Мкоу «сош №7» Русский язык 3 класс «Слова с двумя безударными гласными в корне» Учитель начальных классов: Беланич Е. В icon

Мкоу «сош №7» Русский язык 3 класс «Слова с двумя безударными гласными в корне» Учитель начальных классов: Беланич Е. В



НазваниеМкоу «сош №7» Русский язык 3 класс «Слова с двумя безударными гласными в корне» Учитель начальных классов: Беланич Е. В
Дата конвертации02.04.2015
Размер139.5 Kb.
ТипДокументы
источник


МКОУ «СОШ № 7»

Русский язык 3 класс

«Слова с двумя безударными гласными в корне»

Учитель начальных классов: Беланич Е.В.








Цель:

1) Обобщить знания в написании безударных гласных.

2) Закрепить умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

3) Создать условия для применения знаний и умений по данной теме в знакомой и новых учебных ситуациях.

4) Способствовать развитию навыков индивидуальной работы, делового общения, познавательной активности, развитию речи, четкости и лаконичности ответов.

5) Воспитывать духовно богатую и высоконравственную личность, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою большую и малую родину, свой народ и культуру и уважающего традиции и культуру других народов.

Оборудование: учебник, карточки с индивидуальными заданиями, карточки со словарными словами, модули земли и солнца, проектор.
Ход урока


  1. Мотивация к учебной деятельности.


В


^ Правила Минутка чистописания Работа по учебнику



^ Словарное слово Запомним новую информацию
от карта нашего пути,
Задания на ней легко найти.
Но чтоб пройти все испытанья,
Необходимы ваши знанья
Итак, мы отправляемся
В загадочный наш путь.
Успех вам и удачу
Пускай он принесет.


^ Учитель: Чем мы будем сегодня заниматься?

Ученик: Сегодня мы будем слушать, писать, заниматься по учебнику, познакомимся с новым словом, самостоятельно работать.

  1. Чистописание.

(На доске запись)

2 – а

3 – и

4 – е

5 - ?

6 – е

Учитель: Определите, какую букву мы будем сегодня писать?

Ученик: Сегодня мы будем писать гласную букву я. В названии цифры два есть гласная буква ^ А, в названии цифры три – гласная буква И, в названии цифры четыре – первая гласная Е, в названии цифры шесть - гласная буква Е, в названии цифры пять – гласная буква Я.

Учитель: Дайте характеристику звуку, который обозначает эта буква.

Ученик: Буква Я, обозначает два звука [й] и [а], когда стоит в начале слова, после ъ или ь знаков, после другой гласной буквы, в остальных случаях эта буква обозначает один гласный звук [а]. Звук [й] – согласный, мягкий, звонкий. Звук [а] – гласный, бывает ударным или безударным.

Учитель. Пропишите образец данной буквы.

________________________________________________

________________________________________________

Учитель: На второй строке напишите букву я в соединении с той буквой, которая повторяется в записи дважды.(Учитель обращает внимание на соединение букв)

________________________________________________

________________________________________________

^ Учитель: На третьей строке напишите букву я с гласной буквой, которая не смягчает согласный звук. (Учитель обращает внимание на соединение букв)

________________________________________________

________________________________________________

Учитель: На четвертой строке придумайте и запишите: два слова, в которых буква я обозначает два звука; и два слова, где буква я обозначает один звук.

  1. Словарно-орфографическая работа.

1) (на доске даны два прямоугольника)

Учитель: Посмотрите внимательно на два прямоугольника. Определите четыре слова, которые в них зашифрованы.


я

р

м

л

о

б

ю

ж

е

з

ф

н

в

о

п

ъ

р

ь

э

й

м

а

е

м

а

к

с

ч

ц

я

ш

е

в

н

г

с

я

о

п

ы

ы

х

ф

я

с

р

к

м

о

т


























































































































































Учитель: Какие слова вы составили?

Ученик: Январь, мороз, месяцы, хоккей.

(выставляются карточки с данными словами)


месяцы

мороз

январь

хоккей

Учитель: Какое лексическое значение каждого слова?

Ученик: Январь – первый месяц календарного года. Мороз – холодное состояние воздуха, его температура ниже нуля. Месяцы – единицы исчисления времени по солнечному календарю. Хоккей – командная игра на льду на коньках (или на травяном поле) в небольшой мяч или шайбу.

Учитель: Что объединяет эти слова?

Ученик: Все слова относятся к одному времени года – зиме, которая последует за осенью.

Учитель: Какие орфограммы встречаются в словах?

^ Ученик: В слове январь непроверяемая безударная гласная я. В слове мороз непроверяемая безударная гласная о и парная согласная з на конце слова. В слове месяцы непроверяемые безударные гласные я и ы. В слове хоккей непроверяемая безударная гласная о и удвоенная согласная к.(Январь, мороз, месяцы, хоккей – я,о,з,я,ы,о,к,к).

Учитель: Из данных букв составьте новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке.

^ Ученик: Получилось слово - язык.

2) Учитель: Что такое язык?

(По индивидуальному заданию 2 учащихся читают заранее подготовленный ими текст)

Ученики: По толковому словарю С.И. Ожегова слово язык имеет несколько значений:

ЯЗЫК: подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции
Лизать языком. Попробовать на язык.

ЯЗЫК: о чем-нибудь, имеющем удлиненную, вытянутую форму. Языки пламени. . Язык ледника. Язык волны.

ЯЗЫК: ”о предметах и явлениях” то, что выражает, объясняет собой что-нибудь.

Язык фактов. Язык цветов. Язык танца.





ЯЗЫК: исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе
Учитель: Напишите слово язык. На написание какой буквы необходимо обратить внимание?

^ Ученик: В слове язык непроверяемая гласная я.

Учитель: Сделайте транскрипцию.

Ученик: [й а з ы к]

3) (На доске записаны пословицы)

Язык не деревянная лопата: знает, когда горьковато, когда сладковато. (рус. посл.)

^ Чего нет в сердечке, того нет и на языке (Каб. посл.)

Пропадет нация, утерявшая свой язык. (Балк.посл.)

Учитель: Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Найдите орфограммы.

Ученик: В первой пословице говорится о том, что наш язык может различать пищу по вкусу, но так же человек может словом, как обидеть, так и порадовать. Непроверяемые безударные гласные в словах язык и лопата, проверяемые безударные гласные в словах деревянная, горьковато и сладковато, парная согласная в слове сладковато.

Ученик: Во второй пословице говорится о том, что если сердце «пустое», то человек ничего хорошего сказать не может. В слове сердечко проверяемая безударная гласная е.

Ученик: В третьей пословице говорится о том, что если люди не будут знать свой родной язык, то они не будут знать свои традиции, песни, танцы, музыку. Проверяемая гласная в словах пропадет и утерявшая.

Учитель: Выпишите из пословиц слова на изученные правила, группируя их по орфограммам. (Письмо с комментированием)

^ Слова с непров. Слова с провер. Слова с парной

безуд.гласной безуд.гласной согласной

язык

деревянная сладковато

горьковато

сердечко

сладковато

пропадет

утерявшая

лопата

Учитель: Посмотрите на группировку слов и определите тему урока.

^ Ученик: Урок будет посвящен проверяемым безударным гласным в корне слова.

Учитель: Прочитайте правило в учебнике на странице 76. Обязательно ли проверочные слова должны быть однокоренными?

Ученик: Только с помощью однокоренного слова можно проверить безударную гласную.

  1. Физкультминутка.

Дружно встали – раз, два, три. – дети встают
Мы теперь богатыри - руки вверх
Мы ладонь к глазам приставим, - ладони к глазам
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо - поворот направо
Оглядимся величаво

И налево надо тоже – поворот налево
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще - поворот направо
Через левое плечо. - поворот налево
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки. –руки в боки

Мы владеем языком, - руки в стороны

Русским и родным еще.
Наклонились влево, вправо, - наклоны
Получается на славу! - руки в стороны

  1. ^ Проектирование и фиксация нового знания.

(На доске написано стихотворение)

Дорожите
Родным, золотым словом:
Многоликим -
Большим языком !
Нашей жизни он -
Первооснова -
Всем народам
Планеты - знаком ! (Ф.Тютчев)


Учитель: Прочитайте стихотворение русского поэта Федора Тютчева «Язык». О чем оно? Какая главная мысль кроется в стихотворении?

^ Ученик: Это стихотворение о русском языке, им нужно дорожить, ценить. Его мы слышим с рождения, читаем любимые книги.

Учитель: Найдите слова с безударной гласной в корне слова. Выпишите эти слова, выделите корень, подчеркните безударную гласную, подберите проверочное слово. Сколько проверочных слов надо подобрать, чтобы проверить слова дорожите, золотым? Сделайте вывод.

^ Ученик: К словам с двумя проверяемыми безударными гласными надо подбирать два проверочных слова.

Учитель: Теперь прочитайте отрывок из стихотворения знаменитой балкарской поэтессы Танзили Зумакуловой «Два языка».

^ Родной язык, ничем не заменимый,-

Он дорогой во всём.

Все отразилось в нем:

Земля и небо, осени и зимы.

Понятен вздох на языке родном. (Т.Зумакулова)

Учитель: О чем это стихотворение? Какая главная мысль кроется в этом стихотворении?

^ Ученик: Ничто не может заменить родной язык. Родной язык надо знать! народ не существует, если он не знает свой язык.

Учитель: Сравните эти стихотворения. Что их объединяет? В чем разница?

Ученик: В стихотворениях говорится о языке, он дорог любому народу.

Учитель: Самостоятельно выпишите слова с безударной гласной в корне слова, подберите проверочное слово, выделите корень.

^ Индивидуальное задание: (На карточках для 3 учеников)

  1. Найти слово, в котором два безударных гласных в корне слова, составить с ним предложение;

  2. Выписать слова с безударной гласной в корне слова, лексическое значение которого относится к временам года;

  3. Найти слово с безударной гласной в корне слова, в котором звуков больше, чем букв. Вспомнить несколько фразеологических оборотов с этим словом.

Учитель: Сколько слов выписали?

Ученик: Я выписал шесть слов – родной, заменимый, дорогой, земля, осени, родном.

Учитель: К какому слову нельзя подобрать проверочное слово?

^ Ученик: В этом стихотворении два слова с непроверяемой безударной гласной – отразилось, язык.

Учитель: Какую орфограмму вы применяли?

Учитель: Проверяемая безударная гласная в корне слова.

^ 6. Упражнения в распознавании проверяемых безударных гласных в корне и их проверке.

1) Работа по учебнику, упр. 114.

Учитель: Прочитайте текст. Какое грамматическое значение несет в себе слово язык?

^ Ученик: Природа говорит на языке осени, но слово язык употребляется в переносном значении, автор подчеркивает красоту осенней природы.

Учитель: У Вас на столах лежат модели солнца и земли.


Первый вариант выписывает на модель из текста слова с одной безударной гласной, второй вариант – с несколькими безударными гласными в корне слова. Обозначьте орфограмму.

После выполнения задания поменяйтесь моделями и проверьте работу своего товарища. Исправьте ошибки. Поднимите модель. У кого одна ошибка? Две или несколько?

2) ^ Учитель: Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?

Ученик: Мы сегодня работали над правописанием слов с проверяемой безударной гласной в корне.

^ Учитель: Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

Ученик: Чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне, надо подобрать однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.

3) Учитель: С чем ассоциируются у вас модели солнца и земли?

Ученик: Родина, свет, тепло, мир, Земля.

Учитель: Язык и Родина. Эти два понятия тесно связаны между собой, послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине. (Запись на доске через проектор)

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку, как мать она защищает нас от всяких врагов. А когда мы уснем навеки, она прикроет наши кости”.

Учитель: Как вы понимаете эти строки?

Ученик: Родина и язык – эти понятия неразрывны. Любишь свой язык, значит любишь свою Родину.

Учитель: Домашнее задание: выписать из этого высказывания слова с безударной гласной в корне слова, подобрать проверочные слова.

Учитель: Как дорога Родина, так дорог и мир на всей Земле. 9 мая наша страна будет отмечать 65-летие со дня великой Победы над фашизмом. Сохраните мир на нашей прекрасной Земле, любите свой язык, родителей, свою Родину. И в заключение нашего урока я хочу, чтобы вы послушали отрывок из стихотворения Роберта Рождественского «Реквием»

Ученик:

(Звучит музыка)

Помните!

Через века, через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда,—помните!

Люди!

Покуда сердца

стучатся,—

помните!

Какою ценой

завоевано счастье,—

пожалуйста, помните!

Мечту пронесите

через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет

никогда,—

заклинаю,— помните!

7. Самооценка.

Учитель: Оцените свою работу на уроке. Поднимите модели те, кто считает, что работал на уроке «отлично», а теперь поднимите модели те, кто работал на «хорошо». Всем желаю удачи. Спасибо за урок.


Данный урок разработан в соответствии с календарно-тематическим планированием по программе «Школа 2000-2100». Урок построен по структуре комбинированного урока, является развивающим и имеет следующие цели:

1) Обобщить знания в написании безударных гласных.

2) Закрепить умение находить безударные гласные в корне, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

3) Создать условия для применения знаний и умений по данной теме в знакомой и новых учебных ситуациях.

4) Способствовать развитию навыков индивидуальной работы, делового общения, познавательной активности, развитию речи, четкости и лаконичности ответов.

Организация познавательной деятельности учащихся построена через:

-планирование путей восприятия учениками изучаемого материала его осмыслением;

-использование установок в форме убеждения;

-планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

-использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений.

Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений проходит через:

-определение уровня сформированности ЗУН (на уровне обобщающих образов, «открытий», формулировки выводов;

-опора на психологические закономерности в организации мыслительной деятельности учащихся;

-формирование умений рассуждать и умозаключать.

Закрепление результатов работы прослеживается через:

- формирование навыков путем упражнений;

Обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы.

При планировании урока так же учитывались гигиенические требования (предупреждение утомления и переутомления, чередование видов деятельности, эмоциональный фон урока, темп и ритм урока).

Предусматривается использование наглядных пособий и проектора.

План урока предусматривает использование следующих методов и форм: устный опрос, фронтальная работа, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль.

С целью развития творческого мышления вопросы учителя поставлены в соответствии с проблемным методом обучения и побуждают учащихся к самостоятельной проверке результатов работы.





Похожие:

Мкоу «сош №7» Русский язык 3 класс «Слова с двумя безударными гласными в корне» Учитель начальных классов: Беланич Е. В iconПредупреждение орфографических ошибок у младших школьников при работе над непроверяемыми гласными в корне слова. Гладько Светлана Викторовна, учитель начальных классов боу «Гимназия№76»
Гладько Светлана Викторовна, учитель начальных классов боу «Гимназия№76» города Омска
Мкоу «сош №7» Русский язык 3 класс «Слова с двумя безударными гласными в корне» Учитель начальных классов: Беланич Е. В iconУчебник в двух частях А. В. Полякова «Русский язык» 2 класс Учитель боу «Гимназия №76» Кепина Елена Николаевна. Тема урока: «Проверяемые безударные гласные в корне слова» Планируемые результаты: Личностные
Формировать интерес к учебному материалу, способность к самооценке, положительную мотивацию к учебе, понимать причину успеха и неуспеха...
Мкоу «сош №7» Русский язык 3 класс «Слова с двумя безударными гласными в корне» Учитель начальных классов: Беланич Е. В iconМкоу «сош №7» Игровое занятие «В гостях у Витаминки» Учитель начальных классов: Беланич Е. В
Цели: научить детей быть здоровыми душой и телом, познакомить уч-ся с правильным питанием, c здоровыми принципами питания, с витаминами,...
Мкоу «сош №7» Русский язык 3 класс «Слова с двумя безударными гласными в корне» Учитель начальных классов: Беланич Е. В iconНа рабочие программы дисциплин учебного плана 2013 – 2014 учебный год мкоу высокогорская сош №7
Дисциплина «Русский язык» включена в базовую часть гуманитарного цикла. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины...
Мкоу «сош №7» Русский язык 3 класс «Слова с двумя безударными гласными в корне» Учитель начальных классов: Беланич Е. В iconАгаркова Ольга Владимировна учитель начальных классов учитель начальные классы: 4 класс 25 25 г. Белгород, гоу дпо белрипкппс, Федеральный государственный образовательный стандарт

Мкоу «сош №7» Русский язык 3 класс «Слова с двумя безударными гласными в корне» Учитель начальных классов: Беланич Е. В iconВнеклассное мероприятие «День птиц» Учитель начальных классов: Беланич Е. В
Ведущий. Сегодня мы отправимся в гости к птицам – нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни живут в лесу, другие – на болоте, а...
Мкоу «сош №7» Русский язык 3 класс «Слова с двумя безударными гласными в корне» Учитель начальных классов: Беланич Е. В iconДокументы
1. /R.P.Russkii_i_Literatura/Р.П. Русский язык и Литература 6,8,9,,10 кл/10 кл. -------.docx
Мкоу «сош №7» Русский язык 3 класс «Слова с двумя безударными гласными в корне» Учитель начальных классов: Беланич Е. В iconВнеклассное мероприятие День Земли! Учитель начальных классов: Беланич Е. В
Цель. Дать детям знания, что 22 апреля – большой праздник всей планеты, День Земли. Уточнить знания о планете Земля через художественное...
Мкоу «сош №7» Русский язык 3 класс «Слова с двумя безударными гласными в корне» Учитель начальных классов: Беланич Е. В iconРусский язык. Обучение грамоте Кондратьева Н. В
Иванов С. В., Петленко Л. В., Кузнецова М. И., Романова В. Ю. Русский язык. 3 класс – 2013
Мкоу «сош №7» Русский язык 3 класс «Слова с двумя безударными гласными в корне» Учитель начальных классов: Беланич Е. В iconМкоу «сош №7» Русский язык 3 класс «Сложение и вычитание двузначных чисел
«Сложение и вычитание двузначных чисел (Обобщение и закрепление изученного материала).»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации