С., Фокина И. А. Нравственные представления личности о себе и людях в зависимости от возраста icon

С., Фокина И. А. Нравственные представления личности о себе и людях в зависимости от возраста



НазваниеС., Фокина И. А. Нравственные представления личности о себе и людях в зависимости от возраста
Дата конвертации23.04.2015
Размер119.13 Kb.
ТипДокументы
источник
1. /Михайлова, Корытч Нрав. пред. лич. о себе и людях в зав. от воз..docС., Фокина И. А. Нравственные представления личности о себе и людях в зависимости от возраста


Михайлова В. П., Корытченкова Н. И., Бакшеева Т. С., Фокина И. А.

НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ О СЕБЕ
И ЛЮДЯХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА


Точность понимания самого себя и знание психологических особенностей других является условием успешного взаимодействия их, фактором, от которого зависит общественная жизнедеятельность людей, социально-психологический климат в любой группе, психическое здоровье ее. Качественные характеристики личности отражаются в интеллектуальных, эмоционально-волевых и мировоззренческих параметрах. Прогноз, т. е. предсказание поведения данного человека можно сделать лишь при наличии обобщенной информации о нем. Адекватность познания людьми друг друга, - по мнению А. А. Бодалева, - свидетельствует о возникновении между ними эмпатии и понимания. Поэтому, способности к эмпатии и пониманию можно рассматривать как атрибуты адекватности. Эмпатию можно трактовать как способность к адекватному познанию людей на чувственном уровне, а понимание как способность к адекватной интерпретации психических качеств личности (1, с. 25).

Нами были предпринята попытка изучения нравственных представлений школьников обычной школы, интерната, спецшколы и студентов двух факультетов (спортивного и социологического) 3 курса. Воспитанников спецшколы было охвачено опросом 80 человек, а остальных представителей исследования было тоже 80 человек (по 20 человек в каждой группе). Была предложена методика свободного изложения своих качеств с последующей их классификацией по четырем группам: нравственные, эмоционально-волевые, интеллектуальные и мировоззренческие. После этого были заданы вопросы: В чем Вы видите смысл жизни? Что Вы прочитали за последние два месяца? Ваш любимый герой. Как Вы понимаете «Что такое хорошая семья»?

В число любимых героев интернатские дети включали артиста
Ю. Никулина, из художественных произведений – Мальвину, Чипполино, Скарлетт, Карабаса Барабаса, Буратино и универсального солдата.

Студенты назвали следующих героев, таких как: Жилина из «Кавказского пленника» Л. Толстого, Наталья Орейро, Шарму Тэрроу, супермэн, кот Матроскин из Простоквашино, Анжелика Джоли (внешностью), Гарри Поттер. Остальные ответили, что у них нет любимых героев. Таким образом, только 35 % студентов могли назвать любимых героев. Ярко выражена тенденция в студенческих симпатиях тяга к зарубежным образцам.

Среди любимых героев трудных подростков чаще встречаются такие имена как Шварценеггер, Ван Дамм, Джеки Чан, Робинзон Крузо, Сильвестр Сталлоне. На этих героев, как правило, они и хотят походить. Юрий Никулин и Сергей Безруков были любимыми у двух подростков. Остальные хотели походить на папу, дядю, брата, на деда и прадеда, и лишь два человека на свою маму. На папу хотели походить потому, что он трудолюбивый. Один воспитанник хотел бы походить на литературного героя Иисуса, а другой – на М. Ю. Лермонтова. Самый читающий воспитанник спецшколы выбрал М. Ю. Лермонтова по той причине, что бабушка его очень любила и хотел бы, что все бабушки любили своих внуков, и он хочет себе такую же жизнь.

Мнение трудных подростков о том, что такое хорошая семья во многом совпадает с подростками из обычной школы. Вот их мнения:

  1. где тебя любят и уважают, не ссорятся, не пьют, не воруют;

  2. когда все счастливы, а счастье заключается в любви;

  3. когда счастливы родители и дети;

  4. когда родители работают, не пьют, не ругаются и любят друг друга.

Часто в ответах звучат такие слова о хорошей семье: «это когда родители не пьют, не ругаются», «когда все друг друга понимают» и «когда добрые родители». Но под хорошей семьей некоторые понимают полную семью: «это любимые мама с папой и бабушка с дедушкой. Когда никто не пьет и работают». Любовь, дружба – главные компоненты хорошей семьи, фундамент ее.

На вопрос «Что нравится в людях и в себе?» только 30 % трудных подростки ответили: «Все хорошее и доброе», а остальные не могли ответить на этот вопрос. Это свидетельствует о дефиците положительного опыта в формировании человеческих отношений и свидетельствует о доминировании негативного восприятия, «видения» реальности, которое является одним из компонентов противоправного поведения. Таким образом, подростки вступают в жизнь социально незрелыми личностями, что отражается в их негативных установках на окружающих, которые мешают формированию конструктивных стратегий поведения.

На вопрос «Что Вы презираете в людях?» четыре трудных подростка из 80 ответили – доброту, 10 человек – злость, 3 человека – враждебность, агрессивность и ненависть, по 2 человека – проституцию и жадность, силу и ложь. По одному человеку указали следующие качества: когда они сами не могут, а кого-то просят (т. е. беспомощность), строгость, неблагодарность, когда сплетничают, сквернословят, когда кто-то пользуется своим положением и обижает других. Упрямство и злопамятность также относят к тем качествам, которые не приемлют трудные подростки. Но 28 человек ответили «не знаю» и два – все презирают в людях.

Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые подростки в негативные представления включают даже положительные качества и есть такие, которые ничего не видят хорошего в людях, каждый третий не мог ответить на этот вопрос.

Вопрос о смысле жизни у подростков-правонарушителей сводился к двум параметрам: чтобы учиться и работать и чтоб весело было, а для этого необходимо, чтобы исполнились все их желания. Видимо, по принципу волшебной палочки. А так как волшебной палочки не оказывается рядом, они идут на воровство и грабежи, и становятся невольно преступниками. Поэтому перечень прочитанных ими книг не велик: «Волшебные сказки народов мира»; две книги А. М. Горького; «Общее собрание, там много ужасов»; «Букварь здоровья». Чтение художественной литературы помогает в приобретении опыта чужих ошибок с целью не допустить своих. Этот важный рычаг управления поведением отсутствует у них.

Многие не понимают, почему они живут, для чего и для кого. Поэтому живут одним днем, без будущего, без любви и сострадания, без друзей и Бога в душе. А чтение художественной литературы восполнило бы этот пробел школьного и семейного воспитания.

В чем видят смысл жизни студенты-социологи 2006 года? Каждый второй студент видит смысл жизни в том, чтобы создать семью, нарожать детей, вырастить их, заботиться о них и своих родителях. Каждый третий считает смыслом жизни «чтобы любить и уважать других людей, радоваться каждому мигу этой жизни, чтобы творить добро, жить ради других людей». Один из пяти студентов считает, что его смысл жизни – это максимальное удовлетворение своих потребностей и добиться того, чего хочешь: «Хочу восокооплачиваемой работы», «Заработать много денег и купить квартиру». Еще по одному человеку назвали смыслом жизни - самореализацию и здоровье, чтобы наслаждаться каждым днем жизни.

Таким образом, эгоистические или материальные мотивы занимают незначительное место в понимании смысла жизни.

Читают студенты также удивительно мало произведений художественной литературы. Если в конце 80-х годов прошлого века студент перечислял количество прочитанной литературы за последние два месяца на целую страницу, то теперь на одном листе умещается все, что прочитала целая группа.

Среди писателей, которых читают студенты называют таких как: Л. Толстой (Анна Каренина), А. Коэльо (Дневник мага), Дж. Роуминг (Гарри Поттер), Чейз (Венок из лотоса), Хиромантия, Р. Афанасьев (Астрал), В. Брюсов (Повести и рассказы) и газеты: АиФ, Комсомольская правда, Айболит, С тобой, Я сама. Из журналов: «Cosmopolitan», Лиза, Мурзилка.

Чем объяснить, что студенты стали меньше читать, меньше осознавать в себе важность интеллектуальных структур и мировоззренческих качеств? Студенты сами объясняют это тем, что больше всего мы читаем в начальных классах, так как вели дневники чтения под руководством учителя, а далее никто этим не интересовался. Их слова подтверждали и заведующие библиотеками: самыми читающими являются малыши и те старшеклассники, которые собираются поступать в вузы. Можно сделать вывод, что чтение в начальных классах не превратилось в привычку.

На вопрос «Какие качества Вы цените в себе?» студенты-социологи назвали 18. Из них больше всего нравственных: доброта, гуманность, преданность, честность, верность, отзывчивость, скромность; волевых: стабильность, сдержанность, настойчивость, сила воли, усердие, терпимость или толерантность. Почему-то непунктуальность и податливость включили в число позитивных качеств. Кроме этих качеств было названо два мировоззренческих качества (ответственность и справедливость) и лишь одно интеллектуальное – любовь к чтению. Удивительно, что школа – вуз прививают навыки и умения интеллектуальной деятельности, а студенты в своем сознании не выделяют ни одного качества этой деятельности: ни любознательности, ни дальновидности, ни логичности, ни умению анализировать, ни наблюдательности.

В людях они выделяют 19 качеств, почти те же самые, что и в себе. Но к нравственным добавляют такие важные качества как преданность, искренность и взаимопонимание. Интеллектуальное качество названо одно – ум, а мировоззренческих – два: ответственность и справедливость. Проявляется одна закономерность: те качества, которые они ценят в себе, оказываются значимыми и в других людях. Среди положительных качеств никто из студентов не называет такое важное качество как бережливость. Отсутствие таких качеств как бережливость и интеллектуальность делает наших людей нищими в богатой природными и ископаемыми ресурсами стране и легкой добычей проходимцев и лжеученых. Должна быть кардинально пересмотрена концепция нашего образования, которая находится в плену бесполезно приобретаемых знаний, которые не развивают в целом личность, ее способность ориентироваться в мире информации, видеть главное и то, что приобретает сейчас наибольшую ценность – это гуманность. От этого качества зависит: сможем ли мы сохранить себя как высшие существа или станем рабами низменных страстей.

Наличие такого важного качества как бережливость делает людей ответственными за все, что окружает нас. Может от этого пренебрежения к живому мы и стали хищниками, безжалостно уничтожающими как природу, так и самих себя во имя приобретения капитала или во имя того, чтобы выжить. Формирование бережного отношения к людям, природе должно стать главной задачей семейного и школьного воспитания.

Студенты-спортсмены 2006 года в количестве 18 человек отметили в себе больше всего нравственных качеств (16). Каждый второй назвал в себе доброту, каждый шестой – честность. По два человека назвали в себе трудолюбие, внимательность, отзывчивость, т. е. помощь другим и уважение к старшему. По одному человеку указали в себе такие качества как: скромность, совестливость, коллективизм, увлеченность спортом и справедливость. Волевых качеств студенты спортивного факультета назвали в два раза меньше, чем нравственных. Лишь три человека из 18 указали в себе целеустремленность; по два человека указали в себе дисциплинированность, уверенность, спокойствие и подвижность, т. е. энергичность.

Каждый второй назвал в себе лишь одно интеллектуальное качество (ум), понятливость – 3 человека, внимательность 2 и один человек отметил в себе чувство юмора. И еще меньше, по сравнению с предыдущими характеристиками, было названо мировоззренческих качеств: веселыми, жизнерадостными назвали себя трое, добросовестными – 2 человека и ответственным всего один человек.

Студенты-социологи третьего курса среди негативных качеств в себе каждый четвертый называет лень, двое из студентов называют нерешительность. Все остальные качества указаны по одному. Это такие как: вспыльчивость, неусидчивость, неуверенность, отсутствие терпения, большая эмоциональность и восприимчивость, нестабильность или эмоциональная неустойчивость, отсутствие силы воли. Такое качество как непосредственность и необщительность тоже были отнесены к отрицательным, а также мягкий характер. Всего было названо студентами 16 негативных качеств. Студенты в себе не увидели ни одного дефекта интеллекта. А два студента вообще не назвали ни одного отрицательного качества.

В людях студенты больше видели негатива, чем в себе (21 качество). Каждый четвертый указал в людях тупость или глупость. Наглость и эгоизм, предательство и лицемерие назвал каждый третий. По два человека назвали в людях безответственность и злость. Остальные были названы в единственном числе. Это такие как: малодушие, лень, слабость, нерешительность, несобранность, зависть, занудство, высокомерие и расчетливость (взаимодействие с людьми ради выгоды).

Среди положительных качеств, которые ценят студенты в других людях, это нравственные: доброту назвали 3 человека, справедливость, честность назвали по 2 человека и в единственном числе были названы такие качества: преданность, честность, верность, искренность, скромность, общительность, взаимопонимание и уважение. Волевых качеств было названо в два раза меньше. Их оказалось всего пять (целеустремленность, стабильность, смелость, пунктуальность и инициатива). Мировоззренческих качеств всего два: ответственность и свой взгляд, свое мнение по любому вопросу. И лишь один человек указал на то, что он ценит в других людях такое качество как ум. Но один человек отнес к положительным качествам злость.

Студенты, учившиеся в университете 20 лет назад, называли нравственных качеств в несколько раз больше. Среди них были такие как: тактичность, вежливость, трудолюбие, чувство долга, умение ладить с людьми, любовь к делу. Такое качество как взаимопомощь отмечал каждый четвертый. Среди волевых качеств были такие как: организованность, настойчивость, дисциплинированность, выдержка, самоконтроль. И среди интеллектуальных качеств были такие как: сообразительность, эрудированность, самокритичность, чувство юмора, понимания, ум и др. И перечень мировоззренческих качеств тоже было богаче: ответственность, компетентность, практичность, неравнодушие к чужому горю.

Наибольшие различия наблюдаются в сфере интеллектуальных характеристик и мировоззренческих.

Школьникам 4-х классов одной из школ г. Кемерово был задан вопрос «Что такое хорошая семья?». Все дети очень правильно понимают:

  1. когда все вместе и друг друга понимают и не ссорятся;

  2. когда хорошие отношения, все друг друга любят, живут дружно;

  3. где родители не обижают тебя.

Детей попросили написать небольшое сочинение о тех, на кого они хотели бы походить. Вот небольшие фрагменты этих сочинений. «Моя мама добрая и ласковая. Она заботится обо мне и помогает когда мне трудно». «У меня очень хорошая мама. Она очень добрая и любит меня. На нее можно положиться». «Мама добрая и справедливая. Я люблю маму». «Хотел бы походить на папу потому, что он сильный и добрый». «Моя учительница самая лучшая, не хочется с ней расставаться». Остальные дети хотели бы походить на свою тетю, дедушку и других близких им.

Такой же вопрос был задан студентам-социологам. Вот их некоторые ответы. «Хорошая семья – это семья без внутренних конфликтов, приводящим к тяжелым последствиям». «Семья – это главное в жизни каждого человека. В семье мы получаем воспитание, образование. Семья подготавливает человека к любой жизненной ситуации. Она помогает делать выбор в сложных ситуациях» и т. д. После этого они писали небольшие сочинения о своих родителях. Большинство студентов писали сочинения о своих мамах. «Мама очень много дала мне. Она помогает мне по мере возможности и сделала частично таким, какой я есть». «Маму уважаю за ее терпение и трудолюбие. Хочу чем-то походить на нее». «Это самый добрый и светлый в мире человек, т. к. она дала все, чтобы я стал настоящим человеком». «Мама – лучшая подруга». Лишь два сочинения были об отцах. «Мой отец – хороший человек. Он занимается спортом и машиной и меня к этому приучает». «Мои мама с папой – самые лучшие».

На вопрос «Что такое хорошая семья?» 30 % сельских школьников ответили - «Не знаю». Каждый третий ответил: «Когда дружно живут и не ругаются» (не ругают за двойки, когда нет «битвы» дома, когда нет ссор и оскорблений и т. д.). Были и такие ответы: «Когда все другу друга любят, уважают и помогают друг другу, когда в семье мир и согласие, когда все счастливы».

Но когда мы задали вопрос: «Хотели бы Вы в своей семье повторить отношения своих родителей». Почти все ответили – «нет». Только один ответ был – «частично».

На вопрос «В чем Вы видите смысл жизни?», т. е. для чего живет человек? Были даны следующие ответы:

  1. помогать людям, животным, птицам (25 %);

  2. жить для детей (25 %);

  3. жить для себя (10 %);

  4. жить для себя и близких (50 %);

  5. создавать новые гибриды для сельского хозяйства (10 %);

  6. ради денег (10 %).

Таким образом, более всего выражено у сельских подростков смешанные позиции (гуманистическая и эгоистическая).

Сельским подросткам был задан вопрос: «Какие качества Вы цените в себе?». Каждый пятый отметил в себе такие нравственные качества, как: доверчивость, доброту и любовь к животным и природе. Еще 20 % сельских школьников перечислили в себе такие волевые качества: настойчивость, терпеливость и спокойствие. И лишь человек отметил в себе такое мировоззренческое качество – справедливость. Каждый третий не ответил на этот вопрос.

В людях они ценят такие качества: справедливость, доверчивость, доброта, трудолюбие, честность, вежливость, мудрость, благоразумие и ученость. Но один человек ценит в людях зло и обиду.

Любимыми героями сельских подростков так же как и городских являются зарубежные супермены: Шварценеггер (20 %), Ван Дамм, Сталлоне (20 %), Коломбо (10 %) и лишь 5 % подростков выбрали Юрия Никулина.

Формирование негативного видения в отношении себя и окружающих людей является серьезным барьером на пути решения жизненных трудностей у подростков-правонарушителей. Отсутствие границ между понятиями добра и зла, внутренняя противоречивость, амбивалентность в оценке себя – еще один фактор на пути становления противоправной личности.

Как показали результаты наших исследований, существуют отличия в симпотомокомплексах качеств современных студентов и студентов, которые учились в университете двадцать лет назад. Это отличие выражается в меньшей рефлексивности как интеллектуальных, так и мировоззренческих качеств.

Дефицит доверительных отношений с близкими людьми, неприятие других препятствуют формированию конструктивных стратегий поведения.

Трудные дети – это результат испорченных отношений, – говорил педагог А. С. Макаренко. В наше время исчезает семейный детский коллектив, через который ребенок усваивает нормы, ценности и идеалы. «Нет братьев и сестер, ни старших, ни младших, нет, следовательно, ни опыта заботы, ни опыта игры, любви и помощи, ни подражания, ни уважения, нет, наконец, опыта распределения общей радости и общего напряжения – просто ничего нет, даже обыкновенного соседства, - писал А. С. Макаренко.

Итак, чтобы вернуть трудных детей в общество, нужны такие педагоги, как А. С. Макаренко. Но так как их нет, все общество должно быть озабочено тем, чтобы не допустить сползания этих подростков «на дно», надо заниматься профилактикой. А это значит – сделать семь центром государственной заботы и формировать с раннего детства потребность в другом человеке, создать все условия для полноценной духовной и материальной жизни.
Литература

  1. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. – СПб.: Речь, 2002. – 324 с.

  2. Макаренко, А. С. Соч. в VII т. – М., 1959. – Т. 5. – С. 111.





Похожие:

С., Фокина И. А. Нравственные представления личности о себе и людях в зависимости от возраста iconКлассный час «Лучшее слово о дружбе» Провела и
Цели: Формировать у учащихся нравственные качества: доброту, готовность помогать близким и друзьям; помочь учащимся разобраться в...
С., Фокина И. А. Нравственные представления личности о себе и людях в зависимости от возраста iconИзвестные личности о вредных привычках
«Трудно себе представить то благотворное влияние, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать...
С., Фокина И. А. Нравственные представления личности о себе и людях в зависимости от возраста icon, «Сказка о Синей Деревянной Лошади»
В этом году на территории Лунинского сельского поселения состоялись представления праздничной программы для младшего школьного возраста...
С., Фокина И. А. Нравственные представления личности о себе и людях в зависимости от возраста iconУрок 11 Тема: Таблицы Повторим? Расскажите о текстовой форме представления информации
Прочитай внимательно текст «Оценки за год». Ответьте на вопросы к тексту Таблица простая и удобная форма представления однотипной...
С., Фокина И. А. Нравственные представления личности о себе и людях в зависимости от возраста iconПсихологические особенности личности подростка, употребляющего психоактивные вещества. Педагог-психолог
Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются как кризисные, связанные с перестройкой, как на физиологическом...
С., Фокина И. А. Нравственные представления личности о себе и людях в зависимости от возраста iconДанилин А. Г. Lsd. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости
Данилин А. Г. Lsd. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости – М.: Зао изд-во Центрполиграф, 2001. 521 с
С., Фокина И. А. Нравственные представления личности о себе и людях в зависимости от возраста iconЦели и задачи
Целью рабочей программы является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности...
С., Фокина И. А. Нравственные представления личности о себе и людях в зависимости от возраста iconРабочая программа учебного предмета «Физическая культура»
Целью рабочей программы является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности...
С., Фокина И. А. Нравственные представления личности о себе и людях в зависимости от возраста iconД. Ф. Ахтямов Приказ №94от 04. 04. 2014г. Программа обучения правилам безопасного поведения в сети Интернет, профилактики Интернет зависимости, предупреждения рисков вовлечения обучающихся в противоправную деятельность
Интернет, профилактики Интернет зависимости, предупреждения рисков вовлечения обучающихся в противоправную деятельность
С., Фокина И. А. Нравственные представления личности о себе и людях в зависимости от возраста iconПсихолого-педагогическое сопровождение детей девиантного поведения
К негативным формам относятся нравственные пороки, моральное зло, социальная патология. Они прослеживаются в любой сфере жизнедеятельности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации