Примерная программа по литературному чтению для начальной школы icon

Примерная программа по литературному чтению для начальной школы




НазваниеПримерная программа по литературному чтению для начальной школы
страница1/3
Дата конвертации23.04.2015
Размер474.33 Kb.
ТипПримерная программа
источник
  1   2   3



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно­правовых документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  3. Планируемые результаты начального общего образования

  4. Примерная программа по литературному чтению для начальной школы

5.Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский

6. Программа по «Литературному чтению», авторы Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина, допущенная Министерством образования и науки РФ, 2011год

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский

Рабочая программа согласована с председателем методического совета ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский

Для обучения используются учебники, принадлежащие системе учебников УМК «Перспектива» научный руководитель Л.Г. Петерсон, рекомендованные МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011 – 2012 учебный год и, содержание которых соответствует ФГОС НОО:

Учебники:

1 Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др.; М.: Просвещение,2011

2. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др.; М.: Просвещение, 2011

3. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др ; М.: Просвещение, 2011

4. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. М.: Просвещение, 2011

Рабочие тетради: «Творческая тетрадь по литературному чтению», Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. М.: Просвещение , 2011.

Дидактический материал: «Волшебная сила слов». Рабочая тетрадь по развитию речи. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю.

Методическая литература:«Уроки чтения» Климанова Л.Ф. Бойкина
Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа разработана для обучающихся начальной школы в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, на основе Примерных программ по русскому языку и литературному чтению, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и основными положениями концепции содержания образования школьников.

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлении (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Предмет «Литературное чтение вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средство самообразования.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Основные цели обучения литературному чтению:

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений: формирование навыка чтения про себя: приобретение умения работать с разными видами информации:

  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений:

  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическим чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Задачи курса литературного чтения:

- овоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к книге;

- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;

- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;

- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений;

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте: его продолжительность примерно 23 учебные недели по 9 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по литературному чтению и русскому языку), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.

Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:

Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.

Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.

Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.

Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.

Для обучения используются учебники, принадлежащие системе учебников УМК «Перспектива» научный руководитель Л.Г. Петерсон, рекомендованные МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011 – 2012 учебный год и, содержание которых соответствует ФГОС НОО:

Учебники:

1 Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др.; М.: Просвещение,2011

2. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др.; М.: Просвещение, 2011

3. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др ; М.: Просвещение, 2011

4. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. М.: Просвещение, 2011

Рабочие тетради: «Творческая тетрадь по литературному чтению»,Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю М.: просвещение , 2011.

Дидактический материал: «Волшебная сила слов» Рабочая тетрадь по развитию речи. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю.

Методическая литература:«Уроки чтения» Климанова Л.Ф. Бойкина
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета направлено на формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

Восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование доброжелательности, доверия, и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе. Оказание помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, стремления следовать им;

формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с художественной культурой;

развитие умения учиться: развитие познавательных интересов, инициативы, любознательности, познания, творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности;

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности;

формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни;

Место предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах — по 136 ч (4 ч в неделю. 34 учебные недели в каждом классе).

Согласно учебному плану ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский на 2011 – 2012 учебный год на изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится __4__ учебных часа в неделю и того ___40___ часов в год. По Программе Литературное чтение, авторы Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина на изучение предмета «Литературное чтение» отводится ___4_ учебных часа в неделю и того __40_ часов в год.


№п /п

Тема

По программе (часов)

Планируемое количество часов



Вводный урок

1

1



Книга - мои друзья

3

3



Радуга - дуга

4

4



Здравствуй, сказка!

5

5



Люблю всё живое

6

6



Хорошие соседи, счастливые друзья

7

7



Край родной, навек любимый.

9

9



Сто фантазий

1

1



Повторение

4

4




Итого:

40

40


Учебный процесс в ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский осуществляется по триместрам, поэтому изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе будет проходить в следующем режиме:

Предмет

Количество часов в

неделю

триместр

год

I

II

III

Литературное чтение 1 класс

4







40

40


Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» рассчитана на __40_ учебных часов, в том числе для проведения:



Вид работы

Литературное чтение

триместр

год

I

II

III

Контрольные работы







4

4

Творческие работы







2

2

Экскурсии







1

1

Проекты







1

1


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

  4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

  5. Формирование эстетических чувств.

  6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

  8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

  2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

  3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

  5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общения культуры, творчество: книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.



  1. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

  1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

  2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

  3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

  4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

  5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

  6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную опенку поступков героев.

  7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

  8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Основное содержание учебного предмета
Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависят понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами.

Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов.

Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».

Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умений соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).

  1   2   3



Похожие:

Примерная программа по литературному чтению для начальной школы iconПримерная программа по литературному чтению для начальной школы Основная образовательная программа начального общего образования гбоу сош «Образовательный центр»
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно­правовых документов
Примерная программа по литературному чтению для начальной школы iconПояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного...
Примерная программа по литературному чтению для начальной школы iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса

Примерная программа по литературному чтению для начальной школы iconРабочая программа по литературному чтению для 1 класса

Примерная программа по литературному чтению для начальной школы iconПримерная программа по музыке для начальной школы Основная образовательная программа начального общего образования моу рощинская сош «Образовательный центр Программа по музыке «Музыка. Начальная школа»
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов
Примерная программа по литературному чтению для начальной школы iconДокументы
1. /рабочая программа по литературному чтению 3 кл/календарно. (Автосохраненный).docx
Примерная программа по литературному чтению для начальной школы iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса
Охватывает все образова­тельные области и учебные предметы
Примерная программа по литературному чтению для начальной школы iconРабочая учебная программа по литературному чтению 4 класс 2013 2014 учебный год

Примерная программа по литературному чтению для начальной школы iconПримерная программа по обществознанию. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы
Рабочая программа курса обществознание для 7-х классов составлена в соответствии с Федеральной примерной программой в рамках нового...
Примерная программа по литературному чтению для начальной школы iconПояснительная записка цели обучения литературному чтению
Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации