|
Тема урока: Родина человечества. Как появился человек. Слатвинская Г.К., учитель начальных классов МБОУ «Курасовская СОШ» Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о родине человечества, о появлении человека на Земле. Предметные задачи: объяснять причины возникновения наиболее благоприятных условий в Африке для зарождения человечества; сравнивать условия жизни в различных природных зонах Африки; знакомиться с различными теориями появления человека на Земле. Метапредметные: Регулятивные: содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; Познавательные: осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; Коммуникативные: развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); Личностные: содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Тип урока : изучение нового материала Оборудование: физическая карта мира, карта природных зон, презентация, проектор, экран, компьютер, учебник «Окружающий мир» для 3 класса под ред. Н.Дмитриевой, А.Казакова; рабочая тетрадь, карточки с заданиями работы в парах, группе. Ход урока: I. Организационный момент. Встало солнце кислое, смотрит - небо скисло, В кислом небе кислое облако повисло… И спешат несчастные кислые прохожие И едят ужасно кислое мороженое. Даже сахар кислый! Скисло все варенье, Потому, что кислое было настроение! - Ребята, с каким настроением вы начинаете урок? Поднимите карточку-сигнал. Надеюсь, ваше хорошее настроение вас не покинет весь день. Отличных вам отметок и успешной работы. Продолжите фразы: 1). Я хочу узнать … 2). Я буду на уроке… 3). Я желаю ребятам… IΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. На Земле около 1 000 000 разных видов животных. И каждый вид живет в своем мирке, в своей природной зоне, к которой он приспособился. – Что произойдет с белым медведем, если его переселить в тропики? (Он погибнет от жары, у него очень теплая шуба.) – Посмотрите на картинку (Московский зоологический сад). Может Вас что-либо удивило? (Рядом слон и белый медведь, в жизни так не бывает.) В каких природных зонах обитают эти животные? Жираф – родина – африканская саванна, ощипывает листья с деревьев. Белый медведь – бассейн превратили в Северный Ледовитый океан, надо следить, чтобы вода не нагревалась. Кенгуру – родина Австралия. Бурый медведь – лесная зона России. Верблюд – пустыня Азии, Африки, питается колючками. Где можно увидеть этих животных вместе? (в зоопарке) Можно ли назвать человека, который живет в лесу – лесным, в степи – степным? (человек может жить везде) Но так было не всегда. Было время, когда человек был не хозяином природы, а ее рабом, и зависел от природы. Садясь в машину времени, Летим скорей назад. Туда, где сделал человек Свой самый первый шаг. - Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? -Верно, мы с вами продолжаем путешествовать по интересному и загадочному материку Африке и постараемся ответить на вопросы: Как зародилось человечество? Где зародилось человечество? III. Этап проверки домашнего задания: -Пожалуйста, расскажите всё, что вы помните об Африке. (Природные зоны: зона влажных экваториальных лесов - располагается вдоль экватора, весь год один единственный сезон – вечное лето. Здесь обилие тепла и влаги. Деревья вырастают с двадцатиэтажный дом; Африканские саванны – это равнины с высокой травянистой растительностью и редкими деревьями. Здесь два сезона года: зимний – сухой и жаркий и летний – влажный и жаркий. В летний сезон дождей много влаги. В зимний сезон наступает пора засухи. Слоновая трава достигают в высоту 2-3 метра, а дерево баобаб обхватить могут несколько человек. Пустыни – самая большая пустыня мира - Сахара. -Что вы можете сказать о поверхность земли в пустыне? -Расскажите о растениях зоны пустынь. - Что известно о животном мире этой зоны? III. Физминутка. Мы топаем ногами: топ-топ-топ, Мы хлопаем в ладоши: хлоп-хлоп-хлоп, Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, И бегом, бегом, бегом. (Бег на месте.) И немного шагом, А сейчас тихонько сядем. IV. Подготовка учащихся к работе на основном этапе – Какое животное сам человек: лесное, степное, горное? Можно назвать человека, который живет в лесу, лесным, а человека, живущего в степи, степным? Как вы думаете?– Приведите примеры. – Какой вывод делают авторы книги? – Но так было не всегда. Задача нашего урока заключается в том, чтобы размотать этот клубок эволюции человека и ответить на вопросы: откуда взялся человек на Земле? Какие потребовались условия? V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Родина человечества. - Вы уже знаете, учёные считают, что зарождение человечества произошло в саванне Африке. Действительно, останки самого древнего человека нашли в Африке. Как вы думаете, в каких природных условиях в Африке мог появиться человек? Не называйте зону, опишите условия. ( Там, где всегда тепло, ведь они не умели шить одежду и домов у них не было. – Самые первые люди не умели пользоваться огнем. – Но еще должно быть много питания. Чтобы было что собирать, на кого охотиться. – Около экватора. Там вечное лето. – Тепло в Африке везде.) Останки самого древнего человека найдены на юго-востоке Африки. 2.Происхождение человека. - Существует три версии появления человека на Земле: религиозная, космическая и эволюционная. Работа с учебником. Извлечение нужной информации. – Откройте свои учебники на с. 48 и прочитайте, что об этом пишут авторы учебника. – Назовите версии происхождения человека, какие «за» и «против» у этих версий, составьте схему. 1. Человек создан богом из глины:
2. Пришельцы из космоса принесли на Землю жизнь: ↓ У древних людей слабый уровень развития 3. Ученые считают предками человека вымерших человекообразных обезьян. – Почему у последней версии больше сторонников среди ученых, чем противников? (Эта версия наиболее обоснована.) – А какая версия больше нравится вам? Почему? VI.Этап первичной проверки понимания изученного. Работа в парах. Ч т о о т л и ч а е т ч е л о в е к а о т о б е з ь я н ы? - Мы выяснили, что ученые считают нашими предками обезьян. Посмотрите на задание на с.48. Обсудите в парах, в чём различие между человеком и животным. (Обсуждая вопрос о различиях между человеком и животными и общим между ними, дети выберут из предложенных признаков: 1) то, что свойственно только человеку – умение думать, рисовать, смеяться, сочинять; 2) то, что объединяет человека и других животных – двигаться, дышать, охотиться, питаться, размножаться, плавать). - Зачем человеку речь? Обладают ли речью животные? VII.Включе ние в систему знаний. Работа в группах. Поработайте с текстом и скажите, сколько вы обнаружили в нем ошибок, исправьте их. Первобытные люди жили в (хижинах) пещерах и землянках. Вся их одежда состояла из одних шкур. Однажды они заметили, как в дерево ударила молния. Люди очень (обрадовались) испугались. Опомнившись, они вытащили горящие сучья. Огонь стал первым (врагом) другом и помощником человека. Из камней они делали (украшения) инструменты и оружие. (Мужчины) женщины и дети собирали плоды, ягоды и грибы. (Старики) взрослые и здоровые мужчины ходили на охоту. Если не находили пищи, то (покупали ее на рынке) отправлялись в дальний путь в поисках добычи. VIII. Рефлексия учебной деятельности.
1. Учебник. Стр. 46–48 2. Рабочая тетрадь. Задание 36. 3. Подготовиться к аукциону знаний по теме «Жизнь человека разумного»; поисковая работа: подобрать интересные факты из жизни древних людей. |
![]() | Классный час «Моя малая Родина» Цель: уточнить понятия «Родина», «малая родина», расширять знания детей о родном поселке, его прошлом, истории его образования | ![]() | Красавица народная Подготовила «Красавица народная, Как море полноводная Как Родина свободная, Широка, глубока, сильна» |
![]() | Проблемная ситуаци Под историей я традиционно понимаю прошлое развитие человечества, а, говоря об истории как науке, имею в виду всемирную историю,... | ![]() | Может случиться так, что на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который наиболее вероятен Цель: выявление уровня развития коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников как стержневых в профессиях типа... |
![]() | Документы 1. /Родина МИ/5 класс рабочая программа.doc 2. /Родина... | ![]() | Задача-доминанта осмысление и принятие Человека как ценности: «Человек цель и мера всех вещей» сроки Гражданские обязанности, гражданские свободы" 2003/2004 учебный год "Твои права, человек" 2004/2005 год: «Я гражданин России» |
![]() | Л. В. Шапошникова град светлый новое планетарное мышление и Россия Россия. Совпадение, случившееся в истории человечества, несло в себе таинственный смысл, как будто сама эволюция ставила научный... | ![]() | Об итогах предметных олимпиад Участвовали учащиеся 7 классов (161 человек), 8 классов (201 человек), 9 класса (336 человек), 10 класса |
![]() | Приложение №3 -04. 02. 2015 Бесарабия в миналото как т о е била люлка на българската държава, така била и родина на българското опълчение борещо се за свободна... | ![]() | Права и обязанности несовершеннолетних Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления... |