Семейная микросреда как условие личностного развития младшего школьника и успешности обучения icon

Семейная микросреда как условие личностного развития младшего школьника и успешности обучения




НазваниеСемейная микросреда как условие личностного развития младшего школьника и успешности обучения
Дата конвертации23.04.2015
Размер87.96 Kb.
ТипАнализ
источник
1. /Шурба Т.В. Семейная микросреда как условие личностного развития младшего школьника и успешности обучения.docСемейная микросреда как условие личностного развития младшего школьника и успешности обучения

СЕМЕЙНАЯ МИКРОСРЕДА КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И

УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Шурба Татьяна Васильевна

кафедра общей и детской психологии
Эффективность процесса обучения и воспитания ребенка во многом определяется

степенью взаимодействия и согласованностью работы различных социальных

институтов. В отношении детей младшего школьного возраста таковыми являются

школа и семья.

Семья главный и основной компонент среды обитания любого человека, его

первичная социальная среда. Младший школьный возраст считается одним из

кризисных в воспитательном отношении, так как ставит перед взрослыми

членами семьи, в первую очередь родителями, новые сложные требования.

Анализ психологической литературы свидетельствует, что особенности

семейного воспитания могут оказывать существенное влияние на характер

поведения детей. Это значит, что всё, что происходит в семье, все

взаимоотношения, возникающие в процессе жизнедеятельности семьи,

накладывают на жизнь и развитие человека неизгладимый отпечаток.

К основным функциям семьи принято относить биологическую, воспитательную,

эмоциональную, экономическую, защитную [1]:

• биологическая функция семьи – продолжение рода;

• воспитательная - дать детям всестороннее развитие, основанное на

родительской любви;

• экономическая функция – за счёт семейного бюджета должны удовлетворяться

потребности членов семьи в питании, одежде, жилище.

Реализация этой функции тесно связано с правильным распределением труда в

семье между супругами, родителями и детьми;

• эмоциональная функция семьи – создание здорового и спокойного

микроклимата в семье. Прочная семья является компенсатором неурядиц и

неудач. Общение ребенка с родителями выполняет важнейшую роль в создание

эмоциональных связей и отношений с другими людьми, в определении его места

в обществе;

• защитная функция определяется тем, что родители должны заботится о

духовном и физическом воспитании детей, о создании нормальных бытовых

условий, осуществлять уход за больными детьми и т.д.

Классифицируя представления зарубежных авторов о влиянии родительских

отношений на психическое и психологическое здоровье детей, можно выделить

два подхода: социально- психологический и клинический.

По мнению А.С.Спиваковской, к первому относятся исследования, в которых

неблагоприятное поведение детей объясняется сформированными в семье ролями.

Выполнение навязанной роли формирует нарушение поведения и особенностей

развития. Каждая семья вырабатывает свои коллективные защитные механизмы

стабилизации. В этом контексте особенности поведения ребенка выступают как

способы компенсации семейной неуравновешенности [2].

К этому же направлению можно отнести исследования системы родительских

взглядов и представлений о развитии ребенка, ожидаемых результатах развития

и методах, с помощью которых возможно достижение этого результата. В

социально- психологической литературе в данном контексте представления

рассматриваются как одна из составляющих обыденного сознания (Е.В.

Улыбина), как компонент социального мышления (К.А.Абульханова–Славская).

Анализируется роль личностных особенностей и «семейных представлений» в

становлении семейного коллектива (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий). Важное

значение придается представлениям членов семьи о взаимосвязях между

различными психологическими связями индивида и тому, как они проявляются в

поведении (В.Ф.Петренко, А.Г.Шмелёв). В зарубежной психологии родительские

представления изучаются в русле взаимосязи родительских взглядов, ожиданий

и убеждений с различными показателями психического развития детей, а также

с уровнем сформированности практических навыков и социальной компетенции.

Механизмы реализации этих когниций кроется в повседневном общении родителей

и детей, их практическом взаимодействии, а также в выборе методов и средств

воспитания [3;4;5;6;7].

Второй подход – клинический, характеризуется подчеркиванием некоторых

специфических черт самих родителей. К неблагоприятным относятся такие как:

излишняя холодность, требовательность, чрезмерный рационализм, недостаток

нежности, повышенная тревожность родителей [5; 6].

В современных условиях семья это небольшая группа, где принято себя вести

определенным образом, желание быть самим собой. В каждой семье существуют

свои стандарты поведения, регулирующие и стабилизирующие отношения между её

членами. Каждая семья это свой мир, свой круг отношений. Нельзя не

подчеркнуть, что семейная атмосфера создает исходную решающую среду, в

которой формируется личность маленького человека. Из опыта семейной жизни

он усваивает представления о себе, о других, об окружающем мире в целом.

Эта атмосфера формирует ценности самого ребенка, обеспечивает ему чувство

защищенности (или незащищенности, собственной значимости). Воспитание детей

осуществляется в каждую минуту семьи и деятельности ребенка. И даже когда

родителей нет дома, семейный уклад жизни продолжает воспитательное

воздействие. Все дети в большей или меньшей степени испытывают на себе

влияние семейной атмосферы, сформированной родительскими отношениями.

Неблагополучие в семейном воспитании это прежде всего – несложившиеся

отношения между матерью и отцом ребенка. Супружеские отношения формируют

определённую позицию родителей – эмоциональное отношение к сыну или

дочери, взглядов на его воспитание. Родительская позиция – одна из

важнейших факторов – влияющих на формирование личности ребенка. Однако,

современные исследования в области семейной психологии показывают, что

родители больше сосредоточены друг на друге. Ребенок как бы выпадает из

семейного треугольника. Поэтому возникает беспокойство по поводу недостатка

содержательного общения между родителями и ребенком [7; 231].

Роль семьи как первичной социальной среды заключается в том, что её влияние

на человека первично, как по времени, так и по содержанию; семья формирует

личность в целом, а вторичные группы воздействуют на неё лишь в

незначительной степени; она уловлетворяет жизненно важные потребности

человека, в том числе и те, которые не может удовлетворить вторичная группа

[8; 113-114].

Таким образом, на основании всего вышеизложенного, семья – это система

межличностных взаимодействий, призванных в самом общем плане с одной

стороны защититть человека от манипулятивных воздействий общества, а с

другой -–приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для

нормального развития и функционирования. [3;131].

В психологической литературе, описаны различные типы родительского

отношения, сопровождающие отклонения в поведении и развитии ребенка.

Выделяют шесть типов родительского отношения: отвержения,

безразличия,свертребовательность, гиперопека, устойчивость, активная любовь

(А.Роэ и М.Стельман). Наиболее гармоничное развитие ребенка обеспечивают

льшь два последних типа, наиболее травматичным является эмоциональное

отвержение, так как оно вызывает повышенный уровень тревожности и

агрессивности.

В современной педагогической и социальной психологии существующие стили

семейных взаимоотношений принято условно делить на три основные группы :

попустительский, авторитарный, демократический..

Первый из них обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих

отношений; отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от

друга, полное безразличие к делам и чувствам другого.

Два других - авторитарный и демократический – образуют своеобразную шкалу.

На одном полюсе – шкалы царит жесткая авторитарность : безапеляционное

отношение членов семьи, их жестокость, агрессии, диктат, черствость и

холодность по отношению друг к другу, а на другом – коллегиальная

демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру

чувств и эмоций,а также подлинное и полное равноправие всех участников

семейного союза.

Второй подход в качестве стилей семейного воспитания, которые становятся

причинами разных психологических проблем ребенка определяет следующие :

гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная

ответственность, гипопротекция [8].

Существует подход, который базируется на исследованиях Э.Берна : в процессе

семейного взаимодействия с детьми родители могут выступать в трех видах

ролей: “начальника”, “руководителя и наставника” и “товарища”. [6].

“Психика и личностные качества ребенка во многом определяются теми

взаимоотношениями, которые складываются в течении жизни между формирующейся

личностью и его ближайшим взрослым окружением”- отмечает И.В.Дубровина

[9;42]. Именно с близким взрослым ребёнок встречается на первых этапах

своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром,

впервые слышит человеческую речь, а в дальнейшем постигает сложную систему

человеческих взаимоотношений.

Социально-культурный характер, оказывающий неблагоприятное влияние на

психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни,

дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального

напряжения и для расслабления. Следствием этогоо является чрезмерная

загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных

проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения

внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической,

психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей

находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на

их психику [4; 83]. Супружеские и собственные проблемы – не только личное

дело супругов, но и важный фактор развития личности ребенка.

Понятие “родительское отношение” имеет наиболее общий характер и указывает

на взаимную связь и взаимозависимость родителей и ребенка. Родительское

отношение включает в себя субъективно- оценочное, сознательно-

избирательное представление о ребенке, которое определяет особенность

родительского воспитания, способ общения с ребенком, зхарактер приемов

воздействия на него.

Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на

индивидуальные и возрастные ососбенности ребенка, готовностью к

сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального

воспитания. Главными характеристиками оптимальной родительской позиции

определяются адекватность, гибкость и прогностичность.

Переход ребенка к школьному обучению сопровождается существенной

перестройкой всей социальной ситуации развития ребенка, расширением круга

значимых лиц. По мнению И.В.Дубровиной, А.А.Зимней, значимой фигурой в

важной для ребенка школьной жизни становится учитель, который выступает как

представитель общества, проявляющий обязательные для выполнения

требования.

Школьная успешность сказывается на всей системе социальных отношений

ребенка. При этом одной из основных функций семьи становится оказание

помощи ребенку в решении главной задачи младшей школы – формировании

“умения учиться”.

Литература :

1.Бондарев В.Ф. Роль и функции отца в семье // Отцы за права

детей.-№1,1996

2.Спиваковская А.С. Как быть родителем. –М.,1986

3. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992

4.Семья. Социально- психологические и этические проблемы / Справочник, -

Киев, 1990

5.Фидгор Гелтмут Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. –

М., 1999

6.Хоментаускас П.Т. Семья глазами ребенка. – М.; 1989

7.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психоолгия и психотерапия семьи. – СПб.

“Питер”, 1999

8.Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с

детьми, лишенными родительского попечительства. – Мн., “Тесей”, 1989

9.Возрастная и педагогическая психология // Хрестоматия. / Составители

И.В.Дубровина, А.М.Прихожан. – М., 1998



Похожие:

Семейная микросреда как условие личностного развития младшего школьника и успешности обучения iconПедагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Семейная микросреда как условие личностного развития младшего школьника и успешности обучения iconРешение проблемы «Формирование творческого потенциала учащихся начальных классов как условие развития личности в свете реализации фгос ноо»
Усиление внимания к дифференциации и индивидуализации обучения на основе развивающей программы и Федерального государственного образовательного...
Семейная микросреда как условие личностного развития младшего школьника и успешности обучения iconПояснительная записка Математика 1 класс
Изучение математики имеет особое зна­чение в развитии младшего школьника. Приобретенные им зна­ния, первоначальное овладение математическим...
Семейная микросреда как условие личностного развития младшего школьника и успешности обучения iconРеализация профилактических упражнений фитнес-данс, как условие развития координационных способностей первоклассников

Семейная микросреда как условие личностного развития младшего школьника и успешности обучения iconМетодическая работа Методическая
«Совершенствование профессиональных умений и компетенций педагогов как условие реализации личностно ориентированного обучения и воспитания...
Семейная микросреда как условие личностного развития младшего школьника и успешности обучения iconМетодического совета моу «Калитинская сош»
Методическая тема школы: «Формирование профессиональной компетентности педагога как условие повышения качества образования в контексте...
Семейная микросреда как условие личностного развития младшего школьника и успешности обучения iconНедаром говорится: «Шутка минутка, а заряжает на час»
Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности...
Семейная микросреда как условие личностного развития младшего школьника и успешности обучения iconФормирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни младшего школьника
...
Семейная микросреда как условие личностного развития младшего школьника и успешности обучения iconРассмотрено: На заседании шмо
Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения...
Семейная микросреда как условие личностного развития младшего школьника и успешности обучения iconРассмотрено: На заседании шмо
Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации