|
Содержание 2. Типы элективных курсов3. Организация и проведение элективных курсов 4. Ресурсное обеспечение элективных курсов |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Урывская средняя общеобразовательная школа Каменского района Ростовской области (МБОУ Урывская СОШ ) Принято на заседании Утверждено Педагогического совета приказом по МБОУ Урывская СОШ МБОУ Урывской СОШ от 29.08.2014г. №193 протокол №1 от 29.08.14 ________ М.С.Некрасова ПОЛОЖЕНИЕ об элективных курсах 1.Общие положения 1.1.Положение определяет место элективных курсов в школьном учебном плане, порядок организации и проведения элективных курсов. 1.2.Элективные курсы - это курсы по выбору обучающихся, позволяющие осуществить предпрофильную подготовку выпускников основной и входящие в состав профиля обучения на старшей ступени образования. 1.3.Цель, задачи и функции элективных курсов Цель элективных курсов: удовлетворение индивидуальных образовательных склонностей каждого школьника. Задачи элективных курсов: -повышение уровня индивидуализации обучения и социализации личности; подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности; -содействие развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда; -выработка у обучающихся умений и способов деятельности, направленных на решение практических задач; -создание условий для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений. Функции элективных курсов: предпрофильного обучения: -направление на выбор или уточнение профиля дальнейшего обучения; -определение степени готовности и обоснованности в выборе сферы будущей профессиональной деятельности. профильного обучения: -«поддержание» изучения основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне; -специализация обучения и построение индивидуальных образовательных траекторий. ^ По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов: Предметно-ориентированные: -обеспечивают для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного предмета, развивают содержание одного из базовых курсов, включая углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ; -дают ученику возможность реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области; -создают условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору, которые являются наиболее вероятными предметами для профильного обучения в старшей школе. Профильно-ориентированные: -ориентированы на получение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, т.е. данные курсы являются дополнением содержания профильного курса; -уточняют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне. Межпредметные: -обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучения смежных предметов на профильном уровне; -поддерживают мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации. Надпредметные: -обеспечивают реализацию познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на область деятельности человека вне выбранного ими профиля обучения; -знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации. ^ 3.1.Количество элективных курсов должно быть исчерпывающим, предоставляющим обучающимся возможность выбора. 3.2.Преподавание элективных курсов осуществляется по расписанию, причем элективные курсы могут быть: -внесены в расписание учебных занятий школы; -вынесены в отдельное расписание, которое отвечает действующим санитарно- эпидемиологическим правилам и нормам. После уроков разрешается их проведение не ранее, чем через 45 минут после окончания последнего урока. 3.3.Формы обучения на элективных курсах (групповые и индивидуальные) могут быть, как академическими, так и ориентированными на инновационные педагогические технологии: -практическая и самостоятельная исследовательская работа; -презентация результатов; -дискуссии, беседы; -игровые ситуации; -деловые игры; -интерактивные лекции; -построение и проверка гипотез; -дистанционное обучение (кооперация образовательных учреждений с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования) и др. 3.4.Заполнение журналов при проведении элективных курсов по выбору должно отвечать следующим требованиям: -в одном журнале могут быть записаны несколько курсов по выбору; -в журнале фиксируются сведения о прохождении программы, о посещающих элективные курсы учащихся, об отсутствующих на занятиях; -при посещении курса по выбору учащимися разных классов одной параллели список оформляется на одной странице в специальном журнале, а учащиеся перечисляются в списке группами по классам (при условии краткосрочности курса); -журнал элективных курсов является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала. ^ 4.1. Учебно-методический комплект (УМК) по элективному курсу должен включать в себя следующие основные компоненты: 4.1.1. Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов и профильного обучения на старшей ступени общего образования должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре рабочих программ; 4.1.2.Программы элективных курсов должны удовлетворять следующим требованиям: -учитывать особенности школьников, интересующихся отдельными предметами; -знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках, которые интересуют учащихся; -опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений; -нацеливать на подготовку к государственной (итоговой) аттестации; -уделять внимание формированию таких умений, как конспектирование учебного материала, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия и систематизация. -основное содержание курса может быть представлено как в виде традиционного учебника, так и в других формах (видеокурс, Интернет-ресурсы и т.д.); - методические рекомендации (разработки занятий); 4.2. Учебно-дидактическое обеспечение элективного курса включает в себя: - наглядно-демонстрационные пособия, необходимые для реализации программы курса; -оборудование для проведения экспериментов, лабораторных работ, проектной и исследовательской деятельности и др. в соответствии с программой курса; -в качестве учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия для факультативных курсов, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания, авторские разработки и пособия, имеющие рекомендации к использованию. 4.3. Эффективность преподавания конкретного курса может быть подтверждена: -анализом уровня образованности обучающихся по предметам, связанными с элективными курсами; -количественным анализом проектной деятельности обучающихся, -количеством проведенных исследовательских работ на элективном курсе; -результатами участия школьников в олимпиадах, конференциях, конкурсах и других мероприятиях, - оценочным контролем. Нормы данного контроля разрабатываются учителем и указываются в рабочей программе элективного курса. 5. Контроль за проведением элективных курсов 5.1. Контроль за проведением элективных курсов осуществляет заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе по плану, утвержденному директором школы |