете.

Предисловие к сборникам должно отражать методическую направленность, содержать общую характеристику издания в целом, отмечать цели, задачи, особенности его создания и применения, включать данные об утверждении составляющих сборник материалов и принципах их отбора. Содержание сборника должно включать полный перечень названий входящих в сборник документов.

Подобные издания усиливают активность учащихся, обеспечивают комплексность процесса овладения информацией.

По критерию организации текста может быть выделена еще одна группа ОЭИ - учебно-методические комплекты (УМК). УМК содержит как моноиздания, так и сборники, так как представляет собой комплект различных видов учебных изданий. Создание УМК имеет особое значение, так как позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач.
1.4. Виды ОЭИ по характеру представляемой информации

По характеру представляемой информации можно выделить следующие устоявшиеся виды ОЭИ:

-Учебный план

-Учебная программа

-Методические указания

-Методические руководства

-Программы практик

-Задания для практических занятий

-Учебник

-Учебное пособие

-Конспект лекций

-Курс лекций

-Практикум

-Хрестоматия

-Книга для чтения

1.5. Виды ОЭИ по форме изложения

По форме изложения [1] материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:

-конвекционные учебные издания,

-программированные учебные издания,

-проблемные учебные издания,

-комбинированные, или универсальные учебные издания.

Конвекционное учебное издание соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет энциклопедический или монографический характер. Реализует информационную функцию обучения.

Программированное учебное издание основано на обучении по системе "стимул-реакция". Имеет форму разветвленной или линейной программы. Такой учебник ориентирован прежде всего на самостоятельную работу студентов, раскрывает основы и методы получения знаний и их взаимодействие с профессиональными навыками.

Проблемное учебное издание базируется на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний.

Комбинированное, или универсальное учебное издание содержит отдельные элементы перечисленных моделей.
1.6. Виды ОЭИ по целевому назначению

По целевому назначению электронные учебные издания могут быть разделены на следующие основные группы:

-ОЭИ для школьников;

-ОЭИ для студентов;

-ОЭИ для дипломированных специалистов;

-ОЭИ для преподавателей;

-ОЭИ для взрослых.

Различия по целевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня.
1.7. Виды ОЭИ по наличию печатного эквивалента

По наличию печатного эквивалента электронные учебные издания могут быть разделены на следующие основные группы:

-электронный аналог печатного учебного издания - ОЭИ, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание;

-самостоятельное ОЭИ - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.
1.8. Виды ОЭИ по природе основной информации

По природе основной информации электронные учебные издания могут быть разделены на следующие основные группы:

-текстовое (символьное) электронное издание - ОЭИ, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольное обработку;

-изобразительное электронное издание - ОЭИ, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки;

-звуковое электронное издание - ОЭИ, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения;

-программный продукт - самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода;

-мультимедийное электронное издание - электронное издание, в котором присутствует информация различных форматов.
1.9. Виды ОЭИ по технологии распространения

По технологии распространения ОЭИ подразделяются на следующие виды:

-локальное ОЭИ - электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;

-сетевое электронное издание - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;

-электронное издание комбинированного распространения - электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого.
1.10. Виды ОЭИ по характеру взаимодействия пользователя и

электронного издания

По характеру взаимодействия пользователя и электронного издания электронные учебные издания могут быть разделены на следующие основные группы:

-детерминированное электронное издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменяемы пользователем;

-недетерминированное электронное издание - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем.

Все представленные принципы классификации позволяют учесть отдельные характеристики электронных средств учебного назначения. Можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала (который осуществляется исходя из дидактических задач и методических принципов) никто, кроме преподавателя, провести не может. По этой причине компьютерный курс должен быть не конгломератом разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора.

1. Разработка педагогического сценария

Педагогический сценарий - это целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приемов.

Педагогический сценарий курса дает представление о содержании и структуре учебного материала, о педагогических и информационных технологиях, используемых для организации учебного диалога, о методических принципах и приемах, на которых построен как учебный материал, так и система его сопровождения.

Педагогический сценарий отражает авторское представление о содержательной стороне курса, о структуре УМК, необходимого для его изучения.

1.1. Планирование педагогического сценария

Планирование педагогического сценария предполагает четкое видение автором образовательного пространства учебной дисциплины, его умение определить педагогические технологии в соответствии с особенностями целевых учебных групп, тщательное проектирование содержания учебной деятельности. Для решения этих задач на этапе проектирования преподаватель должен подготовить развернутую программу учебной дисциплины, подобрать учебный материал, составить электронный текст, который станет основой построения УМК, и разработать методическое пособие по изучению курса.

1.2. Подготовка рабочей программы курса

На данном этапе осуществляется разработка рабочей программы учебной дисциплины.

Определяющим принципом при разработке рабочих программ учебных дисциплин является принцип модульности, который позволяет реализовывать образовательные программы различного уровня.

При составлении рабочих программ необходимо учитывать следующие структурные компоненты, по существу превращающие рабочую программу учебной дисциплины в важный методический инструмент:

-общие сведения о дисциплине;

-цели и задачи изучения дисциплины;

-принципы построения рабочей программы;

-информация об авторе;

-структура учебно-методического комплекта, обеспечивающего поддержку учебного процесса по изучению дисциплины;

-модульное содержание дисциплины;

-описание содержания;

-структура деятельности студентов;

-список литературы.

Цель курса и его задачи формулируются так, чтобы студенты могли представить результаты обучения, соотносимые с объемом требований ГОСТ или с определенным практическим результатом (какими навыками должен овладеть, какие теоретические положения усвоить и т.п.).

Сведения об авторе курса включают информацию о месте его работы, занимаемой должности, ученой степени и звании, а также об имеющемся опыте преподавания соответствующих дисциплин.

Список литературы должен быть оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ (образец прилагается) и может быть организован различным образом:

-сплошной алфавитный список;

-список литературы к каждому разделу;

-список литературы, на которую опирается теоретическая база курса, и список литературы, рекомендуемой студентам;

-список научной литературы, учебников и задачников.

Основной частью каждой рабочей программы является содержание учебной дисциплины, представленное на основе модульной структуры, позволяющей индивидуализировать учебный процесс.

Модульное содержание дисциплины требуется для того, чтобы студент имел возможность представить объем учебного времени, необходимого для его освоения, выбрать образовательную траекторию или воспользоваться образовательной траекторией, заданной автором.

1.3. Выбор учебного материала

Электронные учебные материалы предполагают ориентацию на определенный уровень образовательных потребностей. Этим определяется принцип отбора материала, его структурирование, выбор мультимедиа-приложений и разработка педагогического сценария в целом. Так, образовательные потребности курса предполагают ориентацию на государственный стандарт профессионального образования по соответствующей специальности, таким образом, предполагается академичная форма подачи материала, строгость дизайна и т.д.

1.4.Создание электронного текста

Электронный текст представляет собой линейную структуру логически и методически организованного текста, которая соответствует структуре "классического" печатного учебника или учебного пособия. Электронный текст фиксирует первый этап разработки УМК и должен быть представлен методисту для создания копии и размещения в базе данных или электронной библиотеке в текстовом формате MS Word 6.0 и выше c расширением *.rtf или *.doc.

Линейная структура курса соответствует структуре "классического" методического пособия. Результаты работы над материалом этого этапа создания ММК представляются в электронном виде и оформляются в соответствии с ГОСТом:

-левое поле - не менее 3 см,

-правое поле - не менее 1 см,

-верхнее поле - не менее 1,5 см,

-нижнее поле - не менее 2 см,

-междустрочный интервал - одинарный или полуторный,

-шрифт Times New Roman,

-кегль 12,

-режим "выравнивание по ширине".

При этом необходимый объем текста рассчитывается в почасовом эквиваленте (в соответствии с учебным планом специальности) и составляет 4с.=1час.

1.5. Подготовка методического пособия для изучения курса

Методическое пособие для изучения курса является обязательным элементом комплекта учебно-методических материалов. Увеличение роли самостоятельной работы студентов требует усиления системы сопровождения учебной деятельности, в том числе и рекомендаций по способам изучения материала, особенностям его организации, возможностям индивидуализации учебной траектории.

Методическое пособие должно содержать схему работы над учебным материалом, актуализацию наиболее важных и сложных вопросов, перечень рекомендуемых дополнительных учебных материалов, возможно - задание для итоговой работы и комментарии по ее выполнению.

По существу, методическое пособие позволяет актуализировать, оживить те педагогические технологии, которые скрыты в структуре УМК, позволяет связать в единое целое все структурные элементы УМК, подчиненные решению конкретных педагогических задач.

1.6. Графическое представление педагогического сценария

Подготовив все необходимые компоненты педагогического сценария, преподаватель должен определить наиболее эффективные траектории изучения курса с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала, в зависимости от образовательного уровня студентов, наличия или отсутствия базовых знаний в предметной области.

Педагогический сценарий может быть представлен графически, что значительно облегчает организацию самостоятельной познавательной деятельности студентов.

2. Учебно-методический комплекc

В ряду электронных средств учебного назначения особое значение имеют учебно-методические комплексы (УМК). Каждый УМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы в предметной области с использованием информационных технологий. УМК содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п. Создание УМК имеет особое значение, так как позволяет комплексно подходить к решению основных дидактических задач.

Учебно-методические комплексы могут быть представлены как мультимедиа курсы, каждый из которых представляет собой комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой и аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса.

Современный учебный мультимедиа курс - это не просто интерактивный текстовый (или даже гипертекстовый) материал, дополненный видео- и аудиоматериалами и представленный в электронном виде. Для того чтобы обеспечить максимальный эффект обучения, необходимо, чтобы учебная информация была представлена в различных формах и на различных носителях. В комплект курса рекомендуется включать видео- и аудиокассеты, а также печатные материалы. Это обусловлено не только техническими и экономическими соображениями (оцифрованное "живое" видео требует весьма больших объемов памяти, видеомагнитофон существенно доступнее по цене, чем мультимедиа-компьютер, работа с печатным материалом более привычна для студентов), но и соображениями психологического характера. Наличие у студента ведущей сенсорной модальности (основного канала восприятия информации) приводит к тому, что одни легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики).

Мультимедиа курс является средством комплексного воздействия на обучающегося путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей. Структура и пользовательский интерфейс этих частей курса должны обеспечить эффективную помощь при изучении материала.

Основой УМК (мультимедиа курса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В нее входят:

-электронный учебник,

-электронный справочник,

-тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры),

-задачник,

-электронный лабораторный практикум,

-компьютерная тестирующая система.

Данная структура может быть скорректирована с учетом специфики дисциплин.

Рассмотрим кратко назначение, состав и технологию создания интерактивных компонент УМК.

Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории.

Компьютерный учебник содержит тщательно структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить не только оптимальную траекторию изучения материала, но и удобный темп работы и способ изложения материала, соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. В электронном учебнике может быть предусмотрена возможность протоколирования действий обучаемого для их дальнейшего анализа преподавателем.

Нелинейная организация учебного материала, многослойность и интерактивность каждого кадра, а также возможность протоколирования информации о выборе студентом траектории обучения определяют специфику электронного учебника.

Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме.

В электронный справочник включается информация как дублирующая, так и дополняющая материал учебника.

Обычно электронный справочник представляет собой электронный список терминов, или используемых в курсе слов изучаемого иностранного языка, или имен цитируемых авторов и т.д. Каждая единица списка гиперактивна - ее активизация позволяет обратиться к гиперссылке, содержащей толкование термина, перевод и грамматические характеристики иностранного слова, энциклопедическое описание и т.д.

В электронный справочник обычно можно войти из любого раздела курса с помощью специальной кнопки в главном меню. Собственное меню справочника, как правило, представляет собой алфавит, оформленный в разных дизайнерских решениях. Активизация кнопки-буквы обеспечивает доступ к соответствующему фрагменту справочника.

В настоящее время наличие справочной системы является обязательным для любого УМК. При этом электронный справочник может быть представлен как самостоятельный элемент УМК или встроен в электронный учебник.

Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.

В отличие от вышеописанных компонент, компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами.

Компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их конструирование из отдельных элементов.

К тренажерам могут быть отнесены также и компьютерные задачники. Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Электронный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.

В качестве тренажера может использоваться и компьютерная тестирующая система, которая обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля.

Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя. В последнем случае в нее включается система подготовки тестов, облегчающая процесс их создания и модификацию (в простейшем случае это может быть текстовый редактор). Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования. Тестирующая система может быть встроена в оболочку электронного учебника, но может существовать и как самостоятельный элемент УМК. В этом случае тестирующие программы по различным дисциплинам целесообразно объединять в единой базе данных.

Представленные компоненты мультимедиа курса сами по себе не решают педагогических задач. Обучающая функция реализуется в мультимедиа курсе через педагогический сценарий, с помощью которого преподаватель выстраивает образовательные траектории.

Применение ОЭИ по образовательным циклам

3.1. Математические и общие естественно-научные дисциплины

Все ОЭИ должны быть адаптированы к основному профилю дисциплины или специальности. Специфика ОЭИ по математическим и общим естественно-научным дисциплинам связана с формализованным представлением содержания знаний и большой долей учебного практикума, имеющего целью не только развитие навыков решения задач и выполнение лабораторных работ, но и формирование комплекса профессиональных знаний, умений и навыков.

Формализованность знаний дает возможность легко структурировать их и представить в гипертекстовом виде. Многоуровневое модульное распределение материала позволяет адаптировать его к индивидуальным особенностям студентов. Однако создание гипертекста может лишь отчасти решить дидактическую задачу усвоения материала. Теоретический материал по этим дисциплинам изобилует математическими формулами и системами доказательств, сложными для самостоятельного усвоения. Этим определяется необходимость создания интерактивных мультимедиа лекций и использования демонстрационного материала, дополняющего электронные учебники, составленные на основании традиционных печатных изданий.

Интерактивная мультимедиа лекция позволяет интегрировать различные среды представления информации - текст, статическую и динамическую графику, видео- и аудиозаписи в единый комплекс, позволяющий обучаемому стать активным участником учебного процесса, поскольку выдача информации происходит в ответ на соответствующие его действия.

Применение компьютерных технологий позволяет создавать качественные видеозаписи лекционных демонстраций, компьютерные лабораторные работы и практикумы, имитационные анимационные модели физических явлений и процессов, необходимые для понимания их сущности. Более того, современные компьютерные средства позволяют создавать тренажеры, модели и лабораторные работы, неосуществимые в реальных условиях. Особенно важно их применение в тех случаях, когда нельзя осуществить прямой эксперимент. Примером может служить демонстрация с помощью компьютера кинетических процессов в газах, молекулярных явлений в жидкостях, квантовых явлений в микромире и т.п.

При разработке ОЭИ по математическим и общим естественно-научным дисциплинам особое значение приобретает решение одной из основных дидактических задач в этой предметной области - обучение моделированию и наиболее общим методам воздействия на объект познания. Моделирование с применением компьютеров позволяет продемонстрировать и исследовать основные свойства физических объектов, выяснить границы применимости той или иной теории.

Особую сложность в изучении данных дисциплин представляет лабораторный практикум. При его организации следует использовать специально разработанные компьютерные лабораторные тренажеры, которые позволяют эффективно отследить важные закономерности, смоделировав физические процессы. При этом компьютер выполняет роль экспериментальной установки, которая особенно важна:

-для предварительного знакомства студентов с экспериментом, который ему предстоит выполнить впоследствии на реальной установке, если эксперимент сложен и работа на лабораторной установке требует предварительной подготовки и тренировки;

-в тех случаях, когда реальный эксперимент затруднён, например, тем, что физические параметры имеют экстремальные значения (слишком большое или, напротив, слишком малое давление или температура и тому подобное);

-для реализации модельных, идеальных экспериментов, которые вообще невозможно осуществить в реальной жизни, но которые можно себе представить мысленно;

-для моделирования знаменитых опытов, вошедших в историю (тем самым, знакомя студентов с историей данной науки);

-для наглядной демонстрации не наблюдаемых в обычном эксперименте, но реально протекающих процессов (например, движение электронов или других микрочастиц).

Основные виды ОЭИ по математическим и общим естественно-научным дисциплинам.

Программно-методические ОЭИ: учебный план, учебная программа.

Обучающие ОЭИ: мультимедийный учебник, мультимедийная лекция, компьютерная демонстрация, электронный текстовый учебник, электронное учебное пособие, курс лекций в электронном виде, конспект лекций в электронном виде.

Вспомогательные ОЭИ: компьютерный тренажер, компьютерный лабораторный практикум, энциклопедия, словарь, справочник.

Учебно-методические ОЭИ: методические указания, методические рекомендации.

Контролирующие ОЭИ: тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий.

3.2. Общепрофессиональные дисциплины

Специфика ОЭИ по общепрофессиональным дисциплинам определяется особенностями изучения этих дисциплин, требующих наличия большого количества наглядного материала.

В ОЭИ наглядный материал может быть представлен как в виде отдельных иллюстративных таблиц, графических схем, дополняющих учебный текст, так и с помощью слайдов, видеофильмов, иллюстрирующих теоретический материал.

Проблема обеспечения этих дисциплин наглядным материалом может быть частично решена с помощью ОЭИ. Весьма эффективными при изучении общепрофессиональных дисциплин являются видеолекции, видеофильмы, анимационные модели, компьютерные лабораторные практикумы, которые позволяют частично или полностью компенсировать недостаток объектов и наглядного материала.

Компьютерный лабораторный практикум, помимо наглядности, позволяет проводить практические занятия. Главной целью такого практикума является углубление полученных студентами теоретических знаний, знакомство с методиками экспериментов и самим экспериментальным оборудованием.

Основные виды ОЭИ общепрофессиональным дисциплинам.

Программно-методические ОЭИ: учебный план, учебная программа.

Обучающие ОЭИ: мультимедийный учебник, мультимедийная лекция, компьютерная демонстрация, электронный текстовый учебник, электронное учебное пособие, курс лекций в электронном виде, конспект лекций в электронном виде.

Вспомогательные ОЭИ: компьютерный тренажер, компьютерный лабораторный практикум, энциклопедия, словарь, справочник.

Учебно-методические ОЭИ: методические указания, методические рекомендации.

Контролирующие ОЭИ: тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий.

3.3. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

Электронные издания по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам имеют специфику, связанную с особенностями гуманитарного знания и местом гуманитарных и социально-экономических дисциплин в структуре образовательных программ.

Основными требованиями к учебной литературе гуманитарного и социально-экономического цикла являются следующие:

-соблюдение принципов историзма и преемственности;

-соответствие государственным образовательным стандартам;

-соблюдение этических и эстетических норм при изложении материала;

-полнота и объективность библиографических сведений;

-включение необходимого справочного аппарата [1].

Рассмотрим особенности ОЭИ по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.

1. Одной из основных отличительных особенностей гуманитарных знаний является их неформализованный характер. Учебные издания по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам обычно содержат информацию преимущественно в текстовом виде и сопровождаются наличием обширного иллюстративного материала. Это служит препятствием при создании ОЭИ. Такие тексты трудно поддаются структурированию, необходимому для гипертекстовой организации учебного материала, что требует основательной дидактической подготовки авторов учебных изданий.

С этим связана необходимость не только разработки специфических программных средств учебного назначения, но и создания электронных версий традиционных учебных изданий.

Основным ОЭИ при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин становится мультимедийный учебник, основанный на использовании гипертекста, видео- и аудиоприложений, анимации, большого количества иллюстративного материала. Мультимедиа приложения позволяют максимально усилить образовательные эффекты, апеллирующие к медико-психологическим особенностям восприятия учебной информации.

2. ОЭИ по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам являются полифункциональными, так как ориентированы на различные категории обучающихся. Этим определяется многоуровневый модульный характер их структуры. Гипертекстовая структура электронных изданий позволяет дополнить базовый инвариантный учебный материал специализированными учебными блоками, связанными с различными предметными областями, в которых работают обучающиеся, и составляющими вариативную часть учебных дисциплин.

3. Специфика ОЭИ по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам определяется и тем, что с их помощью формируется мировоззрение студентов, личностная культура и т.д. Поэтому учебные издания в этих областях должны быть выверены не только с содержательной и дидактической, но и с концептуальной точки зрения. Авторы учебных изданий по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам должны придерживаться четкой мировоззренческой позиции, стремиться к непротиворечивому изложению системы взглядов на мир.

4. При создании ОЭИ по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам широкие возможности открывает сеть Интернет. Специфика электронных изданий позволяет делать прямые ссылки на размещенные во всемирной сети ресурсы, расширяя тем самым доступ студентов к информации и формируя основания поисковой учебной деятельности.

5. ОЭИ по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в обязательном порядке должны создаваться как учебно-методические комплексы, включающие не только учебник, но и хрестоматию, практикум, словарь, тестирующую программу или банк контрольных вопросов и заданий. При этом важно, чтобы такие комплексы создавались одним коллективом авторов, т.к. разрозненность изданий, противоречивость их содержания затрудняют процесс овладения гуманитарными знаниями.

Основными видами ОЭИ по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам будут являться текстовые издания, распределенные по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе, следующим образом.

Программно-методические ОЭИ: учебный план, учебная программа.

Обучающие ОЭИ: мультимедийный учебник, электронный текстовый учебник, электронное учебное пособие, курс лекций в электронном виде, конспект лекций в электронном виде.

Вспомогательные ОЭИ: практикум, сборник документов и материалов, хрестоматия, книга для чтения, энциклопедия, антология, словарь, справочник.

Учебно-методические ОЭИ: методические указания, методические рекомендации.

Контролирующие ОЭИ: тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий.




Похожие:

Обучающие электронные издания методические рекомендации по составлению iconПринят утверждено
Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного...
Обучающие электронные издания методические рекомендации по составлению iconМетодические рекомендации по составлению плана мероприятий по противодействию
При составлении плана мероприятий по противодействию коррупции, в том числе «бытовой» коррупции необходимо уделить особое внимание...
Обучающие электронные издания методические рекомендации по составлению iconМетодические рекомендации по составлению рабочей программы учебного курса; практическое освоение составления рабочих программ по фгос в основной школе
Оргпроект разработческого семинара по теме «Разработка рабочих программ в основной школе по фгос»
Обучающие электронные издания методические рекомендации по составлению iconМетодические рекомендации по управлению введением фгос общего образования Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. Липецк, лиро, 2011. 40 с
Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. – Липецк, лиро, 2011. –...
Обучающие электронные издания методические рекомендации по составлению iconПравила пользования библиотекой Арсеньевский городской округ Общие положения
Настоящие Рекомендации по составлению примерных правил пользования библиотекой общеобразовательного учреждения
Обучающие электронные издания методические рекомендации по составлению iconМетодические рекомендации по профилактике суицида у детей и подростков в образовательных учреждениях

Обучающие электронные издания методические рекомендации по составлению iconМетодические рекомендации Под редакцией Н. К. Бушковой р язань 2014 ббк 74. 202. 1 О-64

Обучающие электронные издания методические рекомендации по составлению iconМетодические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования

Обучающие электронные издания методические рекомендации по составлению iconС. С. Жевлакович 2013 г
Методические рекомендации по написанию домашних контрольных работ и требования к ее оформлению
Обучающие электронные издания методические рекомендации по составлению iconДокументы
1. /Школьные электронные ресурсы/Школьные электронные ресурсы (6-11).docx
2.
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации