Согласный+гласный icon

Согласный+гласный



НазваниеСогласный+гласный
Дата конвертации16.05.2015
Размер99.01 Kb.
ТипДокументы
источник

Автоматизация звука Ш в открытом слоге.

Напоминаем, что открытыми называются слоги типа "согласный+гласный".

Также напоминаем, что приступать к автоматизации можно лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный звук.

Организуем автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15-20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Произносить слоги.

ша - шо - шу
ши - ше - ша
шо - шу - ша
шу - ши - ша
шу - шо - ша
ше - ши - шо


Произносить слова.

1. С ударными слогами.

Ша: шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шо, шё: шорох, мешок, пушок, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шел, шелк, шепот, ушел, нашел, пришел, вошел.

Ши: ширь, шило, шина, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб, ошибка, машина, кувшин, шили, решили.

Шу, ше: шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, ношу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.

2. С безударными слогами.

Ша: ваша, наша, каша, крыша, Даша, Маша, Леша, Паша, Миша, Алеша, Наташа, Андрюша.

Шу, ши: шуруп, шутить, чешуя, шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.

3. Со стечением согласных в слоге.

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка, шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль, штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык.

Произносить предложения.

Наташа пишет.
Вот Маша. У Маши шляпа.
У Леши ландыши. Ландыши хороши.
Миша и Паша едут на лошадке.
У реки камыши. Река широкая.
Малыши шагают в школу. Школа большая.
Миша нашел камешек.
На дороге шумит машина.
У шиповника шипы. Шипы колючие.
В шалаше пять ребятишек.
Паша и Наташа, прошу не шуметь.
Хороша уха из ершей.
Гриша и Миша гоняют шайбу.
Леша ел пшенную кашу.
Ум хорошо, а два лучше.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дальше в лес - больше дров.


Произносить тексты.

Потешки.

Петушок, петушок, отдай Маше гребешок!

Мы кормим нашу Машу. Маша, Маша, кушай кашу.

Тише, мыши, тише, мыши! Кот пришел на нашу крышу.

Шалун Миша.

Миша - шалун. Шалил с котенком. Котенок мяукал. Бабушка отняла котенка. Ушел Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошел Миша домой.

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши!

Автоматизация звука Ш в закрытом слоге.


Напоминаем, что закрытыми называются слоги типа "гласный+согласный". В таких слогах буква Ж произносится как звук Ш, например: пишем - "лоЖка", "уЖ", произносим - "лоШка", "уШ". Сочетания букв ЧТ и ЧН произносятся ШТ и ШН; примеры: пишем - "ЧТо", произносим - "ШТо", пишем - "конеЧНо", произносим - "конеШНо".

Также напоминаем, что приступать к автоматизации можно лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный звук.

Организуем автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15-20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

Произносить слоги.

аш - ош - уш - ыш
ыш - уш - ош - аш
яш - ёш - юш - иш - еш
еш - иш - юш - ёш - яш
аш - яш - уш - юш
ыш - иш - еш - аш
яш - аш - юш - уш
иш - ыш - аш - еш


Произносить слова.

Аш: ваш, наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, башмак, башлык, кашне, каштан.

Ош: кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка.

Уш: душ, ушки, мушка, пушка, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка, пушнина, тушканчик.

Ыш,яш: вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка, камыш, малыш, Яшка, бляшка, гуляш.

Ёш, ёшь: даешь, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь, Алешка, лепешка, рыбешка, матрешка, поварешка.

Еш, ешь, иш, ишь: пешка, орешки, вешний, внешний, поешь, Бишка, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко, бревнышко, брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.

Произносить предложения.

Во дворе Бишка.
Накрой кружку крышкой.
Пташка прыгает у окошка.
Вот чашка и кашка, лепешка и ложка.
Надевай на малышку рубашку.
Наш Антошка глядит в окошко.
Вот картошка на окрошку.
Промокни пятнышко промокашкой.
Ребятишки играют в «кошки-мышки».
Бегают ребятишки-малышки - Мишки, Наташки да Машки.
Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку.
Плохо мышке одной в норушке.
Петушок с моей ладошки клюет зернышки и крошки.
У кошки ушки на макушке.
В одно ушко вошло, в другое вышло.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
Шила в мешке не утаишь.
Напишешь пером - не вырубишь топором.


Загадки.

Стоит Антошка на одной ножке. (Гриб)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

В большой избе - избушка, а в избушке - щебетушка. (Птица в клетке)

Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (Яма)

С неба падают ледышки, прямо падают в ладошки.
Есть ледышки - больше шишки. Есть ледышки меньше крошки.(Град)


Кто стоит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки? (Гриб)

Встала шапка из травы, нет под шапкой головы! (Гриб)

Потешки.

Петушок, петушок! Выгляни в окошко, дам тебе горошку!

Шапка да шубка - вот он, наш Мишутка!

Петушок, петушок! Золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка! Что ты рано поешь, детям спать не даешь?

Произносить тексты.

Кошка и мышка.

Ушли все из дома. А кошка дома. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Но кошка ее догнала.

На опушке.

Ходила Аленушка в лес. Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку. На опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. У речушки камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села Аленушка на бревнышко. Отдохнула и пошла дальше.

Ревушка.

Вышла Машенька на крыльцо и ревет.

Подошел к ней петушок и спрашивает: «Ты чего это, Машенька, ревешь? Давай лучше букашек и таракашек ловить».

«Не надо мне букашек и таракашек, буду плакать».

Подошла к Машеньке кошка: «Что ты, Машенька, ревешь? Давай мышек ловить».

«Не буду мышек ловить, буду плакать».

Подошел к Машеньке теленок и говорит: «Давай, Машенька, реветь со мной».

«Давай», сказала Машенька.

Но тут подошла к ней Буренушка-ревушка и гневно сказала: «Ты что это, Машенька, меня передразниваешь?»

Испугалась Машенька и больше не ревет.

(По И. Мазнину)

Лиса и заяц.

- Почему это. Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ноги?

- А все потому, Лисонька, что уж очень у тебя тихие шаги да уж очень острые зубы!

(Н. Сладков)

Речевой материал для закрепления правильного произношения звука Ш.

Напоминаем, что в конце слова и перед согласным буква Ж произносится как звук Ш, например: пишем - "лоЖка", "уЖ", произносим - "лоШка", "уШ". Сочетания букв ЧТ и ЧН произносятся ШТ и ШН; примеры: пишем - "ЧТо", произносим - "ШТо", пишем - "конеЧНо", произносим - "конеШНо".

Произнеси слова и подумай.

Слова: шиповник, шакал, шутник, лошадь, мышонок, мешок, мыши, уши, шипы, шина, шило, ширма, ландыши, галоши, орешник, горошек, шея, башенка, гребешок.
Что здесь может и что не может само двигаться? Какие из написанных слов относятся к животным и какие к растениям?

Вот шапка, шахта, шахматы, шаль, шайба, шампунь, шарф, шалун, шашки, шар, шорты, шов, машина, шуба, шутка, клавиши.
Во что или с чем здесь можно играть? Что из этих предметов относится к одеже? Что здесь можно увидеть и что - услышать?

Слова: шаг, иду шагом, шагать, большая ширма, шепот, шептать, шорох, нашел, шарик, пошел в школу, ушел домой, пишу хорошо, шипеть, дышать, шьют шубу, широкие шаги, шум, шуметь, шутить, тишина, малыши, ошибка, кувшин, хорошая машина, шуршать, плюшевый мишка.
Какие слова здесь обозначают действия? Какие слова обозначают предметы? Какие слова отвечают на вопросы: какой? Какая? Какие?

Слова: наш шалаш, ваш карандаш, ерш, душ, мышь, малыш, гуляш, финиш, пьешь воду, идешь на каток, хорошо поешь.
Что здесь живое и что нет? Кто может плавать? С какими из этих слов можно употребить слово ты?

Слова: кошка, шишка, пушка, мошка, шашки, подушка, мишка, мышка, крошка, катушка, игрушка, петрушка, камушки, окошко, дедушка, бабушка, домишко, лукошко, Антошка, кашка, мартышка.
К каким из этих слов можно поставить вопрос кто? И к каким - вопрос что? Что здесь может расти и что не может?

Прочти (послушай), спроси, ответь.

Даша, Антоша и Алеша идут домой.

Кто…?

Даша и Антоша шагают в ногу, а Алеша - нет.

Кто…? Что делают…?

«Алеша, иди шагом, не прыгай», - говорит Даша.

Кто…? Что говорит…?

У Наташи новая шуба и шапка.

У кого…? Что…?

Каждый день Наташа гуляет в новой шубе и шапке,

Кто…? В чем…? Что делает…?

а дома вешает их в шкаф.

Куда…?

Мышонок шуршит в мешке.

Кто…? Что делает…? Где…?

Кошка думает: «Вот бы поймать мышонка!»

Кто…? О чем…?

Но мышонок нашел дырку в мешке

Кто…? Что сделал…? Где…?

и убежал от кошки.

От кого…?

Выучи стихотворения.

Бабушка.
У бабушки нашей хватает забот:
для Тани с Наташей и вяжет и шьет.
Читает им книжки, поет перед сном,
гулять ребятишек ведет вечерком.


(З. Александрова)

Мешок смеха (в сокращении).
Шел медведь, косматый мех, нес в мешке веселый смех,
Зацепил мешком за сук - смех и высыпался вдруг.
Раскатились по тропинке тридцать три смешинки,
А за ними из мешка тридцать три смешка.


(М. Вайнилайтис)

Кто сторожит тишину?

Тише, тише, тише, тише! И тиха, и неслышна
на деревья и на крыши опустилась тишина.
За окошком на крушине даже листья не шуршат,
даже шинами машины по шоссе не шелестят.
В это время даже мыши нашей кошке не слышны.
Тишина… но нету тише пограничной тишины.


(В. Орлов)

Мошки.
Облепили лампу мошки, греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки! Обожжете ножки!


(В. Лунин)

Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь.

У Яшиного дедушки жила в клетке пушистая белочка. Яша назвал ее Пушинкой. Открыл раз Яша клетку, чтобы дать Пушинке орешек. Но шустрая Пушинка выскочила из клети и давай носиться по комнате. Вот она прыгнула к окну. А форточка была открыта.
Как ты думаешь, что случилось потом? И чем закончилась эта история?

Чтобы Даша научилась правильно поизносить звук Ш, бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинки, башенка, шашки, петушок, парашютик. Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине.

Измени предложения по образцу.

У Маши шуба. - Это Машина шуба.
У Миши машина. - …
У Паши мешок. - …
У Даши шахматы. - …
У Алеши шапка-ушанка. - …


Шить кукушонку капюшон (я шью кукушонку капюшон, ты …, он …, мы …, вы …, они …).
Шить подушку для кошки - ...
Шить штанишки плюшевому мишке - ...
Штопать штанишки плюшевому мишке - ...


Игра 1-2-3-4-5 (посчитай). Плюшевый мишка (один плюшевый мишка, два плюшевых мишки и т. д. )

Назови ласково.

Маша - Машенька, Даша - …, Паша - …, Миша - …, дед - .., зима - …, изба - …, хозяйка - …, камень - …, хлеб - …, штаны - …, мышь - …

Игра «Путаница» - составь предложения из перепутанных слов.

Кошка, мишка, штанишки, шить, плюшевый - Плюшевому мишке кошка шьет штанишки.
Кошка, мышка, за, гнаться - ….
Кухня, мышка, пышка, в, есть - ….
Шептать, мышонок, мышь, ушко, на - ….
Окошко, кошка, на сидеть - ….
Подушка, спать, дедушка, на - ….
Машина, Алеша, мишка, на, катать - ….

Скороговорки для автоматизации звука Ш.


Шила в мешке не утаишь.

Шутил, да вышутил.

Луша у душа мыла шею и уши.

Маланья вышла в поле не для гулянья.

Метил в лукошко – попал в окошко.

Наш Филат не виноват,
И ваша Ната не виновата.

Не найду я ушки
У нашей лягушки.

Пыхтит как пышка
Наш пухлый Мишка.

Я по камешкам пошел,
Шубу шелкову нашел.

Тимошкина шавка тявкнула на Пашку.
Бьет Пашка шапкой Тимошкину шавку.

Ваша Парашка,
Да наша на ней рубашка.

Времена шатки,
Береги шапку.

Макар да кошка,
Комар, да мошка.

Наш Гришка не берет лишка.

Работай до пота –
Так и поешь в охотку.

Тимошка Трошке
Крошит в окрошку крошки.

Кошка на окошке
Шьет рубашку для Ермошки.

По ремешку, по брёвешку
Боком проведу кобылку.

Вашему пономарю
Нашего пономаря
Не перевыпономарить,
Не выпономарить.

На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.



Похожие:

Согласный+гласный iconСогласный+гласный
Также напоминаем, что приступать к автоматизации можно лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный...
Согласный+гласный iconСогласный+гласный
...
Согласный+гласный iconСогласный+гласный
Речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком....
Согласный+гласный iconАвтоматизация звука [Ч] в обратном слоге
Как правило, автоматизацию звука [ч] проще начинать с обратного слога. Однако, если Вашему ребенку легче дается прямой слог, то можно...
Согласный+гласный iconУрал каменный пояс России
«К торжественному крику прибавь согласный звук, чтоб горы протянулись с севера на юг» (Урал)
Согласный+гласный iconМягкий согласный звук[Щ’]
Организовать дидактическую игру для формирования представления детей о звуке [ щ ] и для знакомства с признаками звука [щ]
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации