Пояснительная записка Статус документа icon

Пояснительная записка Статус документа




НазваниеПояснительная записка Статус документа
Дата конвертации03.05.2016
Размер197.89 Kb.
ТипПримерная программа
источник

РАЗДЕЛ I. Пояснительная записка
Статус документа

Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем. Авторы учебников и методических пособий, учителя информатики могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разделов и тем; требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для более глубокого изучения раздела «Алгоритмизация», или отработку пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.
Цели

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.



Место предмета в учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. В том числе в VI классе – 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 1 час для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета региональных условий.

Распределение содержания по годам обучения может быть вариативным, более того, оно может частично осваиваться уже в начальной школе за счет использования компонента образовательного учреждения и регионального компонентов учебного плана (первоначальное знакомство учащихся с информационными технологиями должно пройти в курсах «Окружающий мир» и «Технология» начальной школы). Содержание образовательной области «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности. Не допускается деление предмета на два («Информатику» и «Информационные технологии») при заполнении журналов и аттестационных документов.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

Результаты обучения


Обязательные результаты изучения курса «Информатика и информационные технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. Применять средства информационных технологий для решения задач.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Класс - 6.

Учитель Г.В. Котова

Количество часов в год: всего – 34, в неделю – 1 ч.

Плановых контрольных работ - 3.

Практических контрольных работ – 3.

Практических работ – 15 .

Планирование составлено на основе Программы для ОШ: Основы информатики и вычислительной техники. М.; Просвещение, 2007.

Учебник Босова Л.Л. Информатика 6, М.; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г.

урока

Дата

Тема урока

Д/з







1 четверть




1




Компьютер - универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ваш учебник, §1.1.

2




Файлы и папки. Пр./ р. № 1 «Работа с файлами и папками»

§1.2

3




Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Пр./ р. № 2 «Ввод, редактирование и форматирование текста» (задание 1)

§1.3 (введение)

4




Двоичное кодирование числовой информации. «Ввод, редактирование и форматирование текста» (задание 2)

§1.3 (1)

5




Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления

§1.3 (1)

6




Тексты в памяти компьютера. Пр./ р. № 3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей» (задание 1)

§1.3 (2)

7




Кодирование текстовой информации. Пр./ р. № 3 «Редактирование и форматирование текста. Создание надписей» (задание 2)

§1.3 (2)

8




Создание документов в текстовом процессоре Word. Практическая контрольная paбота «Создание документов в текстовом процессоре Word» .

Практические работы №№1-3.







2 четверть.




9




Векторное кодирование графической информации. Пр./ р, №4 «Оформление текста в виде списков. Нумерованные списки»

§1.3 (3)

10




Растровое кодирование графической информации.

§1.3 (3)

11




Единицы измерения информации. Пр./ р. №5 «Оформление текста в виде списков. Маркированные списки»

§1.4

12




Контрольная работа по теме: «Компьютер и информация»

§2.1

13




Информация и знания. Пр./ р. №6 «Создание таблиц» (задание 1 )

§2.2

14




Чувственное познание окружающего мира. Пр./ р. №6 «Создание таблиц» (задания 2-4)

§2.3 (введение)

15




Понятие как форма мышления. Пр./ р. № 7 «Таблицы. Размещение текста и графики»

§2.3 (1)

16




Как образуются понятия. Пр./ р. № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задание 1.2)

Практические работы №№4-8







3 четверть




17




Практическая контрольная работа по теме «Преобразование текста». Структурирование и визуализация информации.

§2.3 (2)

18




Содержание и объём понятия. Пр./ р. № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задание 3)

§2.3 (3)

19




Отношения тождества, пересечения и подчинения. Пр./ р. № 8 «Таблицы. Построение диаграмм» (задания 4, 5)

§2.3 (3)

20




Отношения соподчинения, противоречия и противоположности. Пр./ р. №9 «Графический редактор Paint» (задание 1 )

§2.3 (4)

21




Определение понятия. Пр./ р. №9 «Графический редактор Paint» (задание 3-6)

§2.3 (5)

22




Классификация. Пр./ р. № «9 «Графический редактор Paint» (задание 7-8)

§2.4

23




Суждение как форма мышления. Пр./ р. №10 «Графические возможности редактора «Word» (задание 1-2)

§2.5

24




Умозаключение как форма мышления Пр./ р. №10 «Графические возможности редактора Word» (задание 3,4)

§3.1

25




Контрольная работа по теме: «Человек и информация»

§3.2 §3.3

26




Что такое алгоритм Пр./ р. №11 «Рисунок на свободную тему»

ПР №№8-9.







4 четверть




27




Исполнители вокруг нас.

§3.4 (1)

28




Формы записи алгоритмов. Создание графических объектов. Практическая контрольная работа.

§3.4 (1)

29




Линейные алгоритмы. Пр./ р. №12 «PowerPoint. «Часы»

§3.4 (2)

30




Алгоритмы с ветвлениями. Пр./ р. №13 «PowerPoint «Времена года»

§3.4 (2)

31




Циклические алгоритмы. Пр./ р. №14 «PowerPoint «Скакалочка»

§3.4 (3)

32




Контрольная работа по теме: «Систематизация информации». Пр./ р. № 1 5 «Работа с файлами и папками»

§1.2

33




Резерв учебного времени.







Содержание

Количество часов.

Кол-во КР

Кол-во ПР

ГЛАВА 1. Компьютер и информация.

11

1

5

ГЛАВА 2. Человек и информация.

12

1

7

ГЛАВА 3. Алгоритмы и исполнители.

10

1

4



РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
(34 часа)

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

(11 часов)

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Представление информации в компьютере. Двоичное кодирование числовой информации. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера.

Единицы измерения информации.

Практические работы:

    1. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.


Человек и информация (12 часов).

Информация и знания.

Чувственное познание окружающего мира.

Понятие как форма мышления. как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями. Определение понятия. Классификация.

Суждения и умозаключение как форма мышления.
Алгоритмы и исполнители (10 часов)

Алгоритм. Определение алгоритма.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Практикум:

Обработка текстовой информации (12 час)

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

Проверка правописания.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:

  1. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

  2. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

  3. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

  4. Создание и форматирование списков.

  5. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.


Резерв свободного учебного времени (2 часа)
РАЗДЕЛ IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 6 КЛАССА.



В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

уметь

  • выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки.

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства


  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер – даёт возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.


Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).


РАЗДЕЛ V. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ.

1. 1. Программа для ОШ, гимназий и лицеев: Информатика 5-9 кл., М.: Дрофа, 2006.

2. Босова Л.Л. Информатика 6, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

3. Электронное приложение с видеофильмами, презентациями и плакатами к учебнику Босова Л.Л. Информатика 6, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.






Похожие:

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Пояснительная записка Статус документа iconI пояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта, определяет...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно....
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка 1Статус документа
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логика...
Пояснительная записка Статус документа iconДокументы
1. /1klass/ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА изо 1 кл.docx
2. /1klass/ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус мбоу сестренской сош как школьного образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации начального общего образования. Актуальность программы
Статус мбоу сестренской сош как школьного образовательного учреждения предусматривает преемственность программ, методов и форм организации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации