Общая часть Глава Налогоплательщики Общие положения icon

Общая часть Глава Налогоплательщики Общие положения




НазваниеОбщая часть Глава Налогоплательщики Общие положения
страница1/8
Дата конвертации27.04.2015
Размер1.7 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8
1. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Содержание.rtf
2. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 01. Налоговая оптимизация.rtf
3. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 02. Бухгалтерский учет налогов.rtf
4. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 03. Судебная практика по налоговым спорам.rtf
5. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 04. Налог на добавленную стоимость.rtf
6. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 05. Налог на прибыль организаций.rtf
7. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 06. Налог на доходы физических лиц.rtf
8. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 07. Единый социальный налог. Обязательное пенсионное страхование.rtf
9. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 08. Налог на имущество организаций.rtf
10. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 09. Упрощенная система налогообложения.rtf
11. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 10. Единый налог на вмененный доход.rtf
12. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 11. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений.rtf
13. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 12. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.rtf
14. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 13. Транспортный налог.rtf
15. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 14. Расчет налога на прибыль организации (рекомендации по заполнению налоговой декларации).rtf
16. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 15 Акцизы. Профессиональный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации.rtf
Практическая налоговая энциклопедия (под редакцией Брызгалина А. В.)
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 1 Налоговая оптимизация
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 2 Бухгалтерский учет налогов
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 3 Судебная практика по налоговым спорам
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 6 Налог на доходы физический лиц (актуально по состоянию законодательства на октябрь 2006 г.) Глава Налогоплательщики
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 8 Налог на имущество организаций
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 9 Упрощенная система налогообложения
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 10 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Актуально по состоянию законодательства на октябрь 2006 г
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 12. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых нарушений по гл. 16 Нк РФ
Общая часть Глава Налогоплательщики Общие положения

Практическая налоговая энциклопедия
(под ред. Брызгалина А.В.)
Том 15
Акцизы.
(актуально по состоянию законодательства на октябрь 2006 г.)

См. содержание других томов Практической налоговой энциклопедии
Общая часть
Глава 1. Налогоплательщики
1. Общие положения
1. Налогоплательщиками акциза являются лица, которые совершают операции, подлежащие налогообложению акцизом (у которых возникает объект налогообложения).

Согласно ст. 182 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения акцизом признаются отдельные операции.

Исходя из данного определения, следует, что не являются налогоплательщиками акциза те лица, которые не совершают указанных операций.

При этом необходимо отличать лиц, которые совершают облагаемые акцизом операции, от лиц, которые совершают какие-либо иные операции с подакцизными товарами. Первая группа лиц является налогоплательщиками, вторая - не является.

Исходя из конструкции построения того или иного налога, всех налогоплательщиков можно разделить на две группы:

- субъект приобретает права и обязанности налогоплательщика только в силу принадлежности к определенной группе лиц (налогоплательщики по субъекту);

Данное положение, например, касается НДС, налога на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налога на доходы физических лиц и другие.

- субъект приобретает права и обязанности налогоплательщика в силу принадлежности к определенной группе лиц, а также при наличии объекта налогообложения (налогоплательщики по объекту).

Данное положение помимо акциза, касается, например, транспортного налога.

Например, налогоплательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели в силу своего статуса, вне зависимости от того, возникает у них объект налогообложения или нет. В любом случае они должны выполнять одну из обязанностей налогоплательщика по сдаче налоговой декларации, даже если у них не возникает объекта налогообложения. Данное положение было подтверждено арбитражной практикой (см. например, п. 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 г. N 71).

Налогоплательщиками акциза, как уже было отмечено выше, являются только те организации и индивидуальные предприниматели, у которых возникает объект налогообложения. Следовательно, если у какой-либо организации или индивидуального предпринимателя не возникает объекта налогообложения, то они не являются налогоплательщиками акциза и соответственно не должны сдавать налоговую декларацию.

Аналогичного мнения придерживается и арбитражная практика. Так, в постановлении от 23.08.2005 г. N А19-31016/04-24-Ф02-4069/05-С1 ФАС ВСО пришел к выводу, что общество, имеющее свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов и являющееся собственником склада нефтепродуктов, не обязано уплачивать акциз, т.к. в проверяемом периоде склады нефтепродуктов были сданы им в аренду третьему лицу. Поэтому поступление на склад общества нефтепродуктов не свидетельствует о приобретении им нефтепродуктов в собственность и о возникновении у него объекта налогообложения акцизом.

2. Налогоплательщиков акциза можно поделить на две группы:

1) плательщики внутреннего акциза;

2) плательщики акциза на таможне.

Плательщиками внутреннего акциза являются организации и индивидуальные предприниматели, в том числе осуществляющие деятельность в рамках договора о совместной деятельности.

Плательщиками акциза на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса РФ акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, являются разновидностью таможенных платежей. Согласно ст. 328 Таможенного кодекса РФ плательщиками таможенных платежей являются декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом РФ возложена обязанность уплачивать таможенные платежи (например, таможенный брокер).

При этом необходимо отметить, что вместо плательщиков таможенные платежи, в том числе акцизы, может заплатить любое иное лицо. В этом случае обязанность по уплате таможенного акциза также будет считаться исполненной.
2. Особенности определения налогоплательщиков в рамках договора
о совместной деятельности

1. В соответствии со ст. 1041 Гражданского кодекса РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону, цели.

Целью осуществления операций, которые относятся к объектам налогообложения акцизами, является получение прибыли (предпринимательской деятельности).

При этом необходимо отметить, что согласно пункту второму вышеназванной статьи Гражданского кодекса РФ сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Таким образом, при совершении в рамках договора о совместной деятельности операций облагаемых акцизами, сторонами такого договора могут быть только коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели.

Поскольку участники договора простого товарищества являются налогоплательщиками акциза, то обязанность по их уплате при осуществлении облагаемых операций в рамках этого договора сохраняется. Порядок исполнения обязанности по уплате налога участниками договора простого товарищества установлен ст. 180 Налогового кодекса РФ.

Лицом, обладающим всеми правами и исполняющим все обязанности налогоплательщика акциза в рамках договора простого товарищества, является:

1) лицо (участник договора), ведущее дела простого товарищества;

2) одно из лиц (участников договора), ведущих дела простого товарищества, выбранное участниками договора простого товарищества для исполнения обязанности по уплате акциза, если договором предусмотрено ведение дел простого товарищества несколькими лицами;

3) лицо (участник договора), выбранное участниками договора простого товарищества для исполнения обязанности по уплате акцизов, если ведение дел осуществляется совместно всеми участниками простого товарищества.

В первом случае лицо, обязанное уплачивать акцизы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), определяется положениями самого договора простого товарищества.

Во втором и третьем случае данное лицо специально выбирается участниками договора. Оформление налоговых полномочий в данном случае возможно путем оформления протокола заседания общего собрания участников договора простого товарищества или путем принятия соответствующего дополнительного соглашения к договору простого товарищества.

Лицо, на которое возложена обязанность по исчислению и уплате акциза в рамках договора простого товарищества, обязано не позднее дня осуществления первой операции, облагаемой акцизом, повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от постановки на учет в качестве налогоплательщика, ведущего собственную деятельность.

Вместе с тем, необходимо помнить, что плательщиками акциза по договору простого товарищества, несмотря на определение одного лица, обязанного платить налог, являются все участники договора простого товарищества.

Так, в частности, в п. 3 ст. 180 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае уплаты налога лицом, исполняющим обязанности по уплате налога в рамках простого товарищества (договора о совместной деятельности), обязанность по уплате налога остальными участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) считается исполненной. Указанное положение означает, что в случае если лицо, на которое возложена обязанность исчислять и уплачивать акцизы в рамках договора простого товарищества, не уплатит данные суммы налога, то их должны заплатить иные участники договора простого товарищества.

Согласно п. 1 ст. 180 Налогового кодекса РФ налогоплательщики- участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) несут солидарную ответственность по исполнению обязанности по уплате акцизов.

Исходя из анализа данной нормы, следует, что все участники договора простого товарищества несут обязанность по уплате акцизов, пени, штрафных санкций, связанных с неуплатой сумм акцизов. Солидарный характер ответственности означает то, что взыскание задолженности может происходить как с участника, на которого возложена обязанность по исчислению и уплате акцизов, так и с иных участников договора простого товарищества. При этом необходимо отметить, что одновременное взыскание одной и той же суммы задолженности с разных участников договора неправомерно. В этом случае лицо, с которого повторно взыскали сумму задолженности, имеет право возвратить ее с начислением процентов в порядке, предусмотренном ст. 79 Налогового кодекса РФ.

2. При совершении операций в рамках договора о совместной деятельности необходимо учитывать общие условия лицензирования отдельных видов деятельности.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на каждый вид деятельности, подлежащей лицензированию, предоставляется лицензия.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Так, например, согласно ст. 17 вышеназванного закона в отношении операций, подлежащих налогообложению акцизом, лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

- фармацевтическая деятельность;

- производство лекарственных средств.

Лицензирование деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Таким образом, совершать операции, подлежащие лицензированию, может тот участник договора о совместной деятельности, который имеет соответствующую лицензию. Передавать свою лицензию другим участникам договора он не может. При этом другие участники в рамках договора о совместной деятельности могут выполнять иные функции, не подлежащие лицензированию.
3. Влияние совершения операций с подакцизными товарами на исчисление
иных налогов и применение специальных режимов налогообложения

3.1. По налогу на добавленную стоимость
1. Совершение операций с подакцизными товарами влияют на исчисление налога на добавленную стоимость в следующих случаях:

- при получении освобождения от исполнения обязанности по уплате НДС (ст. 145 Налогового кодекса РФ);

- при совершении операций, освобождаемых от НДС (ст. 149 Налогового кодекса РФ);

- при совершении операций по ввозу товаров на таможенную территорию РФ (ст. 150, 160 Налогового кодекса РФ);

- при определении налоговой базы (ст. 154 Налогового кодекса РФ;

- при заполнении счетов-фактур (169 Налогового кодекса РФ).

2. Так, согласно п. 2 и п. 5 ст. 145 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели не имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, если:

- у них была реализация подакцизных товаров в течение трех предшествующих месяцу получения освобождения последовательных календарных месяцев;

- у них произошла реализация подакцизных товаров в период действия освобождения.

Порядок применения указанных положений был разъяснен Определением Конституционного суда РФ от 10.11.2002 г. N 313-О, в соответствии с которым лица, осуществляющие одновременную продажу как подакцизных товаров, так и иной продукции имеют право на освобождение от НДС по этой иной продукции при осуществлении раздельного учета.

Таким образом, лица, осуществляющие операции с подакцизными товарами, имеют право на получение освобождения от уплаты НДС, в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса РФ, в отношении операций по реализации не подакцизных товаров.

На операции по реализации подакцизных товаров действие освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, не распространяется.

3. В соответствии со ст. 149 Налогового кодекса РФ в некоторых случаях предоставление освобождения от уплаты НДС ставится в зависимость от того, с какими товарами совершаются операции с подакцизными или нет.

Так, налогом на добавленную стоимость, в частности, облагаются следующие операции:

- реализация подакцизных товаров на территории РФ, реализуемых в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";

- реализация подакцизных товаров, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций инвалидов, учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов, лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;

- передача подакцизных товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

4. При совершении операций по ввозу подакцизных товаров на таможенную территорию РФ предусмотрены следующие особенности.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 150 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению НДС ввоз на таможенную территорию РФ товаров, ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".

При ввозе в аналогичном порядке подакцизных товаров НДС подлежит уплате.

В соответствии с п. 3 ст. 160 Налогового кодекса РФ, если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию РФ товаров присутствуют как подакцизные товары, так и не подакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.

5. Согласно п. 4 ст. 154 Налогового кодекса РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками НДС), по перечню, утверждаемому Правительством РФ, налоговая база определяется как разница между ценой продажи и ценой приобретения указанной продукции.

В случае указанной выше реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, являющихся подакцизными товарами, налоговая база определяется в общеустановленном порядке.

6. В соответствии со ст. 169 Налогового кодекса РФ сумма акциза по подакцизным товарам должна указываться в счете-фактуре в качестве обязательного реквизита.

Указанное положение является особенно важно в связи с тем, что счета-фактуры, составленные с нарушением установленного порядка, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Вместе с тем, данное требование должно применяться с учетом возможности определения суммы акциза, которая основана на соответствующей установленной обязанности по уплате акциза.

Так, обязанность по выделению суммы акциза отдельной строкой в расчетных документах, в том числе счетах-фактурах, согласно ст. 198 Налогового кодекса РФ, предусмотрена только для налогоплательщиков акциза.

Таким образом, сумма акциза по подакцизным товарам выделяется в счете-фактуре только налогоплательщиком акциза.

Данной позиции придерживается также и налоговое ведомство. В соответствии с письмом МНС РФ от 21.05.2001 г. N ВГ-6-03/404 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" разъяснено, что в ряде случаев некоторые из строк и граф счета-фактуры не могут быть заполнены по причине отсутствия необходимой информации. В таких случаях в незаполненных строках и графах ставятся прочерки. Так, например, графа 6 счета-фактуры заполняется только плательщиками акцизов по данным операциям, а в остальных случаях она не подлежит заполнению.
3.2. По единому социальному налогу
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса РФ при соблюдении установленных условий от уплаты единого социального налога с сумм выплат, не превышающих 100.000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника, освобождаются общественные организации инвалидов, организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов, которые осуществляют выплаты.

При этом указанная льгота не распространяется на налогоплательщиков ЕСН, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров.
3.3. По налогу на прибыль
По налогу на прибыль организаций совершение операции с подакцизными товарами, в частности, влияет на определение доходов, не подлежащих налогообложению (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ), и на формирование прочих расходов у организаций, осуществляющих деятельность по социальной защите инвалидов (подп. 38-39 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления.

В случае, если указанные целевые поступления осуществляются в виде подакцизных товаров, то они подлежат налогообложению в общем порядке.

Согласно подп. 38 и 39 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам относятся расходы отдельных организаций, направленные на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

При этом указанные расходы не могут учитываться для целей налогообложения в составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией подакцизных товаров.

Так, например, если указанная выше организация будет осуществлять только один вид деятельности, связанный с производством подакцизных товаров, то она не может относить на затраты вышеуказанные расходы.
3.4. По единому сельскохозяйственному налогу
В соответствии с гл. 26.1 Налогового кодекса РФ отдельные организации и индивидуальные предприниматели могут перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 346.2 Налогового кодекса РФ не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров.
3.5. По упрощенной системе налогообложения
В отношении упрощенной системы налогообложения установлены аналогичные ограничения, как и по единому сельскохозяйственному налогу.

Так, согласно подп. 8 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров.
3.6. По единому налогу на вмененный доход
По единому налогу на вмененный доход совершение отдельных операций с подакцизными товарами влияет на определение розничной торговли, а следовательно на наличие или отсутствие обязанности по уплате единого налога на вмененный доход.

В соответствии со ст. 346.27 Налогового кодекса РФ для исчисления единого налога на вмененный доход к розничной торговле относится - торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

При этом к данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация автомобилей легковых и мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), автомобильного бензина, дизельного топлива, моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонного бензина, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них, в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания.
3.7. По налогу на имущество организаций
В соответствии с подп. 3 ст. 381 Налогового кодекса РФ от налога на имущество освобождаются организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, а также при соблюдении иных условий, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров.

В случае производства и (или) реализации подакцизных товаров налог на имущество указанными выше организациями уплачивается в общем порядке.
Глава 2. Подакцизные товары (сырье) и объект налогообложения
Подакцизными товарами являются товары, которые облагаются специальным косвенным налогом (акцизом).

Как уже было отмечено в главе 1 настоящего издания, некоторые операции с подакцизными товарами облагаются акцизами, некоторые не облагаются. При этом дополнительно совершение операций с подакцизными товарами влечет ряд ограничений при исчислении иных налогов.

Обязанность по уплате акциза возникает в том случае, когда при совершении операций с подакцизными товарами возникает объект налогообложения. При этом налогоплательщиком будет признаваться также то лицо, у которого возникает объект налогообложения.

Таким образом, объектом налогообложения акцизами являются операции, совершаемые с подакцизными товарами, подлежащие налогообложению.

Следовательно, для правильного определения объекта налогообложения необходимо определять как перечень подакцизных товаров, так и виды облагаемых операций.
1. Подакцизные товары
К подакцизным товарам относятся:

1) спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением спирта коньячного);

2) спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, в том числе: растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде;

В целях исчисления акцизов не относится к подакцизным товарам следующая спиртосодержащая продукция:

- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории РФ, разлитые в емкости не более 100 мл;

- парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно;

- подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в РФ;

- товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;

- парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке.

Налогоплательщики и налоговые органы не всегда приходят к единому мнению по вопросу, спиртосодержащей или алкогольной является та или иная продукция, поэтому указанные споры становятся предметом рассмотрения судов.

Например, ФАС ВВО в постановлении от 05.10.2005 N А28-21069/2004-740/26 указал, что спиртовые соки, являющиеся сырьем для производства ликероводочных изделий и безалкогольных напитков, являются виноматериалом, поэтому в целях исчисления акциз относится не к алкогольной продукции, а к группе товаров "спиртосодержащая продукция".

Минфин РФ в письме от 13.03.2006 N 03-04-15/1-4 указал, что "Продукция, при производстве которой используется этиловый спирт, не являющаяся раствором, эмульсией, суспензией и другим видом продукции в жидком виде, в целях применения гл. 22 Акцизы" НК РФ признается неспиртосодержащей, и, соответственно, неподакцизной продукцией. Таким образом, лаки, клеи, краски, сополимеры, при производстве которых используется этиловый спирт, признаются подакцизной спиртосодержащей продукцией. В то же время аналогичная продукция, в производстве которой используется иной (не этиловый спирт), не является спиртосодержащей продукцией, подлежащей налогообложению акцизами".

Вызывает много споров и вопрос о том, является ли подакцизным товаром головная фракция этилового спирта. В связи с этим Минфин РФ в письмах от 20.12.2005 N 03-04-06/134, от 06.04.2006 N 03-04-06/43 разъяснил следующее.

"Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в редакции, вступившей в силу с 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", для целей Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" этиловый спирт определен как спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) и спирт-сырец.

...В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" данный Федеральный закон устанавливает правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ.

...Следовательно, с 1 января 2006 г. в целях правового регулирования промышленного производства и оборота этилового спирта головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства) признается этиловым спиртом. Поэтому, если головная фракция этилового спирта согласно соответствующей нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, отнесена к отходам спиртового производства, внесена в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в РФ и подлежит дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей, то такая продукция подакцизным товаром не является".

3) алкогольная продукция;

В том числе: спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента;

В целях исчисления акцизов не относятся к подакцизным товарам виноматериалы.

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

На практике часто возникают споры по поводу отнесения того или иного транспортного средства к подакцизным товарам. Так, ФАС ДО в постановлении от 28.09.2005 N Ф03-А51/05-2/2940, принимая во внимание заключение специалиста государственного учреждения - Приморской лаборатории судебной экспертизы Минюста РФ и письма генерального директора японской компании "Эм-Ай седзи кабусики-гайся" - поставщика мотоциклов, пришел к выводу, что мотоциклы марки "HONDA CBR 1100 ХХ" с объемом двигателя 1137 куб. см имеют мощность двигателя в пределах 100-150 л.с., поэтому не являются подакцизным товаром.

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин.

Налогообложение операций, совершаемых с последними четырьмя видами подакцизных товаров (подакцизные нефтепродукты), будет рассмотрено в Специальной части настоящего издания.
2. Подакцизное минеральное сырье
До 1 января 2004 года акцизом также облагалось добытое подакцизное минеральное сырье (природный газ).

В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 1 января 2004 года природный газ акцизами не облагается.

Вместе с тем, в ст. 8 указанного выше Закона установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до 1 января 2004 года, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2004 года.

Таким образом, после 1 января 2004 года сохраняется обязанность по уплате акциза с подакцизного минерального сырья, добытого до 1 января 2004 года.

Порядок уплаты акциза по природному газу после 1 января 2004 года разъяснен в письме МНС РФ от 15.12.2003 г. N ОС-6-03/1301@ "Об исчислении и уплате акциза на природный газ с 1 января 2004 года". В указанном письме отмечено, что в целях налогообложения операций по реализации (передаче) природного газа, совершаемых после 1 января 2004 года, организациям необходимо вести раздельный учет этих операций в части природного газа, добытого до указанной даты.

С 1 января 2004 года для целей налогообложения следует учитывать природный газ:

- добытый и отгруженный до 1 января 2004 года за пределы территории РФ и на территории РФ газораспределительным организациям либо непосредственно конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья, а оплаченный после указанной даты;

Расчеты по указанному природному газу отражаются в составе дебиторской задолженности организаций налогоплательщиков акциза на природный газ, включающей дебиторскую задолженность по природному газу, поставленному по межправительственным соглашениям;

- добытый до 1 января 2004 года и переданный с указанной даты для использования на собственные нужды, на промышленную переработку на давальческой основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов продукции и в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевых взносов в паевые фонды;

- добытый до 1 января 2004 года и по состоянию на 1 января 2004 года не отгруженный за пределы территории РФ и на территории РФ газораспределительным организациям либо непосредственно конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья, в том числе имеющийся в наличии по состоянию на 1 января 2004 года в подземных хранилищах газа.

Что касается налогообложения авансов по акцизам, полученных налогоплательщиком в счет оплаты природного газа, добытого после 01.01.2004 г., необходимо отметить следующее. Поскольку с 01.01.2004 природный газ перестал быть объектом обложения акцизом, суммы авансовых платежей, полученные налогоплательщиком в счет оплаты природного газа, добытого после указанной даты, независимо от момента поступления авансов не подлежат включению в налоговую базу по этому налогу.

Аналогичного мнения придерживается и судебная практика. Так, ФАС ВВО в постановлении от 10.08.2005 N А29-10036/2004а указал, что авансовые платежи, полученные обществом в 2002 и 2003 г.г. в счет предстоящих поставок газа, который будет добыт в 2004 г., не подлежат обложению акцизом, поэтому общество при подаче уточненных деклараций за указанный период правомерно не включило их в налоговую базу по акцизам.

Порядок предоставления налоговых вычетов по акцизу на природный газ в 2004 году разъяснен в письме МНС РФ от 29 марта 2004 г. N 03-5-09/847/54 "О порядке проведения налоговых вычетов".

Так, согласно ст. 189 Налогового кодекса РФ (действовавшей до 1 января 2004 года) налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованное подакцизное минеральное сырье в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизного минерального сырья или иначе связанных с оплатой реализованного подакцизного минерального сырья.

Статьей 200 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по подакцизному минеральному сырью на сумму акциза, исчисленную налогоплательщиком с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизного минерального сырья. Данные налоговые вычеты производятся после отражения в учете операций по реализации подакцизного минерального сырья.

Таким образом, поскольку, начиная с расчетов за январь 2004 года, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет только по подакцизному минеральному сырью, добытому до 1 января 2004 года, налоговые вычеты по авансовым платежам, по расчетам 2004 года производятся после отражения в учете операций по реализации природного газа (в том числе отбензиненного сухого газа), добытого только до указанной даты.

Налоговые вычеты по акцизу, исчисленному с авансовых платежей в 2003 году, по природному газу, добытому и отгруженному в 2004 году, не производятся.

По состоянию на 1 марта 2004 года отчет по форме N 1-НМ по ряду регионов содержит отрицательные величины начисленных сумм акциза на природный газ. По сообщению УМНС России по субъектам Российской Федерации данные показатели сложились в результате отражения налогоплательщиками в декларациях по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) налоговых вычетов сумм акциза, исчисленных ранее с сумм авансовых платежей в счет предстоящих поставок природного газа.

Вместе с тем налоговые вычеты сумм акциза, исчисленных с авансовых платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок природного газа, отражаются в декларациях по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) с одновременным отражением в ней операций по его реализации за один и тот же налоговый период.

В результате отрицательных величин сумм акциза на природный газ, начисленных к уплате с учетом налоговых вычетов, не возникает.

Учитывая изложенное, налоговым органам в ходе проведения проверок деклараций по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ), содержащих налоговые вычеты сумм акциза, исчисленных ранее с авансовых платежей, следует проводить проверку правомерности и правильности их отражения в декларациях.
3. Операции, облагаемые акцизами (объект налогообложения)
3.1. Объект налогообложения
Объектом налогообложения акцизом являются перечисленные в ст. 182 Налогового кодекса РФ операции.

При этом все операции с подакцизными товарами, являющиеся объектом налогообложения, можно условно поделить на следующие группы:

- операции по реализации;

- операции по оприходованию;

- операции по получению;

- операции по передаче;

- операции с ввозимыми на таможенную территорию РФ подакцизными товарами.

В отношении подакцизных нефтепродуктов установлены специфические виды объектов налогообложения, отличные от других подакцизных товаров. В связи с этим, объект налогообложения в отношении подакцизных нефтепродуктов будет рассмотрен в Специальной части настоящего издания.

В отношении иных подакцизных товаров объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;

Реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате.

В связи с этим к реализации относится: реализация предметов залога; передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Необходимо иметь в виду, что не является реализацией возврат покупателем продавцу подакцизной продукции, право собственности на которое к покупателю не перешло. Так, ФАС СЗО в постановлении от 02.05.2006 N А56-16998/2005 сделал вывод, что при приобретении налогоплательщиком у поставщика алкогольной продукции с сохранением за последним права собственности на продукцию до ее полной оплаты и дальнейшего возврата этой продукции поставщику, у налогоплательщика не возникает объект налогообложения акцизом, т.к. реализация подакцизного товара в данном случае отсутствует.

На практике часто возникают ситуации, когда та или иная подакцизная продукция (например, алкогольная) реализуется по договору комиссии. В указанных случаях вызывает затруднение вопрос об определении даты реализации указанной продукции. В связи с этим Минфин РФ в письме от 16.02.2006 г. N 03-04-06/22 разъяснил, что в целях применения акцизов датой реализации подакцизной продукции признается день ее отгрузки налогоплательщиком - производителем.

2) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

3) передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

4) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;

5) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) для собственных нужд;

6) передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

7) передача на территории РФ организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества;

8) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

9) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

10) первичная реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), происходящих с территории Республики Беларусь и ввезенных на территорию РФ с территории Республики Беларусь;

11) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

Следует отметить, что до 01.01.2006 г. объектом налогообложения акцизами также признавалась и реализация организациями с акцизных складов продукции, приобретенной у налогоплательщиков - производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций. Однако Федеральным законом от 21.07.2005 N 107-ФЗ подп. 5 п. 1 ст. 182 НК РФ, предусматривающий указанный объект налогообложения, был признан утратившим силу.
3.2. Операции, освобождаемые от налогообложения
1. При определении объекта налогообложения акцизом необходимо учитывать перечень операций, освобождаемых от налогообложения.

Статья 183 Налогового кодекса РФ содержит перечень операций освобождаемых от налогообложения. При этом одним из обязательных условий применения льготного порядка налогообложения является обеспечение раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций.

Согласно п. 2 вышеуказанной статьи операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) подакцизных товаров и (или) при ведении отдельного учета затрат по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров.

Отметим, что налоговым законодательством не предусмотрены четкие правила по организации и ведению раздельного учета. Во всяком случае, в настоящее время не существует ни одного нормативного документа по данному вопросу. Поэтому налогоплательщики самостоятельно определяют порядок его ведения. В ряде случаев эта "самостоятельность" не согласовалась с мнением налоговых органов, которые методологию плательщика подвергали сомнению. Однако ввиду того, что порядок ведения раздельного учета в целях налогообложения нормативно не установлен, то требования налоговых органов о ведении определенных учетных регистров не основаны на законодательстве. В этих условиях предприятие вправе в соответствии с существующими методами учета и на основании Приказа Минфина РФ от 09.12.1998 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" ПБУ 1/98" разработать методику раздельного учета и оформить такой порядок организационно-распорядительным документом руководителя предприятия (организации). В этом случае раздельный учет станет элементом налогово-учетной политики.

2. В соответствии с п. 3 ст. 183 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Согласно ст. 248 Таможенного кодекса РФ отказ в пользу государства является разновидностью таможенного режима, в соответствии с которым товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.

3. В отношении подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) не подлежат налогообложению следующие операции:

1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

2) реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) на экспорт;

Согласно ст.184 Налогового кодекса РФ указанное освобождение предоставляется только при наличии поручительства банка (банковской гарантии).

3) реализация нефтепродуктов налогоплательщиком;

4) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение.

Необходимо отметить, что до 01.01.2006 г. от налогообложения освобождались и такие операции, как реализация организациями денатурированного этилового спирта из всех видов сырья и денатурированной спиртосодержащей продукции в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Однако, Федеральным законом от 21.07.2005 N 107-ФЗ подп. 2 и 3 п. 1 ст. 183 НК РФ, предусматривающие освобождение указанных операций от налогообложения, были признаны утратившими силу.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Похожие:

Общая часть Глава Налогоплательщики Общие положения iconДокументы
1. /ОБЩАЯ Часть/Множественность преступлений.doc
2. /ОБЩАЯ...

Общая часть Глава Налогоплательщики Общие положения iconДокументы
1. /ОБЩАЯ Часть/Государственный,народный и национальный суверинитет.doc
2. /ОБЩАЯ...

Общая часть Глава Налогоплательщики Общие положения iconПринят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года Глава Общие положения статья
Общие положения Статья Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Общая часть Глава Налогоплательщики Общие положения iconЗакон. Глава I. Общие положения Статья 1

Общая часть Глава Налогоплательщики Общие положения iconОбщие положения глава предмет, цели и виды деятельности Школы

Общая часть Глава Налогоплательщики Общие положения iconОбщие положения глава правила приема, порядок и основания отчисления обучающихся
Организация медицинского обслуживания и питания
Общая часть Глава Налогоплательщики Общие положения iconПринят Государственной Думой 1 октября 2004 года Одобрен Советом Федерации 13 октября 2004 года Глава Общие положения статья

Общая часть Глава Налогоплательщики Общие положения iconДокументы
1. /Учебник_2004/Глава 1/1.1 Бухгалтерский учет и судебная бухгалтерия.doc
2.
Общая часть Глава Налогоплательщики Общие положения iconПравила соревнований по спортивному туризму (номер-код вида спорта 0840005411Я) Часть I. Общие положения Основные понятия
Спортивный туризм (СТ) вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий...
Общая часть Глава Налогоплательщики Общие положения iconДокументы
1. /Шпора Общая часть.doc
Общая часть Глава Налогоплательщики Общие положения iconДокументы
1. /ЕНиР Общая часть.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации