|
ОТВЕТСТВЕННОСТЬЗА ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ в зарубежных странах Москва "Юридическая литература" 1994 67 0-80 ^ Работа подготовлена коллективом сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: предисловие — докт. юрид. наук Ф.М.Решетниковым; глава I — М.А.Игнатовой (Италия), А.А.Меньших (Франция), Ф.М.Решетниковым (ФРГ); глава II — канд. юрид. наук Т.В.Апаровой Ответственный редактор докт. юрид. наук Ф.М.Решетников 0-80 Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. — М.: Юрид.лит., 1994. - 128 с. ISBN 5-7260-0729-8 В работе дается понятие должностного лица по законодательству ряда зарубежных стран, рассматриваются нормы действующего уголовного законодательства Италии, Франции, ФРГ, Великобритании и США, устанавливающие ответственность за взятки, злоупотребление властью и другие должностные преступления. Для работников государственных учреждений и правоохранительных органов, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов и факультетов, а также широкого круга читателей. & 1201000000-026 012(01)-94 КБ 4-10-94 67 ISBN 5-7260-0729-8 ©Издательство "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, 1994 ПРЕДИСЛОВИЕ Отличительная особенность должностных преступлений состоит в том, что они совершаются людьми, которые сами призваны соблюдать и охранять законы. Широкая распространенность этих преступлений, коррумпированность государственного аппарата во многих странах Запада заставляет законодателей этих стран принимать особо строгие меры борьбы со взяточничеством, злоупотреблениями и другими опасными должностными преступлениями и, напротив, не придавать большого значения менее опасным и более распространенным преступлениям чиновников (например, получение подарка на относительно небольшую сумму не считается преступлением). Современная законодательная практика стран Запада свидетельствует о непрекращающихся попытках найти оптимальную линию борьбы с должностными преступлениями. Настоящая работа знакомит читателя с правовым регулированием уголовной ответственности за должностные преступления в некоторых странах Запада, принадлежащих к двум основным правовым семьям: континентальной и англосаксонской. В ней представлено, во-первых, законодательство Германии, Франции и Италии и, во-вторых, Великобритании и США. Учитывая, что во многих из этих государств за последние годы происходят серьезные изменения в системе уголовного законодательства в целом и в области ответственности за должностные преступления в частности, можно с достаточной степенью достоверности утверждать, что в представленной работе в существенной мере нашли свое отражение основные тенденции развития уголовного права стран Запада по интересующим нас вопросам. Действительно, в Германии после большой реформы Уголовного кодекса, завершенной в 1975 году, была принята новая редакция УК 1987 года, где с учетом опыта реформы заново сформулированы некоторые составы должностных преступлений. Во Франции в 1992 году был принят новый Уголовный кодекс, пришедший на смену УК 1810 года, в свое время оказавшему весьма серьезное влияние на развитие уголовного законодательства во многих странах Европы и других континентов. Очевидны многие достоинства нового УК — большая степень обобщенности формулировок, их строгость и продуманность, отсутствие лржной патетики, чем страдали некоторые нормы УК 1810 года, но вместе с тем нельзя утверждать, что все новые решения целесообразнее прежних. Серьезным изменениям подверглось и законодательное регулирование ответственности за должностные преступления в Италии в 1990 году (Закон № 86). Что касается англосаксонского права, то особенно наглядные изменения в сфере должностных преступлений произошли в США, как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве отдельных штатов. В то же время многие традиционные положения английского права, в том числе и процессуального права, относящиеся к должностным преступлениям, несомненно, представляют большой интерес для нашего читателя. Принятие в США в 1962 году Примерного уголовного кодекса, разработанного Институтом американского права и рекомендованного в качестве ориентира, модели для реформы законодательства отдельных штатов, привело к активизации законодательной деятельности, к принятию новых уголовных кодексов в большинстве американских штатов. Однако составители кодексов штатов отнюдь не слепо следовали рекомендациям Примерного УК, и трактовка ими большинства правовых институтов отличается значительным многообразием. Это в полной мере относится к должностным преступлениям. Действительно, в Примерном уголовном кодексе раздел, озаглавленный "Преступления против публичной администрации" (ст.ст. 240.0—243.2), включает в себя статьи о взяточничестве, лжесвидетельстве, побеге из-под стражи и о злоупотреблениях по должности (незаконный арест, обыск и т.п.). Как убедится читатель при изучении действующего американского уголовного законодательства, эти явно недостаточно аргументированные рекомендации составителей Примерного уголовного кодекса, в которых должностные преступления оказались перемешанными с посягательствами против правосудия со стороны частных лиц, не нашли поддержки у составителей УК американских штатов. , Представленный в настоящей работе опыт зарубежных государств в сфере регулирования ответственности за должностные преступления весьма многообразен, часто противоречив и изменчив (даже когда речь идет об одной и той же стране), но во всяком случае крайне поучителен. Прежде всего, законодательство различных стран Запада по-разному определяет круг деяний, относимых к должностным преступлениям. При этом важнейшую роль играет понятие должностного лица. Дело в том, что традиционно доктрина уголовного права исходит из построения Особенной части УК в соответствии с системой объектов преступления: против государства, против личности, против собственности, против порядка управления и т.п. В этом смысле должностные преступления существенно отличаются от других групп преступлений, поскольку для их квалификации важны особенности не объекта, а субъекта преступления. Естественно, что различная трактовка понятия должностного лица может приводить к самому различному определению круга деяний, относимых к должностным преступлениям. Должностные преступления подчас трудно отличить от иных преступлений, составы которых определены в других разделах Особенной части (например, присвоение государственного имущества путем должностного злоупотребления, нарушение тайны переписки с использованием служебного положения и т.п.). На пути решения возникающих здесь вопросов возможны различные варианты, о чем свидетельствует опыт стран, рассматриваемых в настоящей работе, причем законодатели отдельных государств нередко меняют свои позиции, сокращая или, напротив, расширяя круг должностных преступлений. Среди отдельных видов должностных преступлений в данной работе наибольшее внимание уделено ответственности за взяточничество. Здесь обнаруживается бесконечное разнообразие вариантов. Например, в ряде стран установлена разная степень наказуемости за это преступление в зависимости от того, была ли получена взятка за действия законные или незаконные. В других странах придается решающее значение тому, была ли получена взятка до выполнения обещанных действий или после них. В этой связи особый интерес представляет возникшая за последние годы в США и других странах проблема квалификации предварительного подкупа должностного лица без указания конкретных действий, которые должны быть совершены им "из благодарности". Нередко возникает вопрос о том, как отличать "подарки", получаемые должностными лицами "в знак расположения", от взяток, являющихся уголовным преступлением. Наибольшее внимание этой проблеме уделяется в США, где даже не законодательным путем, а часто правоприменительной практикой, в зависимости от роста инфляции, вырабатывается, скажем, правило, согласно которому государственный служащий может, не опасаясь преследований, принимать подарки стоимостью до 5, 50 или даже 100 долл. Законодательство некоторых государств (например, ФРГ) подробно описывает действия и получателя взятки, и лица, дающего ее, в отдельных, по существу дублирующих друг друга статьях. Напротив, в английском праве действия и тех, и других квалифицируются по одной и той же статье, предусматривающей одинаковое наказание. В некоторые случаях, например в американском штате Калифорния, предпринимаются попытки связать ответственность за взяточничество с теорией разделения властей: нисколько не заботясь об экономии законодательного текста, составители кодекса штата включили в него утроенное количество совершенно одинаковых норм, в которых описаны дача и получение взятки служащими исполнительной, законодательной и судебной властей. Характерно, что законодатели в других американских штатах сочли этот опыт ненужной крайностью и не восприняли его в законо-творческой практике, хотя новеллы калифорнийского законодательства довольно часто воспринимаются в других штатах как достойные повторения. Обращает на себя внимание и то, что обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность за взяточничество, в странах Запада является принадлежность к судейскому корпусу и некоторым другим категориям должностных лиц, однако в квалификации этого преступления отсутствует такой признак, как "ответственное должностное положение", дающий основание усилить наказание независимо от характера преступления. Что касается злоупотребления служебным положением, то в законодательстве стран Запада проявляются две тенденции: отказ от общего определения состава злоупотребления, ограничиваясь перечислением отдельных видов злоупотреблений (ФРГ), и стремление дать единое общее определение, под которое подпадали бы любые случаи злоупотреблений со стороны должностных лиц (большинство других стран). По-видимому, оба эти решения имеют под собой достаточные основания. Вместе с тем важно напомнить, что конкретные виды злоупотреблений должностных лиц могут быть квалифицированы не как самостоятельные должностные преступления, а как посягательства на права граждан (нарушение тайны переписки), как преступления против правосудия (незаконный арест, неправосудный приговор) или против собственности (присвоение имущества путем должностного подлога и т.п.). Известно, что в царской России для проведения расследования против чиновника требовалось разрешение его начальства. Такого рода нормы в общей форме отсутствуют в современном уголовном законодательстве стран Запада, однако внимательный читатель обнаружит следы подобного подхода в представленном материале, касающемся отдельных видов преступных деяний. В некоторых государствах Запада применительно к должностным преступлениям действуют особые процессуальные правила: например, по поводу бремени доказывания при обвинении в подкупе в Англии или предоставление возможности предъявить обвинение чиновнику в получении "благодарности", а не заранее обусловленной взятки в ряде штатов США, когда сто- рона обвинения не уверена в своих возможностях доказать более тяжкое деяние. Осуждение за должностное преступление может иметь своим следствием назначение дополнительного наказания (ФРГ), а также многочисленные запреты на будущее занимать публичные должности (Англия), причем при известных условиях, скажем, при повтор-ности, такие запреты становятся пожизненными и не отменяются никакими сроками давности преступления или погашением судимости Глава I ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СТРАНАХ "КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ" СИСТЕМЫ ПРАВА ИТАЛИЯ Общая характеристика должностных преступлений. В Италии ответственность за должностные преступления определяется УК 1930 года в гл. 1 "О преступлениях должностных лиц" разд. II "О преступлениях против публичной администрации". В системе Особенной части итальянского УК преступления должностных лиц занимают второе место после государственных преступлений. Кроме того, ответственность за отдельные преступления, связанные с нарушением должностными лицами прав граждан, устанавливается в главах УК о соответствующих преступлениях. В 1990 году в Италии был принят Закон № 86, внесший значительные изменения в главу итальянского УК о должностных преступлениях. Итальянский УК в действующей редакции относит к должностным преступлениям присвоение (ст.ст. 314, 316), взяточничество (ст. 317), подкуп (ст.ст. 318, 319, 320), подстрекательство к совершению подкупа (ст. 322), злоупотребление служебным положением (ст. 323), использование изобретений и открытий, ставших известными по службе (ст. 325), использование служебной тайны (ст. 326), подстрекательство к пренебрежению и глумлению над учреждениями, законами и нормативными актами властей, совершенное должностным лицом (ст. 327), отказ от выполнения служебных обязанностей (ст. 328), прерывание государственной службы или службы общественной необходимости (ст. 331), невыполнение должностных обязанностей по причине оставления государственного учреждения или прерывание государственной службы (ст. 332), виновное нарушение обязанностей, связанных с хранением вещей, подлежащих аресту в ходе уголовного или административного процесса (ст. 335). Закон 1990 года отменил такие статьи прежде действовавшего УК, как растрата, нанесшая ущерб частным лицам (ст. 315), частный интерес в служебной деятельности (ст. 324), коллективное оставление публичных учреждений, службы или работы (ст. 330), индивидуальное оставление публичного учреждения, службы или работы (ст. 333). В результате реформы 1990 года деяния, предусмотренные ранее ст.ст. 315, 324, 330 и 333 итальянского УК, были полностью декриминализированы. Ответственность за растрату имущества, принадлежащего частным лицам, совершенная должностным лицом, регулируется статьями других глав УК. Так, ст. 570 итальянского УК предусматривает ответственность за растрату родителем имущества ребенка, растрату опекуном имущества опекаемого и растрату одним из супругов имущества другого супруга. Дела о таких деяниях возбуждаются по частной жалобе потерпевшего, за исключением случаев, когда потерпевшим является несовершеннолетний. Закон о внесении изменений в главу итальянского УК о должностных преступлениях 1990 года № 86 предусмотрел новый состав преступления — растрату, нанесшую ущерб государству (ст. 316-2)— которого не было в прежней редакции УК. Субъектом данного преступления является не должностное лицо, а лицо, злоупотребившее государственными средствами. Оно подлежит уголовной ответственности, если, получив от государства или публичного учреждения денежные средства, предназначавшиеся для выполнения задач или развития деятельности общественного интереса, использует их по другому назначению. Наказанием в таком случае будет лишение свободы на срок от 6 месяцев до 4 лет (ст. 316-2). Субъектом вышеуказанных преступлений являются должностное лицо либо лицо, выполняющее обязанности должностного лица. Закон 1990 года изменил старое определение должностного лица. В прежней редакции главы УК о должностных преступлениях должностными лицами считались: 1) государственные служащие и служащие государственных предприятий, 10 которые постоянно или временно несут государственную службу; 2) любые другие лица, которые постоянно или временно, бесплатно или за вознаграждение, добровольно или по обязанности несут государственную службу. Закон 1990 года определил должностное лицо, к которому применяются положения УК, как лицо, которое выполняет законодательные, судебные либо административные государственные функции. Государственной считается такая функция, которая регламентируется нормами публичного права и постановлениями властей и характеризуется формированием и выражением воли публичной администрации, сопряжена с властными и заверенными полномочиями. Уголовной ответственности за должностные преступления подлежат также лица, исполняющие обязанности должностных лиц под любым титулом (ст. 358). Субъектами ответственности за должностные преступления являются лица, несущие службу общественной необходимости (ст. 359 УК). К ним относятся частные лица, которые занимаются адвокатской профессией или профессией в области санитарной деятельности, а также любой другой профессией, занятие которой без специального разрешения государства запрещено, частные лица, выполняющие функцию, определенную как функцию общественной необходимости в нормативном акте, изданном публичной администрацией. Согласно толкованию закона Верховным кассационным судом, иностранец также может выполнять публичную функцию и приобрести качество должностного лица в случае, когда для занятия должности специально не требуется итальянское гражданство. Виды должностных преступлений. Вымогательство взятки и получение взятки. Значительное место в главе итальянского УК о должностных преступлениях занимают смежные составы преступлений: вымогательство взятки и получение взятки. Критерием разделения этих составов служат взаимоотношения взяткополучателя и взяткодателя. При вымогательстве взятки должностное лицо, используя свой авторитет, оказывает психическое давление на взяткодате- 11 ля, вызывая в нем чувство страха и тем самым принуждая дать взятку. В случае же простого получения взятки между взяткополучателем и взяткодателем складываются добровольные отношения, оба осознают незаконность деяния, однако совершают его в целях удовлетворения взаимного интереса. Согласно ст. 317 итальянского УК, вымогательство взятки имеет место, когда должностное лицо либо исполняющий обязанности должностного лица, злоупотребляя своей должностью или своими полномочиями, принуждает или побуждает кого-либо дать или пообещать ему или третьему лицу незаслуженные деньги или другие выгоды. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 4 до 12 лет. Вымогательство взятки характеризуется тремя элементами: злоупотреблением служебным положением со стороны должностного лица, незаконностью его притязаний и оказанием психического давления на частное лицо. Ответственность за получение взятки, согласно итальянскому УК, дифференцируется в зависимости от характера действий, за совершение которых берется вознаграждение. Итальянский УК выделяет три состава в отдельных статьях: получение взятки в целях совершения действий, входящих в компетенцию должностного лица (ст. 318), получение взятки в целях совершения действий, противоречащих компетенции должностного лица (ст. 319), и получение взятки в суде (ст. 319-3). Согласно ст. 318 итальянского УК, должностное лицо, которое за совершение действий, входящих в его компетенцию, получает для себя или для третьего лица деньги либо другие выгоды, составляющие незаконное вознаграждение, либо принимает обещание такого вознаграждения, наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 3 лет. Если же должностное лицо получает вознаграждение за уже совершенное действие, то наказание снижается, лишение свободы назначается на срок до 1 года. Более строгое наказание назначается, если должностное лицо получает для себя либо для третьего лица деньги или иные выгоды за несовершение или отсрочку совершения действий, входящих в его слу- 12 жебные обязанности, или же в целях совершения либо за уже совершенные действия, противоречащие его компетенции. В этих случаях предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет (ст. 319). Отягчающим обстоятельством при получении взятки считается, если предметом получения взятки является получение служебного места, или стипендии, или пенсии, либо письменное оформление контракта, в котором заинтересована администрация должностного лица (ст. 319-2). Самое строгое наказание предусматривается за совершение должностным лицом вышеуказанных действий в целях благоприятствования или нанесения вреда одной из сторон в гражданском, уголовном или административном процессе. Наказанием за такое действие будет лишение свободы на срок от 3 до 8 лет (ч. 1 ст. 319-3). Если в результате деяния должностного лица обвиняемому выносится несправедливый приговор к лишению свободы на срок не более 5 лет, то виновное должностное лицо наказывается лишением свободы на срок от 4 до 12 лет; если же обвиняемому выносится незаконный приговор к лишению свободы на срок свыше 5 лет или к каторжным работам, то виновное должностное лицо наказывается лишением свободы на срок от 6 до 20 лет (ч. 2 ст. 319-3). Таким образом, критерием различения составов вымогательства взятки и получения взятки является не характер действий, за совершение которых должностное лицо получает вознаграждение, а характер взаимоотношений должностного лица с взяткодателем. При получении взятки субъекты договариваются на паритетных началах, проявляя взаимную заинтересованность, а при вымогательстве взятки такая паритетность отсутствует, доминирует должностное лицо со своим авторитетом и полномочиями, которыми он злоупотребляет. При получении взятки частное лицо действует не под давлением должностного лица, оно абсолютно свободно, оно как бы сотрудничает с должностным лицом для достижения незаконной цели. Таким образом, при получении взятки инициатива исходит от ча- 13 стного лица, а при вымогательстве взятки — от должностного лица. Итальянский УК предусматривает также ответственность лица, подкупающего должностное лицо, и лица, подстрекающего к подкупу. Согласно ст. 321 итальянского УК, лицо, которое дает или обещает должностному лицу или исполняющему обязанности должностного лица деньги или иные выгоды, подлежит тому же наказанию, что и подкупленное должностное лицо, т. е. предусмотренному в ст.ст. 318, ч. 1, 319, 319-2 и 320. Нужно отметить, что, согласно разъ-яснениям Верховного кассационного суда, лицо, подкупающее должностное лицо, подлежит уголовной ответственности только в случае, если оно обещает или дает деньги должностному лицу, чтобы то совершило какие-либо действия. Если же частное лицо дает деньги за уже совершенные действия, то оно не подлежит уголовной ответственности. Подробно регламентируется в итальянском УК подстрекательство к подкупу (ст. 322). Согласно ч. 1 этой статьи, тот, кто предлагает или обещает деньги или иные выгоды должностному лицу в целях побудить его совершить какое-либо действие, входящее в его компетенцию, если его предложение или обещание не было принято, подвергается наказанию, установленному в ч. 1 ст. 318 (лишение свободы на срок от б месяцев до 3 лет), сокращенному на одну треть. Если предложение или обещание были сделаны в целях побудить должностное лицо отсрочить либо не выполнить действие, входящее в его служебные обязанности, или совершить действие, противоречащее его компетенции, и эти предложения и обещания не были приняты, то виновное лицо подвергается наказанию, установленному в ст. 319 (лишение свободы на срок от 2 до 5 лет), сокращенному на одну треть. Подстрекательство к подкупу считается оконченным преступлением в момент, когда было сделано простое предложение или обещание дачи денег или других выгод в качестве незаконного возмещения должностному лицу. К должностному лицу или исполняющему обязанности должностного лица, которые побуждают частное лицо дать обещание о даче денег или других цен- 14 ностей за совершение действий, входящих в служебные обязанности должностного лица, либо за воздержание от совершения таких действий, применяются те же наказания, что и к частному лицу, обещающему или предлагающему деньги или иные выгоды (ч.З, ч.4 ст. 322). Присвоение служебного имущества. Другим должностным преступлением, по итальянскому уголовному законодательству, является присвоение имущества, доверенного по службе. Итальянский УК выделяет два вида присвоения имущества должностным лицом: простое присвоение (ст. 314) и присвоение путем использования ошибки другого лица (ст. 316). Согласно ст. 314, должностное лицо или исполняющий обязанности должностного лица, в распоряжении которых по службе находятся денежные средства или другое движимое имущество, присвоившие эти материальные ценности, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет. Наказание снижается в случае, если должностное лицо действовало с целью изъять указанные ценности во временное пользование и немедленно их вернуло. В таком случае наказанием будет лишение свободы на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч. 2 ст. 314). Присвоение посредством использования ошибки другого лица наказывается по итальянскому УК менее строго, чем простое присвоение, совершенное должностным лицом (ст. 314). Так, должностное лицо или исполняющий обязанности должностного лица, которые при выполнении своих служебных функций, воспользовавшись ошибкой другого лица, получают либо безвозмездно удерживают деньги или другие ценности для себя или для третьих лиц, наказываются лишением свободы на срок от 6 месяцев до 3 лет (ст. 316). В этом случае должностное лицо заведомо завладевает вещью или денежными средствами, поступившими в его распоряжение по ошибке. Ответственность в случае присвоения с использованием ошибки другого лица меньше, чем при простом присвоении, в силу того, что ошибка лица должна быть спонтанной, а не результатом умышленного обмана должностного лица, а следовательно, завладение материальными ценно- 15 стями, полученными по ошибке, является не запланированным, а как бы случайным. Таким образом, критерием ответственности в случае присвоения в результате использования ошибки другого лица является передача должностному лицу имущества или других ценностей по ошибке и отсутствие обмана со стороны должностного лица и лишь использование случайно возникшей ситуации. Следует отметить, что присвоение, совершенное частным лицом в отношении другого частного лица, наказывается менее строго, чем присвоение, совершенное должностным лицом. Дело о присвоении частным лицом вверенного ему имущества другого частного лица возбуждается по частной жалобе потерпевшего; наказывается виновное лицо лишением свободы на срок до 3 лет и штрафом (ст. 646). Злоупотребление властью. Серьезным должностным преступлением, по итальянскому УК, является злоупотребление должностным положением (ст. 323). Согласно этой статье, должностное лицо или исполняющий обязанности должностного лица, которые в целях получения для себя или для третьих лиц незаконных выгод неимущественного характера либо в целях нанесения незаконного ущерба другим лицам,, злоупотребляют своим служебным положением, наказываются, если в их деянии не содержатся признаки более тяжкого преступления, лишением свободы на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 323). Наказание увеличивается, если предметом злоупотребления служебным положением явилось достижение в личных целях или для других лиц выгод имущественного характера. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 2 до 5 лет (ч. 2 ст. 323 УК). Закон 1990 года ввел новую статью 323-2 о смягчающих обстоятельствах. Согласно этой статье, если деяния, предусмотренные ст.ст. 314, 316, 316-2, 317, 318, 319, 320, 322 и 323, являются незначительными, наказания уменьшаются. В разряде должностных преступлений итальянский УК предусматривает также составы бездействия. Так, согласно ст. 328, уголовной ответственности подлежат должностное лицо или исполняющий обязанно- 16 сти должностного лица, необоснованно невыполняющие служебные действия, которые в целях осуществления правосудия, охраны общественной безопасности, общественного порядка или соблюдения правил гигиены и санитарии должны были быть выполнены незамедлительно. Такое бездействие наказывается лишением свободы на срок от б месяцев до 2 лет (ч. 1 ст. 328). Если же (за исключением случаев, указанных в ч.1 ст. 328 итальянского УК) должностное лицо или исполняющий обязанности должностного лица в течение 30 дней с момента получения запроса от заинтересованной стороны не выполняют свои служебные действия и не дают официального ответа с изложением причин задержки выполнения своих обязанностей, они наказываются лишением свободы на срок до 1 года или штрафом. Итальянский УК предусматривает также особый вид бездействия — бездействие, связанное с оставлением или прерыванием публичной службы (ст. 332). Субъектами такого деяния могут быть должностное лицо или руководитель публичного учреждения. Указанные лица, которые по мотиву оставления или прерывания службы отказываются приложить усилия к возобновлению службы или выполнить необходимые действия для продолжения службы, наказываются штрафом. Разглашение служебной тайны. Итальянский УК в разделе о должностных преступлениях предусматривает ответственность должностного лица за использование изобретений и открытий, ставших известными ему по службе (ст. 325) и за разглашение и использование служебных секретов (ст. 326). Так, должностное лицо или исполняющий обязанности должностного лица, которые используют в собственных интересах или интересах других лиц научные изобретения или открытия или новые промышленные разработки, ставшие известными им по службе и составляющие секретные сведения, наказываются лишением свободы на срок от 1 до 5 лет и штрафом. Ответственность за разглашение служебной тайны должностным лицом дифференцируется в зависимости от формы вины. 2-3453 : , ., 0 ,, ^-^~^' Умышленное разглашение или предание огласке служебных сведений должностным лицом или исполняющим обязанности должностного лица, связанное с нарушением служебных обязанностей либо злоупотреблением служебным положением, наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч.1 ст. 326). Если же сведения были преданы огласке по неосторожности, наказанием будет лишение свободы на срок до 1 года (ч. 2 ст. 326). При назначении наказания за разглашение секретных сведений должностным лицом учитывается также цель такого деяния — получаемая в результате выгода. Если должностное лицо или исполняющий обязанности должностного лица в целях достижения для себя или для третьих лиц выгоды материального характера незаконно распространяют секретные служебные сведения, то они наказываются лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. Если деяние было совершено с целью достижения для себя или для третьих лиц незаконных выгод нематериального характера либо причинить другим лицам незаконный ущерб, то применяется наказание в виде лишения свободы на срок до 2 лет (ч. 3 ст. 326). Нарушение прав граждан. Ответственность должностных лиц за нарушение прав граждан предусматривается в главах итальянского УК о соответствующих преступлениях. Так, в главе о нарушении неприкосновенности жилища предусматривается ответственность должностного лица, которое, злоупотребляя служебным положением, вторгается или задерживается в жилом помещении или другом месте частного проживания без согласия владельца. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 1 до 5 лет (ч. 1 ст. 615). Если же злоупотребление состоит в том, что должностное лицо вторгается в жилое помещение без соблюдения формальностей, предусмотренных законом, то наказанием будет лишение свободы на срок до 1 года (ч. 2 ст. 615). В главе итальянского УК о преступлениях против сохранения тайн предусматривается ответственность 18 работников почты, телеграфа и телефонных станций за нарушение и разглашение тайны сообщений частных лиц. Согласно ст. 619 УК, работники почты, телеграфа и телефонных станций за ознакомление или предоставление для ознакомления корреспонденции лицам, которым она не адресована, а также за уничтожение чужой корреспонденции наказываются лишением свободы на срок от 6 месяцев до 3 лет. Такому же наказанию подлежат вышеуказанные лица, если они, узнав по роду своей службы содержание частных сообщений, разглашают такие сведения без законного основания лицам, которым они не предназначались. Следует отметить, что ответственность за вышеуказанные преступления должностного лица строже, чем частного лица. Например, если за незаконное вторжение в чужое жилище частное лицо наказывается лишением свободы на срок до 3 лет (ст. 614), то должностное лицо за совершение такого деяния наказывается лишением свободы на срок от 1 до 5 лет (ст. 615). ФРАНЦИЯ Общая характеристика законодательства о должностных преступлениях. В 1992 году во Франции был принят новый Уголовный кодекс. Он состоит из четырех книг, которые в свою очередь состоят из разделов, глав, частей и подчастей. Ответственность за должностные преступления (к ним законодатель относит взяточничество, злоупотребление властью, разглашение профессиональной тайны и покушение на нее, хищение и присвоение вверенного имущества) предусмотрена в основном в гл. 2 "О покушениях на государственные органы, совершаемые лицами, исполняющими служебные функции" в III разделе Книги четвертой, которая посвящена ответственности за преступления и уголовные деликты, совершенные против нации, государства и общественного порядка. В этой главе предусмотрена ответственность за такие преступления, как злоупотребление властью против управления, а также в отношении частных лиц, дискриминация по мотивам проис- 2* 19 хождения, пола, семейного положения, политических взглядов, профсоюзной деятельности, расовой или национальной принадлежности и т.п., если такая дискриминация осуществляется должностными лицами, покушение на неприкосновенность жилища, нарушение тайны корреспонденции, взяточничество и незаконное получение процентов. Новый кодекс 1992 года из числа должностных преступлений вывел злоупотребление доверием, совершаемое государственными служащими. Ответственность за него отныне включена в главу о преступном присвоении имущества и внесена в Книгу третью УК "Ответственность за преступления и уголовные деликты против собственности". Согласно ст. 314-3 УК, более строгую ответственность за это преступление несут должностные лица. Зло-, употребление доверием со стороны должностных лиц (к ним законодатель в этом случае относит судебного представителя, нотариуса или работников судебных органов) наказывается тюремным заключением на срок до 10 лет и штрафом до 10 млн. франков, в то время как остальные граждане наказываются тюремным заключением на срок до 3 лет и штрафом до 2,5 млн. франков (ст.ст. 314-1 — 314-3). Более строгая ответственность предусмотрена за совершение должностным лицом мошенничества. Например, согласно ст. 313-2, должностное лицо, виновное в мошенничестве, наказывается тюремным заключением на срок до 7 лет и штрафом до 5 млн. франков, в то время как за аналогичное преступление для недолжностного лица предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до 5 лет и штрафа до 2,5 млн. франков. В отличие от Уголовного кодекса 1810 года, давшего в ст. 166 несколько патетическое определение должностного преступления ("всякое преступление, совершенное должностным лицом при исполнении им своих обязанностей, является изменой долгу службы"), ст. 432-1 УК 1992 года говорит об ответственности представителя государственной власти, который умышленно нарушает закон своими действиями в ходе исполнения служебных обязанностей. В Уголовном кодексе 1992 года французский законодатель отказался от ответственности за некоторые деяния, ранее составлявшие должностные преступле- 20 ния. Например, в нем вообще не предусмотрена ответственность за участие должностных лиц в делах и коммерческих сделках, несовместимых с их служебным положением, в то время как, согласно ст. 175 УК 1810 года, всякое должностное лицо, всякий государственный служащий, всякий агент правительства, которые открыто, либо посредством подложных актов, или с помощью подставных лиц получали или извлекали какую-либо выгоду из сделок, публичных торгов, из предприятий, полностью или в части находящихся или находившихся во время совершения этого деяния в их заведывании или под их надзором, наказывались тюремным заключением на срок не менее 6 месяцев и не более 2 лет и приговаривались к штрафу, который не мог превышать четвертой части суммы, потребной для восстановления прежнего состояния и вознаграждения за убытки, и быть ниже двенадцатой части этой суммы. Кроме того, они навсегда лишались права исполнять какую бы то ни было публичную обязанность. Приведенные выше положения применялись ко всякому должностному лицу или агенту правительства, заинтересованным в деле, по которому они обязаны были сделать распоряжение об уплате или произвести расчет. Такому же тюремному заключению и штрафу в размере от 360 до 15 000 франков подвергался всякий публичный служащий, всякий публичный агент или представитель публичной администрации, которые: осуществляли наблюдательные или контрольные функции на частных предприятиях; заключали от имени государства торговые сделки или контракты с частными предприятиями; навязывали свое мнение во время заключения сделок и контрактов с частными предприятиями; и которые в течение 5 лет с момента прекращения своих служебных функций продолжали принимать участие в виде работы, предоставления советов, денежных или материальных средств (исключая средства, полученные по наследству). Начальники военных подразделений, коменданты департаментов, крепостей и городов, префекты или супре-фекты, которые в пределах подведомственной им терри- 21 тории занимались открыто, или посредством фиктивных актов, или с помощью подставных лиц торговлей зерном, хлебом, мякиной, мукой, винами или напитками, исключая те, что получались из их собственных владений, наказывались штрафом не менее 1500 и не более 60 000 франков и конфискацией пищевых продуктов, которыми производилась торговля. Положения этих норм в той или иной форме вошли в новый текст французского УК, однако при этом была проделана большая редакторская работа. Виды должностных преступлений. Взяточничество. Ответственность за взяточничество регулируется ст.ст. 432-10—432-12 УК Франции. Взятка в новом Уголовном кодексе делится на: взимание должностным лицом непричитающихся сумм под видом предусмотренных законом (ст. 432-10), так называемое "пассивное взяточничество" (ст. 432-11) и незаконное получение процентов (ст. 432-12). До февраля 1945 г. взяточничество наказывалось гражданской деградацией. Это наказание применялось только к служащим и агентам правительственных учреждений и предусматривалось в следующих законах: Законе об ответственности за взяточничество экспертов от 13 мая 1863 г.. Законе об ответственности военнослужащих, а также лиц, к ним приравненных от 9 марта 1928 г., Законе об ответственности за взяточничество служащих частных компаний от 16 февраля 1919 г. и ряде других. Ордонансом от 8 февраля 1945 г. положения всех этих законов, в той части, где речь идет об ответственности за взяточничество, были объединены и включены в Уголовный кодекс в виде ст.ст. 432-10 и 432-11. Преступление совершалось путем заключения соглашения между взяткодателем и подкупаемым служащим. Преступление являлось законченным, когда взяткодатель добивался от подкупаемого служащего согласия совершить правомерное или неправомерное действие, подлежащее оплате, или, наоборот, воздержаться от совершения какого-либо действия. Во Франции традиционно закон не только расценивает взяткодателя и взяткополучателя как исполнителей, но и считает их соучастниками данного преступления. УК 1992 года предусматривает тесную 22 связь между этими двумя видами взяточничества в терминах: пассивное (получение взятки) и активное (дача взятки) взяточничество. К простейшей форме взяточничества можно отнести действия, предусмотренные в ст. 432-10. Эти действия совершают лица, наделенные должностными функциями. Так, согласно этой статье, тюремным заключением на срок до 5 лет и штрафом до 500 000 франков наказываются представитель государственной власти или лицо, наделенное особыми полномочиями, если они требуют, получают или под предлогом законных полномочий приказывают взимать ненадлежащие налоги или иные сборы или сумма их превышает законно установленную (в этом случае виновное лицо должно знать, что взимаемая сумма превышает сумму, установленную для сбора или что налогообложение незаконно). Эти же лица подвергаются такому же наказанию, если они согласятся под каким-либо предлогом освободить кого-нибудь от налогов или предоставить налоговые льготы вопреки всяким законам или регламентам. К так называемой "пассивной" форме взяточничества относятся действия, предусмотренные в ст. 432-11. Тюремным заключением на срок до 10 лет и штрафом до 1 млн. франков наказываются представитель государственной власти или наделенное особыми полномочиями или обладающее выборным мандатом лицо, если они без всяких на то прав прямо или косвенно ходатайствуют или требуют дачи предложений, обещаний, подношений, подарков или каких-нибудь других выгод за выполнение или воздержание от выполнения своих обязанностей, поручений, представительских функций, а также за злоупотребление своим реальным или вымышленным влиянием с целью добиться от государственной или административной власти награды, должности, подряда на выполнение работ или иных благоприятных решений. В ст. 432-12 УК 1992 года предусмотрена ответственность представителей государственной власти, лиц, наделенных полномочиями выполнять должностные функции, или лиц, обладающих выборным мандатом, „если они лично или через посредников будут брать, 23 получать или удерживать какие-либо проценты от деятельности предприятия или от совершения какой-нибудь операции в тот момент, когда они осуществляют полностью или частично руководящие или наблюдательные функции за деятельностью предприятия, процессом его ликвидации или проведением расчетов. Лица, виновные в этом преступлении, наказываются тюремным заключением на срок до 5 лет и штрафом до 500 000 франков. Отличительная особенность нового УК Франции — ответственность за активное взяточничество (за дачу взятки) помещена не в гл. 2 "О должностных преступлениях", а в гл. 3 "О посягательствах против государственных учреждений, совершенных частными лицами" и предусмотрена в ст.ст. 433-1 — 433-2. Виновные в этом преступлении, как правило, должностными лицами не являются. Так, согласно этим нормам, наказывается тюремным заключением сроком до 10 лет и штрафом до 1 млн. франков всякий, кто, не имея на то прав, лично или через посредников путем предложений, обещаний, подношений, подарков или каких-либо выгод представителю государственной власти или лицу, наделенному полномочиями осуществлять должностные функции, или лицу, обладающему выборным мандатом, добивается от него, чтобы тот: 1) либо совершил или воздержался от совершения действия, входящего в его служебные функции, полномочия или предоставленного ему выборным мандатом; 2) либо'злоупотребил своим реальным или предполагаемым влиянием с тем, чтобы добиться от государственной или административной власти наград, должностей, заказов или иных других благоприятных решений. Такому же наказанию подвергается любое ответственное должностное лицо, которое поддастся на вышеназванные действия взяткодателя и будет ходатайствовать лично или через посредников, о выполнении или воздержании от какого-либо действия, предусмотренного в п. 1, или о злоупотреблении влиянием для достижения целей, предусмотренных в п. 2. 24 Всякое лицо, которое ходатайствует или одобряет лично или через посредников путем предложений, обещаний, подарков, подношений или иных других выгод с тем, чтобы кто-либо злоупотребил своим реальным или предполагаемым влиянием в отношении государственной или административной власти для достижения наград, должностей, заказов или иных других благоприятных решений, наказывается тюремным заключением на срок до 5 лет и штрафом до 500 000 франков. Такому же наказанию подвергается тот, кто уступит ходатайствам, предусмотренным в предыдущем абзаце, или, не имея на то прав, лично или через посредников путем предложений, подарков, обещаний, подношений или иных выгод лицу, имеющему реальное или предполагаемое влияние, будет добиваться от него, чтобы тот в свою очередь добился от государственной или административной власти наград, должностей, заказов или иных благоприятных решений. В отличие от вновь принятого УК, в Уголовном кодексе 1810 года вопросам ответственности за взяточничество было посвящено больше статей: ст.ст. 177—183. В них, на наш взгляд, в отличие от УК 1992 года, где даются, как правило, общие формулировки, более конкретно назывались субъекты, которые могли быть привлечены к ответственности в качестве должностных лиц. Разумеется, обобщенные формулировки — свидетельство более высокой юридической техники, но они могут стать и предметом серьезных расхождений в толковании закона в судебной практике. Прежний французский закон расценивал взяткодателя и взяткополучателя не только как исполнителей преступления, но и как соучастников данного единого преступления. Как и в действующем законе, взяточничество принято было подразделять на пассивное и активное. К пассивному взяточничеству закон относил действие, предусмотренное в ст. 177 УК 1810 года. Эта статья — наглядный пример казуистичное™ формулировок прежнего французского УК. Так, согласно этой статье, тюремным заключением на срок от 2 до 10 лет и штрафом в размере удвоенной стоимости принятых обещаний или полученного имущества, но не ниже 1500 франков наказывалось лицо, 25 которое требовало, принимало подарки или подношения. Этим наказаниям подвергались: 1) лицо, обладавшее выборным мандатом, публичное должностное лицо административного или судебного ведомства, всякий военнослужащий или лицо, приравненное к нему, всякий агент или доверенный государственного учреждения или учреждения, контролируемого государством, граждане, выполняющие свои обязанности в каком-нибудь государственном органе, если они получат взятку за совершение действия, входящего в круг их служебных обязанностей или должности, даже законного, но не подлежащего оплате; 2) арбитр или эксперт, назначенные либо судом, либо одной из сторон за предоставление благоприятного или не благоприятного для стороны решения или заключения; 3) врач, хирург, дантист, акушерка либо ложно подтверждающие или утаивающие существование заболевания, увечий, беременность, либо предоставляющие фиктивные показания о начале заболевания, причинах увечья или смерти. Кроме того, наказывался тюремным заключением на срок от 1 года до 3 лет и штрафом от 900 до 20 000 франков или только одним из этих наказаний всякий приказчик, служащий или доверенный, состоявший на жалованье или в той или иной форме получавший вознаграждение от кого-нибудь, который непосредственно или через подставное лицо без ведома и согласия владельца предприятия домогался или принимал предложения или обещания, домогался или принимал подарки, подношения, комиссионные, проценты или премии за совершение действия, входившего в круг его обязанностей (как видно в этом случае, французский законодатель причислил к должностным преступлениям "коммерческое взяточничество", вопреки строгой доктрине уголовного права). Если предложения, обещания, подарки или вознаграждения привели к выполнению или уклонению от действия, которое выходит за рамки личной компетенции лиц, указанных в п. 1, то виновный наказывался тюремным заключением на срок от 1 года до 3 лет и штрафом от 600 до 20 000 франков, а арбитры и 26 эксперты в этом случае — тюремным заключением на срок от 6 месяцев до 2 лет и штрафом от 300 до 15 000 франков или только одним из этих видов наказания (ст. 177). В том случае, если одно из лиц, о которых идет речь в п. 1 ст. 177, принимало предложения или обещания, получало подарки или подношения за доставление или попытку доставления орденов, медалей, отличий или наград, мест, занятий и должностей, каких-либо льгот со стороны публичной власти, торговых сделок, подрядов или других преимуществ, вытекающих из договоров, заключенных с публичной властью или администрацией, контролируемой государством, и тем самым злоупотребляло действительным или предполагаемым влиянием, то оно наказывалось тюремным заключением на срок от 1 года до 5 лет и штрафом в размере удвоенной стоимости принятых обещаний или полученных вещей, но не ниже 1500 франков. Однако если виновным в злоупотреблении действительным или предполагаемым влиянием, которое ему давал его мандат или должность, являлось лицо, указанное в п. 1 ст. 177, то оно наказывалось тюремным заключением на срок от 2 до 10 лет (ст. 178). К активному взяточничеству относились уголовно наказуемые действия, предусмотренные в ст. 179 УК 1810 года. Так, согласно этой статье, всякий, кто принуждал или пытался принудить насилием или угрозами, кто подкупал или пытался подкупить обещаниями, предложениями, подарками или подношениями одно из названных в ст.ст. 177 и 178 лиц совершить или отказаться совершить какое-либо действие, а также добивался этим же путем какого-либо их покровительства или расположения, даже если все принуждения или взятки не приносили тех результатов, на которые рассчитывал взяткодатель, наказывался так же, как и взяткополучатель. Французский законодатель ужесточал наказание виновных в совершении вышеназванных преступлений в случае, если целью подкупа или злоупотребления властью было совершение преступления (ст. 180 УК 1810 года). В этом случае к виновному, если он „являлся военнослужащим или лицом, приравненным 27 к нему, применялось наказание в виде тюремного заключения на срок от 6 дней до 6 месяцев (ст. 393 Кодекса военной юстиции). Кроме того, осужденный военнослужащий выплачивал назначенный трибуналом штраф по месту осуждения. Если виновный являлся судьей, решавшим дела о преступлениях, или присяжным заседателем, то к нему, помимо штрафа, предусмотренного в ст. 177, применялось наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет (ст. 181 УК 1810 г.). Если в результате подкупа обвиняемому назначалось наказание более строгое, чем лишение свободы на срок от 5 до 10 лет, то именно такое наказание применялось к виновному судье или присяжному заседателю. В тех случаях, когда судья или представитель административной власти разрешали дело в пользу одной из сторон или против нее из-за неприязни к ней, то они признавались виновными в должностном преступлении, и к ним применялось наказание в виде гражданской деградации. Кроме того, во всех случаях, предусматривавшихся ст.ст. 177—180, к виновным применялось положение ст. 42 УК (суды, вынося приговоры, могли в некоторых случаях запретить осужденному полностью или частично осуществлять следующие политические, гражданские и семейные права: участвовать в- выборах; быть выбранным; быть призванным или назначенным к исполнению обязанностей присяжного заседателя или других публичных обязанностей и административных должностей или отправлять эти обязанности или должности; носить оружие; участвовать в семейных советах и др.). Как видно, в прежнем французском УК предусматривалась более строгая система наказания за должностные преступления, иногда использовался принцип талиона, в частности, за вынесение неправосудного приговора к виновному применялось наказание, соответствовавшее провозглашенному. Злоупотребление властью. В Уголовном кодексе Франции 1992 года ответственности должностных лиц за злоупотребление властью отведено значительное число статей. Следует отметить, что новый кодекс, как и прежний, делит этот вид преступления на два класса: 1) злоупотребление властью, на- 28 правленное против управления (ст.ст. 432-1 — 433-3), и 2) злоупотребление властью в отношении частных лиц (ст.ст. 432-4 — 432-9). Правда, в отличие от УК 1810 года, в УК 1992 года нормы об ответственности за злоупотребление властью в отношении частных лиц расположены после норм об ответственности за злоупотребление властью против управления. Также, в отличие от норм УК 1810 года, в нормах УК 1992 года об ответственности за злоупотребление властью против управления не дается конкретного описания тех действий, которые признавались бы законодателем злоупотреблением. Так, в частности, наказываются как злоупотребление властью против управления действия представителей государственной власти, которыми в ходе осуществления своих служебных полномочий или предпринятых ими мер было нарушено осуществление закона. За данное преступление ст. 432-1 предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет и штрафа до 500 000 франков. Это наказание удваивается, если действия, предпринятые должностным лицом, имели какие-либо последствия. Законодателем расцениваются как злоупотребление властью против управления действия представителей государственной власти, а также лиц, наделенных полномочиями осуществлять должностные функции, или лиц, обладающих выборным мандатом, которые продолжают выполнять свои обязанности после того, как их официально информировали о решении или обстоятельствах, прекращающих их служебную деятельность. В случае такого неподчинения виновное лицо наказывается тюремным заключением на срок до 2 лет и штрафом до 200 000 франков (ст. 432-3). Согласно же нормам УК 1810 года, всякое должностное лицо, агент или доверенный правительства, какого бы звания и чина он ни был, который требовал, или приказывал, или заставлял потребовать или приказать, чтобы была пущена в ход публичная сила в целях противодействия исполнению закона, или сбору законного налога, или исполнению судебного постановления, или приказа, или всякого иного распоряжения, исходящего от законной власти, наказывался лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. 29 В случае когда это требование или приказание выполнялись, максимум наказания составлял лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Эти наказания не применялись в отношении лиц, которые выполняли приказ своих начальников, но только в тех случаях, когда приказ отдавался начальником в пределах его компетенции и был обязателен в порядке служебной подчиненности. Во всех этих случаях к ответственности привлекался начальник, отдававший первым противоправный приказ. Если в ходе выполнения приказа или требований были совершены другие преступления, караемые более строгими наказаниями, чем лишение свободы на срок от 5 до 10 лет, или максимумом наказания, то эти более тяжкие наказания применялись к должностным лицам, агентам или доверенным, виновным в отдаче указанных приказов или предъявлении указанных требований. Как видно, прежние нормы подробнее, чем нормы нового УК, раскрывают понятие "злоупотребление властью'' и дают исчерпывающий перечень деяний должностного лица, подпадающих под действие названных норм. На наш взгляд, современный французский законодатель предоставил судебным органам возможность самим достаточно произвольно толковать положения ст.ст. 432-1 — 432-3 УК 1992 года, считая неоправданными чрезмерно казуистические формулировки прежнего УК. Нормы УК 1992 года, направленные на защиту прав граждан от произвола должностных лиц, разбиты на четыре параграфа: § 1 предусматривает ответственность должностных лиц за покушение на личную свободу граждан (ст.ст. 432-4 — 432-6); § 2 — ответственность должностных лиц за дискриминацию (ст. 432-7): |