Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5,6 классов icon

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5,6 классов



НазваниеВнеклассное мероприятие по математике для учащихся 5,6 классов
Дата конвертации17.04.2015
Размер135 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
источник




Внеклассное мероприятие по математике

для учащихся 5,6 классов


« Геометрические фигуры в архитектуре»


Учитель: Качалова Валентина Викторовна, учитель математики МКОУ Неклюдовской ООШ.
Цели:

  • Познакомить учащихся с новым учебным предметом «геометрия», с историей возникновения этой науки.

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о плоских геометрических фигурах.

  • Дать первоначальные сведения о пространственных геометрических фигурах.

  • Показать взаимосвязь между геометрическими фигурами и архитектурой.

  • Воспитывать интерес к геометрии, как к науке - необходимой в практической деятельности человека.

  • Развивать пространственное воображение, логическое мышление, внимание, сообразительность, творческую самостоятельность.

Оформление:

1.Плакат- эпиграф на доске: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия»

французский архитектор Ле Корбюзье, начало 20 века.

2. На доске плакат со словами : «Геометрические фигуры и архитектура»,

3. Презентация Зайцевой Лены, ученицы 9 класса, «Архитектурные шедевры Владимирской области».

4. Геометрические фигуры – плоские и пространственные ( точка, прямая, луч, отрезок, многоугольник, треугольники, четырехугольники, круг, овал, цилиндр, шар, конус, призма, куб, пирамида, параллелепипед – для таблицы ).

5. Учебники «Алгебра», «Геометрия».

6. Детская игра «Мозаика».

7. Презентация «Паркеты, орнаменты, мозаики, витражи).

8. Кусок бревна цилиндрической формы, мяч, шишка,

9. Рисунки зданий, где присутствуют пространственные геометрические тела.

10. Пирамида Хеопса (фото).

11. Таблица:

Геометрические фигуры

Плоские

Пространственные

точка

цилиндр

…..

….


І. ВСТУПЛЕНИЕ.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие по математике. Этот предмет вы изучаете с 1 по 6 классы, а, начиная с 7 класса, предмет математика разделится на 2 предмета – алгебру и геометрию ( показать учебники). Алгебра – это наука о числах и выражениях, а геометрия – это наука о фигурах. Как же зародилась наука «ГЕОМЕТРИЯ»? Об этом расскажут девочки 7 класса.

Ученик: Считается, что геометрия зародилась в глубокой древности у египетских землевладельцев. После каждого разлива реки Нил им заново приходилось разбивать поля на участки. Для этого надо было уметь измерять площади различных фигур: ведь поле могло иметь какую угодно форму. Египтяне занимались «землемерием». Древние греки заимствовали у египтян их геометрические знания. Именно в Древней Греции геометрия сформировалась как наука. Само название науки «Геометрия» - древнегреческого происхождения. Оно составлено из двух древнегреческих слов Ге-Земля и метрео –измеряю – «землемерие»

Для первобытных людей важную роль играла форма окружающих их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, вкусные орехи от горьких. Особенно вкусными им казались орехи кокосовой пальмы, которые имели форму шара. А добывая каменную соль, люди наталкивались на кристаллы, имеющие форму куба. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими фигурами. Специальных названий для геометрических фигур не было. Говорили «Такой же, как кокосовый орех» или «Такой же, как соль».

А когда люди стали строить дома из дерева, пришлось подумать о том, какую форму следует придавать стенам и крыше, какой формы должны быть бревна. Строя жилища и храмы, украшая их, занимаясь землемерием, измеряя расстояния и площади, объемы, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Возникновение геометрических знаний связано с практической деятельностью человека. Например, слово «линия» возникло от латинского слова «лен, льняная нить».

Основателем геометрии, как науки считают Пифагора, который превратил ее из набора практических советов в стройную науку.

Геометрия стала наукой о свойствах геометрических фигур.

Наиболее удачно была изложена геометрия, как наука о свойствах геометрических фигур, греческим ученым Евклидом в своих книгах «НАЧАЛА». Произведение состояло из 13 томов.

В течение многих веков «НАЧАЛА» были единственной учебной книгой, по которой изучали геометрию. Постепенно появлялись и другие учебные книги по геометрии.

Геометрия непрерывно развивалась. И если мы посмотрим вокруг, то увидим ,что

мир, в котором мы живем, наполнен геометрическими фигурами.(обращение к эпиграфу: «Я думаю, что никогда, до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – ГЕОМЕТРИЯ».

И сегодня наше мероприятие посвящено «Геометрическим фигурам в архитектуре.

Что такое геометрия- мы выяснили ( наука о фигурах – о геометрических фигурах)

А кто знает, что означают слова «архитектура», «архитектор»?

В древнегреческом языке существовали два слова «архи»- «старший», и «тект» - «строить». Из этих слов образовалось третье слова «архитектон» - начальник строительных работ. Древние римляне переделали его в «архитектор». А здания, построенные по планам архитектора стали называть архитектурой.

Итак, архитектура это наука о строительстве зданий и их украшении. И сегодня мы посмотрим , где же в архитектуре можно встретить геометрические фигуры.

ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ІІ.1. Виды геометрических фигур.
Учитель:

Человека окружают геометрические тела самой различной формы. Простейшим из них дали названия.

Перед вами фигуры (Часть плоских фигур прикреплена к доске, пространственные фигуры стоят на столе). Как вы думаете, а эту фигуру мы куда поместим …, а эту … и т.д. (размещаем остальные фигуры)

Фигуры: шар, круг, куб, квадрат, параллелепипед, призма, прямоугольник, пирамида, многоугольник, усеченная пирамида, цилиндр, треугольник, прямая, конус и другие.(плоские фигуры прикрепляются на доску, пространственные ставятся на стол).

Вы заметили, что фигуры отличаются друг от друга, их разделили на 2 группы.

Почему?

Геометрические фигуры




Плоские

Пространственные

(объемные)

ІІ.2. Геометрические фигуры и архитектура на плоскости.
2.1. Плоские геометрические фигуры.
Ведущий:

Поговорим о фигурах, которые вам уже знакомы.

- точка

- прямая ( луч, отрезок, ломаная – родственные фигуры)

- многоугольники
Рассмотрим некоторые их виды:

-треугольники (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные, равнобедренные,

равносторонние);

- четырехугольники ( прямоугольник, квадрат).

Существуют и другие виды четырехугольников (ромб, трапеция, параллелограмм – показ фигур с их последующим закреплением на доску с левой стороны таблицы), с ними вы познакомитесь в старших классах, когда будете изучать геометрию.

- круг ( овал – родственные фигуры)

Вопрос: Какие это фигуры – плоские или пространственные?

Да, это плоские фигуры, так как они целиком лежат на плоскости.

( открывается левая сторона таблицы «Геометрические фигуры»)

Ведущий:

Итак, геометрические фигуры бывают плоскими – это… (зачитываются

слова – названия фигур с плаката)
ЗАГАДКИ

А братишка мой, Сережа,

Математик и чертежник –

На столе у бабы Шуры

Чертит всякие …(фигуры)
Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны,

Ну, пожалуй, и довольно!

Получился … (треугольник)
Эта странная фигура,

Ну совсем миниатюра!

И на маленький листочек

Мы поставим сотни …(точек)
Он от солнца прилетает,

Пробивает толщу туч

И в тетрадочке бывает,

А зовется просто - …(луч)
Едет ручка вдоль листа

По линеечке, по краю –

Получается черта,

Называется …(прямая)
Это форма у клубка,

У планеты, колобка,

Но сожми ее дружок,

И получится … (кружок)
Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте дети дружно –

Получился бы …(овал)
Если встали все квадраты

На вершины под углом бы,

То бы видели ребята

Не квадраты мы, а …(ромбы)
Он и острый, да не нос,

И прямой, да не вопрос,

И тупой он, да не ножик,-

Что еще таким быть может?(угол)
Если у квадрата отрезать все углы, сколько углов останется?

Стихотворение: (выходят ученик – в руках треугольник и квадрат )
Жили – были два брата:

Треугольник с квадратом

Старший – Квадратный

Добродушный, приятный,

Младший – треугольный,

Вечно недовольный

Стал спрашивать квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему:

«Смотри, ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!»

Но квадрат ответил:

«Брат! Я же старше, - я Квадрат!»

И сказал еще нежней

«Неизвестно кто нужней!»

Но настала ночь и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато,

Срезать старшему углы. (отрезает у квадрата углы и показывает)

Уходя, сказал:

«Приятных я тебе желаю снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!»

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад

Поглядел он, нет квадрата,

Онемел, стоял без слов…

Вот так месть!

Теперь у брата

Восемь новеньких углов!


    1. Архитектура плоских фигур.


Ведущий:

Давайте еще раз вспомним, как называется тема нашего мероприятия?

(«Геометрические фигуры в архитектуре»).

А где в архитектуре используются плоские фигуры?

Посмотрите на экран. ( презентация- от геометрических фигур - к паркету, у ведущего в руках указка)

Слайд 1:

- Назовите эти геометрические фигуры.

- К какой группе фигур они относятся???

- О плоских геометрических фигурах мы поговорили, но причем здесь архитектура?
Слайд 2:

-Какую плоскую геометрическую фигуру вы видите? ( ведущий показывает на нее указкой)

- А это какая фигура? и т.д.

- О чудо! шестиугольник + еще шестиугольник + квадратик и т.д. и перед нами

красивый рисунок.

А если эти фигуры изготовить из тонких деревянных планок и уложить в виде рисунка на пол ( такого), то получится паркет. А паркет – хотя и состоит из геометрических фигур, не является геометрической фигурой. Им покрывают полы, а это уже архитектура.

Слайд 3:

Посмотрите, какими могут быть паркеты, а значит и полы в домах.

Дома можно украсить не только паркетами, их можно украсить орнаментами, мозаиками, витражами (презентация различных паркетов, мозаик, орнаментов, во время которой ученики по очереди знакомят с этими понятиями).

Ученики:

Орнамент ( от латинского слова – украшение) – это повторяющийся узор. Узор представляет сочетание геометрических и других фигур. В архитектурных сооружениях используют для украшения стен, потолков и т.д.
Мозаика – это слово вам хорошо известно с детства. Кто из вас не составлял из мозаики различные изображения? ( показ игрушки «Мозаика»)

Что представляет из себя каждый кусочек мозаики? ( возможные варианты ответов – круг, шестиугольник и т.д.)

Мозаика – это орнамент или изображение, составленное из различных кусочков мрамора, окрашенного стекла, разноцветных камешков и т.д.

Мозаикой украшают стены и полы домов, церквей, наиболее богатых зданий.
Витраж ( от латинского слова стекло) – это застекление окон или дверей из кусочков разноцветного стекла или другого просвечивающего материала.

ИГРА – Раскрасить Мозаику, показать какие плоские фигуры используются.

ІІ.3. Геометрические фигуры и архитектура в пространстве.

Ведущий:

А теперь посмотрите на эти фигуры ( на столе стоят пространственные фигуры). Треугольники, многоугольники, круги и т. д. мы поместили на плоскости, т. е. они целиком лежат на ней.

А кто хочет попробовать поместить на плоскость эти фигуры, чтобы они полностью, целиком лежали на плоскости? Получилось? Нет!

Такие фигуры помещаются только в пространстве и называются пространственными геометрическими фигурами или объемными( открывается правая часть таблицы «Геометрические фигуры»).

Простейшие из них вам знакомы – это куб и прямоугольный параллелепипед (показ).

А о некоторых других вам сейчас расскажут ученики старших классов. Кто – то услышит о них впервые, кто – то уже слышал о них.

( демонстрация фигур учениками и рассказ о фигурах)
Ученики:

Мы расскажем вам о трех фигурах. Это шар, цилиндр и конус. Эти фигуры похожи между собой: во-первых они все объемные, а во-вторых они все катаются (показ).

Но в то же время они и отличаются друг от друга:

Шар : посмотрите на эту фигуру – она не хочет лежать на столе, она катится во все стороны, как мяч. Да и название этой фигуры произошло от греческого слова «мяч», что в переводе означает «шар». Итак, эта фигура называется «шар».

Эта фигура пространственная, поэтому сам шар я не могу поместить на доску, вы же не смогли этого сделать, поэтому на доску нам придется поместить рисунок цилиндра. (открывается слово «шар» и прикрепляется рисунок шара на доску»

А эта фигура называется цилиндр.

Очень давно, когда не было еще машин и тракторов, и ни какой другой техники, люди, чтобы перетащить тяжелый груз с одного места на другое, использовали катки из дерева. Они подыскивали прямое дерево и отрезали от него кусок. Этот кусок и служил катком. А в переводе с греческого «каток» или «валик» означает «цилиндр». Посмотрите как они похожи (показ кусок бревна и цилиндра).

Цилиндр – это тоже пространственная фигура, которая умеет кататься, но не как шар – она катается «туда-сюда, туда-сюда», а еще эта фигура может стоять. А стоять она может на основаниях у нее из 2. Посмотрите, а какую форму имеют основания (круглую). Ребята, а это у цилиндра боковая поверхность – на ней она катится.

Цилиндр я тоже не могу поместить на доску – это же пространственная фигура, поэтому на доску нам придется поместить рисунок цилиндра.

Попробуйте из стоящих здесь фигур найти еще цилиндры.

А эта фигура называется конус.

Она тоже пространственная и тоже катается, но по особенному. Она катается по кругу. У конуса , как и у цилиндра есть основание, но только одно. И еще у него есть вершина.

Посмотрите, как похож конус на шишку. Действительно, слово «конус» произошло от греческого слова «шишка». А вот его рисунок (ученик закрепляет на доске рисунок конуса).

Мы познакомились с вами с этими фигурами. Как они называются? Скажите, а имеют ли эти фигуры какое-то отношение к архитектуре.

Слайд:

Конечно – да. Посмотрите на это здание архитектуры – это … Вы видите, что все это здание состоит из геометрических фигур. Покажите и назовите их.

Ведущий:

Ребята, а я в этом строении вижу еще и другие пространственные фигуры.

И я вам расскажу еще о двух пространственных геометрических фигурах.

Перед вами еще одна фигура (призма). На какую фигуру она больше похожа (цилиндр)? Чем они похожи?(два основания) А чем отличаются? (конус катается, а пирамида нет)

Фигура, похожая по форме на цилиндр, называется – призма. Слово «призма» произошло от греческого слова, которое означало «опиленная»

Если у цилиндра боковая поверхность гладкая, то у призмы – ребристая, как будто опиленная со всех сторон .Боковая поверхность призмы состоит из граней, а место соединения граней называется – ребро.

Основаниями призмы являются многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и т.д.) – если основанием является треугольник, то и призма называется треугольной, и граней у нее три и ребер три, у четырехугольной призмы основаниями являются два четырехугольника, граней четыре, ребер тоже четыре.

Я помещаю рисунок призмы на доску, а еще к нему я помещаю рисунки куба и прямоугольного параллелепипеда, потому что они тоже призмы. ( на доску закрепляются рисунки призмы, куба, параллелепипеда кучкой – семейкой).

А у этой фигуры тоже есть пара, т.е. фигура похожая на нее. Найдите среди данных фигур фигуру, похожую на эту (показывает пирамиду).

А кто сможет назвать из чего состоит призма? ( одно основание, вершина, грани , ребра)

А кто из вас знает почему эту фигуру назвали пирамидой?

. Слово «пирамида» вам знакомо с уроков истории. Как архитектурные сооружения пирамиды впервые появились в Древнем Египте. Словом «пирамида» греки называли сооружения, которые воздвигали египтяне в память о своих фараонах.

Слайд:

Самая большая из них – пирамида Хеопса имела высоту 146м и длину одной из сторон основания около 230м.

Итак, из чего состоит пирамида? (одно основание, вершина, грани, ребра)

Учитель: Ребята вы познакомились с пространственными фигурами. Давайте еще раз назовем их.( показ фигур, дети их называют)

- У какой фигуры нет основания?

- А у какой их два?

- А у каких фигур есть вершины?

- А что есть у призмы, но нет у цилиндра?

ИГРА «Черный ящик» (С закрытыми глазами определить фигуру из ящика на ощупь – фигура пространственная)
Ученик:

В строительстве, в архитектуре, обычно используют сразу несколько пространственных геометрических фигур, их сочетание ( показ изображения Золотых ворот г.Владимир).

В основу построения Золотых ворот положен куб……

(см Презентацию Зайцевой Л.)

Игра - соревнование на тему «Геометрические фигуры и архитектура».

Подвижная игра Ученики( по классам) получает фигуры. На экране архитектурное сооружение. Собрать фигуры, из которых оно состоит. Назвать эти фигуры.
ІІ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Наше занятие подошло к концу.

Так как вы думаете, нужна геометрия архитектору?

Где в архитектуре встречаются геометрические фигуры?

Благодаря геометрическим знаниям архитекторам удалось построить великолепные дворцы, храмы, памятники и обелиски, фонтаны и многое другое. Некоторые из них построены очень давно, некоторые недавно. Наша Владимирская земля тоже богата памятниками архитектуры, некоторым из них более В этом году Владимирской губернии исполняется 230 лет.

Давайте посмотрим презентацию об архитектурных шедеврах Владимирской губернии. (показ презентации).

Сегодня, вы увидели, что все архитектурные сооружения состоят из геометрических фигур. Попробуйте дома побыть архитекторами. Слепите из пластилина геометрические фигуры и постройте из них волшебный замок.



Похожие:

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5,6 классов iconВнеклассное мероприятие для учащихся 9-го класса Математическое путешествие в мир гармонии Цели: Развитие познавательного интереса к предмету
Формирование у учащихся эстетического восприятия мира через математические законы
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5,6 классов iconВнеклассное мероприятие для обучающихся 1 4 классов под названием: «Праздник с мамой встретим вместе, для нее стихи и песни!»
Участвовали в концертной программе все обучающиеся 1-4 классов. Свою любовь, ребята выражали в песнях, стихах, сценках и танцах....
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5,6 классов iconВнеклассное мероприятие по географии для 7-8 классов. Какой материк земли самый жаркий ?
Какой океан расположен между четырьмя материками: Азией, Австралией, Антарктидой и Африкой
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5,6 классов iconВнеклассное мероприятие для 9-11 классов к 100-летию со дня рождения Д. С. Лихачёва Библиотекарь: Михина Татьяна Викторовна
Он разделил с Россией все испытания, сохранив при этом в себе то, что и является, по существу, главным национальным достоянием: абсолютную...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5,6 классов iconВнеклассное мероприятие по математике «Брейн- ринг» в 5-х классах Цель мероприятия : повторение полученных знаний по материалу четвертого класса
Оборудование: раздаточный материал к этапам конкурса, плакат с прямыми, точками, отрезками и лучами; задания к устному счету написать...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5,6 классов iconВнеклассное мероприятие по информатике : "Умники и умницы"
Цель: представить в игровой форме изученный материал и проверить знания учащихся по теме: “Текстовый редактор”
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5,6 классов iconОтчет о проведении мероприятия on line
...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5,6 классов iconВнеклассное мероприятие «квв по русскому языку»
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденному материалу, продолжить работу над грамотностью; развивать речь,...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5,6 классов icon«страна мультилогия»
...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5,6 классов iconВнеклассное мероприятие «Если хочешь быть здоров правильно питайся!»
Цель : закрепить знания учащихся о полноценном питании, как важном факторе нормального роста, развития и здоровья
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации