«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол № 6
«__29__»___05__2014 г.
| «Утверждено»
Директор МОУ
«Калитинская СОШ»
_________ Пеххо Е. Б. «____»____________2014 г.
|
|
|
|
|
|
| «Утверждено»
Директор МОУ
«Калитинская СОШ»
_________ Пеххо Е. Б. «____»____________2014 г.
|
| «Утверждено»
Директор МОУ
«Калитинская СОШ»
_________ Пеххо Е. Б. «____»____________2013 г.
|
|
|
|
|
| Положение о рабочей программе педагога
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования, Уставом муниципального образовательного учреждения «Калитинская средняя общеобразовательная школа» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
1.2. Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС к условиям и результату образования обучающихся начальной и основной ступени образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).
1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного образования.
Задачи программы:
дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.4. Функции рабочей программы:
нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ в рамках реализации основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, относятся:
программы по учебным предметам;
программы элективных курсов, курсов по выбору;
программы факультативных занятий.
^ 2.1. Разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.
2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету).
2.3. Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование, основное общее образование и т.д.).
2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
федеральному государственному образовательному стандарту начального общего и основного общего образования;
требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего основного общего образования;
программе формирования универсальных учебных действий;
основной образовательной программе начального общего основного общего образования;
примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
федеральному перечню учебников.
2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
2.6. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.
2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
^ 3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений, выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных выходных данных (города и названия издательства, года выпуска.
3.2. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы рабочая программа может быть двух видов:
1 вид – если рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или авторской программе по предмету;
если в примерной учебной (или авторской, составленной на основе примерной) программе не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения. В этом случае учитель распределяет часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно.
2 вид – если количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год) вне зависимости от количества учебных недель в конкретном общеобразовательном учреждении (34 или 35 учебных недель);
производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;
есть необходимость разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов; рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс;
рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам составлены на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта.
3.3. Структура рабочей программы
Титульный лист.
Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего и основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
Общую характеристику учебного предмета, курса.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Содержание учебного предмета, курса.
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.
Описание методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
3.4. Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы
рабочей
программы
| Содержание элементов рабочей программы
| Титульный лист
| - полное наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения программы (согласование с заместителем директора по УВР и директором школы с указанием даты);
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
указание параллели, класса, где реализуется программа;
уровень обучения (базовый или профильный);
- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационная категория;
- год разработки программы
| Пояснительная
записка
| - соответствие рабочей программы ФГОС НОО и ООО;
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
- кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;
- сроки реализации программы;
- используемый учебно-методический комплект;
- предполагаемые результаты;
- кратко излагается система оценки достижений учащихся;
- указывается основной инструментарий для оценивания результатов;
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений (если таковые имеются).
| Общая характеристика учебного предмета, курса
| указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания).
конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса
- общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
| Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
| К какой образовательной области относится, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое кол-во часов
| Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
| Извлечения из Стандарта
| Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
| Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням
Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса).
Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).
| Содержание тем учебного курса
| - перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
основные изучаемые вопросы;
практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
требования к знаниям и умениям обучающихся к концу изучения раздела;
формы и вопросы контроля;
возможные виды самостоятельной работы учащихся
формируемые универсальные учебные действия;
| Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
| - перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела;
- темы отдельных уроков и количество часов на их изучение;
- содержание каждой темы, указание на виды деятельности учащихся;
- требования к уровню подготовки (фомируемые УУД);
- конкретизируются формы и методы контроля;
- др.
| Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
| Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы.
Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы:
Базовый учебник,
Методические и учебные пособия,
Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников,
Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе.
| Приложения к программе
| - основные понятия курса;
- контрольно-измерительные материалы
- темы проектов;
- темы творческих работ;
- инструкции практических и контрольных работ.
|
3.5.^
Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на … класс
№ п/п
| Наименование раздела программы
| Дата
| Тема урока
| Коли-чество часов
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
| Требования к уровню подготовки обучающихся (УУД)
| Вид контроля
| Д/з
(по необходимости)
| 1
| Раздел 1. …….. ( … ч )
| 1.1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2
| Раздел 2. ……. ( …. ч )
|
| 2.1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^
Рабочая программа утверждается ежегодно до начала учебного года приказом директора школы.
Рабочая программа рассматривается на заседании школьного методического объединения, анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе ОУ на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственного образовательного стандарта; проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.
На титульном листе рабочей программы ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР (подпись). Расшифровка подписи. Дата.
4.4. После согласования рабочую программу утверждает директор ОУ ставит гриф УТВЕРЖДЕНИЯ на титульном листе: подпись, расшифровка подписи, номер приказа (распоряжения) об утверждении рабочей программы, печать ОУ.
4.5. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
4.6. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу (календарно-тематическое планирование) в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР и утверждены директором школы.
4.7. Рабочие программы, являющиеся авторскими, проходят дополнительно процедуру внутреннего и при необходимости внешнего рецензирования. 5. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).
|