Программа «среди коллег» icon

Программа «среди коллег»




НазваниеПрограмма «среди коллег»
страница1/4
Дата конвертации21.04.2015
Размер0.79 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4

Detsadd.narod.ru
Профилактическая

психолого-педагогическая программа
«СРЕДИ КОЛЛЕГ»

Структура и содержание

психолого-педагогической программы развитие коммуникативных навыков и умений общения с разными группами людей в форме социально-психологического тренинга «Среди коллег»
Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков и умений общения с разными группами людей, повышение уровня личных и профессиональных навыков в сфере межличностной коммуникации.
Задачи тренинга:

- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

- овладение навыками эффективного слушания;

- активизация процесса самопознания и самоактуализации;

- расширение диапазона творческих способностей.
Актуальность тренинга:

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.
Основные формы и методы работы:

-разогревающие упражнения;

-моделирование ситуаций в ролевых играх;

-упражнения в парах, группах;

-групповые дискуссии.
Участники: тренинг рассчитан на взрослых, любой возрастной категории, представители любых профессий. Занятия начинаются с приветствия участниками друг друга, далее идет основная часть занятия, соответствующая теме, и в завершении - подведение итогов.
Численность групп: 10-15 человек.

Продолжительность: 6 занятий по 3 часа, всего 18 часов.
При работе над данной программой я руководствовалась также следующими принципами:

Принцип экологичности. Все, что происходит на тренинге не должно нанести вред или стать помехой в свободном развитии участников группы и ведущих.

Принцип целесообразности. Все упражнения, игры, задания служат реализации единой цели.

Принцип последовательности. Каждое последующее задание базируется на опыте и переживаниях, полученных при выполнении предыдущих, новые ресурсы внедряются в процесс обучения.

Принцип открытости. Быть искренним перед группой, декларировать цели и задачи тренинга, отвечать, по возможности, честно на поставленные вопросы, создавать условия для раскрытия потенциала каждого из участников.

Принцип достоверности. Упражнения адаптированы к той действительности, в которой живут и взаимодействуют участники.

Занятие 1
Тема:Знакомство.

Цель занятия – создать благоприятные условия для работы группы, ознакомить участников с основными принципами проводимого тренинга, принять правила работы, начать освоение активного стиля общения.

Группа: 10 человек.

Время: 3 часа.
Упражнение №1. «Представление»

Цель:

- подготовить участников к «серьезному» командному заданию;

- поднять веру участников в свои силы;

- создание психологической безопасности и сплоченности коллег.

Время: 5 мин.

Материалы: карандаши или ручки по количеству участников, визитки на каждого члена группы, булавки, чистые листы бумаги.

Ход работы:

Здравствуйте! Меня зовут Марина. Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен развитию коммуникативных навыков и умений общения с разными группами людей, повышение уровня личных и профессиональных навыков в сфере межличностной коммуникации.

В начале работы я предлагаю каждому оформить визитку, где вы должны указать свое тренинговое имя. При этом вы вправе взять себе любое, написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочитать. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться друг к другу по этим именам.
Упражнение № 2. «Это мое имя»

Время: 15 мин.

Я предлагаю по кругу каждому назвать свое имя. Затем сообщить о своем имени что-нибудь. Например, вы можете попытаться ответить на такие вопросы:

Знаю ли я, кто его для меня выбрал?

Знаю ли я, что означает мое имя?

Кто еще в семье носил это имя?

Итак начинаем, кто готов?

Рефлексия: передаем игрушку по кругу и отвечаем на вопросы:

Легко ли вам было рассказывать о своем имени?

Ели нет, почему?

Это самое первое упражнение тренинга. Оно призвано настроить участников на серьезное отношение к делу. Уже с этого упражнения члены группы должны понять, что основной принцип, помогающий понять себя и других, - это внимание к человеку.

Заключительная процедура обсуждения каждого упражнения является обязательной. Все должны научиться внимательно слушать выступление любого члена группы с тем, чтобы уметь выслушивать говорящего, подметить его особенности.

Упражнение № 3. «Принятие соглашений группы»

Цель: ознакомить участников с основными правилами работы.

Время: 20 мин.

Материалы: большой лист бумаги и маркер или доска и мелки.

Ход работы:

После того как вы все выбрали себе тренинговое имя и рассказали о нем, поговорим об основных правилах социально-психологического тренинга, обсудим особенности этой формы общения. Сегодня мы должны выработать правила работы именно нашей группы.

Правила:

1.Обращаться друг к другу по имени.

2.Быть активным на занятиях.

3.Быть ответственным за свои дела и поступки.

4.Все происходящее совершается «здесь и теперь».

5.Быть искренним, говорить от первого лица.

6.Принимать себя и других.

7.Соблюдать конфиденциальность.

8.Избегать оценок друг друга.

После каждого произнесенного и записанного правила, кто-то из участников должен придумать, как это можно будет нарисовать. Желающие рисуют на общем листе ватмана, рядом с написанными правилами, по 1-2 рисунку на каждое правило или (если все хотят рисовать) на маленьких листочках, которые затем прикрепляются к ватману.

Плакат с правилами прикрепляется на стенд.

Если кого-то эти условия не устраивают, он должен принять решение - принять их и следовать им во время работы или не начинать занятия совсем. Свой выбор каждый делает самостоятельно, без советов и давления со стороны.

А сейчас я зажгу свечу. Мы будем по кругу передавать ее, при этом будем проговаривать правила. Если есть правило, которое вам выполнять будет нелегко, скажите об этом. Затем передаете свечку по кругу следующему участнику.

Я показываю пример: «Я принимаю правила, буду их выполнять».
Игра «Карусель»

Цель: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; развитие эмпатии и рефлексии в процессе игры.

Время: 10 мин.

Ход работы:

А сейчас мы с вами разомнемся.

Давайте построимся парам друг против друга в два круга – внутренний и внешний. Происходит общение в парах по одной из заданных тем, и затем внешний круг передвигается на одного человека вправо, чтобы поменялись пары и игра продолжится до тех пор, пока участники внутреннего круга не повстречаются с каждым участником внешнего круга.

Тема для общения: «Поздороваться, Сделать комплимент, Меня радует в жизни…..»;

Рефлексия: передаем игрушку по кругу и отвечаем на вопросы

Какие ощущения, какое настроение?

Что вам понравилось, а что – нет в этой игре?
Упражнение № 4 «Благородный поступок»

Цель: оказать помощь при знакомстве группы, дать возможность участникам почувствовать свои сильные и слабые стороны.

Время: 30 мин.

Ход работы:

Для того чтобы жить в мире и согласии с окружающими, при­ходится иногда чем-то жертвовать. Например, вместо долгождан­ного визита к другу необходимо идти в мага­зин. Вспомните, ради кого вам пришлось отказаться от собст­венного удовольствия. Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый чело­век?

Теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах вы со­вершили этот поступок. Была ли это ваша инициатива, вам очень хотелось поступить именно так по отношению к этому человеку? Или он сам попросил, потребовал, приказал или унижался, моля вас об определенной услуге, и вы после некоторого коле­бания выполнили его просьбу? Вспомните конкретные обстоя­тельства. Итак, кто готов? Пожалуйста начинайте.

Во вре­мя выступления очередного участника остальные должны вни­мательно слушать и помогать ему высказываться. В случае от­каза участника от высказывания вы можете попросить его все-таки попробовать еще раз после того, как выступят остальные, но, если он так и не сможет преодолеть внутренний барьер, не следует настаивать. Дайте ему возможность прочувствовать атмосферу группы, убедиться в доброжелательности окружаю­щих, и вас в том числе. На таких участников вам стоит обратить особое внимание, естественно, ничем не выделяя их из всех остальных. При организации и проведении следующих упраж­нений чаще давайте им возможность включаться в ра­боту микрогрупп, отвечать на ваши вопросы, выступать перед всей группой.

Это одно из самых первых упражнений тренинга, в ходе которого всем приходится откровенно говорить о себе, своих поступках, их внутренних мо­тивах. С одной стороны, это прекрасная диагностика готовности членов созданного коллектива работать над собой, делиться своими мыслями и опытом. С другой стороны, это психологический на­строй на доверительный стиль общения, показ возможности жить так, не боясь откровенных высказываний, делясь своими чувствами и размышлениями с другими людьми.

Рефлексия: передаем игрушку по кругу и отвечаем на вопрос

Какие ощущения, какое настроение?

Что было трудное в этом упражнении?
Игра «Веселая сороконожка».

Цель: развить коммуникативные способности, координацию, внимание, наблюдательность.

Материалы: веселая музыка.

Время: 5 мин

Ход игры

А сейчас мы с вами разомнемся.

Все участники должны встать друг за другом и положить руки на плечи стоящего впереди. Игрок, который окажется первым, будет направляющим и водящим. Участники должны наблюдать за водящим и идти строго по его следам. С помощью музыки можно ускорять и замедлять движение. Если участники справляются с этим заданием, его можно усложнить. Ведущий может показывать не только направление, но и какие-то замысловатые движения. Например, передвижение на одной ноге, передвижение в ритме ламбады (в этом поможет музыка), какие-нибудь манипуляции руками и т. д. Те участники, которые не справились с заданием, выбывают из цепочки.

Рефлексия: передаем игрушку по кругу и отвечаем на вопрос

Какие ощущения, какое настроение?
Упражнение № 5. «Список претензий».

Цель: предоставление возможности осознать правомочность претензий к близким людям, соседям, знакомым и т.д.

Время: 30 мин.

Материалы: ручки, готовые бланки по количеству участников.

Ход работы:

Мы живем среди людей. Бывает всякое, не всегда мы доволь­ны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают от­рицательные эмоции, временами нас чем-то не устраивает все человечество. Давайте проанализируем наше недовольство по от­ношению к окружающим. Назовем это списком претензий. Итак, заполним предлагаемую ниже таблицу.
Список претензий окружающим


Люди, которыми я недоволен



Претензия

а) мама

б) папа

в) бабушка

г) дедушка

д) брат (сестра)

Знакомые

Одноклассники

Мужчины

Женщины

Все человечество































Ваши претензии должны быть выражены четко и конкретно, причем список лиц, которым вы предъявляете их, может быть значительно расширен и дополнен за счет использования свобод­ной строчки, а при необходимости продолжения таблицы. Претензии должны быть очень кон­кретными, пусть даже совсем незначительными. Например, брат, который постоянно кладет зубную щетку не на свое место. На эту не очень приятную работу отводится до 10 минут. В течение этого времени вы должны заполнить список и подготовиться к выступ­лению. Будьте предельно откровенны и помните, что это вы де­лаете только для себя. Чтобы принять людей, нужно понять, чем же они нас не устраивают. Так что за работу!

Второй этап. Участники объединяются в группы по 5 человек и делятся результатами своего анализа, помогая друг другу разобраться в том, чем вас не устраивают окружающие.

При проведении второго этапа данного упражнения нужно помочь участникам добровольно объединиться в группы и установить очередность выступлений. Время одного выступления ограничи­вается 1 минутой. На все отводится 10 минут. Все группы трудятся одновременно.

В ходе этого упраж­нения участники должны осознать, что жить среди людей, посто­янно обращая внимание на их недостатки, нельзя. Тем более сис­тематически высказывать свои претензии. Каждый человек имеет право быть самим собой. Поэтому разрешите окружающим лю­дям быть такими, каковы они есть.

Рефлексия: передаем игрушку по кругу

Были ли трудности при выполнении этого упражнения?

Есть ли наиболее часто встречающиеся претензии?

Наиболее эффективный выход из конфликта?
Игра – разминка «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Время: 5 мин.

Ход упражнения.

А сейчас мы с вами разомнемся.

Встаньте все в круг. Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

-В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

-Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

-Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

-Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

-А вот и град - настоящая буря. (Топот ногами).

-Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

-Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

-Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

-Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

-Солнце! (Руки вверх).

Рефлексия: передаем игрушку по кругу и отвечаем на вопросы

Легко ли вам было выполнять это упражнение?

Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

Ваши впечатления по проведенному упражнению?
Упражнение № 6 « Общительный ли я?»

Цель: помочь участникам выявить свой уровень общительности.

Время: 20 мин.

Материалы: ручки, готовые бланки по количеству участников.

Ход работы:

Любому человеку интересно и полезно знать мнение о себе ок­ружающих. Что о вас думают другие люди? Каким они восприни­мают вас, ваши поступки, слова, вашу внешность? Но самое обид­ное — очень трудно узнать об этом. Ведь у нас не принято, на­пример, подойти в автобусе или трамвае и просто спросить: «Как ты ко мне относишься?» Нас не поймут. Да только ли в трамвае, ведь и в школе, и дома, где мы живем, не всегда это удобно сде­лать. Вот мы и живем, не зная точно, как же все-таки к нам отно­сятся люди.

В нашей группе у вас такая возможность есть. Давайте пря­мо сейчас попробуем провести мини-социологический опрос чле­нов группы. Каждый присутствующий имеет определенное мне­ние по поводу вашей внешности, манеры говорить, жестикулиро­вать. Но мы зададим друг другу только один вопрос: «Как ты думаешь, я общительный человек?» Для более организованного проведения опроса будем использовать специальный бланк — опросный лист.

Опросный лист


Тренинговое имя опрашиваемого

Мнение, в баллах

Подпись опрашиваемого












Каждый из вас должен подойти к возможно большему числу товарищей и задать один и тот же вопрос: «Как ты думаешь, я общительный человек?» Тот, к кому обратились, может и не от­вечать, ему ведь самому нужно собрать как можно больше мне­ний о себе. Но если он решается ответить, то нужно давать оценку по следующей шкале:

- Ты самый общительный человек +2 балла

- Ты общительный человек и можешь стать еще общительнее +1 балл

- Я плохо знаю тебя с этой стороны 0 баллов

- Ты не общительный человек, но есть более необщительные люди -1 балл

- Мне кажется ты закрытый человек -2 балла
Вы оцениваете спрашивающего, исходя из своих представлений о нем и того нового, что уже смогли узнать на занятии. Оценка сразу записывается в опросный лист того участника, который ее получил. Не забудьте вместе с оценкой в баллах получить подпись опрашиваемого. Если не будет подписи, то балл не засчитывается. На все дается максимум 5 минут.

Результаты опроса, выраженные рангом, дают материал для размышления как самому участнику, так и веду­щему. Тем, кто оказался в последней пятерке общего ранга, не­обходима психологическая поддержка, особое внимание на этом и последующих занятиях. У этих участников должна быть воз­можность почувствовать себя в числе психологически сильных людей, что требует от ведущего включения в план занятий таких этюдов и упражнений, в ходе которых они могли бы проявить свои способности.

Рефлексия: передаем игрушку по кругу и отвечаем на вопросы

О чем заставила задуматься это упражнение?

Что вы чувствовали?

Кто оказал более сильное влияние на вас?

В кругу высказываются пожелания себе и коллективу.

Упражнение № 7. « Мой стиль общения»

Цель: изучение коммуникативных проблем, видение особенностей, связанных со сферой общения.

Время: 10 мин.

Материалы: ручки, специальные дневники для каждого члена группы.

Ход работы:

Сейчас мы поработаем с дневниками «Мой стиль общения». Это домашнее задание. Во время проведения нашего тренинга мы будем вести специальный дневник, где будут фиксиро­ваться все изменения, касающиеся стиля вашего общения с людьми. Дневник будет называться «Мой стиль общения». Луч­ше всего иметь при себе записную книжку, где можно фиксиро­вать все интересные случаи, которые произошли с вами во вре­мя общения с окружающими. Образец для записи может быть таким:
Дневник «Мой стиль общения»

Дата

Партнер(ы) по общению:

Содержание общения:

Мои новые ощущения:

Конкретные выводы:

Практические шаги:

Ведите этот дневник в течение всех занятий. Анализируйте, чаще ли вы стали общаться с людьми. Повторяются ли ощущения, ко­торые возникают в процессе общения? Помогают ли вам сделан­ные выводы? Главное — будьте искренни сами с собой!
На каждом занятии мы дол­жны выделить время для работы с дневником «Мой стиль общения», предлагая желающим зачитать свои записи. Целесообразно выслушать всех, но не надо диктовать, навязывать свое мнение. Его выполнение для многих является очень трудным, заставляет задуматься о стиле своих отношений с людь­ми, обратить внимание на свою манеру и стиль общения.

Участники должны решить вопрос о том, кто из них смог дать более глубокий и интересный анализ своих коммуникативных особенностей. Решение принимается большинством голосов.

Игра «Пройди через кольцо».

Цели:

- снять напряжение участников тренинга путем вовлечения их в групповое физическое действие;

- создать в группе атмосферу взаимной ответственности, эмоциональной свободы, радости от коллективного успеха;

- объединить участников для решения задачи на основе партнерства.

Время: 15 мин.

Материалы: гимнастический обруч - кольцо диаметром около метра.

Ход игры:

А сейчас мы с вами разомнемся.

Давайте станем все в круг. На руку одного из игроков надевается обруч. Затем все участники берутся за руки.

Обруч передается по кругу, пока не вернется к исходной точке. Так как руки игроков сцеплены, то придется приложить определенные физические усилия и смекалку, продевая кольцо через себя (без участия рук!), перешагивая через него и т. д. По сути, вся живая цепочка должна «пролезть» через обруч, не разжав соединенных рук.

Рефлексия: передаем игрушку по кругу и отвечаем на вопросы.

Что понравилось в игре, а что – нет?

Помогает ли игра созданию коммуникативных связей?
Упражнение № 8. « Откровенно говоря..»

Цель: изучение коммуникативных проблем, видение особенностей, связанных со сферой общения.

Время: 10 мин.

Материалы: ручки, анкеты для каждого члена группы.

Ход работы:

Одной из последних процедур каждого занятия является анке­тирование. Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к происходящему. Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет мне продумать следующее занятие, сделать его более полез­ным для вас и всей группы в целом.

Откровенно говоря...

Дата занятия

Мое тренинговое имя

  1. Во время занятия я понял, что ...

  2. Самым эффективным считаю ...

  3. Я не смог быть более откровенным, так как ...

  4. На занятии мне не удалось ...

  5. Больше всего мне понравилось, как работал (а) ...

  6. На следующем занятии я хотел бы ...

  7. На месте ведущего я ...

Подпись
Подведение итогов.

Время: 5 мин.

Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но, если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не уносите домой камень за пазухой. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее пережить чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. А вдруг вы не так поняли его, и совсем другой смысл он вкладывал в слова, которые вас обидели. Итак, кто хочет взять слово? Передаем игрушку по кругу.
Необходимо дать возможность желающим поделиться своими высказываниями. Важно обратить внимание на тех, кто чувствует себя неловко, неуверенно, отрешенно. К ним нужно обязательно подойти после занятия.

Без проведения этой обратной связи нельзя заканчивать работу. У членов группы должна быть последняя возможность сказать о том, что их тревожит или мучает.

На этой процедуре тренинг подходит к завершению. Я благодарю всех участников за их активную работу и хочу пожелать дальнейших успехов в процессе построения коммуникативного взаимодействия в реальной жизнедеятельности. Спасибо за работу!

Занятие 2

  1   2   3   4



Похожие:

Программа «среди коллег» iconПрограмма комплексной спартакиады среди спортивных клубов сельских школ

Программа «среди коллег» iconМетодические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательных учреждениях
«Формы организации психолого-педагогической профилактики авитальных форм поведения среди подростков»
Программа «среди коллег» iconПрограмма деятельности моу
Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии...
Программа «среди коллег» iconОбщие выводы по результатам социологического опроса среди подростков образовательных учреждений района по проблеме наркомании
Большинство подростков знакомы с широким спектром наркотических веществ, и могут их назвать (около 25 различных названий). Самыми...
Программа «среди коллег» iconРезультаты соревнований по баскетболу: Среди 4-6 классов Девушки

Программа «среди коллег» iconТехническая информация Чемпионата рт среди студентов: 25-26 октября

Программа «среди коллег» iconПервенство Санкт-Петербурга среди первоклассников 14. 02. 2010 Мальчики

Программа «среди коллег» iconПрофилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних Практическое пособие для социальных педагогов, специалистов по социальной работе Саратов 2007
П84 Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних : практическое пособие для социальных педагогов, специалистов...
Программа «среди коллег» iconПервенство Пензенской области по спортивному туризму среди учащихся и студентов

Программа «среди коллег» iconПервенство Пензенской области по спортивному туризму среди учащихся и студентов

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации