Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 10 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности icon

Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 10 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности




НазваниеПрактическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 10 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
страница1/4
Дата конвертации27.04.2015
Размер1.17 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4
1. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Содержание.rtf
2. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 01. Налоговая оптимизация.rtf
3. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 02. Бухгалтерский учет налогов.rtf
4. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 03. Судебная практика по налоговым спорам.rtf
5. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 04. Налог на добавленную стоимость.rtf
6. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 05. Налог на прибыль организаций.rtf
7. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 06. Налог на доходы физических лиц.rtf
8. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 07. Единый социальный налог. Обязательное пенсионное страхование.rtf
9. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 08. Налог на имущество организаций.rtf
10. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 09. Упрощенная система налогообложения.rtf
11. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 10. Единый налог на вмененный доход.rtf
12. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 11. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений.rtf
13. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 12. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.rtf
14. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 13. Транспортный налог.rtf
15. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 14. Расчет налога на прибыль организации (рекомендации по заполнению налоговой декларации).rtf
16. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 15 Акцизы. Профессиональный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации.rtf
Практическая налоговая энциклопедия (под редакцией Брызгалина А. В.)
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 1 Налоговая оптимизация
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 2 Бухгалтерский учет налогов
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 3 Судебная практика по налоговым спорам
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 6 Налог на доходы физический лиц (актуально по состоянию законодательства на октябрь 2006 г.) Глава Налогоплательщики
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 8 Налог на имущество организаций
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 9 Упрощенная система налогообложения
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 10 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Актуально по состоянию законодательства на октябрь 2006 г
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 12. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых нарушений по гл. 16 Нк РФ
Общая часть Глава Налогоплательщики Общие положения

Практическая налоговая энциклопедия
(под ред. Брызгалина А.В.)
Том 10
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
(актуально по состоянию законодательства на октябрь 2006 г.)

См. содержание других томов Практической налоговой энциклопедии
Глава I. Содержание единого налога на вмененный доход
Уплата налога на вмененный доход является разновидностью основных специальных налоговых режимов. Однако данный налоговый режим имеет существенную специфику.

Например, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей распространяет свое действие на налогоплательщика в целом, то есть применяется в отношении всех видов деятельности хозяйствующего субъекта.

Вместе с тем, система налогообложения вмененного дохода распространяет свое действие только на указанные в законе виды деятельности, в отношении остальных видов деятельности одновременно будет применяться общий или упрощенный режимы налогообложения.

В связи с этим, возможно, выделить следующие основные примеры сочетания системы единого налога на вмененный доход с иными системами налогообложения.

Организация осуществляет несколько видов деятельности, один из которых подпадает под налогообложения единым налогом на вмененный доход. В этом случае организация применяет общий или упрощенный режим налогообложения, а в отношении последнего вида деятельности исчисляет единый налог на вмененный доход.

Организация осуществляет два вида деятельности, каждый из которых подпадает под налогообложения единым налогом на вмененный доход. В этом случае организация отдельно по каждому виду деятельности исчисляет единый налог на вмененный доход.

Организация осуществляет несколько видов деятельности, два из которых подпадает под налогообложения единым налогом на вмененный доход. При этом организация применяет общий или упрощенный режим налогообложения, а в отношении последних двух видов деятельности отдельно по каждому из них исчисляет единый налог на вмененный доход.

Единый налог на вмененный доход - это система налогообложения отдельного вида деятельности, при которой налог уплачивается с заранее объявленного (вмененного) дохода (показателя).

Основными признаками единого налога на вмененный доход являются следующие положения.

1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

При этом необходимо выделить следующие четыре основных момента.

Во-первых, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов, городских округов, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (далее по тексту - нормативные правовые акты о введении единого налога) вступают в силу в порядке, установленном ст. 5 Налогового кодекса РФ.

Так, для того чтобы с 1 января 2006 г. на территории муниципального образования (города федерального значения) взимался единый налог на вмененный доход необходимо, чтобы нормативный правовой акт о введении единого налога был принят и опубликован до 1 декабря 2005 г.

Если указанный нормативный правовой акт будет опубликован в декабре 2005 г., то согласно ст. 7 Федерального закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ единый налог на вмененный доход в соответствии с новым правовым актом должен взиматься с 1 января 2007 г. Данное положение полностью касается введения единого налога на вмененный доход на новые виды деятельности, которые ранее не облагались этим налогом. Например, в 2006 году это касается деятельности организаций общественного питания без зала для обслуживания посетителей.

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.10.2001 г. по делу N А11-2346/2001-К2-Е-1208.

Инспекция МНС РФ по Суздальскому району Владимирской области обратилась с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании недоимки по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности в сумме 3630 рублей и пеней в сумме 78 рублей 33 копеек.

Решением от 20.06.01 в иске отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 15.08.01 решение оставлено без изменения. Не согласившись с принятыми судебными актами, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Как установлено материалами дела, ИМНС РФ по Суздальскому району проведена камеральная налоговая проверка индивидуального предпринимателя. В ходе проверки выявлено, что предприниматель 20.12.2000 представил в налоговый орган расчет единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на первый квартал 2001 года без применения повышающего коэффициента И-1,11, который вводится статьей 41 Закона Владимирской области от 28.11.2000 N 86-03 "Об областном бюджете на 2001 год", опубликованного в газете "Владимирские ведомости" 1 декабря 2000 года.

Отказывая в удовлетворении иска, Арбитражный суд Владимирской области, руководствуясь статьями 5, 6.1 Налогового кодекса РФ, статьями 41, 45 Закона Владимирской области от 28.11.2000 N 86-03 "Об областном бюджете на 2001 год" исходил из того, что закон Владимирской области опубликован 1 декабря 2000 года, следовательно, по общему правилу месячный срок со дня его официального опубликования истекает 1 января 2001 года. Налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход является квартал.

Поскольку 1 и 2 января 2001 года являлись нерабочими днями, то месячный срок со дня официального опубликования указанного Закона истекает 03.01.01. В связи с этим статья 41 вступила в силу с 01.04.01 и к правоотношениям, возникшим в январе, феврале 2001 года, применима быть не может.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

31 декабря 2000 года, 1 и 2 января 2001 года являлись нерабочими днями.

При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Владимирской области на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств по делу сделал правомерный вывод о том, что статья 41 Закона Владимирской области от 28.11.2000 N 86-03 "Об областном бюджете на 2001 год" вступила в силу с 01.04.01 и не могла применяться в январе, феврале 2001 года, а доначисление единого налога на вмененный доход в спорный период и начисление пеней по этому налогу произведено необоснованно.

Во-вторых, нормативными правовыми актами о введении единого налога определяются только следующие два положения:

- виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах установленного гл. 26.3 Налогового кодекса РФ перечня;

- значения корректирующего коэффициента К2 или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.

В случае установления в нормативных правовых актах о введении единого налога иных положений данные положения применяться не должны.

Другой распространенной ошибкой региональных законодателей является ограничение прав субъектов на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Например, перечень видов деятельности, подпадающих под данную систему налогообложения, установлен вне зависимости от статуса субъекта. То есть при оказании парикмахерских услуг единый налог на вмененный доход применяется вне зависимости от того, кто их оказывает организация или индивидуальный предприниматель. Следовательно, региональные законодатели (и с 1 января 2006 года муниципальные нормотворцы) не вправе ограничивать круг лиц, на которых распространяется единый налог на вмененный доход.

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.03.2002 г. по делу N Ф09-393/01-АК.

Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Инспекции МНС РФ по Металлургическому району г. Челябинска о признании недействительным ее решения от 09.10.01 N 03/6088.

Решением от 22.11.01 иск удовлетворен. Постановлением от 10.01.02 решение суда оставлено без изменения.

Инспекция МНС РФ по Металлургическому району с судебными актами не согласна, просит их отменить, в иске отказать, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом ст. 3 Закона Челябинской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 27.05.99 N 77-ЗО.

Как видно из материалов дела, основанием для обращения предпринимателя в суд явился отказ налогового органа в выдаче истцу уведомления о переводе на единый налог на вмененный доход, получаемый от торговой деятельности в магазине предпринимателя.

Свой отказ ответчик мотивировал тем, что торговая точка не занимает обособленного помещения, общая площадь магазина превышает 20 кв. м, и торговля в нем производится алкогольной продукцией с содержанием спирта свыше 13%, что в силу ст. 3 Закона Челябинской области "О едином налоге на вмененный доход от определенных видов деятельности" исключает возможность перевода на уплату единого налога.

Удовлетворяя иск, арбитражный суд исходил из наличия оснований для признания истца плательщиком единого налога в соответствии с требованиями Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Вывод суда является правильным, соответствует закону и материалам дела.

В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ плательщиками единого налога являются, в частности, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек. Иных ограничений Закон не устанавливает.

Судом установлено предоставление истцом в налоговый орган расчетов по установленной форме по спорной торговой точке с указанием количества работающих - 18 человек.

При таких обстоятельствах, вывод суда об отсутствии у ответчика оснований для отказа в удовлетворении заявления истца о переводе на уплату единого налога является законным и обоснованным.

Доводы заявителя жалобы об отсутствии в Законе Челябинской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" размера базовой доходности предприятий, осуществляющих торговлю алкогольной продукцией, судом кассационной инстанции отклоняются.

В соответствии со ст. 5 Федерального Закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31.07.98 N 148-ФЗ, сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются, в частности, в зависимости от ассортимента реализуемой продукции и устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Невключение в Закон субъекта Федерации необходимых составляющих для исчисления налога в отношении плательщиков, признанных таковыми Федеральным законом, не должно нарушать права налогоплательщиков такого субъекта.

Обратное противоречит принципу всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ) и ч. 3 ст. 76 Конституции РФ.

В-третьих, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;

5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;

7) розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;

9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

10) распространения и (или) размещения наружной рекламы;

11) распространения и (или) размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;

12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 квадратных метров;

13) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

В-четвертых, нормативный правовой акт о введении ЕНВД, помимо представительных (законодательных) органов городов федерального значения, вправе принимать представительные органы только таких муниципальных образований, как муниципальный район и городской округ. Представительные органы иных муниципальных образований, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - таких как городское или сельское поселение либо внутригородская территория города федерального значения - не обладают полномочиями по введению на территории своего муниципального образования единого налога на вмененный доход.

Таким образом, представительный орган городского или сельского поселения, входящего в состав муниципального района, равно как и внутригородской территории города федерального значения, не вправе, например, определять значение коэффициента К2.

Причем полномочия по определению видов деятельности, облагаемой единым налогом, и по установлению значения коэффициента К2 не могут быть делегированы представительными органами муниципальных районов, городских округов и законодательными органами городов федерального значения каким-либо иным органам. Как указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 05.07.2005 г. N 289-О, "прямое указание федерального закона на конкретный орган или уровень власти, на который возлагается реализация полномочий, предусмотренных данным федеральным законом, обязывает именно этот орган или уровень власти предоставленные полномочия реализовать".

Необходимо учитывать, что до 1 января 2006 года на территории каждого субъекта Российской Федерации единый налог на вмененный доход вводился законом субъекта Российской Федерации. С 1 января 2006 года правомочие по введению вмененного режима налогообложения практически по всей территории страны передано представительным органам муниципальных районов и городских округов (за исключением городов федерального значения).

В связи с этим в целях обеспечения прав налогоплательщиков ст. 7 Федерального закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ предусмотрено, что в случае, если представительные органы муниципальных районов и городских округов до 1 января 2006 года не примут нормативный правовой акт о введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, до 1 января 2007 года применяются положения закона субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории данного субъекта Российской Федерации, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится указанный налог, и значения коэффициента К2.

2. Применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является обязательным.

Это означает, что если какой-либо субъект признается налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, то он обязан вне зависимости от своего желания (или от желания налогового органа) применять данную систему налогообложения.

В случае, если какой-либо субъект не является налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, то он не имеет права на применение указанной системы налогообложения.

3. Уплата единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности заменяет обязанность по уплате с этих видов деятельности четырех основных налогов: налога на прибыль (доход), НДС по внутренним операциям, налога на имущество, единого социального налога.

Все иные налоги и сборы по этим видам деятельности уплачиваются в общеустановленном порядке. В отношении иных видов деятельности применяется обычный режим налогообложения.

В отношении организаций и индивидуальных предпринимателей данное правило состоит в следующем.

В отношении организаций уплата единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость по внутренним операциям (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество предприятий (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Налог на прибыль организаций взимается в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость с организаций взимается в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса РФ. В отношении данного налога применение системы вмененного налогообложения освобождает от уплаты НДС при совершении следующих операций:

- при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ;

- при передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету

- при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Организации - плательщики единого налога, являются налогоплательщиками НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Налог на имущество организаций взимается в соответствии с гл. 30 Налогового кодекса РФ и законами субъектов РФ.

Единый социальный налог с организаций взимается в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ.

В отношении индивидуальных предпринимателей уплата единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость по внутренним операциям (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога с полученных доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом.

Налог на доходы физических лиц взимается в соответствии с гл. 23 Налогового кодекса РФ.

При этом необходимо учитывать, что уплата единого налога по вмененному доходу освобождает от уплаты налога на доходы физических лиц только в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой этим единым налогом.

Налог на добавленную стоимость с индивидуальных предпринимателей взимается в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса РФ. В отношении данного налога применение системы вмененного налогообложения освобождает от уплаты НДС при совершении следующих операций:

- при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ;

- при передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету

- при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Индивидуальные предприниматели - налогоплательщики единого налога являются плательщиками НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Налог на имущество, используемое для осуществления предпринимательской деятельности, в отношении индивидуальных предпринимателей не предусмотрен. Планируется его принятие отдельной главой Налогового кодекса РФ. Вместе с тем в настоящий момент действует Закон РФ от 9 декабря 1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", в соответствии с которым налогообложению подлежат жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Если указанные помещения используются для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, то их стоимость не подлежит налогообложению налогом на имущество физических лиц.

Единый социальный налог с индивидуальных предпринимателей взимается в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ. При этом необходимо учитывать, что индивидуальные предприниматели могут выступать в качестве двух самостоятельных категорий налогоплательщиков единого социального налога. При переходе на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты единого социального налога как в отношении своих доходов, так и в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, в связи ведение деятельности, облагаемой единым налогом.

Особый случай возникает в отношении налога на добавленную стоимость. Согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются.

Исходя из анализа указанной нормы, следует, что если организация или индивидуальный предприниматель, перешедшие на уплату единого налога по вмененному доходу, выставит своему покупателю счет-фактуру с указанием НДС по виду деятельности, облагаемому единым налогом, то он(а) будет обязан(а) уплатить указанную сумму НДС в бюджет.

В данном случае организации или индивидуальные предприниматели по своему статусу не являются ни налогоплательщиками, ни налоговыми агентами по НДС. Вместе с тем, в силу прямого указания в Налоговом кодексе РФ, данные субъекты обязаны уплачивать в бюджет сумму незаконно взысканного со своих покупателей налога.

Также следует обратить внимание на новую редакцию подп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой НДС, правомерно принятый к вычету, подлежит восстановлению налогоплательщиком в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), по которым был применен вычет, для осуществления операций, не облагаемых НДС. Данное восстановление осуществляется в налоговом периоде, предшествующем переходу на данный налоговый режим.

Согласно подп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. При этом суммы НДС, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость указанных товаров, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 Налогового кодекса РФ.

Особый случай восстановления НДС применительно к ситуации перехода на специальный режим налогообложения может иметь место в связи с новой редакцией п. 6 ст. 171 Налогового кодекса РФ. Согласно приведенной норме восстановление осуществляется в отношении принятых к вычету сумм НДС по приобретенному недвижимому имуществу или построенным объектам недвижимости в случае их использования для не облагаемых операций.

Данное правило не распространяется на основные средства, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

Следует также отметить, что указанные нормы подп. 2 п. 3 ст. 170 и п. 6 ст. 171 Налогового кодекса РФ о восстановлении НДС введены Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ и действуют с 1 января 2006 года.

4. При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

5. Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иными режимами налогообложения.

При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Наиболее часто вопрос об организации раздельного учета возникает у субъектов, осуществляющих розничную и оптовую торговлю товарами.

По данному поводу в письме Минфина РФ от 03.06.2003 г. N 04-05-12/60 разъяснено, что при переходе организации на уплату единого налога на вмененный доход от розничной торговли товарами необходимо осуществлять уплату налогов в соответствии с общим режимом налогообложения в отношении деятельности по торговле товарами, реализуемыми по безналичному расчету, обеспечив раздельный учет имущества, используемого для осуществления этой деятельности. К указанному имуществу в данном случае относятся как сами товары, так и имущество, используемое для их реализации (например, помещения магазина, весы, контрольно-кассовые машины, транспортные средства и т.д.).

В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, то в соответствии с п. 8 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.

Позднее в письме Минфина РФ от 18.08.2004 г. N 03-06-05-04/05 данная позиция была еще раз подтверждена:

"В том случае, если имущество организации используется в сферах деятельности как переведенных на уплату единого налога, так и не переведенных, и по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, то стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения по налогу на имущество, следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации (т.е. аналогично порядку, ранее установленному Инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество организаций").

При этом при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) принимается показатель "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)", формируемый в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отражаемый в отчете о прибылях и убытках (форма N 2)".

Иногда на практике возникают случаи, когда имущество вообще не используется ни для каких видов деятельности. В этом случае необходимо уплачивать налог на имущество в общем порядке. Данное разъяснение дано в письме МНС РФ от 19.01.2001 г. N ВБ-6-26/48@:

"10. Вопрос: Уплачивается ли налог на имущество предприятий по магазину, переведенному на уплату единого налога на вмененный доход, с не используемой им части занимаемой площади в виде изолированного (опечатанного) помещения, если нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации для магазинов, осуществляющих розничную торговлю, физическим показателем, применяемым для установления базовой доходности и исчисления вмененного дохода, установлена общая площадь, используемая в хозяйственной деятельности?

Ответ: Положениями Федерального закона определено, что организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, не являются плательщиками налога на имущество, используемого по видам деятельности, осуществляемым на основании свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход.

Магазин, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход и использующий для расчета суммы вмененного дохода физический показатель "общая площадь, используемая в хозяйственной деятельности", неиспользуемую часть занимаемой площади в виде изолированного помещения, подлежащего опечатыванию, исключает.

Исходя из этого, со стоимости временно неиспользуемой площади вышеуказанный магазин должен исчислить и уплатить налог на имущество предприятий в общеустановленном порядке".

В письме МНС РФ от 04.09.2003 г. N 22-2-16/1962-АС207 "О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" по данному вопросу разъяснено следующее.

В целях реализации данного положения главы 26.3 Кодекса налогоплательщики, осуществляющие одновременно виды предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход, и виды предпринимательской деятельности, подпадающие под действие общеустановленной системы налогообложения, производят распределение понесенных ими в процессе осуществляемой предпринимательской деятельности общехозяйственных, общепроизводственных расходов (общих расходов, связанных с производством и реализацией, и общих внереализационных расходов), расходов на оплату труда, а также расходов, связанных с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (за исключением страховых взносов в виде фиксированных платежей) пропорционально выручке, полученной от каждого вида осуществляемой ими деятельности.

6. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15 декабря N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование являются две категории субъектов:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

2) индивидуальные предприниматели.

При этом необходимо отметить, что если индивидуальный предприниматель одновременно относится к обеим категориям плательщиков, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию отдельно. В этом случае индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование как в отношении, например, наемных рабочих, так и в отношении себя.

7. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, производят уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователями (лицами, обязанными уплачивать страховые взносы) являются - юридические лица либо физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

8. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, применяют действующий порядок ведения кассовых операций и порядок применения ККМ.

Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержден решением Совета Директоров Центрального Банка России 22 сентября 1993 г. N 40 (доведено письмом ЦБР от 04.10.1993 г. N 18). В соответствии с указанным документом порядок ведения кассовых операций применяется всеми предприятиями на территории РФ (за исключением банков, учреждений и предприятий Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи РФ и др.).

В силу п. 5 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный налог, также должны применять действующий порядок ведения кассовых операций. Между тем указанный порядок для них не установлен, так как вышеназванный Порядок ведения кассовых операций в РФ обязателен к применению только организациями (п.п. 3, 44 Порядка). Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе не вести кассовую книгу, как это делают организации. Однако налоговые органы не соглашаются с данной позицией.

Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" установлен порядок применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением. Положения указанного закона распространяют свое действие на организации и индивидуальных предпринимателей. При этом никаких особенностей для субъектов вмененного налогообложения данный закон не содержит. Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие данную систему налогообложения, обязаны соблюдать установленный порядок применения ККМ.

9. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, обязаны выполнять требования законодательства о бухгалтерском учете в общем порядке.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" данный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ. При этом каких-либо исключений для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, не предусмотрено. Таким образом, данные организации ведут бухгалтерский учет в общем порядке. Вместе с тем, если Правительство РФ либо иной уполномоченный орган разработает для них специальные правила ведения бухгалтерского учета, то тогда будут применяться установленные специальные положения.

Помимо перечисленных обязанностей организации и индивидуальные предприниматели, применяющие вмененную систему налогообложения, также должны учитывать следующие положения.

Во-первых, организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять в добровольном порядке уплату страховых взносов в Фонд социального страхования РФ.

Порядок уплаты страховых взносов в ФСС организациями и индивидуальными предпринимателями установлен Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан". В соответствии с указанным законом предусматривается следующее.

Если субъекты вмененной системы налогообложения не осуществляют добровольную уплату страховых взносов, то выплата пособия по временной нетрудоспособности гражданам, работающим у них по трудовым договорам (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием), осуществляется за счет двух источников.

За счет средств ФСС РФ оплачивается часть суммы пособия, не превышающая за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда.

В части сумм пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, оплата осуществляется за счет средств работодателей (организаций или индивидуальных предпринимателей).

Если субъекты вмененной системы налогообложения осуществляют добровольную уплату страховых взносов на своих работников, то выплата пособия по временной нетрудоспособности полностью осуществляется за счет средств ФСС РФ. При этом страховые взносы уплачиваются в размере 3% от налоговой базы по единому социальному налогу, предусмотренному для работодателей.

Помимо уплаты страховых взносов на своих работников индивидуальные предприниматели вправе добровольно уплачивать страховые взносы в ФСС РФ на себя. Размер взноса составляет 3,5% от налоговой базы по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей. При этом индивидуальные предприниматели приобретают право на получение пособия по обязательному социальному страхованию при условии уплаты ими страховых взносов в ФСС РФ в течение шести месяцев.

Во-вторых, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие вмененную систему налогообложения, также обязаны соблюдать порядок представления статистической отчетности.

Положение о порядке предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, утверждено постановлением Госкомстата РФ от 15.07.2002 г. N 154.

В-третьих, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие данную систему налогообложения, должны выполнять функции налоговых агентов.

В гл. 26.3 Налогового кодекса РФ в отличие от прежнего законодательства, регулирующего уплату единого налога на вмененный доход, напрямую не предусмотрено исполнение обязанности налогового агента. Однако, поскольку в ст. 346.26 Налогового кодекса РФ не установлено, что единый налог заменяет исполнение обязанностей налоговых агентов, было бы логичней вести речь о ее выполнении (об обязанностях налоговых агентов см. главу I "Упрощенной системы налогообложения").
????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

? ?????? ????? ?? ????????? ????? ?

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

????????? ? ???????? ??????????? ???????? ????? ???????????????? ??????? ????????????? ???????,?

?????????? ???????, ???????? ??????? ???????????? ???????? ?

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

???????????? ?? ??????: ???????????????? ?? ??????: ?

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

?????? ?? ??????? ??????????? ?????? ?? ?????? ?? ??????????????????? ???????????? ?

???? (?? ?????????? ?????????) ???? (?? ?????????? ?????????) ?

?????? ?? ????????? ??????????? ?????? ?? ????????? ???????????????? ?

???? ???? ?

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

? ??????????? ? ?????????????? ???????????????: ?

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

?- ????????? ????? ??????? ??????????????? ?? ???? ?????? ??????? ? ??????; ?

?- ????????? ????? ??????? ??????????????? ?? ?????? ????? ????????????; ?

?- ????????? ??????? ????????????? ??????????? ? ??????????? ???????????; ?

?- ????????? ??????? ??????? ???????? ???????? ?

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
  1   2   3   4



Похожие:

Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 10 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности iconДокументы
1. /практический комментарий к главе 26_3 налогового кодекса РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ система...
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 10 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности iconСправка об изменениях ким гиа для выпускников IX классов 2012 года
Ким (изменение количества заданий и увеличение разнообразия проверяемых видов деятельности, усиление блока практических заданий,...
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 10 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности iconДокументы
1. /Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого.doc
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 10 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности iconДокументы
1. /Гражданское право. Том 1. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого.doc
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 10 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности iconДокументы
1. /Гражданское право. Том 3. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого.doc
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 10 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности iconДокументы
1. /Комментарий к главе 26_1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Единый...
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 10 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности iconДокументы
1. /Постатейный комментарий к главе 24 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации"Единый...
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 10 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности iconДокументы
1. /Российское уголовное право. В двух томах. Том I. Общая часть Под ред. проф. А.И. Рарога....
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 10 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности iconОтчет о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств, полученных от приносящей доход деятельности
Приобретено канцтоваров для детского творчества способом открытого аукциона в электронной форме
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 10 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности iconУчебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Л. Е. Журовой и С. В. Иванова. М.: Вентана-Граф, 2011

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации