Е. Л. Горлова Современная семья переживает кризис этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержател icon

Е. Л. Горлова Современная семья переживает кризис этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержател



НазваниеЕ. Л. Горлова Современная семья переживает кризис этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержател
Дата конвертации23.04.2015
Размер95.57 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Горлова Е.Л. Хар-ка род. компетент. как фактора норматив. разв. д. ран. воз..docЕ. Л. Горлова Современная семья переживает кризис этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержател

Характеристика родительской компетентности как фактора нормативного развития детей раннего возраста

Е.Л. Горлова

Современная семья переживает кризис - этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержательного внутрисемейного общения, для совместных занятий, поддержания и развития семейных традиций. Внутренние напряженные отношения ослабляют семью, эмоциональное отчуждение становится характерной чертой детско-родительских отношений.

При обсуждении понятия семьи, большинство авторов рассматривают периодизации ее развития в связи с появлением и взрослением детей. Например, начальный этап жизни вдвоем, (как начало становления супружеских отношений), до момента рождения детей, семья с малыми детьми, семья с детьми дошкольного возраста, с младшим школьником, семья, воспитывающая детей старшего школьного возраста и т.д. до этапа отделения детей от родителей. Для государства наиболее важной функцией семьи является функция воспроизводства и воспитания потомства. Уже с самого первого момента становления родительства общество дает понять, что родители должны уметь делать что-то такое, чтобы ребенок стал таким, каким хочет его видеть общество, и, чем старше ребенок, тем сложнее требования, предъявляемые семье различными социальными институтами.

Кто же такой современный компетентный родитель? В практике психологического сопровождения признано, что компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Компетентный родитель понимает, что развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье.


Данное понимание еще не стало распространенной практикой образования родителей. Как правило, родителей критикуют, но не учат быть родителями, порицают, но не тренируют. Вместе с тем, очевидна необходимость специальных программ развития родительской компетентности, на всех этапах развития семьи.

Всесторонняя помощь родителей в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности детей будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – психологическое здоровье ребенка, его счастье и благополучие. В настоящее время, развитие родительской компетентности рассматривается в трех ракурсах. Первый ракурс связан с формированием адекватного уровня общей информированности родителей о развитии ребенка того или иного возраста. Другой аспект касается способности родителей сопереживать, принимать, понимать, «вчувствоваться» в своего ребенка. Третий связан с поведенческим компонентом, умением родителей грамотно взаимодействовать со своим ребенком.

Таким образом, в нашем исследовании психолого-педагогическая компетентность родителей изучается с точки зрения ее структурных компонентов (аффективного, когнитивного и поведенческого). Мы провели сравнительный анализ родительской компетентности и особенностей развития предметно-орудийной (ведущей) деятельности у детей раннего возраста. Вначале, на основе выделенных компонентов родительской компетентности были разработаны методики, адресованные родителям, воспитывающим детей раннего возраста. Им были предложены две анкеты «Незаконченные предложения», «Как я понимаю чувства детей» и текстовая методика «Загадка о предмете». В пилотажном исследовании принимали участие 15 детско-родительских пар.

Методика «Незаконченные предложения» была направлена на выявление знаний родителя о возрастных особенностях детей раннего возраста. Родителям требовалось завершить незаконченные предложения. Каждое из представленных предложений было направлено на выявление уровня информационной подготовленности родителя в области психологии раннего детства.

В методике «Как я понимаю чувства детей» предлагались описания разнообразных ситуаций общения детей с родителями и высказывания детей. Родители распознавали чувства ребенка в каждой из описанных ситуаций.

Задание «Загадка о предмете» предполагало изучение способности родителей находить наиболее точные слова для описания предметов, которые используются ими в совместной деятельности с детьми.

Для получения более точной информации дополнительно проводилось наблюдение за качественными особенностями поведения родителя при вечерней встрече с ребенком в детском саду.

Сравнительный анализ структурных компонентов компетентности позволил описать четыре интегрированных портрета родителей, воспитывающих детей раннего возраста.

К первой группе родителей, условно названной «компетентные» - 14% относятся те, кто аргументировано отвечает на вопросы, касающиеся развития ребенка, и адекватно называет чувства, которые испытывает ребенок в описанных ситуациях. Они с легкостью могут создать условия для развития своего ребенка. В совместной деятельности они могут принимать как позиции ведомого, так и позиции ведущего, могут делить эту деятельность вместе со своим ребенком, предлагать им право выбора. Это говорит о том, что родители этой группы хорошо осведомлены о возрастных особенностях своего ребенка, могут применить эти знания на практике. Они очень чутки и понятливы по отношению к своему ребенку, они с легкостью могут поставить себя на его место и почувствовать то, что чувствует ребенок в той или иной ситуации. Несомненно, это группа благополучных родителей, обеспечивающих условия развития собственных детей.

Вторую группу родителей - 29%, составляют «интуитивы», которые адекватно понимают ребенка, «чувствуют» его, но недостаточно четко и обоснованно могут объяснить причины детского поведения, проблем в отношениях. Родители этой группы мало осведомлены о возрастных особенностях своего ребенка. Они способны придумывать разные ситуации для ребенка, которые могут быть развивающими, но все это происходит неосознанно, без специальной направленности. По результатам наблюдения за совместной деятельностью, можно сделать вывод, что родитель поддерживает своего ребенка, проясняет его желания, вопросы обращены к актуальному опыту ребенка. Совместная деятельность разворачивается как предметно-опосредованное общение, но в более узкой направленности. Не зная какого-то шаблона воспитания ребенка, родители готовы пробовать, брать ответственность на самого себя, учиться родительству в общении с собственным ребенком. Вместе с тем, получение психолого-педагогических знаний могло бы усилить родительскую позицию в этой группе.

Третью группу родителей «интеллектуалы» - 50%, характеризует значительный багаж знаний о развитии ребенка (как нужно воспитывать, как развивается ребенок раннего возраста и что происходит в кризисе трех лет), однако, родители показывают минимальное понимание эмоций, переживаний своего ребенка. Они не всегда могут прочувствовать, определить, что сейчас нужно и важно ребенку, действуют наугад, что очень сильно затрудняет воспитание, и не всегда приводить к развитию ребенка. Родители этой группы чаще всего ориентированы воспитывать свое чадо по учебникам, больше опираясь на инструкции, чем на потребности собственного ребенка. Все это приводит к тому, что родители не учитывают индивидуальные особенности малыша, они довольно часто, сами того не понимая, игнорируют чувства своего ребенка. На поведенческом уровне родитель довольно часто ярко демонстрирует свое эмоциональное состояние, не обращая внимания на переживания ребенка, действует за него и за себя (одевает, кормит, ведет и т.д.)

И четвертая группу родителей «группа особого внимания» - 7%, это группа риска, так как родители демонстрируют как низкий уровень общей информированности о процессах развития, воспитания детей раннего возраста, так и недостаточную компетентность в распознавании чувств ребенка. Их ответы формальны, поверхностны, неточны. Они даже с подсказкой экспериментатора не могут выделить условий для развития своего ребенка. Совместной деятельности практически не наблюдается, родитель либо сам делает что-то за ребенка, либо предоставляет делать это своему ребенку без какой-либо помощи со своей стороны, игнорирует затруднения. Например, когда ребенок хочет надеть сам колготки, то родитель сразу же перекладывает весь процесс одевания на своего ребенка, не учитывая, что ребенок, не может справиться с этим самостоятельно. Или, наоборот, когда ребенок просит помощи, то родитель начинает одевать ребенка, не давая ему возможности что-то сделать самому.

Итак, опираясь на данную характеристику, можно отметить, что родителям необходима помощь различного содержания. Родители-интуитивы могут усилить собственную позицию в воспитании ребенка через обладание доступным и понятным знанием о возрастных возможностях и ограничениях ребенка. Родители – интеллектуалы, или теоретики нуждаются в специальной работе по развитию репертуара способов сопереживания, эмоционального со-проживания с ребенком разнообразных ситуаций. Наиболее объемная и разнообразная помощь требуется родителям «группы риска», так как здесь необходима коррекционная работа по развитию всех видов психолого-педагогической компетентности, что предполагает длительное и систематическое взаимодействия специалиста с семьей. Однако, известно, что именно эта группа родителей отличается низкой мотивацией к такого рода взаимодействиям с представителями общественного воспитания.

Далее мы обратились к изучению психологических особенностей детей раннего возраста, проявляющихся в предметной деятельности (у родителей с разными уровнями психолого-педагогической компетентности). Мы предлагали детям многофункциональный предмет (фотобачок, внутри которого находилась разборная катушка и десяток деревянных бусин, которые легко помещались в отверстие в крышке, а также имели сквозное отверстие посередине). Знакомый взрослый предлагал детям подействовать по своему усмотрению с данным предметом. Качественные характеристики поведения детей послужили основой для выделения четырех групп.

Первая группа - «адекватное поведение» - 29% - демонстрировали дети родителей первой («компетентные») и второй («интуитивы») групп. Характерной особенностью являлось желание ребенка длительно и детально исследовать предмет, самостоятельно «раскрыть» все варианты возможных творческих действий с ним.

Вторая группа – «безинициативное повторение» - 21% - чаще всего проявлялось у детей родителей третьей группы («интеллектуалов»), когда ребенок ждет указаний взрослого и повторяет действия по образцу.

Третья группа – «отсутствие интереса» (36%) проявляли дети у третьей и четвертой групп родителей («интеллектуалы» и «некомпетентные»);

Четвертая группа – «невротическая реакция» - 14% - встречалась только у третьей группы родителей («интеллектуалы»). Дети начинали совершать навязчивые движения, не связанные с предложенным предметом.

Пилотажное исследование позволило сделать предварительный вывод о роли психолого-педагогической компетентности и вкладе каждого ее компонента в качество развития у детей предметной деятельности. Так, например, высокая информированность родителя при условии недостаточной эмоциональной компетентности взрослого может стать препятствием для адекватного развития ребенка раннего возраста. Психологическое сопровождение каждой группы родителей должна иметь свою специфику и быть направлена на различные компоненты компетентности.

Обоснованием образовательной работы с родителями составляет комплекс основных функций родителя: понимание состояний ребенка, его потребностей, умение своевременно и качественно удовлетворять потребности ребенка, регулировать его физическое и эмоциональное состояние, осуществлять развивающее общение и воспитание.

Далеко не всегда родители имеют необходимые навыки и способности, позволяющие взаимодействовать с ребенком адекватно его возрастным и индивидуальным особенностям. Вследствие этого главная направленность психологической помощи – это развитие личностных качеств родителей, знаний, умений и навыков, необходимых для понимания ребенка и эффективного взаимодействия с ним.

Для оказания психолого-педагогической помощи разработали программу "Психологическое сопровождение родителей и детей раннего возраста в дошкольном учреждении".

Первая - информационная часть проводится без участия детей, имеет цель развитие когнитивной составляющей психолого-педагогической компетентности. Для эффективного проведения данной работы необходимо выяснить актуальный уровень знаний родителей, их запросы и создать общее информационное пространство, повысить компетентность в вопросах психологического развития в раннем детстве, грамотность в вопросах семейного воспитания ребенка. Для обсуждения и дискуссии предложены разнообразные темы, например, – «Основные линии развития в раннем детстве», «Как развивается речь в раннем возрасте», «Что такое кризис трех лет?», «Зачем ребенку совместная деятельность с близкими взрослыми в быту?» и др.

Вторая часть проводится в форме совместной деятельности родителей с детьми и направлена на эмоциональное со-проживание, со-действие в логике стихотворения. Эта часть содержит разнообразные малые формы русского фольклора, потешки, пестушки и т.д. Данная работа обучает родителей совокупному действию с ребенком – где есть мера самостоятельного и совместного действия, эмоциональная поддержка инициативных движений и действий малыша.

Третья часть занятия направлена на развитие предметной деятельности ребенка, в которой взрослый занимает позицию «мы вместе», озвучивает действия малыша, придумывает новые возможности использования разнообразных материалов для продуктивной деятельности. Дети с помощью родителей начинают ориентироваться в свойствах гуаши, соленого тест, бумаг, клея, глины и т.д. Каждый раз ребенок совместно со взрослым делает «маленькие чудеса».

Заканчивается занятие совместным чаем, разговором о том, что с точки зрения родителя больше всего заинтересовало ребенка. Это еще одна возможность проявить родительскую прозорливость. Ведущий предлагает родителям рассказать короткие стихи, которые недавно читали ребенку.

В целом, занятие для родителей длится в течение 45 – 60 минут.

Комплексное развитие всех компонентов родительской компетентности имеет своим результатом уменьшение «пробелов», «слабых мест» в сфере отношений с ребенком, усиливает родительскую позицию и является эффективным средством предупреждения искажений в развитии малыша. Необходимо понимать, что профилактические меры в настоящее время признаются наиболее эффективными в организации работы с родителями и детьми. При достижении оптимального качества психолого-педагогической компетентности, родитель может самостоятельно решать возникающие проблемы в общении со своим ребенком и предоставлять ему лучшие условия развития.


 Эмпирическое исследование проводилось студенткой 5 курса АлтГУ Л.В. Пироженко



Похожие:

Е. Л. Горлова Современная семья переживает кризис этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержател iconИгорь Вагин заяц, стань тигром
Некоторые, начав читать, скажут: “Это не про меня”. Но загляните к себе в душу и вы увидите слабость, боязливость и одиночество....
Е. Л. Горлова Современная семья переживает кризис этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержател iconПамятка для родителей «Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение подросших детей»
Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение к друг другу, взаимопонимание,...
Е. Л. Горлова Современная семья переживает кризис этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержател iconШпаргалка для родителей. Поощряйте в малыше физическую активность, желание преодолевать препятствия. Поддерживайте стремление играть с другими детьми, быть в коллективе, пусть даже он не идеален, с вашей точки зрения
Разумеется, все родители хотят, чтобы их дети были успешными в школе. Но что именно для этого нужно делать? Как подготовить своего...
Е. Л. Горлова Современная семья переживает кризис этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержател iconРассказ о редкоземельных элементах
До того времени считалось, что к α-распаду склонны лишь тяжёлые элементы конца периодической системы, начиная с полония. Быть может,...
Е. Л. Горлова Современная семья переживает кризис этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержател iconДесять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали
А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих...
Е. Л. Горлова Современная семья переживает кризис этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержател iconЗдоровый образ жизни в семье
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким и выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические...
Е. Л. Горлова Современная семья переживает кризис этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержател iconИнструкция: на каждый вопрос теста можете ответить только «да» или «нет». Вы больше любите слушать, чем говорить?
Трудно сказать: то ли вы молчун, из которого не вытащить ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать. Но факт...
Е. Л. Горлова Современная семья переживает кризис этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержател iconСценарий праздника «Выпускной в 1 классе»
Учитель: Дорогие ребята, родители и гости! Сегодня мы все немного волнуемся. Сегодня у нас необыкновенный день – прощание с 1 классом....
Е. Л. Горлова Современная семья переживает кризис этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержател iconПриложение №6 кьеза джульетто
Европа переживает не лучшие времена. Неустойчивое положение еврозоны, теракты, растущая угроза исламизма, напряженные отношения с...
Е. Л. Горлова Современная семья переживает кризис этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержател icon«экология» и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснить никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью – прекрасной планете Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и увы
Все мы обязаны своей жизнью – прекрасной планете Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и увы, остающейся по-детски...
Е. Л. Горлова Современная семья переживает кризис этот факт фиксируют и обсуждают политики, философы, социологи, психологи. Родители и дети живут интенсивной жизнью, где все меньше времени остается для содержател iconХоккей всегда был одним из любимых видов спорта в нашей стране, а в последние годы хоккей особенно популярен. Все чаше родители выбирают именно этот вид спорта для своего ребенка
Ваш ребенок профессионально занимается в спортивной хоккейной школе или играть в дворовой хоккей с друзьями, первое, о чем Вы должны...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации