Понятие толерантности icon

Понятие толерантности




НазваниеПонятие толерантности
Дата конвертации06.06.2015
Размер68.99 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник


ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Толерантность выражается в готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Культура толерантности в повседневной жизни возможна только при освобождении взаимоотношений взрослых и детей от любых форм интолерантных отношений.

Методические рекомендации по формированию толерантности.

Основные направления в работе специалистов с семьей

Изучение особенностей семейного воспитания ребенка;

Гармонизация семейных взаимоотношений;

Коррекция психологического состояния матери;

Коррекция детско-родительских отношений;

Информационное сопровождение родителей (выступления на родительских собраниях; оформление стендов и информационных уголков, консультации), формирование адекватной оценки возможностей ребенка (как физических, так и психологических);

Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи ребенку.

Обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;

Обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.

Основная цель психологического изучения семьи – выявление причин, нарушающих гармоничную жизнедеятельность семьи и препятствующих адекватному развитию в ней ребенка.

выявление внутрисемейных отношений и факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка в семье;

установление причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;

определение путей социализации данной категории семей.

Психологическое изучение личностных особенностей родителей, близких родственников ребенка, находящихся под воздействием длительно действующего психотравмирующего стресса, осуществляется для определения специфики внутрисемейного климата, характера взаимодействия родителей с аномальным ребенком, особенностей родительского восприятия его проблем.

Методы изучения семейных отношений

Беседа;

Интервью;

Опросы;

Родительские сочинения: «Моя проблема», «Мой жизненный путь», «История жизни моего ребенка»;

Техника “семейной скульптуры”;

При психолого-педагогическом консультировании ребенка и его родителей ставятся конкретные задачи:

- выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие—отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные-неадекватные);

-организовать педагогическую помощь родителям; психологическую поддержку в разрешении личностных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;

Главной задачей специалистов при их взаимодействии с семьей ребенка, имеющего особые потребности, является не только выдача рекомендаций по вопросам коррекции и воспитания, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику. Формирование активной позиции в воспитании ребенка предполагает обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с ребенком, наблюдению и оценке его реакций и поведения.

Родителей необходимо готовить к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий. Они нуждаются в поддержке и одобрении, так как результаты будут видны не сразу, и родителям может показаться, что их усилия потрачены впустую. В неблагополучных семьях сотрудничество с родителями является особенно трудной задачей.

Специалисты информируют и обсуждают с родителями результаты своих обследований и наблюдений. С самого начала знакомства необходимо определить готовность родителей сотрудничать со специалистами разных профилей, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Необходимо обеспечивать такие семьи специальной литературой по проблемам воспитания данной категории детей, обучать родителей конкретными методами помощи своему ребенку.

- Информационно-просветительская (лекции, семинары, родительские собрания, стенды, информационные уголки для родителей);

- Практические занятия для родителей (групповые, подгрупповые);

- Организация “круглых столов”, родительских конференций, семинаров, клубов, работа с родительской группой;

- Организация досуга (детских праздников и утренников, конкурсов и развлечений);

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;

Как свидетельствует практика, наиболее широко используется консультативно-рекомендательная форма. В таких консультациях участвуют специалисты разных профилей, которые проводят первичное исследование ребенка и затем отслеживают динамику его развития. Консультирование служит основой установления личного контакта и активного сотрудничества специалистов и семьи.

Участие родителей в семинарах-занятиях может проходить в двух формах: теоретической (лекционно-просветительной) и практической. Слушая лекции и вопросы других родителей, слушатели лучше осознают и решают свои проблемы. Кроме того, они имеют возможность познакомиться и оказать поддержку друг другу.

Приложение 1

Методика определения степени выраженности

эмпатических способностей (В.В. Бойко)

Инструкция:

Вам предлагаются вопросы, на которые надо отве­тить "да" или "нет".

Стимульный материал

У меня есть привычка внимательно изучать ли­ца и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

Если окружение проявляет признаки нервозно­сти, я обычно остаюсь спокойным.

Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

Я считаю вполне уместным для себя интересо­ваться домашними проблемами сослуживцев.

Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

Обычно я с первой же встречи угадываю родст­венную душу в новом человеке.

Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчика­ми в поезде, самолете.

Я теряю душевное равновесие, если окружаю­щие чем-то огорчены.

Моя интуиция - более надежное средство пони­мания окружающих, чем знания или опыт.

Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности бестактно.

Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.

Я легко могу представить себя каким-либо жи­вотным, ощутить его повадки и состояние.

Я редко рассуждаю о причинах поступков лю­дей, которые имеют ко мне непосредственное отно­шение.

Я редко принимаю близко к сердцу проблемы друзей.

Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожи­дания оправдываются.

В общении с деловыми партнерами обычно ста­раюсь избегать разговоров о личном.

Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

Мне легко удается копировать интонацию, ми­мику людей, подражая им.

Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

Чужой смех обычно заражает меня.

Часто действуя наугад, я, тем не менее, нахо­жу правильный подход к человеку.

Плакать от счастья глупо.

Я способен полностью слиться с любимым че­ловеком, как бы растворившись в нем.

Мне редко встречались люди, которых я пони­мал бы без лишних слов.

Я невольно или из любопытства часто подслу­шиваю разговоры посторонних людей.

Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

Мне проще подсознательно почувствовать сущ­ность человека, чем понять его.

Я спокойно отношусь к мелким неприятнос­тям, которые случаются у кого-либо из членов се­мьи.

Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

У меня творческая натура - поэтическая, ху­дожественная, артистическая.

Я без особого любопытства выслушиваю испо­веди новых знакомых.

Я раскаиваюсь, если вижу плачущего человека.

Мое мышление больше отличается конкрет­ностью, строгостью, последовательностью, чем инту­ицией.

Когда друзья начинают говорить о своих не­приятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.
Обработка данных

Подсчитайте число ваших ответов, совпадающих с ключом, а затем определите суммарную оценку:

1 + 10 - 19 + 28 –

2- 11 - 20 + 29 -

3- 12 + 21 + 30 +

4 + 13 - 22 - 31 -

5 + 14 - 23 + 32 +

6 + 15 + 24 - 33 -

7 + 16 - 25 + 34 -

8 + 17 - 26 - 35 -

9 + 18 + 27 + 36 -
Список использованной литературы

Алямовская В. Г. К проблеме обеспечения профессионально-личностного развития педагога в специальтном (коррекционном0 образовательном учреждении. / Коррекционная педагогика, № 4 (6), 2004

Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2005

Социологическое исследование Регионального социопсихологического центра по теме « Мониторинг отношения родителей, педагогов, ближайшего окружения к совместному обучению детей с отклонениями в развитии и нормальон развивающихся сверстников в ДОУ и массовых общеобразовательных школах».

Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитываюзей ребенка с отклонениями в развити. / Дефектология, № 1, 2005, с. 3

Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 64 с. (В помощь психологу.)

Ткачева. В. В. Инновационная модель организации психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / Коррекционная педагогика, № 5-6 (11-12), 2006.

Ткачева В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями. / Дефектология, № 1, 2005, с. 25

Управление образовательным учреждением , осуществляющим интегрированное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Методическое пособие для руководителей образовательных школ / Курс «Интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями» - Самара: Изд-во ЦСО, 2004. – 80 с.

Устинова Е. В. Преодоление эмоциональных нарушений у дошкольников с церебральным параличем в процессе оптимизации их отношений с родителями. / Дефектология, № 1, 2005, с. 52.

Формирование индивидуального образовательного плана ребенка с особыми нуждами. Методическое пособие для педагогических работников образовательных учреждений / Курс «Интегированное обучение детей с особыми образовательными потребностями» - самара: Изд-во ЦСО. 2004. – 60 с.

ЧерниковЛ. В. Интегративная модель семейной психотерапевтической диагностики. – М., 1997.

Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось-89», 2004 – 80 с.



Похожие:

Понятие толерантности iconСеминар для зам по увр общеобразовательных учреждений г. Шебекино, май 2014 г. Тема семинара: «Формирование толерантности у обучающихся в образовательном процессе» Программа семинара
Выступление: «Создание условий в образовательном процессе, способствующих формированию толерантности»
Понятие толерантности iconУрок 1 Понятие информации и информационных процессов Понятие «информация», ст
Результаты наблюдений над объектами и явлениями, которые не используются, а только хранятся
Понятие толерантности icon-
Понятие экономического, культурного и социального капитала прочно вошло в научный оборот. Как и всегда, когда понятие популярно,...
Понятие толерантности iconДисциплина Базы данных, 3 курс, семестр Вопросы к рубежной аттестации №1. Раздел Теоретические вопросы
Понятия: атрибут, домен, кортеж. Связь между атрибутом и его доменом. Понятие простого и составного атрибута. Понятие атомарного...
Понятие толерантности iconДокументы
1. /план по формированию толерантности.doc
Понятие толерантности iconТематический план занятий 5 класс
«Психолого-педагогические аспекты развития и воспитания толерантности у учащихся адаптивной школы»
Понятие толерантности iconПрограммы Первый год обучения «Потешный фольклор» (34ч.)
Психолого-педагогические аспекты развития и воспитания толерантности учащихся в адаптивной школе
Понятие толерантности iconУчебно-тематический план занятий Класс Тема урока Дополнительный материал
Психолого-педагогические аспекты развития и воспитания толерантности учащихся в адаптивной школе
Понятие толерантности iconВыступление заместителя директора по воспитательной работе мбоу «сош №1 с уиоп г. Шебекино Белгородской области»
Бавыкиной Н. Г. «Создание условий в образовательном процессе, способствующих формированию толерантности»
Понятие толерантности iconТематическое планирование по технологии (труд) 1 класс Учебник Н. А цирулик, Т. Н. Проснякова. Умные руки 1 класс
Психолого-педагогические аспекты развития и воспитания толерантности учащихся в адаптивной школе
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации