Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» icon

Программа дисциплины «Стратегический менеджмент»




НазваниеПрограмма дисциплины «Стратегический менеджмент»
Дата конвертации05.05.2016
Размер289.8 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
источник

Министерство Министерство

экономики образования

Российской Федерации Российской Федерации







Утверждена УМС Одобрена на заседании

Секция «Менеджмент» кафедры общего и стратегического

менеджмента

Председатель Зав. кафедрой

С.Р.Филонович Г.Н.Константинов

«___»__________2004г. «___»__________2004г

ПРОГРАММА дисциплины

«Стратегический менеджмент»

для направления 521500– Менеджмент

(вторая ступень высшего профессионального образования –

бакалавриат)

Москва 2004 г.


1. Пояснительная записка

Условия, в которых осуществляет деятельность современная организация, характеризуются возрастающей сложностью, динамизмом и неопределенностью внешней среды. В ответ на возникший вопрос о том, как в подобных условиях обеспечить эффективное функционирование и развитие организации появилась концепция стратегического менеджмента. Для современного руководителя становится исключительно важно обеспечить адаптацию фирмы к изменяющимся запросам потребителя, к нарастающей конкуренции, к интернационализации и глобализации бизнеса. Однако это возможно, если руководитель владеет теоретическими положениями стратегического менеджмента и практическими навыками обоснования и принятия стратегических решений. Получение российскими менеджерами системы знаний об управлении развитием систем с позиции стратегического менеджмента является актуальной задачей.

Данный курс является междисциплинарным и основывается на знаниях, полученных слушателями при изучении следующих дисциплин: общего менеджмента, теория организации, микроэкономика, разработка управленческих решений, маркетинг, инновационный менеджмент, а также предполагает владение компьютером и умение самостоятельно работать с научной литературой, в том числе и на иностранных языках.
Цель- дать обучаемым знания в области теории и практики стратегического управления, как перспективного направления развития систем в условиях высокой степени изменчивости среды. Способствовать формированию у студентов стратегического мышления, необходимого для успешной работы в российском бизнесе.

Учебные задачи курса – передать учащимся теоретические знания и сформировать у них навыки в области стратегического менеджмента, в частности:

  • ознакомление с современными подходами и тенденциями в управлении фирмой;

  • изучение основных понятий, концепций и моделей стратегического планирования и управления;

  • освоение приемов оценки организационно-управленческого потенциала фирмы;

  • изучение методических основ выбора рациональной формы управления в соответствии с реальной ситуацией;

  • приобретение необходимых знаний для определения конкурентной позиции фирмы, выявления источников устойчивых конкурентных преимуществ;

  • изучение и приобретение практических навыков использования инструментария стратегического управления.


В результате изучения данной дисциплины учащиеся должны овладеть теорией стратегического менеджмента и практическими навыками использования теоретических моделей в процессе формирования стратегических решений.
Курс предназначен для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Менеджмент организации». Дисциплина “Стратегический менеджмент” является составной частью блока специальных дисциплин учебного плана, разработанного в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и изучается в седьмом и восьмом семестрах дневного и вечернего отделений.

Изучение курса предполагает сочетание лекций и практических занятий, в ходе которых учащимся предлагается для обсуждения и последующего разбора конкретные бизнес-ситуации (кейсы). Практические занятия базируются на использовании активных методов обучения, таких, как: дискуссии, метод «мозгового штурма», деловые игры.
Формы контроля. Проверка итогов усвоения студентами разделов курса осуществляется путем опросов и обнаружения знаний в ходе кейс-анализа на практических занятиях. Промежуточный контроль осуществляется в виде контрольной работы и зачета. Итоговый контроль знаний – в виде письменного экзамена.

Оценка знаний и полученных навыков определяется путем обобщения результатов устных опросов, выступлений на практических занятиях, результатов контрольной работы, зачета и оценки ответов на письменном экзамене.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА




Раздел 1. Общая характеристика стратегического менеджмента



Тема 1.1 Введение.

Задачи курса и его связь с другими дисциплинами.

Современный подход к управлению организацией. Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности. Выбор системных решений в соответствии с изменчивостью внешней среды. Концепция стратегического управления.

Рекомендации при изучении темы:

  1. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на взаимосвязь существующих подходов в менеджменте, на эволюционный характер развития систем управления организацией, неразрывно связанных с развитием предпринимательства.

  2. Важное значение, имеет понимание предпосылок появления концепции стратегического менеджмента, влияния стратегических решений на успешность деятельности организации.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. Какие особенности характерны для современной среды бизнеса?

  2. Каковы основные предпосылки возникновения стратегического менеджмента в контексте эволюции предпринимательства и менеджмента?

  3. Назовите основные этапы эволюции организаций и управленческих систем.

  4. В чем состоит концепция стратегического управления?


Тема 1.2 Основные понятия.

История развития планирования: бюджетное, долгосрочное и стратегическое планирование. Определения понятий: цель, стратегия, стратегический менеджмент.

Рекомендации при изучении темы:

  1. Обратить внимание на особенности существующих подходов к управлению развитием организации в контексте изменчивости внешней среды.

  2. Необходимо глубокое понимание отличия стратегического управления от оперативного.

  3. Рекомендуется проанализировать взаимосвязь понятий «цель», «стратегия» и «стратегический менеджмент».

  4. При изучении понятия «стратегия» важно понимать его неоднозначность и существование разных определений этого понятия.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. Каковы основные этапы развития планирования в компании?

  2. В чем преимущество бюджетно-финансовых методов планирования?

  3. В чем главное отличие долгосрочного планирования от стратегического?

  4. Что такое «5П» стратегии Г.Минцберга?

  5. Определить понятие, сущность и принципы стратегического менеджмента?

  6. В чем состоит важность ориентации компании на долгосрочную перспективу?

Тема 1.3 Базовая модель стратегического менеджмента.

Формирование стратегического видения и миссии компании. Анализ внешней и внутренней среды. Определение стратегии. Реализация стратегии: бюджеты и программы. Контроль и оценка выполнения стратегии.

Рекомендации при изучении темы:

  1. При изучении темы следует уделить внимание процессу стратегического менеджмента и его основным этапам: формулированию миссии и целей, разработке стратегии, ее реализации, а также контролю за исполнением стратегии.

  2. Для более глубокого раскрытия сущности понятий стратегическое видение и миссия компании, необходимо обратится к конкретным примерам. Рассмотреть несколько формулировок миссий и проанализировать их достоинства и недостатки.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. В чем состоит отличие миссии фирмы от стратегического видения?

  2. Каковы основные требования к формулировке миссии компании?

  3. Как наличие или отсутствие миссии компании влияет на ее деятельность?

  4. Раскройте содержание основных этапов стратегического процесса?

  5. Каково значение этапа целеполагания для успешного развития компании?

  6. Каковы критерии классификации целей организации?

  7. Используя SMART – принцип, сформулируйте основные требования к целям.

  8. Каковы правила построения дерева целей?

  9. Какова взаимосвязь стратегического управления с деятельностью функциональных подразделений фирмы?


Тема 1.4 Стратегические решения.

Сущность и особенности стратегических решений. Виды стратегических решений: предпринимательские, адаптивные, планирующие. Общая схема принятия стратегических решений.

Рекомендации при изучении темы:

  1. Изучение темы следует начать с рассмотрения сущности стратегических решений, определения их отличительных особенностей.

  2. Рекомендуется при рассмотрении процесса принятия стратегических решений сделать акцент на характеристике наиболее важных этапов.

  3. Особое внимание необходимо уделить определению значимости человеческого фактора в принятии стратегических решений.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. Какие факторы главным образом определяют баланс приоритетов между стратегическими и оперативными решениями?

  2. Что отличает стратегические решения от других типов решений?

  3. Какие этапы процесса принятия стратегического решения наиболее значимы и почему?

  4. Какие виды стратегических решений Вам известны? Приведите примеры стратегических решений из практики российских предприятий.

  5. Каковы особенности стратегических проблем, которые необходимо решить руководству компании?

Тема 1.5 Виды стратегий компании.

Построение стратегической пирамиды. Стратегии компании. Стратегии бизнеса. Функциональные стратегии. Место и значимость логистических стратегий.
Рекомендации при изучении темы:

  1. При изучении темы важно добиться понимания иерархичности стратегий организации. При этом требуется выделить главные особенности стратегий корпоративного, бизнес, функционального и операционного уровней.

  2. Необходимо подчеркнуть, что каждый уровень стратегий создает стратегическую среду для следующего уровня и т. д. Важно уделить внимание понятиям «бизнес-единица» и «бизнес-стратегия», проанализировать на примере конкретной компании связь деловой стратегии со стратегиями других уровней, в частности с логистическими стратегиями.

  3. Рассматривая виды стратегий, рекомендуется изучить вопрос о распределении прав в компании на формирование и утверждение стратегий определенного уровня.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы основные критерии выделения стратегических единиц бизнеса:?

  2. Каковы основные различия между стратегиями бизнеса и стратегиями компании? Могут ли они совпадать?

  3. Какие функциональные стратегии могут быть разработаны для предприятия? Приведите примеры.

  4. Каковы цели формирования стратегии компании?

  5. Как обеспечить взаимосвязь стратегий разного уровня?


Тема 2. Анализ внешней среды.

2.1 Анализ макросреды.

Цели и задачи анализа. Политическая, социокультурная, экономическая, правовая и технологическая компоненты окружения. Характеристика изменчивости среды: ламинарное, турбулентное и гипертурбулентное окружение. Влияние факторов макросреды на российские предприятия. ПЕСТ – анализ.

Рекомендации при изучении темы:

  1. Особое внимание нужно уделить характеристике внешней среды организации, определению степени ее изменчивости, выделению нескольких уровней внешней среды.

  2. При изучении макроокружения важно рассмотреть основные компоненты и показать от чего зависит сила его влияния на организацию. При этом особо важно проанализировать влияние макросреды на организацию через заинтересованные группы в микросреде.

  3. Изучение методики ПЭСТ – анализа целесообразно осуществлять на примере ситуационной задачи или на примере избранного предприятия. При этом важно подчеркнуть, что все 4 компоненты анализа тесно и сложным образом связаны между собой. Для каждой организации во внешней среде существует свой набор факторов, оказывающих сильное влияние на бизнес.

  4. При изучении темы необходимо определить источники для сбора информации и рассмотреть возможные варианты организации этой работы в компании.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. Что является результатом анализа макросреды? Как используются эти результаты при формировании стратегии фирмы?

  2. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения экономических и социокультурных факторов.

  3. Охарактеризуйте внешнюю среду российского бизнеса с точки зрения политических и технологических факторов?

  4. Какие методы можно использовать для того, чтобы «отфильтровать» нужную информацию на этапе проведения ПЭСТ- анализа?

  5. Каким образом осуществляется влияние макросреды на деятельность компании?

  6. Какие тенденции в макросреде можно назвать возможностями для организации, а какие угрозами? Приведите примеры.


2.2 Анализ непосредственного окружения.

Соотношение понятий рынок и отрасль. Отрасль и конкуренция. Модель М.Портера. Барьеры вхождения в отрасль. Влияние конкурентов, поставщиков и потребителей. Возможность появления товаров-заменителей. Определение стратегических групп конкурентов. Фрагментированные и консолидированные отрасли. Концепция жизненного цикла отрасли. Определение привлекательности отрасли. Ключевые факторы успеха.

Рекомендации при изучении темы:

  1. Исходным моментом при изучении темы является определение понятий «отрасль», «рынок», «конкуренция» «конкурентное преимущество».

  2. Стратегическая оценка привлекательности отрасли должна включать: основные экономические показатели, характеризующие отрасль; уровень конкуренции на основе модели пяти сил М.Портера; тенденции развития отрасли в обеспечении высокого уровня прибыли и возможные технологические прорывы.

  3. Особое внимание следует уделить конкурентному анализу, определению стратегических групп конкурентов, позиционированию компании на рынке.

  4. Анализ рабочей среды компании должен включать выявление ключевых факторов успеха с учетом уровня конкуренции и общей ситуации в отрасли. Рекомендуется по аналогии с примерами в литературе попытаться определить КФУ для конкретной отрасли.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. Каковы цели проведения отраслевого анализа? Каковы основные направления отраслевого анализа? Модель пяти сил М.Портера.

  2. От каких факторов зависит уровень конкуренции в отрасли?

  3. Что следует понимать под барьерами вхождения в отрасль? Приведите примеры производств, где не действует кривая опыта.

  4. Для чего компании важно знать ключевые факторы успеха?

  5. Какими характеристиками определяется привлекательность отрасли?

  6. Каковы особенности отрасли на различных этапах ее жизненного цикла?

  7. Дайте определение понятию стратегических групп конкурентов. Каковы критерия выделения стратегических групп конкурентов? Приведите примеры.

  8. Что следует понимать под профилем отрасли и как его можно графически представить?


2.3 Система отслеживания внешней среды.

Техника формирования базы данных: сканирование среды, мониторинг среды и прогнозирование. Системы получения информации: иррегулярные, регулярные и системы непрерывного отбора.

Рекомендации при изучении темы:

  1. Необходимо акцентировать внимание на том, что анализ внешней среды компании является многофакторным и перед компанией встает вопрос о выборе наиболее значимых характеристик.

  2. При рассмотрение вопросов организации сбора и обработки информации о состоянии внешней среды, формировании подсистемы стратегического анализа внешней среды организации целесообразно сравнить несколько вариантов построения этой системы.

  3. Можно рекомендовать составить перечень источников электронных и печатных центральных средств массовой информации, которые могут быть использованы для получения информации о состоянии внешней среды.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. Какие способы наполнения базы данных о состоянии внешней среды могут быть использованы?

  2. Какими источниками информации может пользоваться компания для изучения внешней среды?

  3. В чем преимущества и ограниченность использования центральных СМИ для сбора информации?

  4. Какие специальные источники информации о состоянии деловой среды и тенденциях развития может использовать компания?


Тема 3. Анализ внутренней среды компании.

3.1 Общая схема диагностики компании.

Цели, принципы и методы анализа. Идентификация проблем: сущностные, социокультурные и ситуационные. Определение стратегических факторов и оценочных показателей.

Рекомендации при изучении темы:

  1. Изучение темы следует начать с определения целей и методов управленческого анализа, характеристики стратегических проблем, с которыми сталкивается организация.

  2. Раскрытие понятий «стержневые компетенции», «компетенции», «ресурсы» позволит глубже понять сущность разработанных подходов к проведению анализа организации.

  3. Значительное внимание следует уделить характеристике показателей оценки деятельности предприятий и рассмотрению концепции и модели цепочки ценности. Проанализировать влияние внешней и внутренней логистики на уровень издержек компании. Рассмотреть систему цепочек ценностей.

  4. Необходимо получить четкое представление об основных этапах управленческого анализа, методах получения данных для обоснования выводов относительно сильных и слабых сторон компании, и ее стратегических способностей.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. Каковы основные цели и принципы внутреннего анализа?

  2. Некоторые специалисты в области стратегического менеджмента придерживаются мнения, что внутренний анализ намного важнее внешнего. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?

  3. Какие виды деятельности называют основными и как они соотносятся со стержневыми компетенциями компании?

  4. В чем состоит сущность подхода и самой модели цепочки ценности? Что дает цепочка ценности М.Портера для анализа предприятия?

  5. Какие методы могут быть использованы при осуществлении внутреннего анализа организации?

  6. В чем отличие материальных активов предприятия от нематериальных? Для чего определяют стратегический потенциал?

  7. Какого влияние внешней и внутренней логистики на конкурентоспособность компании по издержкам?


3.2 Конкурентный анализ.

Ресурсный подход к определению конкурентных преимуществ. Понятие устойчивых конкурентных преимуществ и направления их достижения. Позиционирование компании в конкурентной среде и оценка конкурентной силы бизнеса.

Рекомендации при изучении темы:

  1. При изучении данной темы необходимо достичь понимания того, как компания может приобрести устойчивые конкурентные преимущества и сохранить их в контексте развития отрасли и конкурентного давления.

  2. Важно изучить и апробировать на примерах возможности использования аналитического инструментария для определения конкурентной позиции компании и оценки ее конкурентной силы.

  3. Следует показать влияние результатов конкурентного анализа на формирование конкурентной стратегии компании.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. Что следует понимать под конкурентным преимуществом?

  2. Что необходимо знать для определения конкурентных преимуществ компании?

  3. Какие факторы влияют на прочность конкурентной позиции компании?

  4. Каким образом можно количественно оценить конкурентную силу компании?

  5. Как влияет определение конкурентной позиции компании (сильных и слабых сторон) на выбор стратегии и тактики конкурентного поведения?

.

3.3 Портфельный анализ.

Цели и основные этапы проведения портфельного анализа. Сравнительный анализ прочности бизнеса и привлекательности отрасли ( матрица БКГ и матрица М.К.). Матрица товар/рынок И.Ансоффа.

Рекомендации при изучении темы:

  1. Исходным моментом при рассмотрении темы является определение целей, методов портфельного анализа как важной части стратегического анализа диверсифицированной компании.

  2. Необходимо рассмотреть этапы портфельного анализа, оценить преимущества и недостатки матричного метода, существующие ограничения применения матриц на российских предприятиях.

3 Рассмотрение матриц БКГ, М.К. и матрицы И.Ансоффа целесообразно осуществлять на конкретном материале.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. Каково предназначение портфельного анализа?

  2. Какие основные концептуальные положения положены в основу матрицы БКГ? В чем ее основные преимущества и недостатки?

  3. Дайте с помощью матрицы БКГ характеристику семейства продукции российского предприятия и оцените перспективность его номенклатурного портфеля. Какие стратегии могут быть рекомендованы?

  4. Является ли матрица McKincey – GE просто более сложным вариантом матрицы БКГ? Если нет, то объясните почему?

  5. Какие данные необходимо собрать для построения матрицы «Рост – доля рынка»?


Тема 4. Выбор стратегии.

4.1 Основные подходы к определению стратегии компании.

Формирование стратегии развития на основе возможностей и на основе стратегического видения. Понятие стратегического видения и его источники. Возможные стратегические риски. Выбор стратегии на основе результатов портфельного анализа.

Рекомендации при изучении темы:

  1. При изучении темы важно достичь понимания двух возможных подходов формирования стратегии, один из которых базируется на анализе стратегических возможностей для бизнеса в настоящее время, а другой на построении стратегического видения будущего.

  2. Важно проанализировать сущность подходов и связанные с ними специфические стратегические риски.

  3. Следует отметить, что на практике эти подходы редко можно встретить в чистом виде. Как правило, компании сочетают несколько подходов.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. В чем сущность подхода к формированию стратегии на основе стратегических возможностей?

  2. В чем сущность подхода к формированию стратегии на основе стратегического видения?

  3. Какие стратегические риски необходимо учитывать при формировании стратегии и как их можно минимизировать?


4.2 Формирование матрицы SWOT-анализа.

Отбор наиболее важных внешних (возможности и угрозы) и внутренних (сильные и слабые стороны) факторов развития предприятия. Поиск положительной синергии и устранение отрицательной. Установление баланса между сильными и слабыми сторонами деятельности

Рекомендации при изучении темы:

  1. При изучении темы необходимо уделить внимание алгоритму проведения SWOT-анализа. Определенную трудность представляет поиск положительной и устранение отрицательной синергии.

  2. Важно обратить внимание на необходимость поиска баланса между: сильными и слабыми сторона компании; сильными сторонами и угрозами; рыночными возможностями и угрозами.

  3. Одним из результатов проведения SWOT-анализа является сравнение сильных и слабых сторон компании с несколькими конкурентами для выделения конкурентных преимуществ.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. Назовите основные этапы построения матрицы SWOT-анализа?

  2. Что следует понимать под положительной синергией?

  3. Как можно устранить отрицательную синергию?

  4. Какие варианты построения матрицы SWOT-анализа Вы знаете? Как результаты SWOT-анализа влияют на выбор стратегии?


4.3 Характеристика базовых (эталонных) корпоративных стратегий.

Виды базовых корпоративных стратегий: стратегии роста, стратегии стабилизации, стратегии выживания, стратегии сокращения.

Стратегии роста: концентрированного роста, интегрированного роста и диверсифицированного роста.

Стратегии стабилизации: Пауза, осторожное продвижение.

Стратегия сокращения: сокращение издержек, «сбор урожая», временное прекращение роста с целью перегруппировки сил, частичная распродажа, ликвидация.

Рекомендации при изучении темы:

  1. При изучении эталонных стратегий бизнеса необходимо сфокусировать внимание на раскрытии сущности каждой из стратегий, определении условий наиболее предпочтительного использования каждой из них.

  2. Важно подчеркнуть, что современные диверсифицированные компании прибегают одновременно к разным стратегиям и даже используют гибридные стратегии.

  3. На конкретном примере целесообразно рассмотреть как при реализации эталонных стратегий используют такие вспомогательные стратегии, как: стратегию проникновения, стратегии слияния и поглощения.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. Какие стратегии относятся к эталонным стратегиям бизнеса?

  2. Каковы основные мотивы диверсификации? В каких случаях целесообразна диверсификация? Приведите примеры российских диверсифицированных компаний.

  3. В чем положительные стороны диверсификации? С какими опасностями и трудностями может столкнуться компании при диверсификации?

  4. В чем выгоды и недостатки стратегии вертикальной интеграции?

  5. К какому типу диверсификации относятся финансово-промышленные группы?

  6. В каких случаях компании прибегает к стратегии сокращения?


Тема 5. Формирование конкурентных стратегий.

5.1 Конкурентные стратегии по М.Портеру.

Лидерство по издержкам. Дифференциация. Фокусирование. Выпуск нового товара. Возможные риски при следовании одной из стратегий.

Рекомендации при изучении темы:

  1. При изучении темы нужно исходить из того, что выбор одной из конкурентных стратегий должен создавать компании конкурентное преимущество.

  2. Очень важно акцентировать внимание на раскрытии сущности каждой конкурентной стратегии и характеристике ситуаций, в которых она оправдана.

  3. Необходимо рассмотреть не только достоинства конкурентных стратегий, но и сопровождающие их риски.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. Что составляет основу дифференциации?

  2. В каких случаях оправдана стратегия лидерства по издержкам? Какими способностями должна обладать компания, чтобы придерживаться этой стратегии? В чем сила этой стратегии?

  3. Всегда ли возможна дифференциация продукции? Какие риски связаны со стратегией дифференциации?

  4. Какие конкурентные тактики Вам известны? Назовите факторы, влияющие на их выбор?


5.2 Неудачные конкурентные стратегии.

Следование за лидером в зрелой отрасли. Избыточная диверсификация деятельности. Суперпроекты.

Рекомендации при изучении темы:

  1. Важно подчеркнуть, что изучение типовых ошибок в конкурентном поведении позволяет избежать потери хорошей конкурентной позиции.

  2. При рассмотрении темы целесообразно проиллюстрировать теоретические выводы примерами из практики.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. Чем определяется опасность следования за лидером в зрелой отрасли? Приведите пример.

  2. В каких случаях диверсификация наносит ущерб конкурентной позиции компании?

  3. В чем состоит риск стратегии первопроходца?

  4. Чем опасна длительная конкурентная борьба с какой-либо компанией, приносящая незначительные результы?



Тема 6. Реализация стратегии.

6.1 Организационный механизм, бюджеты, политики.

Основные этапы выполнения стратегии. Распределение задач исполнителям. Увязка бюджетов со стратегией. Формирование политики соответствующей и поддерживающей стратегии. Модель 7S. Организационная структура как объект изменений. Обеспечение соответствия между стратегией и корпоративной культурой. Стратегический контроль.

Рекомендации при изучении темы:

  1. Изучение темы следует начать с рассмотрения основных составляющих процесса выполнения стратегии.

  2. Необходимо определить условия реализации стратегии, обеспечить выполнение поддерживающих стратегий функционального и операционного уровней.

  3. На основании модели 7S следует привести в соответствие с новой корпоративной стратегией структуру и организационную культуру компании.

  4. Особое внимание рекомендуется уделить определению значимости человеческого фактора в процессе реализации стратегии.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. Назовите основные этапы процесса реализации стратегии. Кто руководит этим процессом?

  2. В чем заключаются особенности стратегического контроля?

  3. Дайте определение корпоративной культуры. Почему в настоящее время возросло значение этой составляющей реализации стратегии?

  4. Каковы основные задачи стратегического контроля?

  5. Определите значение функциональных стратегий для успешной реализации стратегий высшего уровня.


6.2 Управление в условиях стратегических изменений

Индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий фактор, источники и сила сопротивления, управление сопротивлением. Сопротивление системы, его источники и методы борьбы с ним.

Рекомендации при изучении темы:

  1. Исходным моментом при изучении темы является положение о том, что процесс реализации стратегии обязательно сопровождается проведением изменений.

  2. Следует подчеркнуть, что основным источником сопротивления изменениям являются люди.

  3. При изучении этих вопросов следует подробно рассмотреть существующие методы преодоления сопротивления изменениям.

Вопросы для самоконтроля и обсуждения:

  1. Что следует понимать под сопротивлением изменениям? Как оно проявляется в ходе реализации стратегии?

  2. Как связаны между собой сопротивление и скорость перемен?

  3. Что общего в индивидуальном и групповом сопротивлении изменениям?

  4. Какие методы преодоления сопротивления Вам известны?

  5. Каковы основные характеристики метода управляемого сопротивления (метода «аккордеона»)?


Тематический расчет часов







п/п

Наименование

разделов и тем

Аудиторные часы

Контр. и/или курсовые работы

Самост. работа

Всего часов

лекции

Сем. или практ. занятия

Всего

1.

Раздел. Общая характеристика стратегического менеджмента



8



4



12



Контрольная

работа



4



10

1.1

Введение.



















1.2

Основные понятия




2













1.3

Базовая модель стратегического менеджмента


















1.4

Стратегические решения




2













1.5

Виды стратегий компании



















2.

Раздел. Анализ внешней среды


8


6


14





8


14

2.1

Анализ макросреды

2
















2.2

Анализ непосредственного окружения

4


2













2.3

Системы отслеживания внешней среды

2
















3.

Раздел. Анализ внутренней среды компании


8


6


14





8


18

3.1

Общая схема диагностики компании




2













3.2

Конкурентный анализ




2













3.3

Портфельный анализ




2













4.

Раздел. Выбор стратегии

6

6

12




6

12

4.1

Основные подходы к определению стратегии


















4.2

Формирование матрицы SWOT-анализа





2













4.3

Характеристика базовых (эталонных)стратегий


















5.

Формирование конкурентных стратегий


6


4


10





6


10

5.1

Конкурентные стратегии по М.Портеру





2













5.2

Неудачные конкурентные стратегии



















6

Раздел. Реализация стратегии


4


2


6





4


8

6.1

Организационный механизм бюджеты, политики.


















6.2

Управление в условиях стратегических изменений























Итого:



40


28


68





36


72

ЛИТЕРАТУРА:
Базовый учебник


  1. Тампсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М., ЮНИТИ, 1998.
Основная

  1. Д.Аакер. Стратегическое рыночное управление. «Питер», 2002

  2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – С.-Петербург, 1999.

  3. Боумэн К. Стратегия на практике. «Питер», 2003.

  4. Виханский О.С. Стратегическое управление. «Гардарика», 1998.



Дополнительная




  1. Веснин В.Р. Стратегическое управление. М, «Проспект», 2004.

  2. Виссема Х. Стратегический менеджмент. Москва, «Финпресс», 2000.

  3. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. Москва, ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.

  4. Дойль Питер. Менеджмент: стратегия и тактика. С.-Петербург,1999.

  5. Жан-Жак Ламбен. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг «Питер», 2004..

  6. Зуб А.Т. Стратееегический менеджмент. Теория и практика. М. «Аспент Пресс», 2002.

  7. Панов А.И. Стратегический менеджмент. Москва, «ЮНИТИ», 2002.

  8. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Москва-Новосибирск, «ИНФРА-М», 1999.

  9. Минцберг Г., Куин ДЖ.Б., Гошал С. Стратегический процесс. «Питер», 2001.

  10. Минцберг Г.,Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. «Питер», 2000.

  11. Портер М. Международная конкуренция. - Международные отношения М.- 1993.

  12. Реформирование и реструктурирование предприятий. Москва, Изд-во «ПРИОР», 1998.

  13. Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. . «Питер», 2002.

  14. Д.Траут. С.Ривкин. Дифференцируйся или умирай !. Выживание в эпоху убийственной конкуренции., «Питер», 2002.

  15. Хасси Д. Стратегия и планирование. Путеводитель менеджера. «Питер», 2001.

  16. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. ИНФРА-М и Экономический факультет МГУ, 1997.


Рекомендуемые темы рефератов:


  1. Стратегические решения: особенности формирования и оценки.

  2. Внутренняя диагностика компании: определение сильных и слабых сторон.

  3. Методы позиционирования компании в отрасли.

  4. Анализ отрасли: стратегические возможности и оценка привлекательности.

  5. Методы портфельного анализа деятельности фирмы.

  6. Стратегия диверсификации: возможности синергизма и существующие риски.

  7. Стратегии интегрированного роста: преимущества и недостатки.

  8. Мотивы создания стратегических альянсов.

  9. Стратегическое управление и лидерство.

  10. Формирование стратегических установок и целей организации.

  11. Конкурентный анализ на примере конкретной отрасли.

  12. Особенности формирования функциональных стратегий (на примере одной из функциональных областей).

  13. Сценарный анализ как метод стратегического управления.

  14. Организационная структура как объект стратегических изменений.

  15. Адаптация организационной культуры к новой корпоративной стратегии.

  16. Проблема соответствия миссии и структуры организации.

  17. Создание стратегических альянсов как способ достижения устойчивых конкурентных преимуществ.

  18. Возможные стратегии продукта на разных этапах его жизненного цикла.

  19. Факторы, влияющие на выбор стратегии компании.

  20. Сравнительный анализ конкурентных стратегий компании.

  21. Особенности управления фирмой в условиях стратегических изменений.

  22. Стратегия сужения бизнеса: преимущества и недостатки аутсорсинга.

  23. Конкурентные преимущества и ресурсы компании.

  24. Управление компанией в условиях реализации стратегических изменений.

  25. Выбор стратегии компании на основе определения ее стратегического типа.

  26. Выбор стратегий на рынках, находящихся на этапе спада.

  27. Стратегии роста компании: взаимосвязь с этапами жизненного цикла организации.

  28. Методика бенчмаркинга в стратегическом управлении.



Похожие:

Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» iconПрограмма дисциплины Инвестиционно-технологическое прогнозирование для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра
Целью программы курса «Инвестиционно-технологическое прогнозирование» является формирование комплекса знаний, умений и навыков для...
Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» iconРабочая учебная программа дисциплины вариативной части
Рабочая программа учебной дисциплины вариативной части общепрофессионального цикла
Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» iconК рабочей программе дисциплины «Искусство» Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина
Дисциплина «Искусство» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины
Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» iconК рабочей программе дисциплины «Обществознание» Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Обществознание»
Дисциплина «Обществознание» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины...
Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» iconК рабочей программе дисциплины «Обществознание» Место дисциплины в структуре основной образовательной программы. Дисциплина «Обществознание»
Дисциплина «Обществознание» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины...
Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» iconК рабочей программе дисциплины Русский язык. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины...
Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» iconК рабочей программе дисциплины
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модуле Искусство
Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» iconРабочая учебная программа учебной дисциплины

Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» iconРабочая учебная программа учебной дисциплины

Программа дисциплины «Стратегический менеджмент» iconРабочая учебная программа учебной дисциплины

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации