|
![]() ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе следующих нормативноправовых документов:
5.Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский 6. Программа по «Литературному чтению», авторы Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина, допущенная Министерством образования и науки РФ, 2011год Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский Рабочая программа согласована с председателем методического совета ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский Для обучения используются учебники, принадлежащие системе учебников УМК «Перспектива» научный руководитель Л.Г. Петерсон, рекомендованные МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011 – 2012 учебный год и, содержание которых соответствует ФГОС НОО: Учебники: 1 Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др.; М.: Просвещение,2011 2. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др.; М.: Просвещение, 2011 3. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др ; М.: Просвещение, 2011 4. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. М.: Просвещение, 2011 Рабочие тетради: «Творческая тетрадь по литературному чтению», Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. М.: Просвещение , 2011. Дидактический материал: «Волшебная сила слов». Рабочая тетрадь по развитию речи. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Методическая литература:«Уроки чтения» Климанова Л.Ф. Бойкина Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа разработана для обучающихся начальной школы в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, на основе Примерных программ по русскому языку и литературному чтению, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения и основными положениями концепции содержания образования школьников. Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам. Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлении (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме. Предмет «Литературное чтение вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средство самообразования. Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения. Основные цели обучения литературному чтению:
Задачи курса литературного чтения: - овоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к книге; - овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой; - воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе; - формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений; Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте: его продолжительность примерно 23 учебные недели по 9 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по литературному чтению и русскому языку), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка. Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом. Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства. Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России. Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами: Виды речевой деятельности. Культура речевого общения. Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность. Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность. Круг детского чтения. Культура читательской деятельности. Для обучения используются учебники, принадлежащие системе учебников УМК «Перспектива» научный руководитель Л.Г. Петерсон, рекомендованные МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011 – 2012 учебный год и, содержание которых соответствует ФГОС НОО: Учебники: 1 Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др.; М.: Просвещение,2011 2. Литературное чтение. 2 кл. в 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др.; М.: Просвещение, 2011 3. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др ; М.: Просвещение, 2011 4. Литературное чтение. 4 кл. в 2-х частях. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. М.: Просвещение, 2011 Рабочие тетради: «Творческая тетрадь по литературному чтению»,Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю М.: просвещение , 2011. Дидактический материал: «Волшебная сила слов» Рабочая тетрадь по развитию речи. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Методическая литература:«Уроки чтения» Климанова Л.Ф. Бойкина Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Содержание учебного предмета направлено на формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; Восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур; уважения истории и культуры каждого народа; формирование доброжелательности, доверия, и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе. Оказание помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения всех участников; развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, стремления следовать им; формирования чувства прекрасного и эстетических чувств, благодаря знакомству с художественной культурой; развитие умения учиться: развитие познавательных интересов, инициативы, любознательности, познания, творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности; развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности; формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни; Место предмета в учебном плане Курс рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2—4 классах — по 136 ч (4 ч в неделю. 34 учебные недели в каждом классе). Согласно учебному плану ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский на 2011 – 2012 учебный год на изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится __4__ учебных часа в неделю и того ___40___ часов в год. По Программе Литературное чтение, авторы Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина на изучение предмета «Литературное чтение» отводится ___4_ учебных часа в неделю и того __40_ часов в год.
Учебный процесс в ГБОУ СОШ «Образовательный центр» п.г.т. Рощинский осуществляется по триместрам, поэтому изучение предмета «Литературное чтение» в 1 классе будет проходить в следующем режиме:
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» рассчитана на __40_ учебных часов, в том числе для проведения:
Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Основное содержание учебного предмета Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» — ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения. Программа предусматривает поэтапное формирование навыка чтения: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое как умственное действие протекает во внутреннем плане. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приёмов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя. В программе указаны ориентировочные нормы скорости чтения, от которой зависят понимание прочитанного текста и, как следствие, успеваемость ребёнка по всем другим предметам в начальной и средней школе. Учащиеся, окончившие начальную школу, должны читать не менее 70—80 слов в минуту. Такая скорость позволит им чувствовать себя уверенно и комфортно, поможет извлекать смысловую информацию при самостоятельном чтении и работе с учебными текстами. Содержание курса включает формирование умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность её анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы. Развитие умения говорить (высказывать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать своё высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника. Большое внимание в программе уделяется развитию умения писать. На уроках литературного чтения учащиеся будут учиться создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения (описание, рассуждение, повествование) на основе прочитанных текстов. Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи, совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет обучения в начальной школе. Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность». Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативно-речевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование), формирование умений соотносить заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные тексты, определять их роль в процессе общения. Учащиеся будут наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя). |