|
Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Методы решения физических задач» для 10-11 классов составлена на основе авторской программы В. А. Орлова и Ю. А. Саурова из сборника «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 класс. Профильное обучение./ сост. В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2007. Элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов проявляющих интерес к физике и желающих познакомиться с методами решения физических задач. Курс рассчитан на 2 года обучения Целью курса является: - формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач. Задачи курса: - развитие интереса к физике и решению физических задач; - углубление знаний по решению физических задач, полученных в основном курсе; - создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности; - вырабатывание осознанного подхода к решению задач по физике; - формирование важнейших общеучебных умений, элементов культуры умственного труда; - формирование важных для современного человека качеств: стремление к успеху, умение работать в команде, самостоятельно решать проблемы, работать с информацией. Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: 1. Зорин Н. И. элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 207. – 336 с. 2.Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений /А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2003, 2008 гг. Элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов проявляющих интерес к физике и желающих познакомится с методами решения физических задач. Место предмета в базисном учебном плане: Авторская программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю (10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часов). В соответствии с годовым календарным графиком продолжительность учебного года в 10 классе составляет 35 недель, в 11 классе – 34 недели. В связи с этим в 10-ом классе увеличено количество часов на 1 час. Из них: Зачет – 1 час Итоговая контрольная работа – 1 час Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые. Формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, зачет. При составлении тематического планирования Рабочей программы в авторскую программу внесены изменения: 11 класс - На 1 час уменьшено количество часов в теме «Электромагнитные колебания и волны». На обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач выделен 1 час. Элективный курс включает решение вычислительных, логических, графических, геометрических, экспериментальных задач по всем разделам основного. Вся программа курса делится на несколько разделов. При организации учебного процесса используется следующая система уроков: Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий. Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме. Требования к уровню освоения содержания курса: Учащиеся должны уметь:
владеть методами самоконтроля и самооценки Учебно-тематический план
Содержание программы 10 класс (35 часов) Физическая задача. Классификация задач (4 ч) Что такое физическая задача. Состав физических задач. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов. Правила и приемы решения физических задач(6 часов) Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения. Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Анализ решения и его значение. Оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Метод размерностей, графическое решение. Динамика и статика (8 часов) Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем. Задачи на принцип относительности: Законы сохранения (8 часов) Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения. Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии. Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад. Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел (6 часов) Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева-Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха. Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач, задачи бытового содержания. Итоговый зачет (1 час) Повторение (2 часа) 11 класс (34 часа) Основы термодинамики (6 ч)Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели. Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров. Электрическое и магнитное поля (5 ч)Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения. Задачи на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов. Задачи на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования. Постоянный электрический ток в различных средах (9 ч)Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС. Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи. Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика». Электромагнитные колебания и волны (13 ч)Задачи на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор. Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения. Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов. Экскурсия с целью сбора данных для составления задач. Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др. Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач (1 ч)Формы и средства контроля Текущая проверка знаний и умений учащихся включает следующие формы:
Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач из сборника: Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений /А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2003, 2008 гг. Итоговая проверка заключается в выполнении учащимися итоговой контрольной работы, включающей расчётные задачи различной степени сложности. Итоговая аттестация: Курс 10 класса завершается зачетом, на котором проверяются умения практически применять конкретные законы физических теорий, фундаментальные законы физики, методологические принципы физики, а также методы экспериментальной, теоретической и вычислительной физики. Проверяются навыки познавательной деятельной различных категорий учащихся по решению предложенной задачи. Курс 11 класса завершается итоговой контрольной работой, включающей расчётные задачи различной степени сложности. При проведении зачетных и контрольных работ используется сборники: 1.Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений: базовый и профильный уровни /Н.А. Парфентьева.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-206 с. 2.ЕГЭ-2012. Физика : Типовы экзаменационные варианты: 10 вариантов под ред. М. Ю. Демидовой. М. : Национальное образование, 2011. – 112 с. . Перечень учебно-методических средств обучения
|