Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» icon

Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач»




НазваниеРабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач»
В. А. Орлова
Дата конвертации05.04.2016
Размер140.95 Kb.
ТипРабочая программа
источник

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 10-11 классов составлена на основе авторской программы В. А. Орлова и Ю. А. Саурова из сборника «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 класс. Профильное обучение./ сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2007.

Элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов проявляющих интерес к физике и желающих познакомиться с методами решения физических задач.

Курс рассчитан на 2 года обучения

Целью курса является:

- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

Задачи курса:

- развитие интереса к физике и решению физических задач;

- углубление знаний по решению физических задач, полученных в основном курсе;

- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;

- вырабатывание осознанного подхода к решению задач по физике;

- формирование важнейших общеучебных умений, элементов культуры умственного труда;

- формирование важных для современного человека качеств: стремление к успеху, умение работать в команде, самостоятельно решать проблемы, работать с информацией.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

1. Зорин Н. И. элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 207. – 336 с.

2.Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений /А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2003, 2008 гг.

Элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов проявляющих интерес к физике и желающих познакомится с методами решения физических задач.

Место предмета в базисном учебном плане:

Авторская программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю (10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часов). В соответствии с годовым календарным графиком продолжительность учебного года в 10 классе составляет 35 недель, в 11 классе – 34 недели. В связи с этим в 10-ом классе увеличено количество часов на 1 час.

Из них:

Зачет – 1 час

Итоговая контрольная работа – 1 час

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые.

Формы контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, зачет.

При составлении тематического планирования Рабочей программы в авторскую программу внесены изменения:

11 класс

- На 1 час уменьшено количество часов в теме «Электромагнитные колебания и волны». На обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач выделен 1 час.

Элективный курс включает решение вычислительных, логических, графических, геометрических, экспериментальных задач по всем разделам основного. Вся программа курса делится на не­сколько разделов.

При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.


Требования к уровню освоения содержания курса:

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать физическое явление;

  • проговаривать вслух решение;

  • анализировать полученный ответ;

  • классифицировать предложенную задачу;

  • составлять простейших задачи;

  • последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности;

  • выбирать рациональный способ решения задачи;

  • решать комбинированные задачи;

владеть методами самоконтроля и самооценки

Учебно-тематический план

Класс

Наименование раздела

Распределение учебных часов в авторской программе

Распределение учебных часов в Рабочей программе

10

Физическая задача. Классификация задач

4

4

Правила и приемы решения физических задач


6

6

Динамика и статика


8

8

Законы сохранения


8

8

Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел


6

6

Итоговый зачет


-

1

Повторение

2

2

Итого:

34

35

11

Основы термодинамики.

6

6

Электрическое и магнитное поле

5

5

Постоянный электрический ток в различных средах.

9

9

Электромагнитные колебания и волны.

14

13

Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач

-

1

Итого:

34

34



Содержание программы

10 класс (35 часов)

Физическая задача. Классификация задач (4 ч)

Что такое физическая задача. Состав физических задач. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения.

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

Правила и приемы решения физических задач(6 часов)

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения. Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Метод размерностей, графическое решение.

Динамика и статика (8 часов)

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности:
Законы сохранения (8 часов)

Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.

Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел (6 часов)

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач, задачи бытового содержания.

Итоговый зачет (1 час)

Повторение (2 часа)


11 класс (34 часа)

Основы термодинамики (6 ч)


Комбинированные задачи на первый закон термоди­намики. Задачи на тепловые двигатели.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапа­на на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепло­вой машины; проекты практического определения ради­уса тонких капилляров.

Электрическое и магнитное поля (5 ч)


Характеристика решения задач раздела: общее и раз­ное, примеры и приемы решения.

Задачи на описание электрического по­ля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженно­стью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и дру­гого оборудования.

Постоянный электрический ток в различных средах (9 ч)


Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи на описание электрических цепей постоянного электриче­ского тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи. Решение задач на расчет участка це­пи, имеющей ЭДС.

Задачи на описание постоянного электрического то­ка в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: ха­рактеристика носителей, характеристика конкретных явлений. Качественные, экспериментальные, зани­мательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».

Электромагнитные колебания и волны (13 ч)


Задачи на описание явления электро­магнитной индукции: закон электромагнитной индук­ции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характе­ристики переменного электрического тока, электриче­ские машины, трансформатор.

Задачи на описание различных свойств электромаг­нитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геомет­рической оптике: зеркала, оптические схемы. Класси­фикация задач по СТО и примеры их решения.

Задачи на определение оптической схемы, содержа­щейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: пло­ский конденсатор заданной емкости, генераторы раз­личных колебаний, прибор для измерения освещеннос­ти, модель передачи электроэнергии и др.

Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач (1 ч)



Формы и средства контроля

Текущая проверка знаний и умений учащихся включает следующие формы:

  • физические диктанты,

  • кратковременная самостоятельная работа на решение задач,

  • задания по составлению задач,

  • выступления с сообщениями.

Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач из сборника: Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений /А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2003, 2008 гг. Итоговая проверка заключается в выполнении учащимися итоговой контрольной работы, включающей расчётные задачи различной степени сложности.

Итоговая аттестация:

Курс 10 класса завершается зачетом, на котором проверяются умения практически применять конкретные законы физических теорий, фундаментальные законы физики, методологические принципы физики, а также методы экспериментальной, теоретической и вычислительной физики. Проверяются навыки познавательной деятельной различных категорий учащихся по решению предложенной задачи.

Курс 11 класса завершается итоговой контрольной работой, включающей расчётные задачи различной степени сложности.

При проведении зачетных и контрольных работ используется сборники:

1.Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений: базовый и профильный уровни /Н.А. Парфентьева.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-206 с.

2.ЕГЭ-2012. Физика : Типовы экзаменационные варианты: 10 вариантов под ред. М. Ю. Демидовой. М. : Национальное образование, 2011. – 112 с. .

Перечень учебно-методических средств обучения


Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество и (или) %

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Литература основная








1.Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение./ сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2007.

1




2.. Зорин Н. И. элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 207. – 336 с.


1




2.Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. Зорин Н. И. – М.: ВАКО, 207. – 336 с.

1




3.Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений /А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2003, 2008 гг.

100%




4.Сборник задач по физике. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений: базовый и профильный уровни /Н.А. Парфентьева.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-206 с.


1




Литература дополнительная








1 ЕГЭ-2012. Физика : Тематические и тренировочные варианты : 22 варианта : 9- 11 классы под ред. М. Ю. Демидовой. М. : Национальное образование, 2011. – 176 с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе).

1




2. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями/ И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн., Л.А. Кирик– М.: Илекса, 2003.



1




3.Орлов В.А., Демидова М.Ю. и др. Единый государственный экзамен 2010. физика. универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ, «Интеллект-Центр».-М.: 2010, - 224 с.



1




4.Отличник ЕГЭ. Физика. Решение сложных задач под редакцией В. А. Макарова, М. В. Семёнова, А. А, Якуты; ФИПИ. – М.: Интеллект – Центр, 2011 – 368 с.

1




Печатные пособия




1Комплект таблиц по физике







Этапы решения физической задачи

1




Механическое движение

1




Относительность механического движения

1




Сила тяжести и вес

1




Простые механизмы

1




Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества

1




Измерение внутренней энергии

1




Парообразование и конденсация

1




Влажность воздуха

1




Тепловые двигатели

1




Электростатика

1




Элементы электрических цепей

1




Соединение проводников в электрических цепях

1




Электрический ток в различных средах

1




Приставки для образования кратных и дольных единиц СИ

1




Физические величины и фундаментальные константы

1




Автоматизированное рабочее место учителя

1

И т.д и т.п



Похожие:

Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» iconИнформация об учебно-методическом обеспечении, кадровом составе элективных курсов в маоу сош №78 на 2014-2015 учебный год
Н. И. Зорин Элективный курс «Методы решения физических задач», 10-11 классы, М.: «Вако», 2007
Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» iconРабочая программа элективного курса по химии «Решение практических задач по общей химии»
Программа составлена на основе примерной программы по химии на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» iconРабочая программа элективного курса «Компьютерная графика»
Основной целью изучения элективного курса "Компьютерная графика" является освоение базовых понятий и методов компьютерной графики;...
Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» iconПрограмма элективного курса "Разговорный французский язык" в 9 классе (ах) на 2011-2012 учебный год
Программа элективного курса "Разговорный французский язык" предназначена для учащихся 9 классов
Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» iconПояснительная записка Модифицированная рабочая программа элективного курса «Функции и их графики»

Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» iconРабочая программа методы решения уравнений и неравенств (учебный предмет, курс) 10-11 классы

Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» iconПояснительная записка Модифицированная рабочая программа элективного курса «Замечательные неравенства, их обоснование и применение»

Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» iconРабочая программа элективного курса по математике для 9-го класса составлена на основе нормативных документов

Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» iconРабочая программа учебного курса
Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики,...
Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» iconО рабочей программе
Рабочая программа является компонентом основной образовательной программы школы, средством фиксации содержания образования на уровне...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации