Методические рекомендации по реализации компетентностного подхода в образовании icon

Методические рекомендации по реализации компетентностного подхода в образовании




НазваниеМетодические рекомендации по реализации компетентностного подхода в образовании
Дата конвертации16.04.2015
Размер134.41 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник


Выпуск № 5 (85) МОУ основная

ноябрь 2010 г. общеобразовательная

школа №3 г.Нытва




Методические рекомендации по реализации компетентностного

подхода в образовании



Особенности и задачи компетентностного подхода (КП)
Компетентностный подход был закреплен в нормативных документах, регламентирующих тенденции развития образования на современном этапе (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования). «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» формулирует задачу следующим образом: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему. Если же заглянуть вглубь филологических тонкостей, то отчетливо выделяется две противоположные точки зрения на сущность понятий «компетенция» и «компететность». Одна из них, представленная в уже упомянутом тексте М.Е. Бершадского, состоит в том что "понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия "умение"; поэтому все разговоры о компетентности и компетенции: представляются несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой". Прямо противоположная точка зрения базируется на вполне интуитивном представлении о том, что именно компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации. Именно в рамках этой "прогрессистской" установки делаются утверждения: компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы (Т.М. Ковалева); компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д.Фрумин): компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А.Болотов); компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б.Д.Эльконин); компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла (В.В.Башев); компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность" (А.М.Аронов) или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий). Анализ психолого-педагогической литературы показал, что компетентностный подход в обучении школьников строится на следующих положениях, которые помогают сформировать учебную деятельность:

1. Ученик - субъект учебной деятельности, который в ходе обучения самосовершенствуется, изменяется. В процессе усвоения знаний у школьников формируются общепредметные (коммуникативные, ценностно- смысловые, интеллектуальные, оценочные, организационные) и предметные компетенции: лингвистические, математические естественнонаучные и другие. Детей необходимо научить пользоваться полученными знаниями, а также осуществлять собственную деятельность по овладению знаниями.

2. Педагогу необходимо организовывать исследовательскую деятельность школьников, поставить их в такие условия, в каких бывают ученые в момент открытия нового знания, понятий, законов. Такую деятельность учащихся В.В. Давыдов называл «квазиисследовательской». Школьники не создают понятий, ценностей, норм, а присваивают их в процессе учебной деятельности, когда они осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались продукты духовной культуры. Такой процесс исследования на занятиях ведет к образованию нового типа мышления — теоретического, которое предполагает анализ содержания учебного материала во всех взаимосвязях и противоречиях.

3. Учет ведущих новообразований на каждом этапе развития личности. Ведущим новообразованием у школьника при формировании учебной деятельности является теоретическое, абстрактное мышление. Ведущим новообразованием учащегося основной школы являются общественные отношения, опыт коммуникации и самореализация в общественной жизни класса, школы. Учителю необходимо развивать способности ученика: его самостоятельность, творческие возможности, мышление; необходимо превратить развитие личности школьника в саморазвитие самоопределение в самореализацию. Учет ведущих новообразований в образовании школьника ведет к воспитанию ученика, формированию его мировоззрения, патриотизма, трудолюбия, формированию нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

4. Формирование рефлексивных умений ученика, которые позволяют школьнику обнаружить и установить границы своего незнания, способствуют развитию умения переходить границы своих возможностей, расширять их в области мышления и деятельности, тем самым, изменяя себя.

5. Формирование умений школьников решать учебные или практические задачи.

6. Основной формой взаимодействия «учитель — ученик», «ученик — ученик» является учебный диалог. В таком диалоге учителю отводится особая роль — не мастера по натаскиванию знаний, а партнера по совместной деятельности, который имеет право на свою точку зрения, но она не должна быть авторитарной, навязанной учащимся «сверху». 7. Формирование умений учащихся осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности. Важно заметить, что контроль и оценка должны быть направлены не столько на выявление определенного результата в предметных знаниях, сколько на процесс формирования этого предметного знания учащихся для обеспечения целенаправленной и своевременной коррекции, для использования знания в реальной жизни.

8. Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности школьника.

Эффективность любого урока при компетентностном подходе определяется не только тем, какой объем информации на уроке учитель пытался дать детям, а, прежде всего тем, что именно они взяли в процессе обучения для жизни. Учеником можно назвать не того, кого учитель учит, а того, кто у него учится. Главная задача учителя активизировать учебное занятие, создать условия для включения учащихся в работу на всех этапах деятельности, в исследование, в поиск по открытию новых знаний. Компетентностный подход в обучении предполагает совершенствование педагогического мастерства учителя на основе овладения теорией и технологией структурирования учебного материала с учетом прогнозирования структур учебной деятельности школьника как субъекта учения на занятии, организацию практико-ориентированного использования знания учащимися в повседневной жизни.
Принципы методики обучения при КП:
1. Весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач, выраженных в форме компетенций, освоение которых является результатом обучения.

2. Формирование так называемой «области доверия» между обучающими и обучаемым.

3. Обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, что достигается созданием такой среды обучения, которая формирует эту ответственность. Для этого обучающиеся должны иметь возможность активно взаимодействовать.

4. Обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации. Необходимо отказаться от практики «трансляции знаний».

5. Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных и имитационных контекстов.

6. Обучающимся должна быть предоставлена возможность развивать компетенцию, которая получила название «учиться тому, как нужно учиться», то есть нести ответственность за собственное обучение.

7. Индивидуализация обучения: предоставление каждому обучающемуся возможности осваивать компетенции в индивидуальном темпе. Всё вышесказанное представляет ту методическую, дидактическую, педагогическую и ценностную базу, на которой строится процесс обучения, основанный на компетентностном подходе. Планируя организацию учебного процесса и методы, следует всегда помнить, что мы запоминаем: •20% услышанного; • 40% увиденного; • 60% увиденного + услышанного; • 80% увиденного + услышанного + сделанного нами самими. Эффективная организация учебного процесса должна: • быть основана на потребностях обучающихся и учитывать их уровень; • привлекать обучающихся к процессу принятия решений на всех уровнях процесса обучения; • иметь практическую направленность и ориентироваться на решение проблем; • быть основана на активных методах обучения и опыте; • учитывать в процессе обучения задачи, которые ставят перед собой обучающиеся; • использовать обсуждения и групповые формы работы для создания поддерживающей образовательной среды; • показывать, где могут практически использованы приобретаемые умения и знания; • использовать логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление полученного нового опыта; • обеспечивать возможность для проведения самооценки, использования полученных умений, а также обратную связь с преподавателем.
Основные ключевые образовательные компетенции

Выделены ключевые образовательные компетенции на основе главных целей общего образования, социального опыта и опыта личности, основных видов деятельности ученика. Это 7 компетенций:

  1. Ценностно-смысловая компетенция. Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции зависит программа его жизнедеятельности в целом.

  2. Социально-трудовая компетенция. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

  3. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

  4. Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Он учится отличать факты от домыслов, владеть измерительными навыками, использовать другие методы познания.

  5. Информационные компетенции. При помощи телевизора, магнитофона, видеозаписей, электронной почты, СМИ, интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

  6. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

  7. Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Включает в себя знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Проектируемое на такой основе образование сможет обеспечить не разрозненное предметное, а целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. Определили модель выпускника школы, обладающего ключевыми образовательными компетенциями. Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен владеть выпускник Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, компетенций и компетентности, более соответствующих пониманию современных целей образования. Введение этих понятий в практику школы потребовало изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов.


Современные образовательные технологии, которые

способствуют формированию компетенций учащихся


  1. Информационно-коммуникационные технологии.

  2. Технология проблемного обучения.

  3. Игровые технологии:

  • ролевые;

  • деловые;

  • и другие виды обучающих игр.

  1. Технология проектного обучения.

  2. Технология личностно-ориентированного обучения.

  3. Технология коллективного обучения (КСО).

  4. Технология «дебаты».

  5. Кейс-технология.

  6. Развивающее обучение.

  7. Технология модульного и блочно-модульного обучения.

  8. Обучение в сотрудничестве.

  9. Здоровьесберегающие технологии.

  10. Система инновационной оценки «портфолио»

  11. Разноуровневое обучение.

  12. Технология перспективно-опережающего обучения.

  13. Лекционно-семинарско-зачетная система.


Активные методы обучения при КП

  1. Наблюдение.

  2. Метод проектов.

  3. Демонстрация опыта.

  4. Эвристическая беседа.

  5. Объяснительно-иллюстрированный метод.

  6. Исследование.


Учебные задания по материалу учебников,

формирующие или тренирующие компетенции

(примеры опираются на материал предметов естественнонаучного цикла)

Условное название ключевой компетенции

Типичное учебное задание

Информацион­ная

1. Данные наблюдений или исследований, представленные в виде таблицы (диаграммы):

а) переведите в графическую (словесную) форму;

б) если возможно, хотя бы приближенно опишите их математической формулой;

в) сделайте вывод, наблюдается ли в этих данных какая-то закономерность.

2. Прочитайте небольшой фрагмент текста о... (текст может быть взят из газеты, научно-популярного журнала и даже учебника). Постарайтесь выразить суть содержащейся в нем информации одним-двумя предложениями. Другой вариант: ответьте на вопросы к тексту (при этом вопросы проверяют уровень понимания текста).

3. Найдите в Интернете информацию о ... (глобальном потеплении, генетически модифицированных продуктах, последних открытиях в космологии и т.д.). На основе этой информации подготовьте:

а) короткое эссе (не более страницы) по данному вопросу, отражающее, на ваш взгляд, лишь самое главное и интересное; или

б) краткое сообщение (не более, чем на 3 минуты), также обобщающее полученную информацию и отражающее лишь са­мое существенное;

в) презентацию.

Коммуникатив­ная

1. Представьте, что ваш собеседник сомневается в том, что... (Земля вращается вокруг Солнца, курение влияет на возникновение рака легких и дыхательных путей, приобретенные признаки не наследуются и т.д.). Постарайтесь привести аргументы, которые убедили бы вашего собеседника в обратном.

2. Представьте, что ваш младший брат (сестра, дядя) просит вас объяснить, что такое... (клонирование, расширение Вселенной, ферменты и т.д.). Постарайтесь сделать это кратко и доступно, по возможности избегая сложных терминов и выбирая слова, соответствующие возрасту вашего собеседника.

3. В задании может предлагаться вопрос для дискуссии, например, обсуждение всех «за» и «против» генетического тестирования супругов, собирающихся завести ребенка, строительства атомных электростанций и т.д. При этом могут быть заданы правила ведения дискуссии.

Исследова­тельская

1. Прочитайте небольшой фрагмент текста о... (это может быть, например, сообщение о «сенсационном» научном открытии или наблюдении какого-то необычного явления). Достаточно ли обоснован вывод, сделанный в этом тексте? Каких фактов не хватает, чтобы сделать какой-либо определенный вывод?

2. В данном задании также предлагается короткий текст, где для объяснения какого-то круга фактов выдвигается некая ошибочная гипотеза. Вопросы к учащимся: какие факты могли бы опровергнуть эту гипотезу? Какая гипотеза представляется вам более обоснованной? Какие дополнительные исследования (наблюдения, измерения, эксперименты) необходимо провести, чтобы подтвердить (доказать, проверить) вашу гипотезу?

3. По какому принципу вы отберете две группы для проведения следующих исследований? Какие условия, параметры для обеих групп должны при этом поддерживаться одинаковыми, чтобы выводы, сделанные на основании полученных данных, были макси­мально достоверны?

а) Предлагается выяснить, снижается ли риск простуды, если принимать более 3 г витамина С в день.

б) Предлагается выяснить, ухудшается ли ночной сон, если пить кофе по вечерам.

в) Предлагается выяснить, уменьшают ли домашние животные риск стрессов для своих хозяев.

Обеспечение качества жизни


  1. Почему люди, у которых имеется сужение коронарных сосудов сердца, могут страдать от частой сердечной боли?

  2. Какой из видов радиоактивного излучения — альфа, бета или гамма — может нанести больше вреда сперме мужчины, чем яй­цеклетке женщины? Обоснуйте ваш ответ.

  3. В задании изображена диаграмма, на которой показана эффек­тивность использования топлива для различных видов транспор­та (в единицах «человек - километр пути» на литр топлива). Виды транспорта: самолет, автомобиль (с одним или четырьмя пассажи­рами), автобус, поезд. На основании анализа диаграммы предла­гается ответить на вопросы:

а) какие два вида транспорта наиболее эффективны с точки зрения использования топлива?

б) какой вид транспорта наименее эффективен с этой точки зрения?

в) при каких условиях автомобиль имеет разумную эффективность использования топлива?

4. В Лос-Анджелесе, в безветренные солнечные дни, содержание двуокиси азота и углеводородов в воздухе достигает максимума в 8 часов утра. Между 12.00 и 14.00 формируется наиболее сильный фотохимический смог. Как бы вы учитывали это, если бы жили в Лос-Анджелесе?


Что должен уметь педагог, чтобы успешно

реализовать компетностный подход?
Вот лишь несколько условий: успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность; связывать преподаваемый предмет с повседневной жизнью и с интересами учащихся; планировать урок с использованием многообразных форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, проектно-исследовательских методов; привлекать для обсуждения жизненный опыт учащихся; привлекать экспертов и специалистов для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых он сам недостаточно компетентен; демонстрировать ученикам пример реальных людей, литературных персонажей; оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой; его главная задача - обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников - самые верные его союзники; часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим; достаточно проводить хотя бы каждый десятый или каждый двадцатый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся возросла.





Похожие:

Методические рекомендации по реализации компетентностного подхода в образовании iconИ. М. Варава-учитель истории и обществознания высшей категории «Алгоритм перехода к фгос 2 на основе компетентностного подхода обучения»
В данной статье я хочу поделиться своими мыслями наработками по проблеме компетентностного подхода в обучении
Методические рекомендации по реализации компетентностного подхода в образовании iconПамятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вь формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью,...
Методические рекомендации по реализации компетентностного подхода в образовании iconИнформация о педагогических работниках мбоу большекирсановской сош
Современные технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников в условиях фгос
Методические рекомендации по реализации компетентностного подхода в образовании iconПовышение качества образования на основе компетентностного подхода в условиях введения новых фгос
Организация научно-методического сопровождения образовательного процесса на основе компетентностного подхода, создание условий для...
Методические рекомендации по реализации компетентностного подхода в образовании iconДокументы
1. /методические рекомендации/Анализ учебного занятия.doc
2. /методические...

Методические рекомендации по реализации компетентностного подхода в образовании iconДиректор школы А. Н. Ахренов
Обсуждение структуры и содержания образовательного стандарта в области предметов гуманитарного цикла на основе компетентностного...
Методические рекомендации по реализации компетентностного подхода в образовании iconМетодической работы
Методическая тема школы: «Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании...
Методические рекомендации по реализации компетентностного подхода в образовании iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации фгосов начального и основного общего образования в формате «интенсивов»
Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой – обогащает опыт коллективного взаимодействия...
Методические рекомендации по реализации компетентностного подхода в образовании iconМетодические рекомендации по управлению введением фгос общего образования Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. Липецк, лиро, 2011. 40 с
Черных Л. А., Созонтова О. В. Методические рекомендации по управлению введением фгос общего образования. – Липецк, лиро, 2011. –...
Методические рекомендации по реализации компетентностного подхода в образовании iconМетодические рекомендации по профилактике суицида у детей и подростков в образовательных учреждениях

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации