Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 8 Налог на имущество организаций icon

Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 8 Налог на имущество организаций




НазваниеПрактическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 8 Налог на имущество организаций
страница1/5
Дата конвертации27.04.2015
Размер1.62 Mb.
ТипДокументы
источник
  1   2   3   4   5
1. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Содержание.rtf
2. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 01. Налоговая оптимизация.rtf
3. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 02. Бухгалтерский учет налогов.rtf
4. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 03. Судебная практика по налоговым спорам.rtf
5. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 04. Налог на добавленную стоимость.rtf
6. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 05. Налог на прибыль организаций.rtf
7. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 06. Налог на доходы физических лиц.rtf
8. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 07. Единый социальный налог. Обязательное пенсионное страхование.rtf
9. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 08. Налог на имущество организаций.rtf
10. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 09. Упрощенная система налогообложения.rtf
11. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 10. Единый налог на вмененный доход.rtf
12. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 11. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений.rtf
13. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 12. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.rtf
14. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 13. Транспортный налог.rtf
15. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 14. Расчет налога на прибыль организации (рекомендации по заполнению налоговой декларации).rtf
16. /под редакцией Брызгалина А.В. Практическая налоговая энциклопедия Гарант 2006/ПНА Том 15 Акцизы. Профессиональный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации.rtf
Практическая налоговая энциклопедия (под редакцией Брызгалина А. В.)
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 1 Налоговая оптимизация
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 2 Бухгалтерский учет налогов
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 3 Судебная практика по налоговым спорам
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 6 Налог на доходы физический лиц (актуально по состоянию законодательства на октябрь 2006 г.) Глава Налогоплательщики
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 8 Налог на имущество организаций
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 9 Упрощенная система налогообложения
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 10 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Актуально по состоянию законодательства на октябрь 2006 г
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 12. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых нарушений по гл. 16 Нк РФ
Общая часть Глава Налогоплательщики Общие положения

Практическая налоговая энциклопедия
(под ред. Брызгалина А.В.)
Том 8
Налог на имущество организаций
(актуально по состоянию законодательства на октябрь 2006 г.)

См. содержание других томов Практической налоговой энциклопедии
Глава 1. Налог на имущество организаций
Налог на имущество предприятий относится к категории прямых (подоходно-поимущественных) налогов и взимается с владельца имущества (как собственника, так и обладателя иных вещных прав на имущество). Экономическая сущность данного налога - изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества. Из этого вытекает стимулирующая функция налога на имущество организаций (субъектов предпринимательской деятельности) - эффективное производственное использование имущества.

Первый этап в современной системе налогообложения налогом на имущество организаций был связан с действием Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий". Данный закон действовал 11 лет с 1992 по 2003 год включительно. За указанный период в закон 15 раз вносились различные изменения и дополнения. Вторым нормативно-правовым документом по значимости являлась соответствующая инструкция налогового ведомства. В конце первого этапа данной инструкцией являлась Инструкция ГНС РФ N 33 от 08.06.95 г. "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", в которую 9 раз вносились изменения и дополнения. Особенностью нормативно-правового регулирования порядка исчисления и уплаты налога на имущество организаций на первом этапе являлось активное применение вышеназванной инструкции, которая содержала в себе обязательные для исполнения налогоплательщиками нормы.

Второй этап становления системы налогообложения налогом на имущество организаций начался с принятием Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" (далее по тексту - Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ).

Данным законом Налоговый кодекс РФ был дополнен главой 30 "Налог на имущество организаций", которая вступила в силу с 1 января 2004 года. Порядок исчисления нового налога на имущество был существенно изменен. В первую очередь это коснулось объекта налогообложения, которым теперь признается только движимое и недвижимое имущество, являющееся объектом основных средств. Существенное изменение касается также и системы нормативно-правового регулирования порядка исчисления налога. Начиная с 1 января 2004 года акты налогового ведомства, принимаемые в настоящее время в виде Методических указаний, не носят обязательного характера.

В связи с тем, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он должен быть установлен соответствующим законом субъекта Российской Федерации. В отличие от первого этапа, когда для уплаты налога на имущество принятие регионального закона было не обязательным, в настоящее время это необходимо. Так, налог на имущество будет считаться установленным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации только после принятия соответствующего регионального закона.

К сожалению, принятие нового налога на имущество не обошлось без "традиционных" погрешностей законодателя. Данное положение касается порядка исчисления и уплаты налога переходного периода, то есть окончательной суммы налога за 2003 год.

Согласно ст.8 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" уплата налога по годовым расчетам производится в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.

Также в соответствии с п.10 Инструкции ГНС РФ N 33 от 08.06.95 г. "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" Расчеты налога и среднегодовой стоимости имущества представляются в налоговые органы вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Годовой бухгалтерский отчет за год в соответствии со ст.15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" представляется в течение 90 дней по окончании года.

Таким образом, Расчет налога и среднегодовой стоимости имущества за 2003 год в обычных условиях должен быть представлен до 31 марта 2004 года.

Однако, согласно ст.3 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ с 1 января 2004 года Закон РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", а также соответствующее положение Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которыми предусматривается обязанность по исчислению и уплате налога на имущество предприятий, утрачивают силу. Следовательно, в 2004 году не было никаких правовых оснований для уплаты годового налога на имущество за 2003 год.

Данная проблема уже возникала в практике налогообложения. Так, ст.2 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" был отменен налог на пользователей автомобильных дорог. Вместе с тем, в ст.4 указанного закона был предусмотрен специальный порядок уплаты налога на переходный период по установленным срокам в 2003 году.

В отношении налога на имущество никакого порядка установлено не было. Также не установлено никакого прядка по представлению Расчета налога и среднегодовой стоимости имущества за 2003 год. В связи с этим применение санкций, связанных с нарушением порядка сдачи годовых расчетов, не обосновано. Позиция налогового ведомства о том, что сроки представления годового Расчета установлены в Инструкции ГНС РФ N 33 от 08.06.95 г. "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", которая пока не отменена, не может быть применима. Указанная инструкция согласно преамбуле издана на основании Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", который утрачивает силу с 1 января 2004 года. Следовательно, положения инструкции также утрачивают силу с 1 января 2004 года.

Что касается вопроса об уплате годового налога на имущество, то он остается не решенным ввиду отсутствия прямого нормативного регулирования. Если вернуться к проблеме уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, то в данном случае налоговое ведомство применило обоснование на основе бюджетного законодательства. Так, в письме МНС РФ от 10.09.2002 г. N ВГ-6-03/1385@ "О налоге на пользователей автомобильных дорог" было разъяснено следующее.

"Согласно ст.ст.17, 39 Бюджетного кодекса РФ территориальные дорожные фонды относятся к целевым бюджетным фондам, а доходы территориальных дорожных фондов подлежат учету обособленно в составе доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являются источником формирования консолидированного бюджета субъектов РФ.

Таким образом, доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог учтены в текущем финансовом году в консолидированных бюджетах субъектов РФ, а также в федеральном бюджете.

Статьей 53 Бюджетного кодекса РФ определено, что федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.

Соответствующих изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" не вносилось".

Вместе с тем, по нашему мнению, указанная аргументация в отношении налога на имущество применена быть не может. Во-первых, налог на имущество отменяется по окончании финансового года. Во-вторых, обязанности по уплате данного налога в 2004 году по итогам 2003 года (как это было предусмотрено по налогу на пользователей автомобильных дорог) в законодательном порядке не установлено.

Вне зависимости от того как на практике будет разрешена данная ситуация необходимо учитывать, что начисление пени по годовому Расчету неправомерно, поскольку отсутствует какой-либо срок уплаты окончательной суммы налога на имущество за 2003 год.

Поправить возникшую ситуацию попытались некоторые региональные органы власти субъектов Российской Федерации, закрепляя в своих законах переходные положения по уплате налога на имущество предприятий за 2003 год.

Так, например, в ст.5 Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 г. N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" предусмотрено, что Закон Свердловской области от 24 ноября 2000 года N 34-ОЗ "О ставках и дополнительных льготах по налогу на имущество предприятий в Свердловской области" признается утратившим силу с 15 апреля 2004 года. При этом также установлено, что прежний закон применяется до утраты им силы исключительно к отношениям по взиманию налога на имущество предприятий за 2003 год.

Таким образом, вопрос об уплате налога на имущество организаций за 2003 год должен решаться в каждом конкретном регионе самостоятельно с учетом особенностей регионального законодательства.

В заключении хотелось бы отметить, что установление нового налога на имущество организаций является промежуточным этапом в реформировании системы налогообложения имущества. В связи с этим возможно через определенный промежуток времени принятие другого налога на имущество организаций.
Глава 2. Введение налога на имущество организаций
1. В соответствии с п. 1 ст. 14 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам.

Согласно п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

На основании вышеуказанных норм ст.372 Налогового кодекса РФ закрепляет следующие положения:

- налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации

- налог на имущество организаций вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации

- с момента введения в действие налог на имущество организаций обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Под установлением налога необходимо понимать закрепление в законодательном порядке всех необходимых элементов налогообложения: налогоплательщиков, объекта налогообложения, налоговой базы, ставки налога и др.

При этом, поскольку налог является региональным, то существует разделение полномочий по установлению конкретных элементов налогообложения. Основные положения по налогу на имущество организаций (далее по тексту налог на имущество) устанавливает гл.30 Налогового кодекса РФ, отдельные элементы закрепляют соответствующие региональные законы. Выходить за пределы, предоставленные Налоговым кодексом РФ, законодательные органы власти субъектов Российской Федерации не имеют права.

Так, согласно п.2 ст.372 Налогового кодекса РФ законодательные органы субъектов Российской Федерации при установлении налога на имущество обязаны определить следующие элементы налогообложения:

- налоговую ставку;

- порядок уплаты налога;

- сроки уплаты налога;

- форму отчетности по налогу.

При этом налоговая ставка устанавливается в пределах, предусмотренных ст.380 Налогового кодекса РФ.

Под порядком уплаты налога (ст.58 Налогового кодекса РФ) понимается способ его уплаты. Уплата налога может производиться разовым платежом или в ином порядке (путем уплаты авансовых платежей).

Определение срока уплаты налога будет зависеть от способа его уплаты (единовременный или авансовый способ).

Форма отчетности (налоговая декларация, расчеты), как следует из практики, непосредственно в законах субъектов Российской Федерации не устанавливается. Однако в этом случае в законе должен быть установлен порядок ее принятия или орган, которому передаются полномочия по принятию этих форм.

Так, например, в ст.5 Закона г.Москвы "О налоге на имущество организаций" от 5 ноября 2003 г. N 64 установлено, что формы налогового расчета по авансовым платежам по налогу и налоговой декларации по налогу, а также порядок их заполнения утверждаются Правительством Москвы.

В соответствии с п.6 ст.3 Налогового кодекса РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Если какой-либо элемент налогообложения не будет установлен или будет сформулирован неточно, то это должно признаваться неустранимым сомнением законодательства о налогах и сборах, которое будет толковаться в пользу налогоплательщиков.

Помимо перечисленных обязанностей законодательных органов субъектов Российской Федерации по установлению четырех элементов налогообложения, региональные законодательные органы вправе установить дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Все иные положения, необходимые для исчисления и уплаты налога на имущество устанавливаются Налоговым кодексом РФ и не могут быть изменены законодательными органами субъектов РФ. Данное положение касается определения налогоплательщиков, объекта налогообложения, налоговой базы, порядка определения налоговой базы, налогового (отчетного) периода, установление повышенной налоговой ставки, порядок исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений и др.

Подробнее о каждом элементе налога на имущество будет рассмотрено в соответствующей главе настоящего издания.

3. Введение в действие налога на имущество осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации.

Налоговый кодекс РФ устанавливает общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах, в том числе законодательства о налогах субъектов Российской Федерации.

Закон субъекта Российской Федерации устанавливает конкретный срок введения в действие налога на имущество. При этом указанный срок не должен противоречить общим правилам вступления в силу актов законодательства о налогах.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество необходимо учитывать положения п.1 ст.5 Налогового кодекса РФ, согласно которому законы субъектов Российской Федерации, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Следовательно, для того чтобы налог на имущество взимался в 2004 году, необходимо чтобы региональный закон о налоге на имущество был принят и опубликован не позднее 30 ноября 2003 года. Указанной позиции придерживается и налоговое ведомство Российской Федерации. Так, по аналогичному вопросу в письме МНС РФ от 06.11.2002 г. N НА-6-21/1704 "О транспортном налоге" разъяснено, что для введения транспортного налога с 1 января 2003 года закон субъекта Российской Федерации должен быть принят и официально опубликован до 1 декабря 2002 года.

Таким образом, если соответствующий закон о налоге на имущество был принят или опубликован после 30 ноября 2003 года, но до 30 ноября 2004 года, то налог на имущество будет считаться введенным с 1 января 2005 года.

В этой связи интересным будет также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.07.2003 г. по делу N А68-235/10-02, в котором рассмотрена схожая ситуация по введению в действие налогового акта представительного органа местного самоуправления.
Арбитражная практика.

ОАО "Керамика" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИМНС РФ по г.Щекино Тульской области о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в отказе возвратить либо зачесть в уплату задолженности по налогам излишне уплаченный в 2001 году налог на прибыль и дополнительные платежи по налогу на прибыль; обязании возвратить данный налог и дополнительные платежи.

К участию в деле в качестве 3-х лиц привлечены Государственное учреждение редакция газеты "Щекинский вестник", Дума г.Щекино и Щекинского района, администрация г.Щекино и Щекинского района.

Решением суда от 28.03.2003 требования в части признания незаконными действий ИМНС РФ по г.Щекино, выразившихся в отказе возвратить предприятию налог на прибыль и дополнительные платежи, и обязании возвратить излишне уплаченную сумму удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе ИМНС РФ по г.Щекино просит отменить решение суда в части удовлетворенных требований как принятое с неправильным применением норм материального права и отказать заявителю в этой части в удовлетворении заявления.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона Российской Федерации N 118-ФЗ от 05.08.2000 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" налог на прибыль предприятий и организаций в местные бюджеты зачисляется по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления, в размере не выше 5 процентов.

Налоговая ставка по налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет муниципального образования "г.Щекино и Щекинский район", была установлена Решением Думы г.Щекино и Щекинского района N 35/229 от 04.10.2000 "О ставке налога на прибыль предприятий и организаций г. Щекино и Щекинского района на 2001 год" в размере 5 процентов. Названное Решение официально опубликовано в газете "Щекинский вестник" 9 декабря 2000 г.

В свою очередь ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Как следует из п.2 ст.8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Следовательно, квартал, полугодие и девять месяцев являются отчетными периодами для целей налога на прибыль.

Решение Щекинской городской Думы N 35/229 от 04.10.2000 "О ставке налога на прибыль предприятий и организаций г.Щекино и Щекинского района на 2001 год" вступило в силу с 1 января 2002 года, а не с 1 января 2001 года, как указано в тексте этого решения.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана правильная правовая оценка.

С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 28.03.2003 по делу N А68-235/10-02 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

4. С момента введения в действие налога на имущество организаций данный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В связи с тем, что налог на имущество является региональным, то обязанность по его уплате возникает относительно той территории, где данный налог был установлен и введен в действие (территориальный принцип).

При рассмотрении территориального принципа необходимо различать два момента:

1) законодательно установленное соотношение места нахождения налогоплательщика и его имущества;

2) определение границ территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В некоторых случаях гл.30 Налогового кодекса РФ не связывает обязанность по уплате налога на имущество с нахождением налогоплательщика на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Например, обязанность по уплате налога на имущество возникает по месту нахождения отдельного объекта недвижимого имущества. При этом сам налогоплательщик находится в другом регионе.

Что касается определения границ соответствующих территорий, то данный вопрос безусловно является важным, поскольку от него зависит ответ о наличии или отсутствии обязанности по уплате налога на имущество (если в каком-либо субъекте налог на имущество не установлен), или ответ на вопрос - в какой бюджет необходимо платить налог.

Определение границ между субъектами Российской Федерации является так называемой проблемой "внутренних границ". При этом существует другая проблема- определение внешних границ региона (граница РФ). Последняя проблема также является актуальной для имущества расположенного на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Более подробно принцип территориальности будет рассмотрен в следующих главах настоящего издания.
Глава 3. Налогоплательщики
1. Общие положения
Налогоплательщиками налога на имущество организаций, согласно ст.373 Налогового кодекса РФ, признаются:

1) российские организации;

2) иностранные организации.

В соответствии со ст.11 Налогового кодекса РФ понятие организации определяется для целей налогообложения следующим способом.

Российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранные организации - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Таким образом, налогоплательщиками являются как российские, так и иностранные организации (юридические лица). Иными словами, если какая-либо организация является юридическим лицом, то она является налогоплательщиком налога на имущество. Например, это касается и органов государственной власти, местного самоуправления, различных фондов, некоммерческих организаций и т.д.

Не являются налогоплательщиками налога на имущество организации, применяющие специальные режимы налогообложения в порядке, предусмотренном указанными налоговыми режимами.

При разрешении вопроса о наличии обязанности по уплате любого налога необходимо учитывать не только факт признания организации в качестве налогоплательщика, но также наличие объекта налогообложения и налоговых льгот.

В связи с этим, многие государственные учреждения, являясь юридическим лицом, не уплачивают налог на имущество ввиду того, что у них нет объекта налогообложения либо они пользуются налоговыми льготами.
2. Российские организации
1. Наиболее массовой группой налогоплательщиков налога на имущество являются российские организации (юридические лица).

Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Исходя из анализа данной статьи, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками, в том числе налогоплательщиками налога на имущество.

Во-вторых, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Представляется, что последнее положение является устаревшим, поскольку оно было рассчитано на действие Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", в соответствии с которым, на первом этапе филиалы предприятий являлись самостоятельными налогоплательщиками.

В настоящее время гл.30 Налогового кодекса РФ не предусматривает никакого порядка исполнения филиалами обязанностей по уплате налогов. При этом устанавливается другая конструкция законодателя.

Так, в ст.384 Налогового кодекса РФ установлено, что не обособленное подразделение исполняет обязанность по уплате налога, а сама организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог по месту нахождения каждого такого подразделения. Данное положение является в большей степени теоретическим, поскольку не влияет на внешнюю сторону рассматриваемого вопроса.

Налог на имущество в зависимости от желания налогоплательщика может быть уплачен как с расчетного счета головного подразделения, так и с расчетного счета обособленного подразделения. Сама работа по расчету налога на имущество, заполнению налоговых деклараций по месту нахождения обособленных подразделений, может быть возложена руководителем организации как на служащих головного подразделения, так и на служащих указанного обособленного подразделения.

2. Среди обязанностей налогоплательщиков можно выделить следующие две основные группы:

- обязанность по уплате налога;

- сопутствующие обязанности (ведение учета объектов налогообложения, представление налоговой декларации и т.д.).

Однако, как мы уже отмечали ранее, не у всех налогоплательщиков возникает обязанность по уплате налога ввиду наличия различных льгот. В этой связи правомерен вопрос: должны ли организации, освобожденные от уплаты налога на имущество выполнять сопутствующие обязанности?

По нашему мнению, для ответа на данный вопрос необходимо всех налогоплательщиков налога на имущество разделить на следующие три группы в зависимости от способа освобождения от уплаты налога.

К первой группе относятся организации, полностью освобожденные от уплаты налога на имущество. В гл.30 Налогового кодекса РФ такие льготы не предусмотрены, так как они могут быть установлены региональными законодателями.

Например, в ст.3 Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 г. N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" установлено, что от уплаты налога на имущество освобождаются органы государственной власти Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

Ко второй группе относятся организации, чье имущество полностью освобождается от уплаты налога на имущество.

Например, согласно ст.381 Налогового кодекса РФ освобождается от налогообложения имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий, имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций, имущество государственных научных центров.

К третьей группе относятся организации, для которых предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество только в отношении отдельного вида имущества.

Например, согласно ст.381 Налогового кодекса РФ освобождаются от налогообложения религиозные организации в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Первая и вторая группа организаций вообще не уплачивают налог на имущество. Третья группа - не уплачивает налог, если все имеющееся имущество подпадает под перечень льготируемого имущества.

В связи с тем, что обязанности налогоплательщиков для указанных выше групп организаций не отменены, мы считаем, что они, безусловно, должны исполнять как минимум часть сопутствующих обязанностей налогоплательщика. Это должно касаться обязанности по ведению учета объекта налогообложения, по предоставлению налоговому органу необходимой информации.

Что касается обязанности по представлению в налоговые органы налоговой декларации по налогу на имущество, то этот вопрос должен решаться в соответствии со ст. 80 Налогового кодекса РФ.

Так, в соответствии с указанной статьей Налогового кодекса РФ Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Иными словами, вопрос о необходимости представления налоговых деклараций организациями, не уплачивающими налог на имущество, может быть разрешен Инструкцией по заполнению налоговой декларации.

При этом, по нашему мнению, необходимо исходить из того, что первая и вторая группа организаций может быть освобождена от обязанности по представлению налоговой декларации по налогу на имущество. Вместе с тем, третью группу организаций освобождать от такой обязанности нецелесообразно, поскольку у них может возникнуть имущество, подлежащее налогообложению.

3. Исполнение обязанности по уплате налога на имущество тесно связано с исполнением обязанности налогоплательщиков по постановке на налоговый учет.

Согласно гл.30 Налогового кодекса РФ налог на имущество уплачивается по месту нахождения самой организации, по месту нахождения каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по месту нахождения каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.

В соответствии со ст.83 Налогового кодекса РФ организации, в частности, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения, по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества.

Понятие обособленного подразделения содержится в ст.11 Налогового кодекса РФ. Согласно данной норме под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, предусмотрено три критерия, одновременное наличие которых свидетельствует о наличия у налогоплательщика обособленного подразделения.

Во-первых, наличие оборудованных рабочих мест. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Поэтому, если нет рабочих мест под контролем работодателя, то нет и обособленного подразделения. Поскольку из смысла п. 2 ст. 11 НК РФ под оборудованием рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей, то заключение трудового договора с работником и выплата ему заработной платы в отсутствии условий для исполнения им трудовых обязанностей не означает оборудование рабочего места в смысле ст. 11 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160).

Во-вторых, нахождение оборудованных рабочих мест вне места нахождения головного предприятия (территориальная обособленность). Для целей учета налогоплательщиков (ст.83 НК РФ) подразделение является территориально обособленным от организации-налогоплательщика в том случае, если оно находится на территории, налоговый учет и налоговый контроль на которой осуществляет налоговый орган, в котором организация-налогоплательщик не состоит на учете (Постановление ФАС СЗО от 18.09.2001 N А56-14845/01).

В-третьих, стационарный характер оборудованных рабочих мест, которые признаются таковыми, если создаются на срок более одного месяца. В данном случае "стационарность" понимается не как прочная связь с землей, речь идет не столько об объектах, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст.130 ГК РФ), сколько как продолжительность существования оборудованных рабочих мест вне территории головного предприятия налогоплательщика. Так в частности, ФАС СЗО в своем Постановлении от 04.02.2002 N А05-9651/01-491/14 указал, что направление работников в командировку в другую местность сроком свыше 1 месяца, создает обособленное подразделение организации и в соответствии с требованиями ст.83 НК РФ, обязывает последнюю встать на соответствующий налоговый учет. Однако в Постановлении от 18.09.2000 N А05-3796/00-271/14 тот же ФАС СЗО указал, что создание обособленного подразделения следует считать с момента оборудования стационарных рабочих мест, которое не может быть ранее даты заключения договора аренды нежилого помещения для размещения обособленного подразделения и составления актов приемки-передачи основных средств на основании распоряжения об организации рабочего места.

Кроме того, считаем необходимым отметить, что в настоящее время нет однозначного толкования термина "стационарные рабочие места". ФАС МО в Постановлении от 03.10.2001 N КА-А40/5441-01 констатировал, что для признания подразделения обособленным, в силу п.2 ст.11 НК РФ, необходимо два и более стационарных рабочих места. Если в обособленном подразделении работает только один человек, то постановки на учет не требуется. Таким образом, позиция ФАС МО сводится к тому, что одно стационарное рабочее место не создает обособленного подразделения (Постановление ФАС МО от 03.10.2001 N КА-А40/5441-01). В тоже время, ряд других арбитражных судов придерживается по данному вопросу противоположной позиции, сводящейся к тому, что использование в п.2 ст.11 НК РФ множественного числа термина "стационарные рабочие места" применено в связи с возможностью создания множества обособленных подразделений, то есть одно обособленное подразделение будет считаться созданным и в том случае, когда налогоплательщиком создано только одно рабочее место (Постановление ФАС СЗО от 27.05.2002 N А26-6342/01-02-12/178).

4. Соотношение обязанности по уплате налога на имущество в бюджеты разных регионов с обязанностью по постановке на учет в разных регионах может быть различным. Как правило, данные обязанности в отношении конкретных регионов должны совпадать. Вместе с тем, бывают и различия.

Например, место постановки на налоговый учет может не совпадать с местом уплаты налога на имущество. Как уже было отмечено ранее, налог на имущество уплачивается по месту нахождения обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс. Если обособленное подразделение не имеет отдельного баланса, то налог на имущество отдельно не уплачивается, хотя обязанность по постановке на налоговый учет в этом случае сохраняется в общем порядке.

Что касается налогового учета крупнейших налогоплательщиков, то в этом случае необходимо руководствоваться приказом Минфина РФ от 11.07.2005 г. N 85н "Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков". По данному вопросу в письме МНС РФ от 19.05.2003 г. N ОС-6-30/564@ разъяснено следующее:

"Решением Коллегии МНС России от 14.08.2002 "Об основных направлениях администрирования крупнейших налогоплательщиков на среднесрочный период" определено, что постановка на учет крупнейшего налогоплательщика по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества и транспортных средств производится в общеустановленном порядке по месту их нахождения.

В связи с вышеизложенным постановка на учет крупнейших налогоплательщиков по месту нахождения обособленных подразделений и, соответственно, ведение оперативно-бухгалтерского учета осуществляются в общеустановленном порядке - в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений".

Арбитражная практика первого этапа системы налогообложения налогом на имущество организаций по вопросам постановки на налоговый учет и уплаты налога на имущество выработала отдельные правовые позиции, которые, на наш взгляд, могут быть использованы в настоящее время.
Арбитражная практика 1.

Повторной постановки на налоговой учет по месту недвижимого имущества, которое находится по месту налогового учета налогоплательщика, не требуется (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 мая 2001 года по делу N А05-10575/00-725/14 (извлечение).

Согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации (пункт 5 этой же статьи).

Нарушение налогоплательщиком указанного срока влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей, а при нарушении срока более чем на 90 дней - взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (статья 116 Кодекса).

В абзаце втором пункта 1 статьи 83 Кодекса прямо сказано, что организация, в собственности которой находится подлежащее налогообложению имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Отказывая в иске, арбитражный суд пришел к выводу, что повторной постановки Общества на налоговой учет по месту недвижимого имущества, которое находится по месту налогового учета самого Общества, не требуется.

Однако судом установлено, что Общество уже состояло в Инспекции на учете до регистрации транспортного средства. Следовательно, вывод суда о том, что налоговым законодательством не требуется дополнительной постановки Общества на налоговый учет в связи с регистрацией транспортного средства по месту нахождения Общества, является законным и обоснованным.
Арбитражная практика 2.

Налогоплательщик обязан встать на налоговый учет по месту нахождения недвижимого имущества независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 ноября 2001 года N А56-17071/01 (извлечение).

Как видно из материалов дела, общество состоит на налоговом учете в ИМНС по Петроградскому району Санкт-Петербурга, 03.01.01 зарегистрировало право частной собственности на нежилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, проспект Просвещения, д.14, кор.4, пом.29Н, лит.А (свидетельство серии 78-ВЛ N 180117). Заявление в ИМНС по Выборгскому району Санкт-Петербурга о постановке на налоговый учет по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества общество подало 27.03.01 с пропуском установленного пунктом 5 статьи 83 НК РФ 30-дневного срока постановки на налоговый учет по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества со дня регистрации.

Указанное правонарушение обнаружено ИМНС в ходе мероприятий налогового контроля. Составлен акт от 11.04.01 N 92/19-Н и вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 5 000 руб. от 07.05.01 N 92/19-Н. Выставлено требование N 92/19-Н. Данное требование в добровольном порядке исполнено не было.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Учитывая пункт 40 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5, в силу пунктов 1-5 статьи 83 НК РФ организация обязана самостоятельно в установленные данной статьей порядке и сроки подать заявление о постановке на налоговый учет.

Пункт 10 статьи 83 НК РФ обязывает соответствующий налоговый орган в случае несоблюдения налогоплательщиком в установленные сроки своих обязанностей по постановке на налоговый учет принимать меры к учету такого налогоплательщика. При этом постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет (статья 116).

Ссылка общества на то, что оно не является плательщиком налога на имущество, несостоятельна, поскольку пунктами 1 и 2 статьи 83 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика встать на налоговый учет по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.

5. Налоговый кодекс РФ предусматривает четыре специальных налоговых режима: 1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Согласно ст.346.1. Налогового кодекса РФ переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Следовательно, организации, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог налогоплательщиками налога на имущество не являются.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период (ст.346.11. Налогового кодекса РФ).

Следовательно, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, налогоплательщиками налога на имущество не являются.

В соответствии со ст.346.26 Налогового кодекса РФ уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

При этом в п. 7 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Следовательно, в части имущества, полностью используемого организацией в предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, налог на имущество организаций не уплачивается.

В отношении основных средств (движимого и недвижимого имущества), используемых только для иных видов предпринимательской деятельности и раздельный учет которых обеспечен налогоплательщиком, налог на имущество организаций исчисляется в общем порядке.

В том случае, если имущество организации используется в сферах деятельности как переведенных на уплату единого налога, так и не переведенных, и по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, то согласно письму Минфина РФ от 16.08.2004 г. N 03-06-05-04/05, стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения по налогу на имущество, следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации (т.е. аналогично порядку, ранее установленному Инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество организаций").

При этом при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) принимается показатель "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)", формируемый в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и отражаемый в отчете о прибылях и убытках (форма N 2).

Таким образом, организации, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не уплачивают налог на имущество по имуществу, используемому для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

В соответствии со ст.346.35 Налогового кодекса РФ при применении системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями. В случае, если указанное имущество используется инвестором не для целей, связанных с выполнением работ по соглашению, оно облагается налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Перечень документов, при предоставлении которых в налоговые органы осуществляется освобождение от уплаты указанного налога, определяется Постановлением Правительства РФ от 15.01.04 г. N 15.
3. Иностранные организации
1. Согласно ст.373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются иностранные организации, которые:

- осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства;

- и (или) имеют в собственности недвижимое имущество на территории РФ;

- и (или) имеют в собственности недвижимое имущество на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

В случае если иностранная организация имеет несколько оснований для признания ее налогоплательщиком по налогу на имущество, то данная организация является налогоплательщиком по всем имеющимся у нее основаниям.

При решении вопроса по уплате налога на имущество иностранными организациями необходимо также учитывать положения международных договоров. Так, согласно ст.7 Налогового кодекса РФ если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Также необходимо учитывать положения гл.26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" Налогового кодекса РФ.

2. Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства признаются налогоплательщиками по налогу на имущество в отношении имущества, являющегося объектом налогообложения, которое относится к деятельности данного постоянного представительства, а также в отношении недвижимого имущества, расположенного на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ (если таковое имеется).

Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст.306 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации- это филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности (далее отделение) этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:

- пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

- продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности за исключением установленных видов работ и услуг.

Момент образования постоянного представительства иностранной организации - начало регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.

При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов моментом образования постоянного представительства иностранной организации считается наиболее ранняя из следующих дат:

- дата вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности;

- дата фактического начала такой деятельности.

Если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный определению постоянного представительства иностранной организации при осуществлении деятельности на строительной площадке.

Момент ликвидации постоянного представительства - постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

Данное определение постоянного представительства является общим. При этом есть специальное правило, согласно которому иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство также в случае, если эта организация осуществляет предпринимательскую деятельность в перечисленных выше сферах через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией выполняет следующие функции:

- представляет ее интересы в РФ;

- действует на территории РФ от имени этой иностранной организации;

- имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий (в частности, цену контракта, условия поставки) от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

В этом случае иностранная организация не имеет на территории РФ какого-либо фактического присутствия путем создания своего отделения. Однако для целей налогообложения указанная деятельность иностранной организации через зависимого агента признается деятельностью через постоянное представительство.

Сам по себе факт того, что организация, осуществляющая деятельность на территории РФ, является взаимозависимой с иностранной организацией, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в РФ.

Также, иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории РФ через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

Для того чтобы отграничить отдельные операции иностранных организаций от деятельности через постоянное представительство, предусмотрены специальные правила (исключения). Согласно данным исключениям рассматриваются следующие операции, которые не влекут признания наличия постоянного представительства, если они не связаны с осуществлением перечисленных в общем определении видов предпринимательской деятельности:

1) деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства;

2) факт осуществления иностранной организацией на территории РФ деятельности подготовительного и вспомогательного характера не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства.

К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

- использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации до начала такой поставки;

- содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

- содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей переработки другим лицом;

- содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

- содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора и (или) распространения информации, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

- содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

3) факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории РФ сам по себе не может рассматриваться для такой иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в РФ;

4) факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории РФ, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в РФ;

5) факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории РФ в другой организации не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен.

6) факт осуществления иностранной организацией операций по ввозу в РФ или вывозу из РФ товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в РФ.

3. Иностранные организации, не осуществляющие деятельность на территории РФ через постоянные представительства, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, признаются налогоплательщиками в отношении указанного имущества.

Согласно ст.67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. При этом РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Согласно ст.1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" исключительная экономическая зона РФ - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами РФ и нормами международного права.

Исходя из анализа указанных норм следует, что континентальный шельф РФ и исключительная экономическая зона РФ не относятся к территории РФ. Следовательно, они также не относятся к территориям соответствующих субъектов РФ.

Как уже было отмечено ранее, налог на имущество организаций является региональным. Он вводится соответствующими законами субъектов РФ и действует на территории данного субъекта РФ. Следовательно, действие регионального закона не может распространяться на континентальный шельф РФ и исключительную экономическую зону РФ.

Как указано в ст.76 Конституции РФ субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование по вопросам, не находящимся в ведении РФ или в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В ст.71 Конституции РФ закреплено, что в ведении РФ, в частности, находится определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Следовательно, порядок исчисления и уплаты, в том числе установление налоговой ставки, налога на имущество по недвижимому имуществу, находящемуся на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, должен устанавливаться Федеральным законом. Таким образом, по нашему мнению, порядок налогообложения недвижимого имущества, находящегося на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ является пробелом в законодательстве о налогах и сборах.

4. В соответствии со ст.83 Налогового кодекса РФ особенности учета иностранных организаций устанавливаются МНС РФ. Данные особенности предусмотрены Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (Приложение N 1 к приказу МНС РФ от 07.04.2000 г. N АП-3-06/124).

Согласно указанному Положению постановка иностранных организаций на налоговый учет осуществляется налоговыми органами, которые определяются Управлениями МНС РФ по субъектам РФ.

Постановка на учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, производится в налоговых органах субъекта РФ, примыкающего к соответствующему району территориального моря, континентального шельфа и исключительной зоны РФ.

В случае возникновения у иностранных и международных организаций и дипломатических представительств затруднений с определением места постановки на учет (учета) решение на основе представленных ими данных принимается соответствующим налоговым органом, определенным МНС России или Управлением МНС России по субъекту Российской Федерации.
  1   2   3   4   5



Похожие:

Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 8 Налог на имущество организаций iconДокументы
1. /Налог на имущество организаций. Комментарий к главе 30 Налогового кодекса Российской...
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 8 Налог на имущество организаций iconДокументы
1. /Гражданское право. Том 3. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого.doc
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 8 Налог на имущество организаций iconДокументы
1. /Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого.doc
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 8 Налог на имущество организаций iconДокументы
1. /Гражданское право. Том 1. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого.doc
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 8 Налог на имущество организаций iconДокументы
1. /Российское уголовное право. В двух томах. Том I. Общая часть Под ред. проф. А.И. Рарога....
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 8 Налог на имущество организаций iconРассказ или упоминание фото (возможно на 1-2 стр несовпадение) том, часть, глава книги
Список людей, которым в сносках книги даны краткие биографии (основной источник – «Энциклопедия Кольского края»), а также фото из...
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 8 Налог на имущество организаций iconПрактическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева. Том Недели Триоди Цветной
Воскресение Иисуса Христа из мертвых служит неопровержимым доказательством истинности христианской веры
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 8 Налог на имущество организаций iconУченые записки кафедры общей психологии мгу им. М. В. Ломоносова / Под ред. Б. Братуся и Д. А. Леонтьева. М., 2002
Летуновский В. В. Психология духовного бытия // Ученые записки кафедры общей психологии мгу им. М. В. Ломоносова / Под ред. Б. Братуся...
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 8 Налог на имущество организаций iconПрактическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева. Том Недели по Троице 18-32
Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского
Практическая налоговая энциклопедия (под ред. Брызгалина А. В.) Том 8 Налог на имущество организаций iconПрактическая Гомилетика протоиерея Иоанна Толмачева. Том Недели по Троице 1-17
Христианин должен не только сердцем веровать в Иисуса Христа, но и исповедывать Его устами перед людьми
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации