Государственный, народный и национальный суверенитет icon

Государственный, народный и национальный суверенитет




НазваниеГосударственный, народный и национальный суверенитет
Дата конвертации26.04.2015
Размер114.7 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /ОБЩАЯ Часть/Государственный,народный и национальный суверинитет.doc
2. /ОБЩАЯ Часть/Гражданство как институт государственного права.doc
3. /ОБЩАЯ Часть/Избирательное право и избирательная система.doc
4. /ОБЩАЯ Часть/Источники государственного права.doc
5. /ОБЩАЯ Часть/Конституционное право как отрасль права.doc
6. /ОБЩАЯ Часть/Конституционное развитие РФ.doc
7. /ОБЩАЯ Часть/Конституционные основы экономической.doc
8. /ОБЩАЯ Часть/Методологический аппарат государственного права России.doc
9. /ОБЩАЯ Часть/Общая характеристика статуса выборных лиц.doc
10. /ОБЩАЯ Часть/Основы конституционного строя РФ.doc
11. /ОБЩАЯ Часть/Основы теории конституции.doc
12. /ОБЩАЯ Часть/Осуществление государственной власти.doc
13. /ОБЩАЯ Часть/Правовой статус индивида.doc
14. /ОБЩАЯ Часть/Принцип федерализма как основа конституционного строя.doc
15. /ОБЩАЯ Часть/Принципы российского федерализма.doc
Государственный, народный и национальный суверенитет
Понятие гражданства
Избирательное право и избирательная система
Источники государственного права
Конституционное право как отрасль права
Конституционное развитие РФ
Конституционные основы экономической, политической и социальной системы в РФ
Методологический аппарат государственного права России
Общая характеристика статуса выборных лиц
Основы конституционного строя РФ
Основы теории конституции
Осуществление государственной власти
Правовой статус индивида
Принцип федерализма как основа конституционного строя
Принципы российского федерализма

Государственный, народный и национальный суверенитет

  1. Государственный суверенитет.

  2. Народный суверенитет.

  3. Национальный суверенитет.

Вопрос 1.

Государственный суверенитет используется, как основа жизнедеятельности проживающего на данной территории народа. Государство ядро политической системы. Такая роль государства вытекает из обладания им государственным суверенитетом. Существует несколько концепций государственного суверенитета:

  1. Количественная концепция - суверенитет это сумма всех прав и полномочий государства. Суверенитет может быть ограниченным, если государство передает кому-то часть своих полномочий.

  2. Качественная - суверенитет это неотъемлемое свойство государства: быть верховным внутри страны, независимым на международной арене и выражать единую властную волю (единую государственную власть).

  3. Другая интерпретация качественного принципа выражается в том, что суверенитет это неотъемлемый признак государства (проявляется в том, что государственная власть верховная и единая), но государства в абстракции как такового нет, в действительности оно выступает в лице государственных органов.

По социально-политической основе суверенитета, концепции делятся на:

  1. Монархические концепции государственного суверенитета - Жан Баден первый ввел этот термин. В основе государственного суверенитета лежит воля монарха.

  2. Народоправленческая (народовластная) концепция - Ж. Жак Руссо считал, что предпосылкой появления государственного суверенитета является воля народа, которую государство должно выражать.

  3. И.З. Саланевич считал, что государство может быть монархическим по форме правления, но в основе государственного суверенитета все равно будет лежать воля народа.

Качественная концепция говорит, что нельзя ограничивать государственный суверенитет. У государственного суверенитета как у качественной категории есть количественное содержание – это компетенция государства или полномочия государственной власти. Но компетенцию государства нельзя сводить к одним полномочиям, т.к. нет ясности в предметах ведения. Поэтому компетенция складывается из полномочий и предмета ведения, иными словами, компетенцию образуют полномочия государства реализуемые в соответствующих сферах ведения. Грань перехода количества в качества находится там, где суверенитет государства связывается с компетенцией государства посредством суверенных признаков государства.

Суверенные признаки государства - это минимум суверенных прав, без которых суверенитет государства не может существовать. В эти признаки входит:

  1. Учредительная власть - это власть по учреждению важнейших экономических, социальных и политических ценностей, осуществляется органами государственной власти и в указанных в законе случаях непосредственно населением.

  2. Собственная территория - которая очерчена государственной границей.

  3. Территориальное верховенство - а) власть в государстве распространяется на всю его территорию; б) территория государства не может меняться без его согласия.

  4. Собственная система органов государственной власти.

  5. Конституционное и собственное отраслевое законодательства - конституционного правления, гражданское и уголовно-правовое, процессуальное и законодательство о судоустройстве.

  6. Наличие собственной денежной и эмиссионной системы.

  7. Наличие собственной налоговой системы и бюджета.

  8. Наличие вооруженных сил.

  9. Осуществление внешнеполитической деятельности, наличие дипломатических представительств, участие в деятельности международных организаций.

  10. Наличие государственных символов (герба, флага и гимна государства).

Вопрос 2.

Его идеи разрабатывались в трудах социалистов-утопистов 17-18 веков, поэтому сторонники тоталитарного режима сейчас называют народный суверенитет химерой утопистов. Это очень важная категория, у Ж. Жака Руссо в наиболее полной форме получила развитие теория народного суверенитета и договорная теория происхождения государства.

Народный суверенитет - это:

  1. Верховенство, независимость и единство воли народа;

  2. Право народа выбирать себе правителей, которые в наибольшей степени должны отвечать его интересам, отсюда можно сделать вывод, что:

  1. Отрицательный - если у народа не в порядке с государством, то он сам виноват в этом, народ заслуживает тех политиков, которых выбирает.

  2. Положительный - народ имеет право сместить неугодных политиков, имеет право на революцию.

Существует мнение, что воля народа является источником политической власти в целом и народ в целом является носителем политической власти как таковой. Народ является источником государственной власти, но носителем ее быть не может, т.к. носитель власти это тот субъект, который обладает конкретными полномочиями по реализации функций государства. Народ в целом такими полномочиями не обладает, а ими обладают только органы государственной власти. Народный суверенитет имеет несколько сфер реализации:

  • В экономической сфере народный суверенитет реализуется путем создания необходимых экономических укладов и форм собственности, т.е. создания определенной экономической системы.

  • В политической сфере реализуется путем создания политических институтов власти и политической системы в целом.

  • В социальной сфере означает создание социальной структуры общества и проведения социальной политики.

  • В культурной сфере проявляется в создании народом своей культуры, в её защите и развитии.

Народный суверенитет реализуется на трех уровнях:

  1. Уровень государственно-властный: а) федеральной власти; б) субъектов федерации.

  2. Уровень местного самоуправления или муниципальный уровень - существуют и дальнейшие подуровни, но это особенность только России.

  3. Негосударственный уровень - т.е. уровень гражданского общества или негосударственной части политической системы.

В политической сфере народный суверенитет реализуется в двух основных и одной промежуточной форме:

  • Прямая форма - уровень непосредственной демократии. Здесь народный суверенитет реализуется путем проведения референдумов (плебисцитов) и свободных выборов.

  • Опосредованная или представительная форма реализации народного суверенитета - означает реализацию воли народа через местное самоуправление и органы государственной власти.

  • Промежуточная форма - это конференции граждан. По своим полномочиям конференция сходна с референдумом, но по способу проведения ближе стоит к представительным формам и проходит путем участия представителей граждан.

Прямые формы реализации народного суверенитета (форма прямого народовластия) являются частью формы прямого выражения мнения народа, но мнение выражается в ходе прямого народовластия окончательно, и сразу же приобретает властно-значимый характер. Выражение народовластия через референдум - это непосредственное голосование избирателей по наиболее важным вопросам государственного, регионального или муниципального характера. Плебисцит - это разновидность референдума (он инициируется государственными органами, результаты плебисцита носят для них рекомендательный характер), который проводится по вопросам об изменении государственной принадлежности территории, они делятся на общегосударственные, местные и муниципальные. Выделяют экстерриториальный референдум (или пилотажный) - это экстерриториальная случайная выборка среди определенных социальных групп), по его итогам должно приниматься решение в органах государственной власти. Территориальные референдумы в России проводятся часто, а экстерриториальные не разу не проводились. Несколько лет назад ставился вопрос о проведении экстерриториального референдума, по вопросу создания немецкой национальной автономии. Выделяются референдумы и по степени обязательности выносимого решения, хотя по российскому закону решение референдума всегда обязательно, в других странах существуют референдумы консультативного характера, для выявления отношения народа к тому или иному вопросу.

Собрания и сходы граждан проводятся по месту жительства на уровне местного самоуправления, в них участвуют граждане, только те, которые проживают на данной территории и обладают избирательным правом. Голосование на них открытое.

Конференции граждан находятся между прямыми и представительными формами, т.к. по кругу вопросов идентичны сходу или местному референдуму, решение конференций тоже окончательные, но способы формирования этих органов скорее представительные, поскольку делегаты избираются.

Помимо народовластия существуют иные прямые формы выражения формы выражения воли народа, например обсуждения, предметом которых являются наиболее важные вопросы государственного, регионального или местного значения. Народные обсуждения могут проводиться в отношении проектов нормативных актов, в периодах между слушаниями. Они предполагают выявления мнения населения и последующий его учет, но эти данные не подлежат обязательному учету (обязательному учету могут подлежать только ответы на самые важные вопросы).

Еще одной формой народовластия является законодательная инициатива. Это разновидность нормотворческой инициативы, которая вносится не уполномоченным на то лицом или организацией, а непосредственно населением в лице группы, которая собрала установленное законом количество подписей. У нас в чистом виде народной законодательной инициативы не существует. Вопрос о количестве голосов здесь является камнем преткновения. Следуя зарубежному опыту можно взять за основу следующий вариант количества голосов, необходимо столько подписей, сколько нужно для избрания депутата (ведь если бы действительно избирался депутат, он тогда выражал бы волю избирателей). Народная законодательная инициатива только инициатива, поэтому вовсе не обязательно, что проект будет утверждён.

Народовластие можно заметить в косвенной форме и при подаче заявки на референдум.

Формы публичного выражения воли народа: манифестации – митинги, уличные шествия, собрания, демонстрации и пикет.

  1. Митинг и собрание. Разделяются по составу участников: собрания персонально определены, поэтому решения собрания имеют обязательную силу для тех, кто в нем участвует (его даже можно считать формой прямого народовластия в конкретной местности). Митинг не имеет обязательности решения. Это только способ привлечения внимания к какой-либо проблеме.

  2. Демонстрации и уличные шествия. Это передвигающиеся группы людей по заранее определенному маршруту. При демонстрации используются формы активной и пассивной агитации (плакаты, звуковое сопровождение). Уличное шествие - это прелюдия к митингу, оно имеет цель привлечь внимание к митингу или иной манифестации.

  3. Пикет. То, что в РФ называется пикетом – на Западе называется статической демонстрацией. За рубежом пикет, это группа людей предназначенная для охраны порядка при проведении забастовок и манифестаций. Пикет не должен передвигаться, иначе он превращается в статическую демонстрацию.

  4. Петиция - это коллективное обращение граждан по какому-либо вопросу в органы власти, для петиции минимум подписей не установлен.

Вопрос 3.

В литературе существует много точек зрения по этому вопросу. На Западе национальный суверенитет связывают со всем народом государства, оно близко к понятию народ. Этатическое значение слова “национальный” тоже, что общенародный, общегосударственный и в западной литературе считается основным. Специальное значение “национальный” у нас аналогично слову “этнический” и связано с понятием этнос - это общность людей, основанная на единстве происхождения культуры, этнической психологии и самосознания. Общность происхождения может иметь 2 корня: кровнородственную общность (народность, этническая группа), социально-экономический (нация формируется благодаря этой общности). Довольно часто “этнос” применяется как термин “национальность”. Имеется общность культуры этноса (в особенность погребальные обряды, поведение в быту). Роль религии в формировании культуры этноса огромна. У нас есть некоторые этнические образования, которых сложно отнести к какой-либо группе, у них есть только одно общее это религия, отличный пример этого явления – евреи. Национальная психология - это основы темперамента. Этническое самосознание - это самоотнесение лица к конкретному этносу (не важно кем ты родился, важно, кем ты себя считаешь).

Этнос не является неразделимым, он подразделяется на более мелкие части. Это этнические группы, они в рамках этноса являются субъектами права национального определения и национального суверенитета. Нация в этническом смысле (на эту проблему также нет единой точки зрения) - это социально-этническая общность людей сформировавшихся на основе единства экономических связей и территории проживания и имеющая общую культуру, язык, психологию и самосознание. Нация складывается в эпоху формирования качественных отношений, нация может формироваться на основе одного этноса или нескольких. У одной нации может быть один или несколько общих языков. Следом за нацией идет народность, значений этого термина также великое множество. Народность - это этническая общность с общей культурой, психологией, языком, но формируется под влиянием единства территории и признаку единения крови. На практике нация от народности отличается вот чем: нация монолитна, а в рамках народности существует деление. Национальная группа – это часть нации или народности, проживающая отдельно от основного этнического массива и в силу территориальной разобщенности имеющая отличие в самосознании, психологии, языке и культуре. Этнографическая группа - это часть нации или народности, которая не разделена территориально с основным этносом, но в силу исторических особенностей имеет специфику в языке культуре, быте, психологии, самосознании (например, поморы, камчадалы). Этническая группа - это маленькая народность. Каждая из вышеперечисленных социально-этнических общностей обладает правом на национальное самоопределение (данный термин впервые введен в 1847 г. на первом этностатическом конгрессе), данный термин понимается в индивидуальном и групповом смысле.

Индивидуальное национальное самоопределение:

  • это свободное определение собственной национальной принадлежности;

  • выбор национального языка;

  • выбор национальной культуры;

  • национальное равноправие каждого индивида и невозможность ущемления прав по этническому признаку.

Коллективное национальное самоопределение или самоопределение этнической общности:

  • это самоидентификация (осознание себя этническим единством и самостоятельный выбор названия);

  • это форма национального языка и национальной культуры, экономики;

  • национально-социальной структуры;

  • формирование национальной политической системы и создание национальной государственности.

Национальная государственность - это организация политической власти в районах компактного проживания социально-этнических общностей.

Форма национальной государственности включает в себя:

  1. Нацию, которая компактно заселяет территорию. Заселение бывает двух видов: абсолютное (в данном районе проживает большинство из всех представителей данного этноса) и относительное (в рамках национальной государственности проживают не большинство данного этноса, но больше чем в других местах компактного поселения).

  2. Особую организацию органов государственной власти и местного самоуправления, предполагается особый механизм учета интересов титульной национальности.

Содержание национальной государственности:

  1. Создание условий приоритетного развития титульной национальности.

  2. Обеспечение равноправного развития и гарантированность прав других национальностей, исторически проживающих на этой территории.

Национальная государственность может иметь разный статус:

  1. Суверенная государственность, т.е. отдельно существующее государство.

  2. Субъект федерации.

  3. Территориально-автономное образование.

  4. Национальная территория муниципального единства или поселения.

Разные этнические группы имеют разные возможности по созданию своей национальной государственности. Поэтому создание национальной государственности не является обязательным элементом в формировании этноса, но ускоряет его развитие, т.к. обеспечивает официальное закрепление территории расселения данного этноса. По мировым правилам, национальная государственность может создаваться только по месту своей исторической родины, и если там проживает этнос. Вопрос об исторической родине дискуссионный. Право социально-этнической общности на самоопределение - это ее право свободно решат вопросы своего развития в политической, социально-экономической и культурной сферах на основе взаимоуважения с окружающими этносами.

На экологическую сферу национального самоопределения есть два взгляда:

  1. Право этноса на благоприятную окружающую среду.

  2. Как свобода от влияния других этносов (которые своей деятельность загрязняют окружающую среду), надо лишить равных прав все этносы во всех сферах жизни, кроме титульной национальности. Сторонники этого подхода против межрасовых браков. Можно заметить, что эта теория ведет к геноциду.

Национальный суверенитет имеет те же сферы реализации, что и право национальной общности на самоопределение. Но право это возможность, а национальный суверенитет - это реальная возможность и свобода для каждой социально-этнической общности решать все вопросы своего развития во всех сферах (социально-экономической, политической, культурной, экологической) на основе взаимоуважения с другими этносами.

Национальный суверенитет нельзя сводить к власти нации, т.к. у них разные цели: у национального суверенитета – свобода национального саморазвития, а власть выступает только в роли средства. У нации непосредственной целью является власть. В моноэтническом государстве по кругу субъектов, национальный и народный суверенитет пересекаются, но таких государств практически нет. Поэтому в многонациональной стране субъектом народного суверенитета является диалектическая сумма всех национальных суверенитетов на данной территории. Здесь мы говорим не о власти, а о совластии всеми этносами данной территории.



Похожие:

Государственный, народный и национальный суверенитет iconПамятка родителям от ребенка
Памятка родителю от ребенка это не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но еще и очевидное...
Государственный, народный и национальный суверенитет iconРоссийская кинологическая федерация национальный клуб породы «немецкий дог»

Государственный, народный и национальный суверенитет iconФедеральный государственный образовательный стандарт
Общие положения Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее Стандарт) представляет...
Государственный, народный и национальный суверенитет iconНациональный технический комитет по стандартизации «управление качеством» методика и порядок работ по определению, классификации и идентификации процессов

Государственный, народный и национальный суверенитет iconМеждународная конференция “Энергоэффективность и бизнес”
Национальный план по обеспечению эффективного использования древесного топлива на цели энергоснабжения (производство тепла и электроэнергии)...
Государственный, народный и национальный суверенитет iconКинологический Союз Украины Национальный клуб владельцев немецкой овчарки ксу
Долевой взнос участия: класс рабочих и молодых -30€ класс юниоров и подростков -25€ класс щенков и бэби -20€
Государственный, народный и национальный суверенитет iconС 30 октября – 3 ноября 2014 г в городе Екатеринбурге
Екатеринбурге по инициативе Агентства стратегических инициатив, WorldSkills Россия и Правительства Свердловской области прошёл Национальный...
Государственный, народный и национальный суверенитет iconВандомской площади в доме №12
И после его смерти французское государство превратило особняк в национальный музей Родена, который вы можете посетить в любое время....
Государственный, народный и национальный суверенитет iconОбразовательный стандарт начального общего образования (фгос ноо). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт...
Государственный, народный и национальный суверенитет iconОбразовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации