Рабочая программа по химии для 9-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год icon

Рабочая программа по химии для 9-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год



НазваниеРабочая программа по химии для 9-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год
Дата конвертации22.05.2015
Размер153.02 Kb.
ТипРабочая программа
источник



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 города Усмани Липецкой области






РАССМОТРЕНО

на заседании МК учителей

естественно-научного цикла

Протокол № 1

от «25» августа 2014 года



Рабочая программа

по химии

для 9-А, Б, В классов

на 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка
Цели:

- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

- усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической символике;

- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа


  • Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г.№273)-фз

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089

  • Приказ Министерства РФ от 31.03.2014г №253. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год.

  • Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень)

  • Программа «Курс химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» (авт. О.С. Габриелян. – М.: «Дрофа», 2011 г.)

  • Методические рекомендации «О преподавании химии в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области»

  • Приказ от 23.04.2014г.№385 «О базисных учебных планах для ОУ Липецкой области, реализующих программы общего образования на 2014-2015 учебный год.

  • Учебный план МБОУ СОШ №3 на 2014-2015 учебный год

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3.

  • Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Усмани на 2014-2015 уч.год


Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе

– Примерной программы основного общего образования по химии;

– Программы «Курса химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений» (авт. О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2011. Программа соответствует учебнику под редакцией О.С.Габриеляна «Химия» 9 класс, М.: Дрофа 2014, 2008г.
Обоснование выбора авторской программы

Для разработки рабочей программы по химии была выбрана авторская программа О.С.Габриеляна, которая предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа в практической деятельности.

В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов веществ – металлов и неметаллов, а затем рассматриваются свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов, их применение в быту и промышленности. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов). Практическая часть распределена по соответствующим темам.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование.

  1. Урок-упражнение введен с целью приобретения умений и навыков по составлению уравнений химических реакций, подтверждающих свойства изученных неорганических и органических веществ, их генетическую связь.

  2. Практические работы по теме: «Органические соединения» способствуют использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами.


Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами:

Курс химии 9 класса продолжает курс химии 8 класса на основе периодического закона Д.И. Менделеева, теории электролитической диссоциации, рассматриваются свойства металлов, неметаллов. Большое значение уделяется вопросам получения металлов и неметаллов, соединениям и их значению. Завершается курс химии 9 класса изучением органических соединений. Значимость курса заключается в том, что повышается познавательная активность учащихся на основе полученных знаний о химических веществах.
Информация о количестве учебных часов

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год), в том числе 5 практических и 4 контрольные работы.
Формы организации образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является урок.

Типы уроков:

  • урок ознакомления с новым материалом

  • урок закрепления изученного

  • урок применения знаний и умений

  • урок-обобщения систематизации знаний

  • урок-лекция

  • урок-семинар


Для достижения поставленной программой цели и получения навыков по практическому применению полученных знаний в области химии, предусматриваются разнообразные формы обучения, такие как: беседа на основе проведения химического эксперимента, работа по тексту учебника, с терминологией и вопросами для обсуждения, анализ таблицы, беседа, индивидуальная работа, сообщения, работа в малых группах, проблемные задания, работа по вопросам в группах, работа по группам.

Технологии обучения: с опорой на личностно ориентированный подход предполагается активное использование проектной и, особенно, исследовательской деятельности с целью использования полученных знаний. Большое внимание уделяется технологиям здоровьесберегающего обучения. На учебных занятиях предполагается использование деятельностного подхода. Формирование новых понятий и способов действий, использование основных приемов мыслительной деятельности учащихся, развитие познавательных умений: вычленение, сличение, анализ, синтез, выявление противоречий, постановка вопросов, формулирование проблемы, выдвижение гипотез и пр. В это же время развиваются многие составляющие учебной деятельности (планирующие, исполнительские и др. действия). Здесь применяются приемы побуждения, общения в соответствии со структурой учебной деятельности учащегося и ее мотивационным обеспечением.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

  Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия химических проблем, существующих в современном мире. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (компьютер) и информационных технологий (электронная почта, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь задать вопрос, вести дискуссию и др.

Виды и формы контроля

1. Устные и письменные (тестовые работы).

2. Фронтальные, групповые, индивидуальные.

3. Итоговые и текущие.

4. Практические работы.

5. Контрольные работы.

6. Тестовая проверка знаний с целью подготовки к ГИА
Информация об используемом учебнике

Учебник О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» – М.: Дрофа, 2014, 2008.
Содержание рабочей программы
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (4 часа)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
ТЕМА 1. Металлы (20 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Практическая работа №1 «Получение соединений металлов и изучение их свойств».
ТЕМА 2. Неметаллы (28 часов)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».

Практическая работа №3 «Получение, собирание и распознавание газов»
ТЕМА 3. Органические соединения (12 часов)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Практическая работа №4 «Изготовление моделей углеводородов»

Практическая работа №5 «Знакомство с образующими лекарственных препаратов»

Практическая работа №6 «Знакомство с образующими химических средств санитарии и гигиены»
ТЕМА 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (4 часа)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления

Учебно-тематический план




Название темы

Кол-во часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

4








2

Металлы


20

+

+

3

Неметаллы

28

++

+

4

Органические соединения

12

+++

+

5

Обобщение знаний по химии за курс основной школы


4





+

6

Итого

68

6

4


Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны знать:

а) положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы;

б) строение, свойства и практическое значение метана. Этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, аминокислотах, белках и углеводах.

Учащиеся должны уметь:

а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;

б) характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий;

в) распознавать важнейшие катионы и анионы;

г) решать расчетные задачи с использованием изученных понятий;

д) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту

  • приготовление растворов заданной концентрации.



Литература и средства обучения:


  1. О. С. Габриелян Учебник для общеобразовательных учреждений. ХИМИЯ 9 класс, - М.: Дрофа, 2014, 2008.

  2. Габриелян, О. С. Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2011.

  3. Е.В. Савинкина и др. Сборник задач и упражнений по химии к учебнику для учащихся и учителей. - М.: Экзамен, 2006.

  4. Государственная (итоговая) аттестация в новой форме. Тематические тренировочные задания. Химия. 9 класс. ГИА-2014. Химия. 9 класс. Тренировочные варианты.

  5. О. С. Габриелян, А. В. Яшукова. Химия. 9 класс. Базовый уровень. Методические рекомендации.

  6. Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс. - М.: Дрофа, 2009.

  7. О. С. Габриелян, А.В. Яшукова. Химия 9 класс: настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2002.

  8. А. М. Радецкий. Дидактический материал по химии для 8-9 класса. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006.



Похожие:

Рабочая программа по химии для 9-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по химии для 8-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии, утверждённого приказом Минобразования России...
Рабочая программа по химии для 9-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по химии для 10 класса на 2014-2015 учебный год
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии, утвержденного приказом Минобразования России...
Рабочая программа по химии для 9-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по химии для 11 класса на 2014-2015 учебный год
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии, утвержденного приказом Минобразования России...
Рабочая программа по химии для 9-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по химии для 10 класса (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии, утвержденного приказом Минобразования России...
Рабочая программа по химии для 9-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по природоведению для 5 классов на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по химии для 9-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по истории для 5-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год
Нормативные – правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по химии для 9-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по историии для 9-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год
Нормативные – правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по химии для 9-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по истории для 7-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год
Нормативные – правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по химии для 9-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по физической культуре для 9 классов на 2014 2015 учебный год

Рабочая программа по химии для 9-А, Б, в классов на 2014-2015 учебный год iconРабочая программа по физической культуре для 6 классов на 2014 2015 учебный год

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации