Лекция 1 Предмет и метод экономической социологии icon

Лекция 1 Предмет и метод экономической социологии



НазваниеЛекция 1 Предмет и метод экономической социологии
Дата конвертации05.05.2016
Размер54.78 Kb.
ТипЛекция
источник

Лекция 1 Предмет и метод экономической социологии

Когда появился термин, кто его автор?

Термин «ЭС» впервые появился в 1879 в работе британского экономиста У.Джевонса «Теория политической экономии», одного из авторов теории предельной полезности.

ЭС, как научное направление, была основана социологами: Эмилем Дюркгеймом, Георгом Зиммелем и Максом Вебером. Активное развитие ЭС получила в 1980-1990 годы. Сегодня одна из наиболее динамично развивающихся областей современной социологии.

Что такое экономическая социология?

Экономическая теория (ЭТ) и экономическая социология (ЭС): где пролегают границы между дисциплинами? (см. Радаев В.В. Еще раз о предмете экономической социологии)
  • Объект исследования? НЕТ

  • Методы сбора и анализа данных? НЕТ

  • Предмет? ДА


Социология = “socio” (быть с другими, Latin) + “logos” (слово, смысл, Greek)

Экономика = “oikonomia” управление домохозяйством (Greek)

Экономическая социология = ?


Экономическая социология (ЭС)

это

Социология экономической жизни
Но экономическая теория тоже изучает экономику, в чем же тогда отличие?

Два смысла термина «экономический» (К. Поланьи):

Формальное определение – экономить - вытекает из логического взаимоотношения результатов и затрат и относится к ситуации выбора между различными способами использования средств для достижения поставленных целей.

Субстантивное (реальное) определение означает зависимость человека от природы и ее продуктов, необходимость материального обеспечения воспроизводства человеческого рода.

К.Поланьи утверждает, что эти два значения имеют мало общего между собой. Только реальное значение термина «экономический» может быть применено для исследования эмпирических экономик прошлого и настоящего.

«Экономика» --- «Хозяйство»


ЭТ изучает экономические действия, понимаемые в узком формальном смысле этого слова. Тогда как ЭС изучает «хозяйственные» действия, то есть изучает экономическое действие как форму социального действия (М.Вебер).

Экономическое действие – осуществление контроля над ограниченными ресурсами ненасильственными методами в целях удовлетворения своих потребностей.

Социальное действие – это форма деятельности, которая содержит в себе внутреннее субъективное смысловое единство и по этому смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия.

Это и есть другой предмет.



Специфика социологического подхода

(см. Радаев В.В. «Еще раз о предмете экономической социологии»)

  • ЭТ производит редукцию к обыденному, а ЭС – проблематизацию «обыденного».

  • «Естественное» в ЭТ сводится к природным, врожденным склонностям и инстинктам, в ЭС оно социально сконструировано, исторически обусловлено.

Модель экономико-социологического человека

Что означает утверждение о том, что экономические модели абстрактны?


Абстрактность модели – преимущество или недостаток?

Абстрактность = оторванность от жизни?

Приводит ли абстрагирование от частных свойств предмета к неизбежной потери связи с жизнью?

Абстрагирование – метод познания, поэтому не абстрактных моделей не бывает.

«Хорошие» абстракции и «плохие» абстракции.

Как научиться создавать адекватные модели и избегать «кривых абстракций»? В каждой из наук, исследующих экономическое поведение людей, экономике, психологии, социологии, разработаны правила, следование которым помогает создавать модели, претендующие на адекватность.

Предпосылки ЭТ:

  • экономическое поведение рассматривается изолированно от социального - многие из социальных факторов довольно стабильны (религия) социальное можно вынести за скобки и рассматривать как предзаданное (given) условие осуществления этих действий.

  • человек свободен в своих действиях и ограничен лишь имеющимися в его распоряжении ресурсами и ценами на те товары и услуги, в которых он

заинтересован мотивы действий выводятся не со слов действующих акторов, а из наблюдений за их действиями.

  • постулат о рациональности действующих субъектов, по определению Г. Беккера, «закон сохранения энергии в экономике» формулирование и тестирование гипотез




Когда данные предпосылки не работают?

Примеры - реформа пенсионного обеспечения или введение платного высшего образования.

Модели экономического и социологического человека


Модель ЭЧ:

Модель СЧ

Модель ЭСЧ

Независимый

Подчинен нормам

Социализирующийся,

способный к самостоятельному действию

Эгоистичный

Альтруистичный

Способен поступать вопреки очевидной рациональности или устоявшейся норме

Рациональный

Иррациональный

Способен переключаться от логики ЭД к логике СД

Информированный

Неспособный собрать информацию

Познающий
Принцип методологического индивидуализма в ЭС – индивид рассматривается в совокупности своих социальных связей и включенности в разнородные социальные структуры.

Формально действия индивидуальны, но выбор как целей, так средств их достижения осуществляется не из безграничного набора существующих возможностей, а определяется историей предыдущих взаимодействий, кристаллизовавшихся в социальной структуре и культуре общества.

Рациональность в ЭС не считается естественной склонностью людей, а производной от тех условий, при которых она становится возможной. Действия, которые в ЭТ представлены как рациональный расчет, на деле могут оказаться результатом переплетения экономического интереса, принуждения и социальной нормы.

Основные постулаты ЭС (М.Грановеттер, 1985)

1. Экономическое действие есть форма социального действия

  • мотивация хозяйственного действия, а не только наблюдаемое поведение;

  • изучаются мотивы, выходящие за пределы экономических целей

2. Экономическое действие укоренено в социальных структурах

  • Экономическое действие вплетено в культурные и властные отношения

  • Экономическому действию предпосланы институциональные устройства (institutional arrangements), то есть нормы и правила, регулирующие хозяйственные взаимоотношения

  • Экономическое действие вплетено в различные социальные структуры

сети межличностного общения,
организационные структуры,
социальные группы,
локальные и национальные сообщества и т.п.

3. Хозяйственные институты являются социальными конструкциями, то есть результатом действия людей (социальное конструирование институтов и структур в ходе социального взаимодействия)










Похожие:

Лекция 1 Предмет и метод экономической социологии iconЛекция 2 Основные направления экономической социологии
О месте и роли социальных факторов в объяснении экономического поведения людей. Становление экономико-социологического подхода в...
Лекция 1 Предмет и метод экономической социологии iconЛекция 4 Социальное значение денег
По отношению к деньгам в социологии нет согласованного подхода. Не так уж много социологов рассматривали деньги в качестве основного...
Лекция 1 Предмет и метод экономической социологии iconДокументы
1. /01 Предисловие. 'I HAVE A DREAM...'.doc
2. /02...

Лекция 1 Предмет и метод экономической социологии iconМетод случайных стимулов
Для активизации творческого процесса в коучинге можно использовать еще один метод метод случайных стимулов. Если точнее, это набор...
Лекция 1 Предмет и метод экономической социологии iconДисциплина «Управление природопользованием»
Определение, предмет, метод и основные задачи дисциплины «Управление природопользованием»
Лекция 1 Предмет и метод экономической социологии iconЛекция: «Как не стать жертвой преступления?»
Лекция предназначена школьным инспекторам по делам несовершеннолетних для прочтения в общеобразовательных учреждениях, рассчитана...
Лекция 1 Предмет и метод экономической социологии iconСведения о школе
Охватывает разнообразные образовательные области. Ведутся предпрофильные курсы в 9-х классах. Педагоги работают по утвержденным экспертным...
Лекция 1 Предмет и метод экономической социологии iconДокументы
1. /ИСТОЧНИКИ, ПРАВООТНОШЕНИЯ.DOC
2. /ПРЕДМЕТ,...

Лекция 1 Предмет и метод экономической социологии iconИ. Л. Савранский Ассоциативный метод (способ) поэтического мышления.
Ассоциативный метод (способ) поэтического мышления завоевывает все большую популярность в современной поэзии. Способность “мыслить...
Лекция 1 Предмет и метод экономической социологии iconПамятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вь формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации