Психологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье icon

Психологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье



НазваниеПсихологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье
Дата конвертации23.04.2015
Размер186.47 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /КузьменкоВ. Псих.особенн.дошк.в семье.docПсихологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье


Вера Кузьменко

Украина, Киев
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ

Почему это важно?

Проблема развития индивидуальности - одна из стратегических в современной возрастной и педагогической психологии. Современная образовательная политика на Украине направлена на поддержку демократических, гуманистических тенденций, внедрение которых предполагает особое внимание к вопросам индивидуального развития каждого ребенка, учета его способностей и желаний, возможностей и потребностей, особенностей характера, темперамента, возраста, пола, мотивов поведения и других индивидуальных особенностей. Особое внимание уделяется периоду 3- 7 лет, периоду, связанному с рядом возрастных кризисов, во время которого возникают существенные личностные новообразования, возникают и формируются процессы самости, индивидуализации и социализации человека. В связи с этим наша работа направлена на изучение особенностей развития индивидуальности ребенка дошкольного возраста. Конструктивное решение этой проблемы предполагает создание структурно-содержательной модели индивидуальности с последующим построением на этой основе эффективной многофакторной технологии ее развития.

Ведущим условием успешного развития детей является социокультурная ситуация, изучение и учет особенностей которой становится обязательным фактором оптимизации процесса развития индивидуальности каждого ребенка. Социокультурная ситуация развития ребенка представляет собой сложную систему взаимозависимых компонентов, которые базируются на системе отношений взрослых – родителей и педагогов - к вопросам индивидуального развития каждого ребенка, их компетентности в этом направлении (А.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк).

Для успешного развития индивидуальности дошкольника необходимо наличие у родителей ребенка соответствующего стиля общения, наличие необходимых знаний, сформированность системы гуманистических убеждений и взглядов, умение создавать необходимые условия, профилактировать или преодолевать неблагоприятные факторы на пути развития индивидуальности, владеть технологией учета индивидуальных особенностей детей и создания индивидуально-ориентированной учебной среды (А.Г.Асмолов, А.А. Бодалев, В.В.Давыдов, М.В.Крулехт, В.Т. Кудрявцев, Л.Н. Собчик, И.Э. Унт и др.). Именно это направление стало одним из важнейших в нашей работе, посвященной проблеме развития индивидуальности ребенка 3- 7лет. На основе вышесказанного целью данной статьи мы определили: представить данные о психологических особенностях развития индивидуальности дошкольника в современной семье.

Что такое «индивидуальность»?

Для более глубокого понимания специфики исследования прежде всего необходимо разобраться в том, что такое индивидуальность. В ходе теоретического анализа выяснилось, что существуют различные точки зрения на этот вопрос. Ряд авторов рассматривает индивидуальность как совокупность большего или меньшего количества индивидуальных различий (П.П. Блонский, Б.А.Вяткин, С.К.Нартова-Бочавер, Л.Н.Собчик и др.). Другое направление предлагает рассматривать индивидуальность как особое образование в процессе развития личности, «глубину» личности, особый эффект в процессе развития личности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, В.С. Мерлин, В.Н. Русалов и др.). Оба эти направления исследований правомерны и логически оправданы.

Интегрируя основные направления исследований в данной области, мы предлагаем рассматривать архитектонику индивидуальности в ее структурно-содержательной основе. Структурная основа индивидуальности образуется сочетанием индивидуальных различий индивидного и личностного конструктов. Содержательной основой индивидуальности выступают качества, успешное развитие которых обеспечивает появление качественно нового уровня развития личности, существенно влияет на создание индивидуального, отличного от других стиля деятельности, стиля поведения и жизни. Анализ методологических трудов, посвященных проблеме развития личности, дает основания считать доминантными, базовыми те качества, сформированность которых детерминирует процесс становления субъектности, творчества и произвольности. Качествами, которые обеспечивают и сопровождают эти процессы, считаем избирательность, изобретательность и целенаправленность. Каждое из названных качеств несет определенную функциональную нагрузку. Целенаправленность обеспечивает эффективную стратегию жизнедеятельности, планирование, приложение волевых усилий на пути достижения поставленных целей. Функциями изобретательности является тактическое построение поведения, деятельности, внесение нового в средства, способы и приемы деятельности. Избирательность обеспечивает оценивание окружающего и самооценивание собственных ресурсов, в соответствии с чем происходит выбор и усвоение либо отказ от использования существующего социального опыта. Представим созданную нами графическую модель развития индивидуальности ребенка 3- 7 лет ( рис.1).


Индивидуальный стиль поведения

Индивидуальный стиль деятельн








Целенаправленность


Изобретательность

Избирательность






Социализация

Индивидуация


Индивидуализация. Интеграция. Универсализация

Рис. 1. Модель развития индивидуальности ребенка 3- 7 лет

В представленной модели зафиксированы те компоненты, которые становятся составляющими процесса развития индивидуальности ребенка 3- 7 лет. Центральным, стержневым образованием выступает структурная сущность индивидуальности в сочетании индивидных и личностных различий. Выше от исходной модели отображены те качества, формирование которых обеспечивает развитие индивидуальности как нового этапа на пути развития личности, а также их функциональная нагрузка. Ниже от исходной модели расположены характеристики стадиальности развития индивидуальности дошкольника, которые основаны на определяющих для каждой из базовых подсистем процессах: индивидуации, социализации, индивидуализации, последующей интеграции и уневерсализации всего приобретенного в процессе жизни и полученного от природы. Показаны результаты развития индивидуальности в виде индивидуального стиля деятельности, стиля поведения и стиля жизни.
Как проводилось исследование?

Исследовательская работа по изучению особенностей семейного воспитания с учетом направленности на развитие индивидуальности дошкольника осуществлялась в рамках общего направления по проблеме

«Развитие индивидуальности ребенка 3-7 лет» и составляла один из ее аспектов. Этапами экспериментальной работы были - констатирующий (1996-1999г.г.), формирующий (1999-2004г.г.) и контрольный (2004-2005 г.г.). Были поставлены следующие исследовательские задачи:

  1. выяснить отношение родителей к проблеме развития индивидуальности ребенка, проблеме индивидуализации образования и их компетентность в этом направлении;

  2. изучить особенности повседневного семейного общения, индивидуально-очерченные кризисные состояния, характер индивидуального взаимодействия с ребенком;

  3. очертить существующие модели семейного воспитания с учетом направленности на развитие индивидуальности ребенка;

  4. разработать, апробировать и внедрить систему работы по повышению компетентности родителей в вопросах развития индивидуальности дошкольника;

  5. проверить эффективность проведенных мероприятий.

Поставленные нами задачи обусловили необходимость выявления тех особенностей семейного воспитания, которые обеспечивают гармоничное или дисгармоничное развитие индивидуальности ребенка.

Критериями эффективного поведения родителей мы считали наличие у них определенной теоретической осведомленности в вопросах возрастного и индивидуального развития детей данного возраста, способность практически осуществлять индивидуально-ориентированный стиль общения с ребенком, согласованность воздействий на него со стороны разных членов семьи, умение профилактировать и конструктивно преодолевать кризисные состояния в развитии малыша. В процессе исследования использовались следующие методы: наблюдения, индивидуальные беседы с родителями и воспитателями, анкетирование.
Какие результаты получены?

На констатирующем этапе исследования обнаружено, что полученные данные свидетельствуют о наличии высокого интереса родителей к заявленной проблеме, практически однозначном признании того, что внедрение идеи индивидуализации имеет огромное значение для повышения качества работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, а направленность семейного воспитания на развитие индивидуальности является необходимым условием успешного развития ребенка. Родители чрезвычайно высоко оценивают необходимость осуществления индивидуального подхода к детям, подчеркивают роль индивидуальных контактов, эмоционально-насыщенного взаимодействия, говорят о необходимости «принимать ребенка таким, каков он есть», «видеть таланты и способности», «прощать слабости и недостатки», «искать ключик к детскому сердцу».

К сожалению, обобщенный анализ ответов, полученных в ходе индивидуальных бесед и анкетирования, также показал, что при наличии стремления большинства родителей обеспечить условия для гармоничного развития индивидуальности малыша, их понимании необходимости осуществления демократического, развивающего стиля общения с ребенком, доминирующими в семьях продолжали оставаться чрезмерно авторитарные или либеральные подходы. Было отмечено, что большинство родителей недостаточно владеют знаниями о возрастных и индивидуальных закономерностях психофизического развития детей дошкольного возраста, не ознакомлены с типичными характеристиками кризисных периодов дошкольного детства, путях профилактики и преодоления дисгармоний в развитии малышей. Выяснилось, что во взглядах на воспитание между разными членами семьи не существует согласованности, реагирование на действия и поступки ребенка, как правило, имеет ситуативный, спонтанный характер, взрослые мало времени уделяют обсуждению вопросов воспитания ребенка, индивидуальных особенностей его развития, объясняя это занятостью на работе, усталостью, отсутствием времени или неопытностью.
Какие стили общения с ребенком существовали ?

Полученные во время бесед и анкетирования данные дополнялись результатами целенаправленных наблюдений за реальным общением родителей с детьми. Изучение реальной практики общения родителей с детьми на констатирующем этапе исследования убедило нас в том, что перечень моделей семейного общения с учетом направленности на развитие индивидуальности ребенка чрезвычайно широк и разнообразен. Охарактеризуем наиболее распространенные среди них. Такими выступили: гармоничный, парциальный и дисгармоничный.

Гармоничный стиль семейного общения характеризуется направленностью взрослых на обеспечение оптимального соотношения, баланса различных сфер развития индивидуальности ребенка, стремлением членов семьи к взаимному согласованию взглядов в вопросах учета индивидуальных особенностей ребенка, пониманием необходимости постоянного поиска наиболее эффективных, благоприятных для поддержки уникального своеобразия ребенка воспитательных подходов, осознании значения индивидуализированного образования в процессе гармоничного развития ребенка. Такие родители проявляют постоянное внимание к вопросам воспитания и обучения, обращаются с вопросами к педагогам, консультируются у психологов, обсуждают с ними проблемные аспекты развития ребенка, обдумывают методы, приемы и средства развития ребенка, заботятся о создании дома максимально благоприятных условий для исследовательской, экспериментаторской деятельности ребенка, беспокоятся о наличии развивающих игр и игрушек, наполняют повседневную жизнь дочери либо сына содержательной деятельностью, общением, позитивными впечатлениями, ситуациями выбора, постановки и достижения цели, планирования, принятия решений, поддерживают инициативные действия ребенка, стремление к самостоятельности, проявления активности и самосознания.

Парциальный стиль общения характеризуется частичными проявлениями направленности родителей на развитие индивидуальности ребенка. В поведении родителей иногда отмечается стремление к поддержке уникальности, своеобразия, нестандартности поведения сына или дочки, осуществляется учет желаний, интересов, способностей ребенка. Изредка наблюдается направленность взрослых на достижение ребенком успеха в разных сферах жизнедеятельности, но преобладают тенденции к осуществлению одностороннего воспитания, физического либо умственного сосредоточенность внимания или на вопросах индивидного (биологического) или личностного развития (более всего в интеллектуально-познавательном аспекте данного направления). Для этого стиля общения характерным является недостаточное внимание к некоторым сферам развития ребенка, склонность родителей к применению авторитарных либо либеральных методов воздействия на малыша. Часто отмечается несогласованность стратегии и тактики воспитания со стороны разных членов семьи, недостаточная осведомленность родителей в вопросах возрастных особенностей развития ребенка данного возраста, неумение определять характерные особенности сына или дочери, нетипичные для других детей, неспособность установить особые достижения ребенка, непонимание причинно-следственных связей в процессе развития малыша. Время от времени родители уделяют внимание созданию соответствующей возрасту дошкольника развивающей среды, но эти действия носят бессистемный, спонтанный характер. В вопросах развития доминантных качеств, необходимых для успешного развития индивидуальности, наблюдается хаотичность, неопределенность, отсутствие согласованности между разными членами семьи.

Дисгармоничный стиль общения с ребенком характеризуется наличием у родителей недостаточных знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка данного возраста, непониманием своеобразия воспитательных подходов к нему, нежеланием понять содержание индивидуальных потребностей, возможностей, интересов. В отношении к ребенку проявляется равнодушие, желание избежать индивидуальных контактов, доверительных бесед, стремление к отчужденности ребенка от деятельности взрослых. В таких семьях игнорируются либо осуждаются проявления детской инициативы, изобретательности, творчества, подобное поведение ребенка часто ошибочно оценивается взрослыми как непослушание. Детей отстраняют от вопросов планирования, постановки и достижения цели, принятия решений, лишают права на самостоятельный выбор, творчество, экспериментирование. Вместо этого жизнь ребенка наполнена ситуациями унижения, неуважения, обид, эмоциональных потрясений, запугивания, лишения прав, личностного или физического насилия. Не уделяется внимания обеспечению необходимой для нормального развития ребенка предметно-игровой среды, соответствующих условий для культурного, физического, эмоционального и интеллектуального развития. Такие родители не проявляют интереса к повышению уровня своей психолого-педагогической компетентности, избегают консультаций с педагогами и психологами избегают, почти не принимают участия в общих для детей и родителей мероприятиях.


Что было сделано?

Основным компонентом технологии развития индивидуальности дошкольника стал компонент формирования стиля семейного общения. На втором этапе исследования была проведена специальная работа с родителями с учетом особенностей стиля их общения с ребенком. Углубленное представление об особенностях семейного воспитания с учетом направленности на развитие индивидуальности ребенка привело нас к пониманию необходимости осуществлять дифференцированное просвещение родителей в вопросах изучения и учета индивидуальных особенностей, развитии доминантных качеств индивидуальности у дошкольника.

Содержательными направлениями этой работы стали: повышение компетентности родителей в вопросах развития индивидуальности ребенка 3-7 лет; поиск механизмов усиления мотивации к осуществлению эффективного семейного воспитания; содействие в создании эффективного для развития детской индивидуальности стиля семейного воспитания; определение (совместно с родителями) учебно-воспитательных приоритетов для данного ребенка; привлечение родителей к работе в командах по созданию индивидуализированных образовательных программ; развитие необходимых личностных качеств у членов семьи, разработка системы адекватного реагирования на действия и поступки ребенка.

В ходе формирующей работы основное внимание обращалось не столько на передачу родителям готовых знаний по вопросам развития индивидуальности ребенка, сколько на убеждение в необходимости реализации данного подхода, важности самообразования, развитие необходимых для этого личностных качеств. В процессе этой работы мы стремились придерживаться следующих правил:

  • Создание атмосферы толерантности, партнерства, конструктивного взаимодействия, уважения к личности родителей;

  • Обеспечение вариативности содержания, форм, методов, средств обучения с учетом индивидуальных особенностей членов семей (их интересов, стиля общения с ребенком, способностей, возраста, типа в.н.д. и др.).

  • Увеличение удельного веса индивидуальной работы, внедрение индивидуализированных и дифференцированных форм обучения путем индивидуальных консультаций, индивидуальных заданий разной степени сложности, различного содержания, организации работы в диадах, малых группах.

  • Расширение активних методов работы, использование наглядности, ТСО, современных компьютерных технологий. Переориентация формирующих воздействий осуществлялась от монологического изложения готовой информации до совместного творчества, диалога, колективного решения проблем, общего поиска нових идей, выработки выводов и обобщений.

Принципиально важными стали такие ключевые положення работы:

  1. осуществление самопознания, которое является основой развития таких важных качеств, как самостоятельность, самоуважение, наблюдательность, рефлексия и др.

  2. активизация личного жизненного опыта участников обучения, что не обходимо для формирования системы убеждений в правильности определенных подходов, осознания их важности, активизации емоционального сопереживания, которое становится базой для осознания и принятия познавательной информации.

  3. Установление обратных связей, которые помогают определить уровень усвоения информации, наличие интереса к проблеме.

  4. Применение вербальных и невербальных средств общения, актуализация которых развивает умение осуществлять внешнюю диагностику, способность “читать” партнера по общению, что является важным профессиональным умением.

  5. Сочетание разных видов деятельности, которое обеспечивается путем определенного структурирования учебного материала, существенно влияет на активизацию внимания, снимает эмоциональное напряжение, усталость (мозговые штурмы, работа в командах, мини-лекции, практические задания, двигательные упражнения и др.);

  6. Баланс разных эмоциональных состояний, который достигается соответствующим подбором материала и заданий с различным эмоциональным наполнением (радость-грусть, оптимизм- тревога и др..), и завершается чувством уверенности и верой в успех.

  7. Позитивно направленная внешняя диагностика, которая осуществляется на основе самооценивания с целью изучения индивидуальных особенностей каждого педагога и их учете при определении индивидуальных заданий, формулировке вопросов, и т.п.

  8. Насыщенность учебного процесса специально созданными ситуациями успеха, планирования, принятия решений, выбора, постановки и достижения цели, решения проблем, поиска, изобретения, которые обеспечивают понимание необходимости из создания в образовании дошкольников.

В ходе семинаров-тренингов, индивидуальных консультаций, бесед, существенное внимание обращалось на развитие умения участников занятий самостоятельно планировать последующую работу по индивидуализации. Содержание индивидуальной помощи определялось в соответствии с характером преобладающих трудностей и очерчивалось по нескольким основным направлениям: трудности, связанные с нехваткой специальных знаний по вопросам развития индивидуальности дошкольника, с личной обеспокоенностью в связи с необходимостью менять стиль общения с ребенком, отсутствием мотивации, а также организационные трудности. Охарактеризуем содержание работы с учетом названных трудностей более детально.

Недостаток знаний. Оказывалась помощь в определении объема тех знаний, которых не хватает; была предоставлена необходимая информация с использованием для этого разнообразных средств; определялся перечень рекомендованной литературы; были организованы наблюдения за работой педагогов, компетентных в вопросах индивидуализации; наблюдения за общением других родителей со своими детьми.

Личная обеспокоенность. Формировалось убеждение в том, что обеспокоенность в ситуации внесения изменений – нормальное явление; осуществлялось личное знакомство с родителями, которые реализуют гармоничный стиль общения с ребенком, имеют более продолжительный опыт работы по данной проблеме; осуществлялась общая выработка реальных, понятных целей работы; формировалось убеждение в необходимости постепенных, поэтапных изменений; стимулирование и помощь в реализации поставленных задач.

Отсутствие мотивации. Проводился поиск и ознакомление с информацией в данном направлении, которая бы вызвала интерес; стимулировались дальнейшие беседы по данной теме с другими родителями, которые имеют позитивный опыт; проводились групповые обсуждения и принимались совместные решения относительно способов осуществления; оказывалась помощь в построении собственной системы мотивации к внесению изменений, демонстрировалась собственная заинтересованность проблемой, создавалась эмоционально-положительная атмосфера во время работы.

Организационные проблемы. Очерчивался примерный круг людей, от которых зависит решение организационных проблем; проводилось совместное планирование этапов по их преодолению; совместно рассматривались способы решения этих проблем; разрабатывалась система практических советов по решению проблем материально-технического характера; оказывалась помощь в составлении графика поэтапного решения организационных проблем.

Что изменилось?

Оценка эффективности проведенных мероприятий, которая была сделана на контрольном этапе исследования, показала, что система формирующих воздействий, направленных на коррекцию стилей семейного общения, оказалась высокоэффективной. Зафиксированы позитивные изменения в стратегии поведения родителей, особенно в вопросах понимания и учета индивидуальных особенностей ребенка, выделении нетипичного, свойственного только данному малышу, нехарактерного для данного возрастного периода. Увеличилось количество проявлений уважения к правам ребенка, потребностям и способностям. Родители стали чаще предоставлять детям выбор, считаться с их желаниями, предоставлять возможность принимать решения, ставить и достигать поставленные цели, действовать самостоятельно, экспериментировать, исследовать и др. Совокупные сравнительные данные о стилях семейного общения на этапе констатирующего и контрольного эксперимента представлены в таблице 1 ( где п – общее количество участников).
Таблица 1.

Сравнительный анализ стилей семейного общения

с учетом направленности на развитие индивидуальности дошкольника

Стили

Гармоничный

Парциальний

Дисгармоничный




Колич.

В %

Колич.

В %

Колич.

В %

Конст. этап

п=448

65

14,5

334

74,5

49

11

Контр. этап

п=446

118

26,5

304

67,5

24

6


Анализ данных показывает, что осознание необходимости гармонизировать свое общение с ребенком привело к радикальной перестройке поведения значительного количества родителей. Так, количество семей, в которых стиль общения с ребенком улучшился от парциального до гармоничного, увеличилось почти вдвое (от 14,5 до 26,5%), а тех, стиль которых имел признаки дисгармоничного, существенно уменьшилось (от 11% до 6%). Изменилась качественно и уменьшилась количественно та группа родителей, которые осуществляли парциальный стиль общения с ребенком (от 74,5% до 67,5%). Эти данные также являются подтверждением эффективности проведенной работы.

Важной составляющей социокультурной ситуации ребенка является не только успешное взаимодействие с родителями, но и взаимопонимание педагога с семьями воспитанников. В связи с этим мы обращали внимание и на изучение изменений в характере взаимодействия воспитателей с родителями и на их оценку работы педагогического персонала. Представим некоторые фрагменты экспериментальных данных, полученные в ходе работы с родителями, которые являются дополнительным подтверждением эффективности проведенной нами работы.

Родители детей, посещающих экспериментальные детские сады, высоко оценили положительные изменения, которые произошли в работе педагогов. Например, в своих устных отзывах о работе педагогов и детских садов они давали следующие оценки.

Из беседы с мамой Максима К.

«Моему ребенку стали уделять больше внимания. Меня спрашивают, чем он интересуется, какие условия у нас дома, во что он любит играть, как себя ведет. С нами больше разговаривают, а также мы можем свободно находиться в группе. Мне нравится, что интересуются нашей семьей, семейными традициями, просят принести семейные фотографии».

Из беседы с папой Светы С. «Когда меня попросили отремонтировать инструменты для детской работы, я сделал это с удовольствием. Но также мне было очень приятно, когда на следующий день я увидел большую открытку с личной благодарностью мне за помощь детскому саду. Я рад, что моя работа полезна, и мне нравится, что дети группы, в которую ходит моя дочка, знают об этом».
Рекомендованная и использованная литература.

  1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Уч.пос.- М. МГУ, 1986.- 96с.

  2. Мерлин В.С. Психология индивидуальности.-М.:ИПП, 1996.- 445 с.

  3. Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя// Вопросы психологии.- № 1.-1998.- С.44-53.

  4. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности.- М., 2001.-512с.


Некоторые работы автора статьи.


    1. Кузьменко В.У. Розвиток індивідуальності дитини 3-7 років. – К.: НПУ імені М.П.Драгоманова, 2005. – 354 с.

    2. Дитина: програма виховання і навчання дітей від 3 до 7 років / Наук. кер. О.В. Проскура, В.У. Кузьменко. – К.: Богдана, 2003. – 328с.

    3. Дитина: методичні рекомендації до програми виховання і навчання дітей від 3 до 7 років/ Наук. кер. О.В. Проскура, В.У. Кузьменко. – К.: Богдана, 2004. – 232с.

    4. Кузьменко В.У. Індивідуальність //Дошкільне виховання. – 1996. – №12. – С.10-12.

    5. Кузьменко В.У. Світ родини і діяльність практичного психолога дитячого садка // Українська родина: Науково-методичний посібник / Уклад. і наук. ред. Т.І.Люріна, В.Г.Слюсаренко, М.Г.Тараненко. – К.: КМІУВ ім. Б.Д.Грінченка, 1998. –С. 343-351.

    6. Кузьменко В.У. Деякі форми психологічної просвіти батьків в дитячому садку // Сім’я і дитячий садок: умови, шляхи та засоби гуманізації взаємин: Метод. матеріали. – К.: Освіта, 1994. – С. 26 – 31.

    7. Кузьменко В.У. Індивідуалізація виховання і навчання // Дошкільне виховання. – 2000. – № 10. – С. 5-7.

    8. Кузьменко В.У. Про структурно-змістову сутність поняття «індивідуальність» // Проблеми загальної та педагогічної психології: Зб.наук.пр. Ін-ту психології ім. Г.С. Костюка АПН України/ За ред. Максименка С.Д.- К.: ГНОЗІС, 2004, т.VI, вип.1. – С.199-206.

    9. Кузьменко В.У. Індивідуальність в освітньому процесі: концептуальні принципи та умови їх реалізації // Дошкільне виховання. – № 8. – 2005. – С.5-7

    10. Кузьменко В.У. Особливості формування домінантних властивостей індивідуальності дитини 3-7 років // Проблеми загальної та педагогічної психології. Збірник наукових праць Інституту психології ім. Г.С.Костюка АПН України / За ред. С.Д. Максименка. Т.VII, вип. 6. – К.: ГНОЗІС, 2005. – С.182-192.

    11. Кузьменко В.У., Кобернік О.Г. Відверті розмови дитячого психолога з батьками: Книжка для батьків. – К.: Нора-прінт, 2002. – 82с.

    12. Кузьменко В.У. Індивідуалізоване виховання і навчання в освітніх закладах: Навч.- метод. пос. – К.: КМПУ ім. Б.Д. Грінченка, 2003. – 112с.









Похожие:

Психологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье iconПсихологические особенности личности подростка, употребляющего психоактивные вещества. Педагог-психолог
Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются как кризисные, связанные с перестройкой, как на физиологическом...
Психологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье iconДокументы
1. /ГильмановС.А. Социально-психологические особенности современной российской семьи (на...
Психологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье iconДокументы
1. /КлимковичЕ.А. Мышление как аспект развития личности дошкольника.rtf
Психологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье iconрабочей программы
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет с
Психологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье iconрабочей программы
Возрастные особенности развития детей 3-4 лет с
Психологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье iconТретья традиция
Единственным условием для членства в вда является желание выздоравливать от последствий воспитания в семье алкоголиков или любой...
Психологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье iconЦель: Развитие личности каждого учащегося, сохранение его индивидуальности, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для духовного и нравственного развития, умственного совершенствования. Задачи
Стимулирование проявления таких качеств личности, как ответственность и честность, инициатива и работоспособность
Психологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье iconДокументы
1. /Китайская цивилизация. Особенности развития и экологические уроки.doc
Психологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье iconОсновные понятия генетики. Наследственность
...
Психологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье iconРабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»
Пояснительная записка стр. 3 Возрастные особенности развития детей 3-4 лет ст
Психологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье iconОсобенности развития речи детей дошкольного возраста
Обратитесь за консультацией к психологу и логопеду. Мы вместе сможем решить проблемы в речевом развитии вашего ребенка
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации