Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году icon

Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году




НазваниеМетодические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году
Дата конвертации17.04.2015
Размер363.26 Kb.
ТипМетодические рекомендации
источник

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году
1. Характеристика содержания школьного этапа, описание

подходов к разработке заданий муниципальными предметно-методическими комиссиями (школьный этап) и образцы (примеры) заданий.

1.1. Цели школьного и муниципального этапов Олимпиады по русскому языку.

Школьная олимпиада – это образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности учащихся и учителей за уровень знаний, создания духа соревновательности, здорового соперничества, удовлетворения запросов и реализации интеллектуального потенциала учащихся, подведения итогов работы всех форм дополнительного образования.

Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогают готовить учащихся к жизни в современных условиях, и

прежде всего – в условиях конкуренции. Сегодня результаты участия школьников в

олимпиадах являются частью качественной оценки образования в школе, городе, крае, а

также одним из критериев оценки результативности труда педагога. В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности: подготовка к олимпиадам должна быть непрерывным процессом, начинающимся еще в начальной школе. В третьих-четвертых классах можно проводить ежегодные школьные олимпиады в каждом классе; учащиеся, занявшие призовые места, принимают участие в олимпиадах параллели, когда от каждого класса выставляется команда победителей и призеров первого тура. Жюри анализирует работу каждого участника, определяет победителей и присваивает звания (номинации) типа «Лучший знаток русского языка», «Лучший филолог» и т. п. в каждой параллели; сам факт участия и тем более победы в олимпиаде может стать частью портфолио учащегося по предмету. При переходе учащихся в среднее звено учителю-предметнику даются рекомендации для продолжения работы по развитию лингвистических способностей отдельных учащихся.

Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады является добровольным, к выполнению заданий допускается любой школьник 5-11 класса независимо от оценки по

предмету. Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются.

При разработке заданий Олимпиады на школьном этапе и ее проведении целесообразно разбить учащихся на следующие возрастные группы:

1. 5-6 классы

2. 7-8 классы

3. 9 класс

4. 10-11 классы

Возможно проведение школьного этапа олимпиады отдельно в каждой параллели с 5по 11 класс – тогда групп будет не четыре, а семь. В любом случае подведение итогов

следует проводить в каждой параллели отдельно.

Особая роль в подготовке отводится учителю-предметнику или приглашённому преподавателю вуза/системы ДПО, который может стать руководителем такой школьной интеллектуальной команды. Подобная система работы позволяет создать многоступенчатую систему подготовки к Олимпиаде и сильную сборную команду в регионе. Когда выпускники покидают ее, им на смену приходят восьмиклассники, и руководитель имеет возможность организовать эффективное взаимодействие учащихся, накапливать традиции, сохранять преемственность.

Целями школьного этапа Олимпиады по русскому языку являются:

стимулирование интереса учащихся к русскому языку;

выявление учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским языком в частности;

создание определенной интеллектуальной среды, способствующей сознательному и творческому отношению к процессу образования и самообразования;

расширение возможностей оценки знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе русского языка;

активизация творческих способностей учащихся;

выявление учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах олимпиады;

популяризация русского языка как науки и школьного предмета.

Несколько занятий проводит психолог, помогая выработать линию поведения во время Олимпиады, избежать стрессов.

1.2. Общие требования к разработке заданий без учета возрастных групп.

Формулировки заданий должны быть четкими, ясными, терминология должна соответствовать школьной программе.

В задании должна подразумеваться или быть указана форма ответа (подчеркнуть…,

обозначить графически, сформулировать… и т.д.), а в некоторых случаях и его объем (например, количество языковых единиц, необходимых для аргументации ответа). Если при проверке предполагается оценить какие-то отдельные стороны ответа, то они должны быть обозначены в задании в виде отдельного дополнительного вопроса или серии вопросов. Все это необходимо для определения единых критериев оценки ответов.

В большей степени задачам Олимпиады соответствуют задания, требующие развернутого ответа, демонстрирующего культуру письменной речи, способность учащихся последовательно и доказательно излагать свою точку зрения. Полный ответ на вопрос такого задания предполагает не только констатацию свойств языковой единицы (значение, образование, употребление), но и ее комментарий (словообразовательный, стилистический, этимологический, историко-культурный), умение соединить элементы ответа в единое законченное письменное высказывание. Задания, для выполнения которых необходима аргументация, включают формулировки «докажите», «обоснуйте», «дайте мотивированный ответ». Ответ рассуждение демонстрирует навыки аргументирующей речи, позволяет участнику Олимпиады использовать свои знания и наблюдения в качестве доводов, подтверждающих излагаемую точку зрения.

1.3. Типы заданий.

Задания, которые целесообразно использовать на школьном этапе олимпиады, условно можно объединить в два больших блока, в составе которых они будут охарактеризованы в дальнейшем: тесты и задачи. В каждом блоке рассматриваются примеры возможных заданий.

1.3.1. Лингвистические тесты.

К этому типу можно отнести задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка. Как правило, это тесты с открытым ответом. Но возможно использовать и тесты с выбором ответов в 5-6 классах на школьном этапе.

Задания тестового характера могут проверять знание трудных случаев орфографии и пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыки морфемного и синтаксического разбора и т. п. (вставьте пропущенные буквы…, раскройте скобки…,расставьте знаки препинания…, подчеркните…, выделите графически…, постройте схему…, укажите номер правильного ответа…, и др.).

К заданиям данного типа можно отнести и те, которые требуют точного и лаконичного ответа в утвердительной форме:

А) Образуйте от данных прилагательных все краткие формы и запишите их.

Расставьте ударения в кратких формах.

Ветхий, дешёвый, дикий, славный.

Б) Какие звуки может обозначать на письме буква З? Подтвердите свой ответ

примерами слов или сочетаний слов.

В) Перечислите единицы языка, которые могут быть выражены звуком [у].

В тестовой форме могут быть предложены задания, позволяющие выявить широту кругозора, знание истории русской письменности и русского языкознания, историко-

культурных сведений о языке, оценить словарный запас, знание семантики русских слов и

фразеологизмов, стилистических ресурсов языка и т. д.

Своеобразной формой теста может стать таблица с пропусками в ячейках. Таким образом возможно строить задания на знание терминологии, морфемики (современной и исторической), понимание лексического и грамматического значения языковых единиц и

т.д.:

А) Восстановите последовательность в определениях и в первой графе таблицы укажите лингвистические термины, о которых идёт речь. Запишите получившиеся формулировки.

1. ______ второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей.

2. ______ устаревшие слова, которые исчезли из языка, но называют существующие

предметы или явления.

3. ______ раздел науки о языке, который изучает правила постановки ударения в словах и произношения звуков и звукосочетаний.

4. ______ слова одной и той же части речи одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Б) Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов,

в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.

1) мУзыка – музЫка, 2) твОрог – творОг, 3) шЁлковый – шелкОвый, 4) зАмок –

замОк, 5) кОмпас – компАс, 6) вОлос – волОс, 7) бАгрить – багрИть, 8) пиццЕрия –

пиццерИя, 9) оптОвый – Оптовый, 10) хОдите – ходИте.

Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой

паре:

№ Функция ударения пар слов:

1 Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).

2 Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.

3 Ударение различает общеупотребительный и профессиональный

варианты произношения слова.

4 Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.

5 Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.

6 Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы

7 В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)

1.3.2. Лингвистические задачи.

Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие:

а)знаний в разных областях русского языка, б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, в) языкового чутья и лингвистической догадки, г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).

Типология лингвистических задач учитывает разные виды деятельности, необходимые для их успешного выполнения. Они определяются в соответствии с формами речевой деятельности и общими направлениями анализа языкового материала и единиц языка.

Изучение нормативной грамматики и лексики на уроках русского языка в школе – это

знакомство с системой языка, иногда воспринимаемой как совокупность правил. В реальной речевой деятельности, которая всегда более разнообразна, чем «правила языка», мы сталкиваемся с живыми текстами, преподносящими трудные задачи для всех говорящих. Поэтому и классификацию заданий возможно производить в рамках отношений текста и языка (от текста к языку и обратно). В данном случае под термином «текст» подразумевается любое речение (от словоупотребления в составе словосочетания или предложения до законченного развернутого высказывания). Л. В. Щерба определил этот аспект речевой деятельности как «языковой материал» (совокупность всего созданного при помощи языка) наряду с языком-системой и речью-процессом.

Нельзя забывать, что одной из целей олимпиады является расширение знаний учащихся по предмету. Поэтому лингвистические задачи могут содержать историко-культурный или историко-лингвистический комментарий, а также цитаты из литературных произведений (для наблюдения и анализа) или научных трудов (для анализа языкового материала под определенным углом зрения).

В зависимости от направления анализа (от того, что «дано», к тому, что нужно «найти» или «доказать») эти задания рассматриваются далее в составе нескольких групп.

1. От текста к языку. В заданиях этого типа предлагается текст, высказывание или

словоупотребление в речи, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как

элементов языковой системы.

Выполнение заданий требует навыков аналитического чтения, направленного на

правильное понимание речи. Подобные задания в большей мере помогают оценить

лингвистические способности, языковое «чутье», глубину восприятия слова, навыки анализа языкового материала. В качестве примера могут быть приведены вопросы по лексике и фразеологии:

А) В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему такие

слова иногда называют «губками», «джокерами»?

Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье – вещь

сложная.

Б) Найдите фразеологизм в предложениях из рассказа А. П. Чехова «Сельские эскулапы». Восстановите его в первоначальном виде. Как, по вашему мнению, появилось в русском языке это устойчивое выражение? С какой целью автор (А.П.Чехов) изменил его?

В приемную входит маленькая, в три погибели сморщенная, как бы злым роком приплюснутая старушонка. Она крестится и почтительно кланяется эскулапствующему.

В) В XVIII-XIX вв. у слова зал были варианты других родов. На основе анализа примеров из литературы, напишите эти варианты и прокомментируйте ответ. Можете ли вы их привести, анализируя примеры из литературы?

― Пожалуйте в зало, ― предложил он, встряхивая мокрое пальто [Максим Горький.

Жизнь Клима Самгина].

― Сижу один в зало и хочу записать то, что за неимением… да нет, впрочем, даже по

небрежности, не внёс в свой журнальчик [И. А. Бунин. Дневники].

― Комната эта, вероятно, была прежде залой [Л. Н. Толстой. Война и мир].

Г) Прочитайте фрагмент одной из пьес А. Н. Островского. Определите значение

выделенного слова. Почему слово мораль изменило свой облик в речи персонажа?

Я ей добра желал, а она обиделась; еще, пожалуй, рассказывать будет, значит,

разговор пойдет; и будет страм для меня, а не для них. Про меня пойдет мараль.

К заданиям данного типа можно отнести и комментирование и исправление

орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Например:

Д) Объясните причину орфографических ошибок: бульён, маёр, ёг.

2. От языка к тексту. Здесь моделируется активная речевая деятельность, то есть

процесс письма с целью выражения и сообщения мысли. Исходным условием являются

правила, закономерности языка, свойства языковых единиц. Требуется применить эти

сведения к анализу предложенных фактов речи. В этом случае также следует выделить две возможные группы заданий.

1)От правил и структуры языка к конкретному факту. Такой тип заданий соответствует процессу говорения: в обычной речи подобным же образом факт языка преобразуется в факт речи.

А) Определите значения заимствованных слов аутсайдер, мистерия, парламентарий. Употребите эти слова в составе предложений, которые бы раскрывали их значения.

Б) Придумайте предложения, в которых словосочетание воздушный шар

использовалось бы для создания метафоры, метонимии, гиперболы и сравнения.

В) Составьте сложноподчиненные предложения, в которых союзное слово что

присоединяет разные типы придаточных частей, укажите типы придаточных предложений.

2) От системы языка к тексту. Задания такого типа предполагают выбор из

предложенного ряда языковых единиц одной, наиболее уместной в тексте:

А) Прочитайте текст. Вставьте вместо точек наиболее подходящее слово из тех,

которые даны в скобках. Какой из рядов слов, выделенных курсивом, не является

синонимическим? Докажите это.

«И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и … (сегодняшних, теперешних,

нынешних) генералах и … (официальных, казенных, государственных) людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не … (сознававшие, улавливавшие, смекавшие, смыслившие) и азбуки … (воинского, военного, войскового) и государственного дела, и что Бонапарте был … (мелкий, незначительный, ничтожный, мелкотравчатый) французишка, имевший … (удачу, успех, счастливый конец, счастье) только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических … (затруднений, сложностей, трудностей), не было в Европе, не было и войны, а была какая-то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, … (симулируя, прикидываясь, притворяясь, делая вид, маскируясь), что делают дело. Князь Андрей весело … (сносил, терпел, переносил, выдерживал, переживал) насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью … (вызывал, провоцировал, побуждал, зажигал) отца на разговор и слушал его». (Л.Н. Толстой)

3. От языковых фактов к системе языка. В этом разделе могут быть представлены

довольно разнородные задания структурно-лингвистического характера, по типу

противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не должны ни опираться на

предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой-либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода, понимания системных связей

внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания этого типа

объединены в две группы.

1) Поиск закономерностей по данным примерам (в открытом ряду примеров). В качестве исходного условия предлагается открытый ряд слов. Единицы языка в нем располагаются так, чтобы «подсказать» с их помощью правильный ответ и дать возможность в результате анализа прийти к искомой информации. По такому принципу могут быть построены вопросы по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии, синтаксису и стилистике.

А) Укажите основание, на котором данные пары слов объединены в один ряд.

Продолжите ряд своими примерами.

Объезжать поля – объезжать лошадь; перекусить бутербродами – перекусить

провод, пилка дров – пилка для ногтей; подметать пол – подметать швы

Б) Продолжите ряд слов. Объясните свое решение.

Красота – красоты, забота – заботы, глубина – глубины

В) Какое словосочетание является лишним в следующем ряду: отойти от дома,

перейти через дорогу, пробежать в комнату, вылететь из гнезда, всплыть на

поверхность? Аргументируйте свою точку зрения.

Г) Какие выводы можно сделать, сопоставив слова в следующем ряду: перёд, впереди,

предок, прежний, прежде, предчувствие, представить, предупредить, предо мной?

Не менее сложным испытанием, требующим аналитических способностей, может

быть установление сходства и отличительных черт нескольких языковых единиц, их

систематизация. При оценке выполнения этих заданий следует обращать внимание на ход

рассуждения, весомость и точность аргументов, оригинальность мышления, неординарность примеров.

А) Объедините слова в группы по особенностям их структуры: гульбище, лежбище,

мольбище, пастбище, стрельбище, стойбище. Мотивируйте свой ответ.

Б) Найдите общее в значении заимствованных слов: рецепт, рецептор, реципиент.

В) В чем проявляется грамматическое своеобразие глаголов казнить и миловать?

Приведите другие примеры подобных глаголов? Каким термином они называются?

Г) В книге филолога Г.Гусейнова приводится пример того, как трансформируется в

сознании людей значение ряда слов. Такое произошло со словом «двушка»: раньше это были две копейки, ближе к девяностым годам двадцатого века – двухкомнатная квартира.

Приведите свои примеры таких слов. Прокомментируйте изменения в значении

каждого из них.

Задание проверяет умение анализировать современную языковую ситуацию,

обращает к речевому опыту учащихся.

2) Разбор трудных единиц и категорий языка. Под этим названием можно объединить

задания по отдельным разделам науки о языке: лексикологии (в том числе терминологии и

фразеологии), морфологии, графики и орфографии и др. Вопрос ставится предельно

конкретно – об отдельных единицах, при отсутствии возможности расширять их список. Это могут быть редкие, уникальные случаи или, наоборот, известные слова, выражения,

предложения, которые нужно оценить с неожиданной точки зрения, увидеть новое в хорошо знакомом.

Содержание заданий может быть любым, но обязательной является установка не на

воспроизводство заученных сведений, а на эвристический подход к их решению, применение знаний к анализу фактов языка, умение проводить аналогию между неизвестным и известным:

А) Разберите по составу наречие невтерпеж. Каким способом оно образовано с

современной и исторической точки зрения? Обоснуйте свое мнение. Какой точке зрения вы отдаете предпочтение и почему?

Б) Почему в наречиях наотмашь, настежь пишется мягкий знак, а в словах уж,

невтерпеж и замуж нет?

В) Запишите прилагательное 352-летний без использования цифр и разберите его по

составу.

Г) Дайте характеристику предложению: Предупрежден – значит вооружен.

Д) Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение.

Давай посмотрим. Пойду посмотрю. Буду смотреть во все глаза. Смотрю не

насмотрюсь.

Е) Постройте словообразовательную цепочку от слова ум к слову умничание.

Сколько «шагов» отделяет эти слова?

Ж) Установите отличия форм учителя и учители по их значению и употреблению в

речи.

Задания, проверяющие системность знаний о языке, могут быть комплексными, то есть предполагающими одновременное обращение к разным разделам лингвистики (семантика и этимология; фонетика, грамматика и орфография; синтаксис и стилистика и т. п.):

А) Из каких звуков состоит слово жестче? К какой части речи его можно отнести?

Подтвердите свое мнение примерами употребления слова в предложениях/словосочетаниях.

Б) Какие значения в русском языке может выражать слово хлеб? Укажите грамматические признаки этого слова, которые изменяются в зависимости от значения.

В) Чем, кроме значения, отличаются слова среда1(«окружение, обстановка») и среда2

(«третий день недели»)?

Г) Почему нельзя употреблять глагол надеть вместо одеть? Укажите словообразовательные и грамматические отличия этих слов.

4. От языка к науке о языке, описанию языка. Язык как объект науки диктует свои

способы его описания. На них базируются основные исследовательские операции (анализ,

обобщение, систематизация). Поэтому элементарный анализ фактов языка требует и научной эрудиции.

А) В каких разделах школьного учебника по русскому языку может быть рассмотрено

слово бесспорно? Аргументируйте свое мнение.

Б) Какие задачи выполняют «словари трудностей языка»? Назовите известные вам

словари этого типа и их авторов.

1.4. Описание подходов к разработке заданий школьного и муниципального этапов

для различных возрастных групп.

При разработке заданий следует учитывать, что в целом участники Олимпиады

должны продемонстрировать:

владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.);

знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;

знание семантической системы современного русского литературного языка,

элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей

исторического развития лексического значения слова;

знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов

в художественном тексте;

знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой

системой;

навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;

знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа

слова;

знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические

явления повышенной сложности;

элементарную осведомленность в области истории русского языкознания;

коммуникативные умения и навыки;

По темам распределение заданий может выглядеть следующим образом.

1) фонетика и орфоэпия (выявление специфики соотношения буква/звук, применение орфоэпических норм, в том числе использование отступления от нормы как средства художественной выразительности):

Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного

произношения?

Какой звук произносится на месте выделенных букв и почему? Оазис, боа, фламенко,

ватерполо, вето, радио;

2) словообразование (современное и историческое членение слова на словообразовательные единицы и определение способа словообразования):

Одинаковы ли слова грамотей, книгочей и злодей с точки зрения словообразования?

Аргументируйте свой ответ.

Как образовано слово однажды? Приведите ещё несколько слов, образованных с

помощью того же суффикса. Какое значение он имеет? Каково его происхождение?

3) грамматика (разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения

давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении): Определите, какой частью речи являются выделенные слова и какую

синтаксическую функцию они выполняют. Объясните постановку знаков препинания.

Никого в подлунной нет, только я да Бог.

Собиралась рыдать и молиться, да на миг на постель прилегла и заснула.

Да, уж не будет, нет возврата к тому, чем жили мы когда-то.

Только камни, пески, да нагие холмы, да сквозь тучи летящая в небе луна…

Да будет миру весть, что день мой догорел, но след мой в мире – есть.

4) лексика и фразеология (определение лексического значения слов одной

тематической группы; знание семантики готовых единиц русского языка – фразеологизмов):

В русском языке используются такие устойчивые выражения, как пуганая ворона и

стреляный воробей. Что общего и различного в их значениях?

5) графика и орфография (определение причин ошибки; понимание взаимосвязи

букв и звуков, роли букв в слове; элементарные знания истории русской письменности): а)

Известно, что в дореволюционном алфавите для обозначения звука [и] существовали буквы-дублеты и, i, ν.

Какие названия имели эти буквы? Какие буквы писались в выделенных словах: 1) отпустить с м___ром; 2) одним м___ром мазаны; 3) происхождение м___ра?

Объясните выбор букв. О каком мире идет речь в каждом из случаев?

б) В шуточном стихотворении «Мягкий знак» О. Выготская пишет:

Он в слове «мать», и в слове «дочь»,

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить:

Отрежь – отрежьте! Поешь – поешьте!

В чем заключается ошибка автора?

в) Приведите примеры использования апострофа (знака ’) в современном русском

языке.

6) функциональная стилистика (теоретические знания в оценке выразительных

средств языка и практические умения в определении специфики и функции того или иного

выразительного средства или языковой единицы в предложении и тексте):

7) лексикография (умение работать с лексикографическим материалом, знание

структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в том или ином словаре): а) Что означает следующий ряд пар слов? Мутаситься - Накучить. Накучкать-Негоразд. Негораздый-Обвива. Обвивень-Одалбливать. Одале-Осеть. Осець- Отчураться. Отчурить-Первачок; б) Определите, какие типы словарей представлены данными словарными статьями. Кратко укажите, какую информацию можно извлечь из этих источников? (Учащимся предлагаются фрагменты словарных статей)

8) история языка (выявление специфики русского языка среди других языков славянской группы; сопоставление некоторых современных и устаревших грамматических форм): В XVIII веке у слова манера был вариант мужского рода. Какие указания на это сохранились в современном языке?

В то же время для разных возрастных групп нужно учитывать следующие особенности.

5-6 классы (школьный этап)

Рекомендуется составлять задания по следующим темам школьного курса русского

языка: фонетика, орфоэпия, состав слова, орфография, лексика, морфология, синтаксис (в современном состоянии и в исторической ретроспективе) – в соответствии с программой для 5-6 классов, где обзорно изучаются в разном объеме указанные разделы. Также важно включить в комплект заданий вопросы, позволяющие оценить уровень практической грамотности (орфографической и пунктуационной). Рекомендуются преимущественно составлять лингвистические задачи, требующие четко сформулированного ответа и краткого комментария; возможно представление заданий в тестовой форме, а также определённого алгоритма ответа. Объём работы: 5-6 (6-10) заданий (в зависимости от сложности и объема), время выполнения – астрономический час. Каждое задание (или большая часть) должно (должны) иметь монопредметный (одноуровневый) характер: отражать особенности конкретного раздела, темы.

Все задания должны отражать содержание школьного курса, процент комплексных

(требующих применения знаний по 2 разделам или темам языка) должен быть минимальным

(1-2 задания).

Поиск правильного ответа в большей части заданий не должен предполагать

прохождение нескольких последовательных этапов решения.

Определение победителей и призеров следует проводить отдельно в 5 и 6 классах.

7-8 классы (школьный)

Для данной возрастной группы могут быть решены следующие конкретные задачи:

1) привлечение широкого круга участников,

2) дифференциация участников по степени подготовки,

3) умение анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы,

4) выявление одаренных и интересующихся лингвистикой детей и создание условий

для их поддержки.

Задания должны отражать следующие разделы: фонетика, орфоэпия, состав слова,

лексика, морфология, синтаксис в современном состоянии и исторической ретроспективе.

Особый акцент предлагается сделать на разделах лексика, морфология, синтаксис (на

уровне словосочетания), особенностях использования той или иной части речи в роли члена предложения.

Рекомендуется преимущественно составлять лингвистические задачи, требующие

четко сформулированного ответа и краткого комментария; возможно представление заданий в тестовой форме.

На школьном уровне считаем возможным предлагать участникам 7-8 заданий время

выполнения – полтора - два астрономических часа.

Целесообразно предлагать один (общий) комплект заданий для учащихся 7-8 классов,

так как это позволит лучше дифференцировать учащихся и выявить среди семиклассников лингвистически одаренных детей.

Определение победителей и призеров на школьном уровне следует проводить

отдельно в каждой параллели – в 7 и в 8 классе.

9-11 классы (школьный этап)

При составлении заданий в 9-11 классах необходимо решать следующие задачи:

- дифференциация участников по степени подготовки, умению анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы,

- формирование круга учащихся для подготовки к участию в Олимпиаде регионального и всероссийского уровней,

- выявление одаренных детей и создание условий для их поддержки.

К указанным темам для возрастной группы для 7-8 классов добавляются темы по

лексикографии, синтаксису (в полном объёме школьной программы, в отдельных случаях - расширяющие ее рамки). Типы заданий: лингвистические задачи, требующие четко

сформулированного ответа и обязательного комментария.

Количество заданий на школьном этапе - 10-12 заданий, время выполнения 3 астрономических часа.

Комплексных заданий в комплекте может быть 3-5.

Возможен разный подход к составлению комплектов заданий: отдельно для 9 класса и

один для 10-11 классов, отдельно для каждого класса – 9, 10, 11.

При любом подходе к созданию комплектов заданий определение победителей и

призеров на школьном и муниципальном уровнях следует проводить отдельно в каждой

параллели – в 9, 10, 11 классах.

2. Перечень материально-технического обеспечения в зависимости от

предложенного содержания и примеров заданий.

Для проведения школьного этапа Олимпиады по русскому языку требуется здание школьного типа с классами по 20-30 столов; достаточное количество экземпляров заданий, чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки или степлер. Для составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер (ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом. Для тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер.

В здании, где проводится Олимпиада, должен быть оборудованный всем необходимым медицинский пункт с дежурным врачом, присутствие которого должно быть обеспечено на всё время проведения Олимпиады.

3. Список литературы, Интернет-ресурсов и др. источников для использования

при составлении заданий школьного и муниципального этапов.

3.1. Научная и методическая литература.

3.1.1. Основная литература.

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. М.: Просвещение, 2008.

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. М.: Просвещение, 2009.

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.

3.1.2. Дополнительная литература:

Введенская Л. А., Колесников Н. П. Этимология. М., 2004.

Виноградов В.В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с

ними связанных. Отв. ред. Н. Ю. Шведова, М., 1994.

Норман Б. Ю.: Русский язык в задачах и ответах / Б.Ю. Норман. - Москва, 2010.

Русский язык в задачах и ответах / Б.Ю. Норман. - Минск, 2009.

3.2. Специализированные словари, которые могут быть использованы для

составления заданий1.

Алексеева Л.М. и др. Стилистич. энциклопедич. словарь русского языка. М., 2006.

Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 2002.

Березович Е.Л., Галинова Н.В. Этимологический словарь русского языка. 7-11

классы. 1 600 слов, происхождение, исторические связи. - M.: АСТ-Пресс Книга, 2008

Бобылев В.Н. Краткий этимологический словарь научно-технич. терминов. М., 2004.

Бурцева В.В. Словарь наречий и служебных слов русского языка. М., 2005.

Буцева Т.Н. и др. Новые слова и значения. ТТ. 1-2. СПб., 2009.

1 В список не включаются общеизвестные толковые, исторические, этимологические,

орфографические, фразеологические словари, словари иностранных слов, имен собственных,

синонимов, сочетаемости и нек. др.

Вальтер Х. Литература-словари по русскому субстандарту: Библиографич. указатель

с комментариями. Грайфсвальд, 2002.

Введенская Л.А. и др. Словарь синонимов и антонимов русского языка. М., 2008.

Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. М., 2002.

Гильбурд А.М. Словарь описательных синонимов русского глагола. Сургут, 2003.

Глинкина Л.А. Современный этимологический словарь русского языка. Объяснение

трудных орфограмм. М.-Владимир, 2009.

Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка. М., 2009.

Епишкин Н.И. Краткий исторический словарь галлицизмов русского языка. Чита,

1999.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка. М., 2004.

Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 1977 (обратный).

Иванова Н.Н. и др. Словарь языка поэзии. М., 2004.

Ким О.М. Словарь грамматических омонимов русского языка. М., 2004.

Кожевникова Н.А. Материалы к словарю метафор и сравнений русской лит-ры XIX-

ХХ вв. М., 2000.

Козлова Т.В. Идеографический словарь русских фразеологизмов с названиями

животных. М., 2001.

Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.

Лепнев М.Г. Словарь непроизводных предлогов современного русского языка. СПб.,

2009.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 2001.

Мгеладзе Д.С., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. Тбилиси,

1970.

Намитокова Р.Ю. Слова поэта. Майкоп, 2009.

Окунева А.П. Русский глагол. М., 2000.

Окунева А.П. Словарь омонимов современного русского языка. М., 2002.

Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 1- . Л., 1967-.

Рогожникова Р.П. Словарь устаревших слов русского языка. М., 2005.

Рут М.Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. - М.: АСТ

МОСКВА; Екатеринбург: У-Фактория, 2008.

Сазонова И.К. Русский глагол и его причастные формы. М., 1989.

Словарь русских народных говоров. Вып. 1- . М.-Л., Л., СПб., 1965- .

Тамерьян Т.Ю. Историко-этимологический словарь латинских заимствований.

Владикавсказ, 2009.

Успенская И.Д. Современный словарь несклоняемых слов русского языка. М., 2009.

Федосов Ю.В. Идеографический антонимо-синонимический словарь русского языка.

М., 2001.

Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение

слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004.

Шетэля В.М. Историко-этимологический словарь полонизмов русских текстов XIXXX

веков. М., 2008.

3.4. Электронные ресурсы.

http://www.rosolymp.ru/ - портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому

языку.

http://www.philologia.ru/ - учебный филологический ресурс, учащий читать тексты

художественной литературы в форме решения увлекательных задач.

www.etymolog.ruslang.ru - этимология и история слов русского языка.

Также могут быть использованы материалы с порталов gramota.ru, gramma.ru,

slovari.ru.

Сайты, содержащие задания школьного этапа Всероссийской олимпиады

школьников по русскому языку, например: https://sites.google.com/site/spbolympics/istoriaolimpiady/

olimpiada-2011-2012-ucebnogo-goda/etap-1-skolnyj,

https://sites.google.com/site/spbolympics/olimpiada-2012-2013-ucebnogo-goda/skolnyj-etap (г.

Санкт-Петербург).

Сайты, содержащие задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады

школьников по русскому языку, например:

1. Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в

Пермском крае. Электронный ресурс. Режим доступа: http://regionolymp.perm.ru/node/509

Представлено:

-для учащихся 9-х классов заданий – 10;

-для учащихся 10-х классов заданий – 13;

-для учащихся 11-х классов заданий – 13.

Задания распределены по классам, по темам классификации нет. Во всех вариантах

заданий последнее – творческое. Даны рекомендации (ответы).

2. Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по

русскому языку на Среднем Урале. 2012 – 2013 учебный год. Электронный ресурс. Режим

доступа: http://education-ntura.narod.ru/prog.htm

Представлено:

-для учащихся 7-х классов заданий – 12;

-для учащихся 8-х классов заданий – 12;

-для учащихся 9-х классов заданий – 12;

-для учащихся 10-х классов заданий -12;

-для учащихся 11-х классов заданий -12

3.5. Общие принципы работы со специализированными словарями при составлении

заданий.

1) Найти подходящий(ие) фрагмент(ы) словаря с учётом темы, раздела курса

русского языка.

2) Вычленить из него материал, который ожидается в ответах.

3) Составить «подсказки», помогающие учащимся найти правильный ответ, по этому же словарю. Можно самостоятельно искать «подсказки» в виде контекстов с соответствующими пропущенными словами, воспользовавшись электронным

Национальным корпусом русского языка.

4) В случае необходимости привлечь другие словари.

5) В случае, если для формулирования задания приходится отступать от объема

школьной программы, необходимо составить небольшое введение в содержание задания, в котором бы кратко пояснялись новые термины или явления, не находящиеся в поле зрения учащихся в процессе обычного школьного обучения, но знакомство с которыми необходимо для выполнения задания.

6) Определить по прямым или косвенным сведениям словаря, какие из ответов

сложнее, а какие проще, и расставить пропорционально баллы так, чтобы в сумме

получилось около 10-ти баллов.

7) Проверить степень понятности и выполнимости задания, предложив

выполнить их другим членам комиссии, не участвовавшим в составлении задания. Задания должны быть такими, чтобы другие члены комиссии не могли их выполнить сразу.

4. Описание специфики Олимпиады по русскому языку для разработки

требований к проведению школьного этапа в субъектах Российской Федерации:

а) Оргкомитет и жюри.

б) Форма и порядок проведения.

в) Подведение итогов.

г) Дополнительные конкурсы и внеконкурсные мероприятия.

а) Оргкомитет и жюри.

Школьный этап Олимпиады проводится ежегодно не позднее 15 октября для учащихся 5-11 классов (участники школьного этапа вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение).

Конкретные сроки и места проведения школьного этапа Олимпиады устанавливаются органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования. Оргкомитет может состоять из представителей методической службы района, города, администрации школы, учителей предметов гуманитарного цикла. Состав жюри формируется из учителей русского языка и литературы и представителей администрации данного образовательного учреждения.

Школьный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к проведению указанного этапа Олимпиады и по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады. Организационно-технологическое обеспечение процедуры проведения школьного

этапа Олимпиады по русскому языку осуществляет оргкомитет. Жюри оценивает выполненные олимпиадные задания, проводит анализ выполненных олимпиадных заданий, осуществляет очно по запросу участника показ выполненных им олимпиадных заданий, рассматривает очно апелляции участников с использованием видеофиксации, определяет победителей и призеров данного этапа Олимпиады на основании рейтинга по предмету и в соответствии с квотой, установленной организатором олимпиады школьного этапа.

б) Форма и порядок проведения.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

проходит в один (письменный) тур, в виде ответов на конкретно поставленные вопросы или решений определенных лингвистических задач, отдельно для участников 5,6, 7,8, 9 и 10-11-х классов.

При проведении школьного этапа Олимпиады рекомендуется выделить несколько классных помещений для участников Олимпиады от каждой параллели для создания свободных условий работы участников – один человек за партой. Каждый участник должен быть обеспечен комплектом заданий и канцелярскими принадлежностями (бумагой, ручкой).

Рекомендуемое время начала Олимпиады – 9:00 по местному времени.

Рекомендуемое время выполнения заданий школьного этапа:

5-6 классы - 2 астрономических часа, 7-8 классы - 2 часа, 9-11 классы - 3 часа.

Процедура вскрытия пакетов с заданиями должна быть зарегистрирована в виде

Протокола, подписанного председателем Оргкомитета и председателем жюри школьного этапа Олимпиады по русскому языку.

Все участники должны быть ознакомлены с временем выполнения заданий, правилами поведения во время Олимпиады:

- во время выполнения задания участники не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории. Участник имеет право покидать аудиторию только в сопровождении дежурного по аудитории или иных уполномоченных лиц. В случае выхода

участника из аудитории дежурный на обложке работы отмечает время его выхода.

- участник не имеет права выносить из аудитории любые материалы, касающиеся

Олимпиады (бланки заданий, листы ответа, черновики).

- участнику запрещается проносить с собой в аудиторию бумаги, справочные

материалы, электронные средства связи, диктофоны, плееры, электронные книги,

фотоаппараты и иное техническое оборудование.

- в случае нарушения участником Олимпиады Порядка проведения Олимпиады

и Требований к проведению школьного и муниципального этапов Олимпиады по

русскому языку, созданных на основе данных рекомендаций, представитель

организатора Олимпиады вправе удалить данного участника Олимпиады из

аудитории, составив акт об удалении участника Олимпиады.

- участники Олимпиады, которые были удалены, лишаются права дальнейшего

участия в Олимпиаде по русскому языку в текущем году.

Для организации и контроля над проведением школьного этапа Олимпиады по русскому языку рекомендуется привлечь учителей-несловесников.

По истечении времени выполнения заданий работы школьников собираются и

сдаются в Оргкомитет, который производит обезличивание (кодирование) работ и передает их председателю жюри. Жюри проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания.

Баллы выставляются на специальных бланках следующего образца:

№№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы































Итог





Оргкомитет суммирует результаты выполнения каждого задания в работе, таким образом определяется общее количество баллов по результатам выполнения всей работы в целом. Оргкомитет выстраивает рейтинг, проводит декодирование работ участников, жюри определяет победителей и призёров Олимпиады.

в) Подведение итогов.

Определение победителей и призеров школьного и муниципального этапов

Олимпиады осуществляется на основе «Порядка проведения Всероссийской олимпиаде школьников», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252.

После проверки работ проводится их анализ и показ, а также рассматриваются апелляции участников.

Основная цель процедуры анализа заданий - знакомство участников Олимпиады с основными идеями решения каждого из предложенных заданий, а также с типичными ошибками, допущенными участниками Олимпиады при выполнении заданий, знакомство с критериями оценивания. В процессе проведения анализа заданий участники Олимпиады

должны получить всю необходимую информацию по поводу объективности оценки их работ. Тем самым обеспечивается уменьшение числа необоснованных апелляций по результатам проверки решений. На разборе заданий могут присутствовать все участники Олимпиады, а также сопровождающие их лица. В ходе анализа заданий представители Жюри подробно объясняют критерии оценивания каждого из заданий и дают общую оценку по итогам выполнения заданий; также представляются наиболее удачные варианты выполнения олимпиадных заданий, анализируются типичные ошибки, допущенные участниками Олимпиады, объявляются критерии выставления оценок при неполных решениях или при решениях, содержащих ошибки.

Не рекомендуется проводить разбор работ в дистанционной форме без обратной связи с участниками Олимпиады.

Жюри совместно с оргкомитетом Олимпиады осуществляет показ работ и рассматривает апелляции участников. Рекомендуется порядок проведения апелляций, практикующийся на региональном и заключительном этапах Олимпиады:

- Апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы.

- Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.

Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными Центральной предметно-методической комиссией.

- Апелляция участника Олимпиады рассматривается строго в день объявления

результатов выполнения олимпиадного задания.

- Для проведения апелляции участник Олимпиады подает письменное заявление.

Заявление на апелляцию принимается в течение 1 астрономического часа после окончания разбора заданий и показа работ на имя председателя Жюри.

- При рассмотрении апелляции присутствует только участник Олимпиады, подавший

заявление, имеющий при себе документ, удостоверяющий личность.

- По результатам рассмотрения апелляции выносится одно из следующих решений:

• об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;

• об удовлетворении апелляции и корректировке баллов.

- Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом

апелляции и пересмотру не подлежат.

- Решения по апелляции принимаются простым большинством голосов. В случае

равенства голосов председатель Жюри имеет право решающего голоса.

- Решение по апелляции является окончательным и пересмотру не подлежит.

- Проведение апелляции оформляется протоколами, которые подписываются членами

Жюри и Оргкомитета.

- Протоколы проведения апелляции передаются председателю Жюри для внесения

соответствующих изменений в протокол и отчетную документацию.

- Документами по проведению апелляции являются:

• письменные заявления об апелляциях участников Олимпиады;

• журнал (листы) регистрации апелляций;

• протоколы апелляции.

Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов,

признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество

набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

Количество призеров олимпиады: 20% призёров – от общего числа участников; 10% победителей – от общего числа призёров.

Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

В случае, когда у участника школьного этапа Олимпиады, определяемого в пределах

установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется жюри школьного этапа Олимпиады.

Список победителей и призеров школьного этапа Олимпиады утверждается организатором школьного этапа Олимпиады. Победители и призеры школьного этапа Олимпиады награждаются дипломами. Оглашение имен победителей и награждение должно происходить в торжественной обстановке. В приказе по школе отмечаются учителя, классы и отдельные ученики, добившиеся лучших результатов.

Победители и призеры школьного этапа Олимпиады становятся участниками

муниципального этапа.





Похожие:

Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году iconПриложение 1 Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в 2014/2015 учебном году
Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности (далее – Олимпиада по обж) в 2014 2015 учебном году...
Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году iconТребования к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады по экономике в 2014-2015 учебном году
Нижегородской области»; письма министерства образования Нижегородской области от 19. 08. 2014 №316-01-100-2539/14 «О проведении всероссийской...
Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году iconМетодические рекомендации по проведению школьного этапa всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2014/2015 учебном году
...
Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году iconАналитическая справка по итогам школьного этапа олимпиады школьников 2014-2015 уч г. в Мбоу «сош №4» по русскому языку
В школьном этапе олимпиады по русскому языку приняло участие 12 школьников, что
Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году iconПриложение Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике в 2014/2015 учебном году
На школьном этапе олимпиады на добровольной основе принимающие индивидуальное участие обучающиеся 5-11 классов организаций, осуществляющих...
Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году iconОтчет о проведении в 2013/2014 учебном году школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в мбоу «Георгиевская сош» Канского района
Олимпиада проводилась в отдельно отведенном кабинете на 2-3 уроках. Были соблюдены все рекомендации центральной предметно-методической...
Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году iconПриложение 1 Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии 2014-2015 гг
Всероссийская олимпиада школьников по астрономии начинается со школьного этапа. Этот этап – открытый, т е в нем могут участвовать...
Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году iconОтчет о проведении в 2013/2014 учебном году школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуры в 2 классе

Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по географии в 2010/2011 учебном году
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...
Методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2014/2015 учебном году iconПриложение 1 Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2014/2015 учебного года по химии
Школьный этап Олимпиады по химии проводится в один тур – теоретический (письменный) среди учащихся 8-11 классов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации