Учебное пособие посвящено Русской Правде, имеющей исключительное значение для истории древнерусского права icon

Учебное пособие посвящено Русской Правде, имеющей исключительное значение для истории древнерусского права



НазваниеУчебное пособие посвящено Русской Правде, имеющей исключительное значение для истории древнерусского права
страница1/5
Дата конвертации27.04.2015
Размер1.16 Mb.
ТипУчебное пособие
источник
  1   2   3   4   5
1. /Хачатуров Р.Л. Источники права. Выпуск третий.rtfУчебное пособие посвящено Русской Правде, имеющей исключительное значение для истории древнерусского права

Р.Л. Хачатуров

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

Выпуск третий

Тольятти 1997

Хачатуров Р.Л.

Источники права. Выпуск третий. -Тольятти - Изд-во ТолПи, 1997.- 90 стр.

Учебное пособие посвящено Русской Правде, имеющей исключительное значение для истории древнерусского права.

Для студентов и преподавателей юридических и исторических вузов; широкого круга читателей, интересующихся историей государства и права.

Общая характеристика Русской Правды

Наши предки не случайно назвали древнейший свод источников древнерусского права "Русской Правдой". Слово "право" проистекало от правды, справедливости. Правда — это истина, то, что соответствует действительности; порядок, основанный на справедливости. Следовательно, право — это то, что призвано служить правде и справедливости.

Сегодня мы стоим перед необходимостью переосмысления того, что было наработано наукой за многие десятилетия. Ретроспективный взгляд на исторический процесс представляет собой существенный момент в определении смысла современного переходного периода России и перспектив его развития. Поэтому было бы неверно относиться к отечественной истории как к чему-то неактуальному для современности. Например, в настоящее время в общественном сознании складывается убеждение о том, что надо смягчить уголовные наказания и отменить смертную казнь. Наши предки знали: кровь рождает кровь, насилие рождает насилие. Поэтому, обычай кровной мести, перешедший из первобытного строя, был ограничен, а затем и отменен в Древнерусском государстве. На Руси до X в. обычным правом и законодательными актами предусматривалась смертная казнь. Впервые это наказание было отменено Киевским князем Владимиром I в 996 г.

Хотя Русская Правда юридически отменила смертную казнь и ее истоки, но худшие психологические и нравственные традиции кровной мести и смертной казни еще не забыты и не преодолены: мертвые до сих пор держат за руки некоторых живых.

Еще во времена Русской Правды родилось понятие "суд правый". К сожалению, впоследствии жестокость и несправедливость стали спутником законодательной и правоприменительной деятельности государства.

Доброта и достоинство человека — есть достояние всего

человечества, с этим постулатом должны считаться все.

Русская Правда дает возможность изучить социальную жизнь восточных славян в течение нескольких столетий. До середины XII в. текст Русской Правды дополнялся и изменялся. Наиболее архаические по содержанию статьи Русской Правды изображают явления, характерные для времен доклассового строя. Многие статьи дают представление о возникновении и развитии государственной власти, феодальной собственности, правовом положении социальных групп древнерусского общества. Поэтому содержание Русской Правды отражает переходный период от первобытнообщинного строя к классовому обществу и эпоху раннего феодализма.

Разные источники (формы) права, зафиксированные в Русской Правде, имеют в основе своей различные формы правосознания и могут быть правильно поняты лишь при рассмотрении их в контексте той общественной системы, в которой они имели юридическую силу. Такой социальной системой являлось феодальное общество восточных славян, охватывающего период с VI по XII вв.

Наша литература не очень богата учебными пособиями по истории государства и права. В большинстве сборников документов памятники права приводятся в извлечениях или в сильно сокращенном виде. По этой причине и ввиду отсутствия соответствующих изданий текстов Русской Правды, которые давно стали библиографической редкостью, приступающие к изучению отечественной истории государства и права поставлены в серьезные затруднения.

В основу настоящего пособия положены лучшие публикации и комментарии текстов Русской Правды: Правда Русская. Т. I, под ред. Б.Д. Грекова, М.-Л. , 1940; Правда Русская. Т. II, под ред. Б.Д. Грекова, М., 1947; Памятники русского права. Выпуск первый, под ред. С.В. Юшкова, М., 1952; Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. I, под ред. О.И. Чистякова, М., 1984.

Тексты Русской Правды дошли до нас в списках XIII-XVII вв. Известный археолог прошлого столетия П. Строев насчитывал 200 списков Русской Правды. Но в то время были изданы только не более 50 списков. Сейчас нашей науке известно около 120 списков Русской Правды.

Русская Правда впервые была найдена В.Н. Татищевым в одном

списке "Новгородской первой летописи младшего извода" и в 1738 году представлена с переводом и комментариями в Академию Наук. С тех пор и до наших дней было найдено значитель количество новых списков этого важнейшего памятника древнерусского права.

Древнейший список текста Русской Правды был написан в конце XIII века и хранилсяв Московской Синодальной библиотеке. Этот список в науке известен под названием "Синодальный". Из других древнейших списков можно отметить "Пушкинский" список, помещенный в сборнике XIV века, некогда принадлежащий историку А.И. Мусину-Пушкину. "Троицкий" список назван так потому, что он сохранился в сборнике, принадлежащем библиотеке Троицкой Сергиевой лавры. Можно отметить еще два интересных списка — "Академический" и "Археографический".

В целях изучения списков Русской Правды принято делить их на группы — редакции. Большинство ученых разделяют все списки на две редакции: Краткую и Пространную. Академик М.Н. Тихомиров выделял три, а профессор С.В. Юшков — шесть редакций.

Говоря о пределах действия Русской Правды, необходимо отметить, что она являлась действующим нормативным актом не только в период существования Древнерусского государства. На протяжении нескольких веков она служила руководством при судебных разбирательствах. Отдельные нормы Русской Правды стали источниками юридических памятников периода феодальной раздробленности на Руси, а затем кодификации права в едином Русском государстве.

Становление древнерусского права — длительный исторический процесс, который начался в VI в. н.э. и прошел два этапа. Формирование права в VI-IX вв. завершилось переходом от казуального к обычному праву. Нормы обычного права со ссылками на казуальное право и прецеденты передавались, как правило, по памяти из поколения в поколение.

Правовое развитие на втором этапе выступает в виде писанного права. В X в. завершается переход от устного обычного права и законов к писанному праву, создаваемому правотворчеством Древнерусского государства.

На первом этапе становления древнерусского права в процессе политической консолидации восточнославянских племен произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд этих

племен в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию южного государственного образования восточных славян с центром в Киеве. Вероятно, Закон Русский полагался основным по сравнению с правдами других племенных союзов1. Его нормы учитывались киевскими князьями при заключении договоров с Византией2.

В Х-начале XI в. в результате развития княжеского законодательства Закон Русский был преобразован в Правду Русскую — основной закон великих киевских князей, которая постепенно распространялась на всю страну. Одним из таких случаев распространения постановлений Правды Русской на Новгород в 1015-1016 гг. стало издание, составленное Ярославом Мудрым, Древнейшей Правды или Правды Ярослава. Это первый, дошедший до нас, писаный источник древнерусского права носил название "Правда Русская". Текст этого памятника права распадается на три части: 1) статья об убийстве (ст. 1); 2) статьи о ранении и оскорблении (ст. 2-10); 3) статьи о нарушении права собственности (ст. 11-18).

Древнейшая Правда представляет собой неполный источник по истории древнерусского права начала XI в.3

Правотворческая деятельность Ярослава Мудрого не ограничилась созданием Правды. В 1024-1026 гг. он принимает "Покон вирный", определявший размеры денежных взносов и натурального корма, идущих с населения административным лицам и княжеским судьям.

После смерти Ярослава (1054 г.) в государственном механизме особое значение приобретают княжеские съезды, на которых решались важнейшие проблемы внутренней и внешней политики, разрабатывались и принимались новые законодательные акты. С 1054 по 1072 гг. были приняты новые законы, вошедшие в состав Правды Ярославичей. Ярославичи отменили кровную месть и установили выкуп за убийство, что явилось завершением длительной

предшествующей тенденции к юридическому ограничению и отмене кровной мести.

В 1113г. после смерти киевского князя Святослава феодальная знать призвала не по праву на великокняжеский престол влиятельного князя Владимира Мономаха. В том же году в селе Берестово он созвал съезд, на котором был принят новый юридический сборник, известный под названием "Устав Владимира Мономаха". Этот Устав внес в "Русскую Правду новые правовые положения. Большая часть норм Устава Владимира Мономаха относится к частному праву. Устав Владимира Мономаха подробно регламентировал обязательственные отношения и определил принципы феодального семейного, наследственного и опекунского права. В Уставе имеется также большой раздел, посвященный уголовному и процессуальному праву.

Все дошедшие до нас списки Русской Правды отчетливо фиксируют привилегии феодалов. Феодалы разных рангов выиграли уже тогда, когда кровная месть была ограничена, а затем заменена денежным выкупом. По статье I Краткой Правды пока что закон ограждает жизнь людей одинаковой вирой, вне зависимости от их социальной принадлежности. Но и в данном случае формально равное право в условиях классового общества было на самом деле неравным. Несравненно легкими вирами штрафы были для феодалов. Со временем кровная месть полностью отменяется и жизнь представителей господствующего класса защищается двойной вирой.

Господствующий класс имел привилегии и по нормам гражданского права Русской Правды. Закон устанавливал усиленную охрану права собственности и привилегии феодалов в праве распоряжаться собственностью. Статьи, устанавливающие высокие штрафы за уничтожение и порчу межевых знаков (ст. 70-72), были в первую очередь направлены против неимущих слоев населения.

Интересы правящего класса защищали нормы Русской Правды, относящиеся к уголовному и процессуальному праву. Государство использовало такие виды доказательств, как присяга, ордалии, показания свидетелей, известные первобытнообщинному строю. Но сохранив обычные формы судебного доказательства, государство устанавливает в их применении ряд изменений, выгодных господствующему классу. Так, "если случится свидетелем быть

холопу, то на суде ему не выступать".

В период становления права общественные отношения сложны и многообразны. В это время система права еще не сформировалась достаточно полно, и правовое регулирование еще не охватило многие общественные отношения. Поэтому могли возникать отношения, для разрешения которых не имелось нормативно-правовых средств, — обычно-правовых и законодательных норм. В таких случаях судьи, руководствуясь своим правосознанием, выносили конкретное решение. Со временем судебная практика превращает решения по конкретным делам в юридическую норму, тем самым придавая индивидуальным предписаниям значение самостоятельного источника права. В Русскую Правду проникли некоторые конкретные решения из практики судебных органов. Так, в ст. 23 Краткой редакции говорится о княжеском конюхе, который пас стадо, что его убили дорогобужцы, а князь Изяслав этих дорогобужцев судил.

Ссылки на конкретные случаи судебного решения находятся и в статьях 31, 40 той же редакции.

Русская Правда оставила будущим поколениям богатое правовое наследие и имела большое значение для развития русского, украинского и белорусского права.

РУССКАЯ ПРАВДА

Краткой редакции

(по Академическому списку)

Перевод

ЗАКОН РУССКИЙ

  1. Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата,
    сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры;
    если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за
    убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник,
    мечник или же изгой и Словении, то положить за него 40 гривен.

  2. Если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не
    искать этому человеку свидетелей; если же на нем не будет никаких
    следов (побоев), то пусть придут свидетели; если же не может
    (привести свидетелей), то делу конец; если же за себя не может мстить,
    то пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения
    потерпевшему да еще плату лекарю.

  3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью, чашей,
    рогом или мечом плашмя, то (платить) 12 гривен; если его не
    настигнут, то он платит, и на этом дело кончается.

  4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из ножен), или
    рукоятью, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

  5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука
    или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

  6. Если нога останется цела, (но) если начнет хромать, тогда пусть
    смиряют (виновного) домочадцы (раненого).

  7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то
    (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

  8. А за (выдернутый) ус (платить) 12 гривен, а за клок бороды —
    12 гривен.

9. Если же кто обнажит меч, но не ударит (им), то он положит
гривну.

  1. Если же человек пихнет человека от себя или к себе, (то
    платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый)
    будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.

  2. Если же челядин скроется у варяга или у колбяга, а его в
    течение трех дней не вернут (прежнему господину), то, опознав его
    на третий день, ему (т.е. прежнему господину) взять своего челядина,
    а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

  3. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то платить 3
    гривны.

i 3. Если кто возьмет чужого коня, оружие ила одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

  1. Если кто опознает (свою вещь у кого-либо), то нельзя ему ее
    взять, говоря (при этом) "мое", но пусть скажет "пойди на свод,
    (выясним), где взял ее"; если (тот) не пойдет, то пусть (выставит)
    поручника, (что явится на свод) не позднее пяти дней.

  2. Если где-нибудь (кто) взыщет с кого-либо остальное, а тот
    начнет запираться, то идти ему (с ответчиком) на свод перед 12
    человеками: и если окажется, что злонамеренно не отдавал (предмет
    иска), то (за искомую вещь) следует (заплатить) ему (т.е.
    потерпевшему) деньгами и (сверх того) 3 гривны вознаграждения
    потерпевшему.

  3. Если кто, опознав своего (пропавшего) челядина, захочет его
    взять, то отвести (его) к тому, у кого он был куплен, а тот
    отправляется ко второму (перекупщику), и когда дойдут до третьего,
    то пусть скажет ему: "ты мне отдай своего челядина, а своих денег
    ищи при свидетеле".

  4. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы,

а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

18. А если (кто) сломает копье, щит или (испортит) одежду и
захочет их оставить у себя, то (хозяину) получить (за это
компенсацию) деньгами; если же, что-нибудь сломав, попытается
(сломанное) возвратить, то заплатить ему деньгами, сколько (хозяин)
дал при покупке этой вещи.

Закон, установленный для Русской земли, когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко Перенег, Никифор Киевлянин, Чудин Микула.

19. Если убьют дворецкого, мстя за (нанесенную им) обиду, то
убийце платить за него 80 гривен, а людям (платить) не нужно; а (за
убийство) княжеского подъездного (платить) 80 гривен.

20. А если убьют дворецкого в разбое, а убийцу (люди) не будут искать, то виру платит вервь, в которой найден труп убитого.

  1. Если убьют дворецкого (за кражею) в доме или (за кражею)
    лошади или за кражею коровы, то пусть убьют (его), как собаку.
    Такое же установление (действует) и при убийстве тиуна.

  2. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

  3. А за (убийство) старшего конюшего при стаде (платить) 80
    гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его
    конюха.

  4. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или
    пашнями, (платить) 12 гривен.

  5. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

  6. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5
    гривен.

  1. Если (убита) раба-кормилица или дядька-воспитатель, (то
    платить) 12 (гривен).

  2. А за княжеского коня, если он с тавром (платить) 3 гривны, а
    за смердьего— 2 гривны, за кобылу 60 резан, а за вола — гривну, за
    корову — 40 резан, а (за) трехлетку — 15 кун. за двухлетку —
    полгривны, за теленка — 5 резан, за ягненка — ногата, за барана —
    ногата.

  3. А если (кто-либо) уведет чужого холопа или рабу, (то) он
    платит 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

  4. Если же придет избитый до крови или до синяков человек, то
    не искать ему свидетелей.

  5. А если (кто-либо) украдет коня или волов или (обокрадет)
    дом, да при этом крал их один, то платить ему гривну (33 гривны) и
    тридцать резан; если воров будет 18 (даже 10), то (платить каждому)
    по три гривны и по 30 резан платить людям ( княжеским).

  6. А если подожгут княжескую борть или выдернут (из нее)
    пчелы, (то платить) 3 гривны.

  7. Если без княжеского распоряжения будут истязать смерда, (то
    платить) 3 гривны за обиду; а за (истязание) огнищанина, тиуна и
    мечника— 12 гривен.

  8. А если (кто-либо) перепашет межу или уничтожит межевой
    знак на дереве, то (платить) 12 гривен вознаграждения
    потерпевшему.

  9. А если (кто-либо) украдет ладью, то за ладью платить 30 резан,
    а штрафа 60 резан.

  10. А за голубя и за курицу (платить) 9 кун, а за утку, за журавля
    и за лебедя — 30 резан; а штрафа 60 резан.

  11. А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то (платить)

вознаграждения потерпевшему 3 гривны.

  1. Если убьют вора на своем дворе или в доме или у хлеба, то
    так тому и быть; если же додержали (его) до рассвета, то отвести его
    на княжеский двор; а если же (его) убьют и люди видели (его)
    связанным, то платить за него.

  2. Если украдут сено, то (платить) 9 кун; а за дрова 9 кун.

  3. Если украдут овцу, козу или свинью, притом одну овцу украли
    10 (человек), то пусть положат по 60 резан штрафа (каждый); а
    задержавшему (вора платить) 10 резан.

  4. А из гривны мечнику (полагается) куна, а в десятину 15 кун, а
    князю 3 гривны; а из 12 гривен — задержавшему вора 70 кун, а в
    десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

  5. А вот установление для вирника: вирнику (следует) взять в
    неделю 7 ведер солоду, а также барана или полтуши мяса или две
    ногаты; а в среду резану или сыры; также в пятницу, а хлеба и пшена
    (взять) сколько могут поесть; а кур (брать) по две в день; поставить
    4 коня и кормить их досыта; а вирнику (платить) 60 (8) гривен, 10
    резан и 12 веверин; а при въезде гривну; если же потребуется во время
    поста (ему) рыбы, то взять за рыбу 7 резан; итого всех денег 15 кун;
    а хлеба (давать), сколько могут съесть; пусть вирники соберут виру
    в течение недели. Вот таково распоряжение Ярослава.

  6. А вот подати (установленные для) строителей мостов: если
    построят мост, то взять за работу ногату и от каждого пролета моста
    ногата; если же починили несколько досок старого моста — 3,4 или
    5, то брать столько же.

комментарии статей древнейшей

ПРАВДЫ

СТАТЬЯ 1

Болтин: "Под названием муж ... разумелись люди знатные по роду и по богатству, а под названием людин — все вообще свободные".

Карамзин: "Слова "убьет муж мужа" надобно разуметь "человек убьет человека". Когда не будет мстителей, то с убийцы взыскать деньгами в казну".

Греков полагал, что Краткая Правда говорит "главным образом о "мужах", под которыми не трудно вскрыть дружинную, рыцарскую среду в обычном понимании термина".

Полевой: "Кровь требует крови, и убийца подвергается мщению ближних убитого, которые могут убить его, ... первый мститель — брат, второй — отец, третий — сын, четвертый — сын брата, пятый — сын сестры".

. Эверс: "В законе вместе с утверждением права мести постановляются и пределы действия сего права. Оно предоставляется только родителям и детям, братьям и племянникам".

Иванишев: "Один только ближайший родственник убитого имеет право мести, а не весь род убитого, как в германских законодательствах".

Ланге: "Слово "мстить" ... означало только право самосуда".

Сергеевич:"... надо различать месть досудебную и послесудебную ... Русская Правда сохранила указания только на досудебную месть".

Пресняков: "Едва ли для древнего правосознания была принципиальная разница между "досудебной" местью и местью по приговору суда, как для современных ученых".

Наиболее спорным в литературе является толкование второй части рассматриваемой статьи: "Если убит — русин, гридин, купец, ябедник, мечник или же изгой, или Словении, то уплатить за него 40 гривен".

Карамзин: "За всякого людина, т.е. свободного человека русского (варяжского племени) или славянина, 40 гривен или виру".

Розенкампф: "Здесь уроженцы трех народов, соединившись при составлении Новгородского союза, русский, чухонской (изгой) и словянский".

Дубенский: "Словении, можно думать Словенского конца в Новгороде".

Ланге полагал, что "порядок исчисления здесь лиц, за убийство которого взыскивалась вира,... основан на разделении их по месту жительства, именно сперва говорится о жителях Южной Руси... и в конце статьи об изгоях и словенах, т.е. новгородцах".

Максимейко отрицал понимание русина как варяга: "Эта статья устанавливает одну и ту же плату за гридина, купца, ябедника, мечника и изгоя, все равно были ли они словены или русины, другими словами, новгородцы или киевляне".

Пресняков русина и словенина тоже переводил — киевлянин-новгородец.

Греков: "Что касается словенина, то ... кроме национального признака, ему присущи и социальные черты ... Мы можем предполагать, что под словенином разумеется представитель массы, населяющей деревню, т.е. в конечном случае смерд".

Юшков: "Руссы — это население города, которому подвластно окрестное славянство, они собирают дань с этого славянства ... Это — профессиональные воины".

Татищев: "Гридня именовалась покой господский или княжеский,

как ниже судебную избу или канцелярию... и оттого дворянин гриден именован".

Болтин: "Под именем гридней разумели тех, кои после под названием дворовых людей, служащих при домах княжеских и боярских, были известны".

Диев: "Слово гридь, кажется, греческого происхождения и означает способный, проворный, ловкий".

Сенковский: "Гридин — получающий жалование от казны".

Соловьев: "Гриди ... значит громада, сборище, толпа, след. дружина".

Болтин:"... звание ябедника... означало знание законов и порядка судопроизводного. Злоупотребления ябедников ... заставили иметь о них худую мысль, а под словом ябеда подразумевать крючкотворчество".

Каченовский: "Ябедник ... — служитель правосудия".

Владимирский-Буданов: "Нынешнее бранное значение этого слова указывает на древнее действительное значение ябедника, как публичного обвинителя".

Диев: "Мечник был чиновник более полицейский, чем военный". Соловьев считал, что мечник и метельник "одно и то же".

Мрочек-Дроздовский полагал, что летописи и Русская Правда "Дают нам понятие о мечничестве, как должности судебной, о мечнике, как о помощнике судьи".

Эверс: "... под изгоем можно разуметь вообще иностранца в противоположность с славянином".

Морошкин: "Изгой ... изгнанник из волости".

Иванишев: "Изгой значит пришелец, иностранец".

К. Аксаков: "Изгой ... — это был человек, исключенный или сам себя исключивший из общины или сословия".

Сергеевич: "Изгоями называется некоторый класс людей, который с точки зрения уголовного права ничем не отличается от остального населения".

Дьяконов: "Изгой обозначает человека, лишенного средств к существованию".

Греков: "В Русской Правде изгой упомянут в качестве одного из осколков давно разбитого родового строя. Здесь изгой еще считается полноправным членом нового, по-видимому, городского общества".
  1   2   3   4   5



Похожие:

Учебное пособие посвящено Русской Правде, имеющей исключительное значение для истории древнерусского права iconУчебное пособие для изучающих иллюстративную графику. Adobe Image Ready. Учебное пособие по созданию покадровой анимации
Н. В. Смирнов. Язык html (язык web-сайтов). Иллюстрированный примерами самоучитель
Учебное пособие посвящено Русской Правде, имеющей исключительное значение для истории древнерусского права iconРассказы из Истории Русской Церкви
Мтф. 5: 13. Именно поэтому в основу “Истории Русской Церкви,” подготовленной Издательским Отделом Спасо-Преображенского Валаамского...
Учебное пособие посвящено Русской Правде, имеющей исключительное значение для истории древнерусского права iconУчебное пособие для 7 кл./Сост. В. Б. Сельцер, Л. П. Худякова, Н. В. Дмитриева, Р. Л. Сосновская. Саратов: киц «Саратовтелефильм»
Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии
Учебное пособие посвящено Русской Правде, имеющей исключительное значение для истории древнерусского права iconДокументы
1. /Хропанюк В. Н. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Хрестоматия. Учебное пособие. - М., 1998,...
Учебное пособие посвящено Русской Правде, имеющей исключительное значение для истории древнерусского права iconДокументы
1. /Вопленко Н.Н. Реализация права- Учебное пособие. - Волгоград- Изд-во ВолГУ, 2001. -...
Учебное пособие посвящено Русской Правде, имеющей исключительное значение для истории древнерусского права iconДокументы
1. /Чирков А.П. Ответственность в системе права- Учебное пособие. - Калининград- Изд-во...
Учебное пособие посвящено Русской Правде, имеющей исключительное значение для истории древнерусского права iconДокументы
1. /Вопленко Н.Н. Источники и формы права- Учебное пособие. - Волгоград- Изд-во ВолГУ, 2004....
Учебное пособие посвящено Русской Правде, имеющей исключительное значение для истории древнерусского права iconДокументы
1. /Проценко Ю.Л.Образование Русского централизованного государства и развитие права (XIV...
Учебное пособие посвящено Русской Правде, имеющей исключительное значение для истории древнерусского права iconУчебное пособие для студентов гуманитарных факультетов Санкт-Петербург 2001

Учебное пособие посвящено Русской Правде, имеющей исключительное значение для истории древнерусского права iconУчебное пособие учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида
Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами
Учебное пособие посвящено Русской Правде, имеющей исключительное значение для истории древнерусского права iconДокументы
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации