Программа воспитательной работы «Агентство добрых дел» icon

Программа воспитательной работы «Агентство добрых дел»



НазваниеПрограмма воспитательной работы «Агентство добрых дел»
Дата конвертации08.06.2015
Размер454.7 Kb.
ТипПрограмма
источник


«Утверждаю»

Директор ___________________ Титова Г.Л.

Приказ №________ от «_____» ______2012г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Калининская начальная общеобразовательная школа
Программа

воспитательной работы
«Агентство добрых дел»

Новикова В.Е.

Привалова О.А

Титова Г.Л.

Г.КЛИНЦЫ
2012

Пояснительная записка

Девчонки, мальчишки – вся детвора,

Идите по жизни дорогой добра!
Доброта – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство на земле. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому – из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы мы составляли частотный словарь русского языка, то слово «доброта» заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.

Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всё ёще недобрый век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем обществе, школе, доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли нам тогда будет? Поэтому встаёт вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такие качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.

Программа «Агентство добрых дел» составлена на основе Программы воспитания и социализации младших школьников (Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения») и идеи «педагогики общей заботы». В ней заложены следующие принципы:

  • социально полезная направленность деятельности детей и их наставников;

  • сотрудничество детей и взрослых;

  • «многоролевой» характер деятельности;

  • творчество.

Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:

  • коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;

  • коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;

  • ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;

  • общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.

Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума.

В воспитательных планах всех школ, учреждений дополнительного образования, каждого классного руководителя и педагога обязательно есть вопросы гражданско-патриотического воспитания, т.к. оно является приоритетным направлением в современном общероссийском учебно-воспитательном процессе. Правительством РФ подготовлена государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», отражающая важность этой проблемы.

Вся воспитательная работа в курсе «Агентство добрых дел» направлена на формирование гражданско-патриотических качеств личности, что происходит в ходе:

  • оказания помощи социально незащищённым слоям населения, которые нуждаются во внимании;

  • приобщении к общественно-полезному труду на благо общества.

Это выражается в:

  • проведении совместных мероприятий с воспитанниками детского сада «Радуга»;

  • приобщении к здоровому образу жизни в условиях социальной и природной среды;

  • активном общении с природой, способствующем укреплению здоровья и повышению уровня экологической культуры;

  • проведении мероприятий, направленных на восстановление физических и душевных сил;

  • тесном взаимодействии со сверстниками и раскрытии потенциала личности каждого ребёнка.


В основу гражданско-патриотического воспитания курса легли принципы:

  • природосообразность воспитания;

  • ценностно-смысловое равенство взрослого и ребёнка;

  • креативность и творческое начало в воспитании;

  • краеведческий;

  • взаимопомошь.

В содержании занятий объединяются блоки знаний трех различных предметов:

    1. Литературное чтение

    2. Экология

    3. Технология.

Деятельность детей осуществляется по трём направлениям:

1. «Моё Я».

  1. «Я и природа».

  2. «Я и другие».


Содержание курса
«Моё Я»
Составляющими гражданско-патриотической сформированности личности младшего школьника являются способности к самоорганизации, самодисциплине, стремление улучшать и поддерживать своё здоровье, выполнять свои гражданские права и обязанности.

С этой целью в школе реализуется комплекс педагогических требований по самообслуживанию, дежурству по классным комнатам, выполнению распорядка дня, осуществляется свободный выбор занятий для досуга, развлечений, познавательной деятельности, коллективных и индивидуальных форм деятельности; организуется активная физическая деятельность, физкультурно-оздоровительная, экологическая и творческая работа; проводятся специальные занятия по профилактике простудных заболеваний, беседы с врачом на темы «Как оказывать первую медицинскую помощь», « Помощь самому себе»; формируются умения переносить физические нагрузки, оказывать первую медицинскую помощь.

«Я и природа»

Экологическая культура является базовым компонентом в гражданско-патриотическом воспитании младшего школьника. Экологически безграмотный человек не может быть настоящим гражданином и патриотом своей Родины.

С целью формирования экологической культуры в школе проводятся экологические акции: « Чистый берег» ( уборка территории припоселковой зоны «Язычок»), « Помощь Аллее Ветеранов» (уборка зелёной зоны в Парке Ветеранов); экологические игры: «Аукцион экологических ошибок», «Твои соседи по планете», «Такой знакомый мусор», «Экологические задачки»; экологические беседы на темы «Загрязнение – враг живого», «По лесам Томской области», «Лесные богатства, использование и охрана»», «Красная книга Томской области», «Флористика и искусство составления букетов», «Природа и человек», «Правила сбора семян и лекарственных растений. Составление гербария», «Правила поведения в лесу»; конкурсы экологических рисунков, аппликаций на тему о природе; конкурс «ЭКОМОДА», где участники демонстрируют изделия из экологического мусора, конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия»; экскурсии на тему «Травы у нас под ногами», «Какую воду мы пьём?», участие в научно-практической конференции с проектами на экологическую тематику.

«Я и другие»

Работа в этом направлении помогает формировать в воспитанниках высокие нравственные качества, активную позицию с правом выбора форм и содержания деятельности.

Это направление реализуется в ходе проведения таких мероприятий, как мастер-класс для воспитанников детского сада «Радуга» на тему «Бумагопластика. В мире бабочек»; мастер-класс для детей, посещающих предшкольную группу, на тему «Флористика. Цветочная композиция»; изготовление фоторамок из упаковочного материала для украшения игровой комнаты в предшколе; оформление клумбы на территории школы, оформление клумбы в «Парке Ветеранов», проведение экологических акций, праздника «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» для детей-инвалидов, закреплённых за школой, встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла «МЫ ПОМНИМ…»; изготовление подарков ветерану; изготовление панно из природного материала «Морское дно» для детей детского сада «Радуга».

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • решение педагогических, социальных и духовных вопросов с подрастающим поколением;

  • привитие чувства долга, ответственности, верности традициям, сохранению и приумножению исторических, культурных, духовных ценностей;

  • улучшение качественной характеристики обучающихся;

- выполнение детьми гражданского долга во всех сферах общественной деятельности.
Тематическое планирование
Первый год

№ п/п.

Кол-во часов раздела.

Содержание раздела.

Тема занятия.

Форма организации деятельности.

Харак­тер де­ятельности учащихся.

УУД

Оценка результа­тов:

пред­метных,

метапредметных

1

6

«Моё Я»

«Я и мои права»

«Мои обязанности»
«Так ли важен порядок?»
«Мы выбираем – нас выбирают…»
«Помощь самому себе

Читательский клуб В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
*Игра «По дорогам сказок…»
* Викторина « А если…»
*Беседа


*Познавательный тренажёр



обыгрывание проблемных ситуаций


игра

ролевая игра

Умение нести ответственность за свои поступки

Умение составлять правильно распорядок дня

Умение переносить нагрузки, оказывать первую мед.помощь

Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся»



2

12

«Я и природа»

* «Экологический БРЕЙН-РИНГ»
*«Твои соседи по планете»
*Наш край – Причулымье.
*Животный мир Причулымья.
*Изготовление книжки-малышки «Эти забавные животные!»
*Экскурсия к чёрной берёзе «Необычное в обычном»
*Наведение порядка в зоне отдыха
*Работа на пришкольном участке

Викторина


Коллективное творческое дело
Игра «Что? Где? Когда?»
Экскурсия в краеведческий музей


Конкурс-выставка


Экскурсия

Трудовые дела


Трудовые дела


Экологические наблюдения учащихся

Виртуальная экскурсия
Игра

Экскурсия

Творческая мастерская

Экологический поход


Трудовые дела


Трудовые дела


развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе




3

13


«Я и другие»


*Трудовой десант по уборке территории «Аллеи Ветеранов».
*Работа в зелёном уголке: ухаживание за комнатными растениями.
*Операция

« Милосердие» ко Дню пожилых людей.
*Акция «Моя мама».

* Работа в школьной библиотеке: «Книжкина больница»



Трудовые дела


КТД, подготовка к праздничного концерта

подготовка праздничного концерта, выставки

Библиотечный урок

Трудовые дела

Практическая деятельность

Изготовление праздничных открыток и сувениров

Творческая работа

«Ах, эти мамины глаза…»

Ремонт детский книг


выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
— формирование моральной самооценки













Итоговое занятие













Второй год

1

11

«Моё Я»

*Урок доброты
*Тренинг. «Ни капельки не страшно!»

*« Я учусь управлять своим телом»
* «В гости к нам портфель пришел».
*Каждой вещи своё место
*«Азбука прав ребенка».
*«Мы и наши права».
*Просмотр и обсуждение мультфильма «Ивашка из Дворца пионеров».
*Викторина «Права литературных героев»
*В. Осеева «Плохо». Изготовление книжки - малышки
*« Чтобы не бояться, надо знать».

Классный час

Ролевая игра

Занятие –практикум

формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей



Входной диагностический контроль

2

7

Я и природа

*«Бездомные животные»
*«Будем друзьями птиц»
*«Природа – мой дом»

*Просмотр и обсуждение мультфильма «Серая Шейка» по произведению Д. Н. Мамина Сибиряка
*Наведение порядка в зоне отдыха
*Коллективный проект «Дизайн клумбы»
*Работа на пришкольном участке
*Акция «Как живешь, птичка?»

Классный час

Викторина

Виртуальная экскурсия по художественным музеям

Трудовой десант


Проектная деятельность

Коллективная трудовая деятельность


Работа над проектом

Мини-сочинение, творческая работа по увиденным материалам


Просмотр и обсуждение

Изготовление синичников (совместная деятельность с родителями)

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

— развития познавательных интересов, учебных мотивов;
— формирования мотивов достижения и социального признания;
— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности




3

16

«Я и другие»



Тренинг. «Гнев – это нормально!»
*Мы общаемся. Кто я такой?
*Вместе мы – команда.
*«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: учимся договариваться
* «Я – гражданин большой страны»
* «Славные символы России»
* Счастье – это когда тебя понимают».
* Просмотр и обсуждение мультфильма «Карлсон, который живет на крыше…» по произведению Астрид Лингрен.
* «Моя семья».
*Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое».
*«Хороший характер – богатство на всю жизнь».
*Операция «Подари игрушку детям»
*«Книга – твой друг»
*Изготовление раздаточного дидактического материала для дошкольников


Ролевая игра

Ролевая игра

Поездка в музей с. Первомайского

Родительский урок

Совместный проект

Библиотечный час


КТД


* Операция «Книжкина больница»



КТД

Игровая

Игровая

Прогулка по значимым местам с. Первомайское (Камень Скорби, памятник, церковь).


Составление словарика добрых слов

Творческая мастерская


Работа в сельской библиотеке


Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе


извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств


Диагностика


Диагностика



Третий год

1




«Моё Я»

*Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое».
*«Хороший характер – богатство на всю жизнь».


Коллективное прочтение, обсуждение

Игра

формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия




2




«Я и природа»

«Человек – друг природы»

*Акция «Ангел милосердия»

*Операция «Береги лесную красавицу»











3





«Я и другие»

«С кем живешь, с тем и слывешь»
« Что посеет человек, то и пожнёт».
К. Чуковский «Айболит». Изготовление книжки - малышки








формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»;

формирование моральной самооценки;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи
тем, кто в ней нуждается

Четвертый год

1




«Моё Я»

*« Разные пути слова «хочу».
*« Добро и зло».
* Тренинг. Эмоции и чувства. Я учусь управлять своими эмоциями
* «Кем быть?» Все работы хороши – выбирай на вкус.
* Путешествие в страну здоровья.
*О чистоте и опрятности.






обыгрывание проблемных ситуаций

Проект «Альбома интересных профессий»

постановка и формулирование проблемы
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


*Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся»

Анкета «Необитаемый остров»


Изучение самооценки личности младшего школьника.

*Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся»


2




«Я и природа»

*Работа на пришкольном участке: высаживание рассады цветов
*Наведение порядка в зоне отдыха
*Коллективный проект «Дизайн клумбы»
*Работа на пришкольном участке
* Работа над индивидуальными и групповыми проектными и исследовательскими работами







Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
планирование учебного сотрудничества

3




«Я и другие»

«Дари добро» (оказание помощи одиноким пожилым людям)
*Акция «Чистый двор»
*Герб. Гимн. Флаг.
*Тренинг. Правила честного спора.
* Путешествие в страну Вежливость
*Не надо кричать на человека!. Добрым быть совсем непросто…
* Неизвестный космос. Игра– путешествие «Мы все хотим побывать на Луне»
* Память бережно храним


Трудовой десант
Викторина


Школа общения

Школа общения

Игра – путешествие

Творческая мастерская


Акция милосердия.

Игра


Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Игра

Изготовление сувениров ветеранам, вдовам, труженикам тыла


развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе

нравственно-этическая ориентация

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта


формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности


Формы организации внеурочной деятельности:

  • Классные часы;

  • Беседы, викторины;

  • Коллективные творческие дела;

  • Смотры-конкурсы, выставки;

  • Экскурсии, поездки, походы;

  • Трудовые дела;

  • Тренинги

  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Ролевые игры

  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;

  2. Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;

  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.

  4. Программа воспитания и социализации

  5. Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1981 г.

  6. И.А. Атапов, М.А. «Мы патриоты!», Москва «Вако» - 2006.

  7. Казаева Е.А. «Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста», Екатеринбург, 2000

  8. Н.А. Максимов «Спутник классного руководителя», Волгоград, Учитель, 2007

  9. Субботина М. «Формирование ценностей отношений: авторский подход» Учитель 2002, №2, с. 36-40

  10. Журналы: «Классный руководитель: №3 2007, №8 2006, №1 2006, №3 2006»

ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ:

  1. Проектор

  2. Экран

  3. Персональный компьютер

  4. Предметные и сюжетные картинки


Приложение 1

Уровень сформированности нравственных

качеств учащихся

(разработана В.А.Андреевым на основе лекционного материала

Е.Н. Степанова, к.п.н., профессор)




Ф.И. учащегося
Нравственные качества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1































2































3































4































5































6































7































8































9































10































11































12































13































14































15
































Перечень нравственных качеств личности:

  1. Дисциплинированность

  2. Ответственность за выполнение поручений

  3. Адекватность восприятия критики

  4. Воспитанность (уважительное отношение к старшим, культура речи, любезность, учтивость, корректность)

  5. Конфликтность

  6. Коммуникативность (общительность)

  7. Честность

  8. Сотрудничество

  9. Креативность (одарённость, талантливость)

Таблица заполняется учителем в начале и в конце учебного года. Основание для определения уровня сформированности нравственных качеств учащихся – длительное наблюдение в процессе учебно-воспитательной работы. Количество выставляемых баллов – от «0» до «3».
Приложение 2

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

  • Отношение к обществу, патриотизм

  • Отношение к умственному труду

  • Отношение к физическому труду

  • Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)

  • Саморегуляция личности (самодисциплина)

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень  нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:
Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.



Низкий уровень воспитанности  (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.



Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.



Высокий уровень воспитанности (от 31 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

 

Таким образом формируется  оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами.

Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Основные отношения
Показатели воспитанности


Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

Отношение к обществу

1. Патриотизм

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;

2 - любит и бережет природу;

1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 - природу не ценит и не бережет.

2. Гордость за свою страну

3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 - интересуется историческим прошлым;

1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 - не интересуется историческим прошлым.

3. Служение своими силами

3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 - находит дела на службу малому Отечеству;

1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

4. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 - в делах класса участвует при побуждении;

0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2. Любознательность

5. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 - сам много читает;

1 - читает при побуждении взрослых, учителей

0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 - стремится учиться как можно лучше

1 - учиться при наличии контроля;

0 - плохо учится даже при наличии контроля

7. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 - есть любимое полезное увлечение;

1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;

0 - во внеурочной деятельности не участвует.

8. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно

1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;

0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие

9. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;

0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

10. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 - трудится при наличии контроля;

0 - участия в труде не принимает

11. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;

2 - бережет личное и общественное имущество;

1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

12. Осознание значимости труда

3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;

1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

13. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 - уважает старших;

1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 - не уважает старших, допускает грубость.

14. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 - груб и эгоистичен

15. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 - сочувствует и помогает слабым, больным;

1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля

0 - неотзывчив, иногда жесток

16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 - не всегда честен;

0 - нечестен

Отношение к себе

5. Самодисциплина

17.  Самообладание и сила воли

3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;

2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;

1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 - нормы и правила не соблюдает

19. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 - начатые дела не выполняет

20. Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.


Приложение 3

Анкета «Необитаемый остров»

Цель: выявление межличностных отношений и направленности личности.

1. Каким вы представляете себе необитаемый остров, как бы вы его назвали?

2. Какие три вещи вы взяли бы с собой?

3. Чем бы вы хотели заниматься на этом острове?

4. Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришел на помощь?

5. Кого бы из своих знакомых вы хотели взять на этот остров и почему?

6. Хотели бы вы вернуться домой?

7. Хотели бы вы, чтобы на этом острове была школа? Если да, то какой вы ее представляете?

8. Ваши любимые предметы в школе и почему?

9. Ваши нелюбимые предметы и почему?

10. Что вы прочитали за последние два месяца?

11. Ваш любимый герой (из художественной литературы, кино, жизни)?

12. На кого хотели бы быть похожим?

13. Какие качества характера вы цените а) в себе, б) в людях?

14. Что вы презираете а) в себе, б) в людях?

15. В чем вы видите смысл жизни, т.е. для чего люди живут?

16. Чем вы занимаетесь в свободное время?

17. Чем бы вы хотели заниматься?

Бланки с напечатанными вопросами предлагаются каждому ребенку индивидуально. Можно анкеты не подписывать, чтобы ответы были откровеннее. Это зависит от морально-психологического климата в классе. Но необходимо очень корректно подходить к сообщению результатов анкеты. Детям предлагается обобщенная картина, в которой они узнают о названиях острова, о том, что берут с собой и т.д. Но главная задача – выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают, чтобы корректировать морально-психологическую атмосферу в группе школьников. В основном результаты анкеты подвергаются качественному содержательному анализу.

Приложение 4

Методика определения самооценки   (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн)

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.

Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

1. Самые здоровые
2. Очень здоровые
3. Здоровые
4. Более или менее здоровые.
5. Среднего здоровья
6. Более или менее больные
7. Больные
8. Очень больные
9. Самые больные


1. Самые умные
2. Очень умные
3. Умные        
4. Более, менее умные       
5. Среднего ума                            
6. Более, менее неумные        
7. Неумные
8. Глупые                           
9. Самые глупые   





1. С прекрасным характером
2. С хорошим характером
3. С более или менее хорошим характером
4. С неплохим характером
5. С обычным характером
6. С неважным характером
7. С плохим характером
8. С очень плохим характером
9. С тяжелым характером


1. Чрезмерно счастливы
2. Очень счастливы
3. Счастливы


4. Более или менее счастливы
5. Не очень счастливы
6. Мало счастливы
7. Несчастливы
8. Очень несчастливы
9. Самые несчастные



После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта - экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы "счастье". Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя "по счастью" (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?  

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: "Кто виноват в сложившейся ситуации?". Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы "счастье" переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают "свое место" на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).

Приложение 5

Изучение самооценки личности младшего школьника.

Цель: нахождение количественного выражения уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".

Инструкция: Перед вами - ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть. 

"Идеал"                       "Антиидеал"

Смелость 

Хвастовство

доброта

грубость

любознательность

лень

трудолюбие

трусость

вежливость

зависть

усидчивость

лживость

честность

жадность

правдивость

драчливость

настойчивость 

жестокость

активность

обидчивость

Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе "Идеал" подчеркнуто 8-9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по "Антиидеалу" такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.





Похожие:

Программа воспитательной работы «Агентство добрых дел» iconПоложение об акции «Летопись добрых дел по сохранению природы»
Управление образования муниципального района Белорецкий район рб и мобу дод станция юных натуралистов г. Белорецк согласно плану...
Программа воспитательной работы «Агентство добрых дел» iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения Баклушинской средней общеобразовательной школы
Охватывают все направления воспитательной работы учащихся. План воспитательной работы разрабатывается, основываясь на проблемно-ориентированном...
Программа воспитательной работы «Агентство добрых дел» iconПлан воспитательной работы на 2014-2015 учебный год цели и задачи воспитательной работы
Целью воспитательной работы школы является: формирование полноценной психически и физически здоровой личности, способной строить...
Программа воспитательной работы «Агентство добрых дел» iconАнализ воспитательной работы за 2013 -2014 учебный год
«воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т д
Программа воспитательной работы «Агентство добрых дел» iconАнализа воспитательной работы класса за прошедший учебный год
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году
Программа воспитательной работы «Агентство добрых дел» iconАнализ воспитательной работы гбоу оош с. Большая Малышевка Одна из задач воспитательной работы повысить уровень воспитанности. Проведенная в сентябре 2012 год
Одна из задач воспитательной работы – повысить уровень воспитанности. Проведенная в сентябре 2012 года диагностика показала, что...
Программа воспитательной работы «Агентство добрых дел» iconАнализ воспитательной работы Наличие системы воспитательной работы Деятельность в 2012-2013 учебном год
В рамках тематики «За здоровый образ жизни» были проведены классные «Здоровье – бесценное богатство»; по направлению «Я живу в России»...
Программа воспитательной работы «Агентство добрых дел» iconАнализ воспитательной работы гоу -лицей г. Советск за 2005 2006 учебный год
В 2005 – 2006 учебном году цель воспитательной работы в лицее была следующей: создание качественно новой структуры органов самоуправления....
Программа воспитательной работы «Агентство добрых дел» iconПрограмма воспитательной работы в летнем лагере труда и отдыха «вдохновение» сердобского района пензенской области

Программа воспитательной работы «Агентство добрых дел» iconДокументы
1. /Положение Марафон социальных инициатив Вектор добра.docx
2. /Положение...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации