Кафедра трудового и экологического права icon

Кафедра трудового и экологического права



НазваниеКафедра трудового и экологического права
Дата конвертации16.04.2015
Размер153.57 Kb.
ТипКонтрольная работа
источник
1. /Контрольная по экологии.docКафедра трудового и экологического права



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Кафедра трудового и экологического права


Контрольная работа

Вариант 4

1999 г.




Оглавление:
Стр.

I. Правовое оформление специального водопользования ……… 3

  1. Введение …………………………………………………………………………………………… 3

  2. Виды водопользования……………………………………………………………… 4

  3. Участники водных отношений……………………………………………… 5

  4. Основания предоставления в пользование

водных объектов…………………………………………………………………………… 6

  1. Прекращение прав пользования водными объектами 7

  2. Лицензирование в области водопользования………… 8

  3. Платность - как принцип водопользования…………… 10

II. Задача …………………………………………………………………………………………………… 12

Список использованной литературы………………………………………… 15

I. Правовое оформление специального водопользования.

В преамбуле к Водному кодексу говорится, что: "Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Отношения по поводу вод регулируются Водным Кодексом путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов"1.

В ст. 1 Водный кодекс определяет водный объект как сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима;

- водопользование как юридически обусловленную деятельность граждан и юридических лиц, связанную с использованием водных объектов;

- водопользователя как гражданина или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами;

- так же даёт понятие лицензии на водопользование, определяя её как специальное разрешение на пользование водными объектами или их частями на определенных условиях;

- и распорядительной лицензии - специального разрешения на распоряжение в установленном порядке правами пользования водными объектами2.

Правовое оформление водопользования нужно для того, чтобы регулировать отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

Водный кодекс определяет виды водопользования. Оно может быть общим, специальным и особым. Специальное водопользование это - использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Виды специального водопользования определяются в перечне, утверждаемом специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда1.

Общее же водопользование может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Общее водопользование может осуществляться как на водных объектах общего пользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном Водным кодексом. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Таким образом, главным различием между общим и специальным водопользованием является необходимость получения лицензии на водопользование.

Существует так же сравнительно новый вид использования водных объектов – особое водопользование. Основанием для приобретения права особого пользования водными объектами является решение Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, лицензия на водопользование и, заключенный в соответствии с ней, договор пользования водным объектом2.

В соответствии со ст. 23 Водного кодекса: участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и водопользователи. То есть – органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, а так же граждане (в том числе иностранные) и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование.

Ст. 27 Водного кодекса говорит, что водопользователь – гражданин может пользоваться водами не только для собственных нужд, но и для предпринимательской деятельности. Это право вытекает из содержания ст. 18 Гражданского кодекса РФ1, согласно которой граждане могут, в частности, заниматься предпринимательской любой иной не запрещенной законом деятельностью. В таком случае водопользователь обязан получить лицензию на водопользование.

Согласно ст.28 Водного кодекса водопользователь - юридическое лицо - вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование. Исключением здесь является забор воды для обеспечения пожарной безопасности. Он допускается из любых водных объектов и производится без особого на то разрешения бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара2.

Водный кодекс предусмотрел случаи, когда водопользователь – юридическое лицо использует водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей посредством забора воды из водохранилищ, рек, озёр, подземных и других источников при помощи водопроводных сооружений для подачи её водопотребителям в целях использования воды из водопровода в быту или различного рода производственных процессов. В данном случае водопользователь обязан осуществлять соответствующую деятельность в соответствии с лицензией на водопользование и договором пользования водным объектом3.

Согласно ст. 91 Водного кодекса водные объекты предоставляются в пользование на основании: лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Ст.54 Водного кодекса определяет договор пользования водным объектом как – соглашение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части. К договорам пользования водными объектами могут так же применяться положения гражданского законодательства о сделках, договорах и аренде.

Ст. 55 подразделяет договоры пользования водными объектами в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов на:

- договоры долгосрочного пользования водными объектами, которые могут быть заключены на срок от трех до двадцати пяти лет;

- договоры краткосрочного пользования водными объектами - до трех лет;

- договоры установления частного сервитута (забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств; водопоя, прогона скота, использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др.), когда срок не ограничен, хотя бессрочного пользования водным объектом Водный кодекс не предусматривает.

В договоре в обязательном порядке должны указываться условия, предусмотренные в лицензии на водопользование; определяющие порядок продления либо досрочного прекращения права пользования водным объектом; устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом; определяющие ответственность сторон за неисполнение требований заключенного договора.

Договор должен заключаться в соответствии с лицензией на водопользование. В случае противоречия договора пользования водным объектом условиям лицензии на водопользование указанный договор признается недействительным.

Договор пользования водными объектами необходимо зарегистрировать в государственном реестре договоров.

Ст.60 Водного кодекса предусматривает прекращение и принудительное прекращение прав пользования водными объектами. Они прекращаются в случаях:

- отказа водопользователя от пользования водными объектами;

- истечения срока, на который предоставляются в пользование водные объекты;

- смерти водопользователя - гражданина;

- прекращения деятельности водопользователя - юридического лица;

- прекращения особого пользования водными объектами;

- естественного или искусственного исчезновения водных объектов;

- перехода прав пользования водными объектами в порядке, предусмотренном водным законодательством Российской Федерации.

Принудительное прекращение прав пользования водными объектами допускается только в случаях:

- неиспользования водных объектов в течение трех лет;

- неиспользования в течение одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов;

- использования водных объектов не по целевому назначению;

- возникновения необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд;

- несоблюдения водопользователем условий и требований, установленных в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;

- запрещения использования водных объектов.

По ст. 61 Водного кодекса права пользования водными объектами прекращаются путем аннулирования лицензии на водопользование специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда либо путём расторжения договора на водопользование.

Ст. 30 Водного кодекса определяет, что право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении им 18 лет, а у юридического лица - с момента его государственной регистрации.

Лицензия на водопользование по ст. 48 Водного кодекса является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, и одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами. (Для того, чтобы возникло право пользования водным объектом необходим так же договор пользования водным объектом, заключенный между органом исполнительной власти субъекта РФ с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части).

При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопользователей и состояние водных объектов. Должны быть установлены предельно допустимые объёмы изъятия водных ресурсов, чтобы избежать их истощения. Приоритетным является использование водных объектов для питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения. Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов.

Содержание лицензии приведено в ст.49 Водного кодекса. В ней перечислены реквизиты, общие почти для всех целей и способов использования водных объектов. Это:

- сведения о водных объектах;

- сведения о водопользователе;

- сведения о водопотребителях;

- указания на способы и цели использования водных объектов;

- указание пространственных границ (координат) предоставляемых в пользование водных объектов или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды;

- сведения о лимитах водопользования;

- сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;

- сроки действия лицензии;

- требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды.

Но в лицензии должна быть учтена и специфика использования водных объектов. В комментарии к ст. 49 Водного кодекса сказано, что возможно учет специфики использования воды будет учтен в законе о лицензировании пользования водными объектами, который может быть принят в развитие Водного кодекса РФ.

Как было сказано выше - лицензии на водопользование могут быть двух видов: просто "лицензия на водопользование" и "распорядительная лицензия". В комментарии говорится, что общее у этих двух документов состоит в том, что они выдаются компетентными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда. И та, и другая лицензия являются специальным разрешением на хозяйственную и иную, разрешенную законом, эксплуатацию водного объекта или его части. Но если обычная лицензия дает право водопользователю использовать водный объект для своих нужд, указанных в лицензии, то распорядительная лицензия, кроме того, дает право получившему ее водопользователю передавать в пользование часть водного объекта другому водопользователю. Таким образом, распорядительная лицензия предоставляет возможность первому водопользователю по отношению ко второму распоряжаться ресурсами водного объекта. В результате этого происходит более упрощенный, по сравнению с получением лицензии на водопользование, переход прав пользования на часть водного объекта от одного лица (основного водопользователя) к другому лицу (вторичному водопользователю)1.

Лицензия выдаётся на установленный срок, она вступает в силу после ее регистрации. Она должна быть подписана руководителем и заверена печатью уполномоченного органа. В настоящее время порядок выдачи, оформления, регистрации лицензий на водопользование и распорядительной лицензии еще не утвержден.

Лицензия на водопользование и распорядительная лицензия в соответствии со ст. 53 Водного кодекса могут быть аннулированы до истечения срока их действия по решению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда по основаниям прекращения права пользования водным объектом, предусмотренным в Водном кодексе. Это будет являться основанием для расторжения заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Аннулирование распорядительной лицензии прекращает передачу права пользования водным объектом другому гражданину или юридическому лицу и является основанием для аннулирования выданной в соответствии с ней лицензии на водопользование и расторжения соответствующего договора пользования водным объектом.

Для воспитания должного бережного отношения к природе, неусугубления экологической ситуации в стране Водный кодекс в ст. 121 установил принципы экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов, основным из которых является платность ( то есть создание систем платежей, связанных с пользованием водными объектами; финансирования восстановления и охраны водных объектов; экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Это направлено на решение не только экологических, но и экономических задач: формирование дополнительных финансовых источников, воспроизводство водных ресурсов, повышение материальной заинтересованности в их эффективном использовании и охране и т.п. В настоящее время в качестве нормативов платежей за природные ресурсы с 1 января 1990 г. применяются "Тарифы на воду, забираемую из водохозяйственных систем"1.

Из смысла ст. 122 Водного кодекса о платности водопользования следует, что, как правило, специальное водопользование является платным. Исключение составляют граждане и организации, осуществляющие специальное водопользование для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов.

Ст. 123 Водного кодекса прямо указывает, что платежи, связанные с пользованием водными объектами, осуществляют граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование. Платежи, связанные с пользованием водными объектами, поступают в виде регулярных взносов. Порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются законодательством РФ.

Плата за пользование водными объектами – так называемый водный налог – идёт в бюджет и распределяется между федеральным бюджетом (40 %) и бюджетом субъекта РФ (60%), на территории которого осуществляется использование водных объектов.

II. Задача.

Согласно условию задачи гражданин Малов в ночь под Новый год срубил в сквере города голубую ель. Какую ответственность (виды ответственности) должен нести Малов, если учесть, что он в соответствующем порядке был признан дееспособным?

Гражданин Малов совершил экологическое правонарушение. В статье 81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" перечислены виды ответственности за экологические правонарушения: "За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную… ответственность…1".

Статья 84 данного закона предусматривает административную ответственность за экологические правонарушения, перечень которых дан в ч.1 данной статьи. Ч.1 ст.84 предусмотрена ответственность, в том числе за порчу, повреждение, уничтожение природных объектов. К таковым природным объектам в соответствии со ст.4 этого закона относятся "леса и иная растительность". За указанное нарушение налагается штраф. Размер штрафа для граждан - от однократного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации; штрафы за указанные правонарушения налагаются, в пределах компетенции, специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов2.

В статье 86 данного Закона указана обязанность полного возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением: "Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством"1.

В статье 87 говорится, что возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Суммы ущерба, взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда, возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предприятию, учреждению, организации) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде либо перечисляются в государственный экологический фонд, если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании2.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а так же вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Способы возмещения вреда оговорены в ст. 1082 ГК РФ: "Удовлетворяя требования о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить повреждённую вещь и т.п.) или возместить причинённые убытки1.

Всё вышеперечисленное так же подробно разъяснено в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 5 ноября 1998 года "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" в п.п. 14, 15, 202.

Таким образом, гражданин Малов, совершив экологическое правонарушение, должен понести административную и гражданско-правовую ответственность. Он должен быть подвергнут штрафу в административном порядке. Постановление о наложении административного штрафа может быть обжаловано в соответствии с установленной законом подведомственностью в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

При наложении гражданско-правовой ответственности, суд должен установить: является гражданин Малов дееспособным или нет. В условии задачи сказано, что он в соответствующем порядке был признан дееспособным. Значит, он будет нести ответственность на основании статей 1064, 1082 ГК РФ. Если бы он был признан недееспособным, то нёс бы ответственность на основании ст. 1076 ГК РФ (ответственность за вред, причинённый гражданином, признанным недееспособным)3.

Список использованной литературы.


  1. Нормативный материал.

1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1.Санкт-Петербург.1996.

2. Кодекс об административных правонарушениях. М. 1997.

3. Водный кодекс РФ. "Российская газета", N 227, 23.11.95, N 229, 25.11.95.

4. Комментарий к Водному Кодексу РФ.//под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юридический Дом Юстицинформ. 1997.

5. Закон РСФСР 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" //Ведомости СНД и ВС РФ, 05.03.92, N 10, ст. 457.

6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.98 N 14 "О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ" // "Российская газета", N 223, 24.11.98.


  1. Пособия.

1. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Новый юрист. М. 1998.


1 Водный кодекс РФ. "Российская газета", N 227, 23.11.95, N 229, 25.11.95.

2 См.: Там же. Ст. 1.

1 Водный кодекс РФ. "Российская газета", N 227, 23.11.95, N 229, 25.11.95. Ст.86.

2 См.: Комментарий к Водному Кодексу РФ.//под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юридический Дом Юстицинформ. 1997. Ст.87.


1 См.:Гражданский кодекс РФ. Часть 1.Санкт-Петербург.1996. С. 9.

2 См.: Комментарий к Водному Кодексу РФ.//под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юридический Дом Юстицинформ. 1997. Ст. 146.

3 См.: Там же. Ст. 29.

1 См.: Комментарий к Водному Кодексу РФ.//под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юридический Дом Юстицинформ. 1997. Стр. 14-15.

1 См.: Комментарий к Водному Кодексу РФ.//под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юридический Дом Юстицинформ. 1997. Ст. 121.

1 Закон РСФСР 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" //Ведомости СНД и ВС РФ, 05.03.92, N 10, ст. 457.

2 См.: Закон РСФСР 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" //Ведомости СНД и ВС РФ, 05.03.92, N 10, ст. 457.

1 Там же.

2 См.: Закон РСФСР 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" //Ведомости СНД и ВС РФ, 05.03.92, N 10, ст. 457.

1 См.: Гражданский кодекс РФ. Часть 1.Санкт-Петербург.1996. С. 475, 485.

2 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.98 N 14 "О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ" // "Российская газета", N 223, 24.11.98.

3 См.: Гражданский кодекс РФ. Часть 1.Санкт-Петербург.1996. С. 481.





Похожие:

Кафедра трудового и экологического права iconНа пришкольном участке Цели и задачи работы на пришкольном участке
Способствовать развитию трудового, эстетического, экологического, физического и нравственного воспитания
Кафедра трудового и экологического права icon«Эколого-краеведческая работа в школе на примере работы клуба
А так же является неотъемлемым звеном школьного краеведения, как части курса кубановедения в начальных классах и выступает важным...
Кафедра трудового и экологического права iconПравила внутреннего трудового распорядка для работников
Настоящие правила внутреннего трудового распорядка устанавливают взаимные права и обязанности работодателя (школы) и работника, ответственность...
Кафедра трудового и экологического права iconПредседатель профсоюзного комитета мбоу сош №71 городского округа
Настоящие правила внутреннего трудового распорядка устанавливают взаимные права и обязанности работодателя (школы) и работников,...
Кафедра трудового и экологического права iconПравила внутреннего распорядка школы
Тпврш в организации определяют трудовой режим, внутренний распорядок работы, порядок применения к работникам мер поощрений и взысканий,...
Кафедра трудового и экологического права iconПравила внутреннего трудового распорядка мбоу дод мо плавский район «Детско-юношеская спортивная школа»
...
Кафедра трудового и экологического права iconПравила внутреннего трудового распорядка для работников мадоу детский сад №12 калининского района городского округа город уфа республики башкортостан
Правила внутреннего трудового распорядка мадоу локальный нормативный акт, который регламентирует работу в соответствии со ст. 190...
Кафедра трудового и экологического права iconПриказ от 20 г. № Положение об общем собрании трудового коллектива общие положения
Настоящее Положение об общем собрании трудового коллектива (далее – Положение) устанавливает полномочия трудового коллектива мбоу...
Кафедра трудового и экологического права iconРешение общего собрания трудового коллектива считается принятым, если за него проголосовало не менее 60% присутствующих
Потребовать обсуждения общим собранием трудового коллектива любого вопроса, касающегося деятельности школы, если его предложение...
Кафедра трудового и экологического права iconКафедра общей и клинической фармакологии Заведующий кафедрой

Кафедра трудового и экологического права iconТесты обычные репродуктивные Содержание трудового правоотношения составляет
Если срок трудового договора, заключенного на три года, истек, однако ни работник, ни администра­ция предприятия не потребовали прекращения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации