Мкоу «сош с. Маруха» «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы» icon

Мкоу «сош с. Маруха» «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы»




НазваниеМкоу «сош с. Маруха» «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы»
Дата конвертации21.05.2015
Размер48.58 Kb.
ТипДокументы
источник

МКОУ «СОШ с. Маруха»

«Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы»

Выступление на заседании м/о учителей русского языка и литературы Бибертовой Любови Зекерьяевны

15.01.13.

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. 

Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей. 

Это в первую очередь большое количество предметов в расписании, по пять-семь предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока - ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе). 

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

  • частую смену позы,

  • потягивание,

  • встряхивание руками,

  • зевота,

  • закрывание глаз,

  • подпирание головы,

  • остановившийся взгляд,

  • ненужное перекладывание предметов,

  • разговор с соседом,

  • увеличение количества ошибок в ответах,

  • не восприятие вопроса,

  • задержка с ответом,

  • частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности - с расписания уроков. 

Хорошо бы уменьшить количество предметов в один учебный день, то есть количество подготовок ученика к урокам за счет спаренных часов, которые позволяют учителю организовать «погружение» в предмет, а ученику избежать «стрессового калейдоскопа». 

Мы знаем, что самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1-го, 6-го и даже 7 -го уроков. 

С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса. 

Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств. 

Например, в понедельник, в каком-то классе последний урок - математика. Как же учителю добивается внимания и сосредоточенности учащихся на уроке, эффективности учебного процесса? Только благодаря использованию элементов технологии Шаталова, которая служит здоровьесбережению.

1. Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.
2. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем. 


Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и т.д. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. 

Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу слова». 

Во время фронтального опроса использую игру с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты. 

Кроме того, провожу обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока. 

Использую элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. 

Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей. 

Один из приемов здоровьесбережения на этапе проверки домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока. 

Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока, с одаренными детьми, работа по индивидуальной программе. 

«Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения. 

Здоровьесбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта, они формируют внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих. 

Сознательно и целенаправленно способствует укреплению здоровья учащихся; выполнение практических заданий, включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев. 

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика. 

Приобщать к выполнению домашних заданий своих учеников: давать задания по трем уровням, то есть ребенок пусть сам выбирает себе объем задания по силам. 

Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, малоподвижные игры на перерывах, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, вся система физкультурно-массовой работы в школе, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями.



Похожие:

Мкоу «сош с. Маруха» «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы» iconПоложение о методическом объединении учителей русского языка и литературы мкоу «сош с. Маруха» на 2014 2015 учебный год Методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Работу мо организует руководитель мо. Вся деятельность мо осуществляется на основе педагогического анализа, планирования работы на...
Мкоу «сош с. Маруха» «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы» iconАнализ проведении недели русского языка и литературы в боу сош №34 ст. Новотитаровской
Согласно плану работы школы с 24. 11 по 29. 11. 2014г была проведена неделя русского языка и литературы
Мкоу «сош с. Маруха» «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы» iconЛитература на уроках русского языка и литературы антикоррупционное образование школьников может осуществляться через разноплановую работу с текстом
...
Мкоу «сош с. Маруха» «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы» iconОсновная цель – повышение интереса обучающихся к предметам, формирование познавательной активности, расширение кругозора знаний. Задачи предметной Недели русского языка и литературы
В школе пройдёт неделя русского языка и литературы, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова
Мкоу «сош с. Маруха» «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы» iconКабинет №36 Общая оснащенность кабинета русского языка и литературы Укажите оснащенность кабинета русского языка и литературы учебным оборудованием (в %). В графу «пополнение кабинета»
Укажите оснащенность кабинета русского языка и литературы учебным оборудованием (в %). В графу «пополнение кабинета» внесите год...
Мкоу «сош с. Маруха» «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы» iconШмо учителей русского языка и литературы на 2014 2015 учебный год Руководитель шмо: Бибертова Л. З
Методическая тема, над которой работает шмо учителей русского языка и литературы в 2014 – 2015 учебном году
Мкоу «сош с. Маруха» «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы» icon«Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы»
Родине, о выборе профессии, можно побуждать учащихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор,...
Мкоу «сош с. Маруха» «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы» iconВремя читать! Газета библиотечно-информационного центра Чтение
Читают на каждом уроке. На уроках литературы – художественные произведения. На уроках языка – теоретическое сведение, тексты разного...
Мкоу «сош с. Маруха» «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы» iconМастер класс «Давайте строить храм души!»
Одна из самых серьезных и трудных задач — это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо. Думаю, что этим...
Мкоу «сош с. Маруха» «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы» iconДокументы
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации