|
![]() Перспективный учебный план 1, 2, 3 классов ФГОС муниципального казенного образовательного учреждения Новокаменская средняя общеобразовательная школа на 2013 – 2014 учебный год (рабочий) Учебный план 1 -3 классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к перспективному учебному плану 1-3 классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новокаменская средняя общеобразовательная школа на 2013 – 2014 учебный год Учебный план МКОУ НСОШ для 1-3 классов начального общего образования разработан на основе: Нормативно-правовых документов федерального уровня: - Закон Российской Федерации "Об образовании"; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 октября 2009 г. № 427 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; - Письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры», - Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2821-10 от 29.12.2010 № 189), - Приказ МО РФ от 03.06.2011 № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для ОУ РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО от 9 марта 2004 г. № 1312»; Нормативных документов Министерства образования и науки: - Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2011 «Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»; - Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»; - Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»; - Письмо МО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 «Контроль и оценивание результатов обучения в начальной школе»; - Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003 «Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения»; - Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»; - Приказ МО и Н РФ № 1241 от 26.11.2010 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г); - письмо МО и Н РФ № 03-255 от 19.04.2011 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Учебный план начального общего образования в соответствии с ФГОС направлен на обеспечение: - равных возможностей получения качественного начального образования; - духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; - преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) образования; - сохранение и развитие культурного разнообразия; овладение духовными ценностями многонационального народа РФ; - единства образовательного пространства РФ в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; - условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями. Учебный план 1-3 классов начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта: - состав и структуру обязательных предметных областей. Отражающих требования федерального государственного образовательного стандарта; определяет перечень направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения) - определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся; - распределяет учебное время между федеральным, региональным и компонентом образовательного учреждения; - определяет показатели финансирования (в часах); - определяет максимальный объем домашних заданий; В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план начального общего образования предусматривает время: - на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся; - на внеурочную деятельность. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и не более 3210 часов. Учебный план начального общего образования предусматривает: 1. 4-х летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов (ФГОС начального общего образования № 373 от 06.10.2009 г). Продолжительность учебного года в 1 классе – 32 учебные недели. 2. Обучение в 1 классе регламентируется требованиями Сан ПиНа 2.4.2.2821-10 пунктом 10.6 - максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах не должна превышать 21 час; - расписание уроков составляется отдельно для образовательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью не менее 45 минут пунктом 10.10; - учебные занятия проводятся по 5-ти дневной учебной неделе и только в первую смену; - используется «ступенчатый режим обучения» в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, январь - май – по 4 урока по 40 минут каждый); при 40 минутной продолжительности уроков во 2-4-х классах максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе - 23 часа. 10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: Внеурочная деятельность, в рамках основной образовательной программы начального общего образования, теперь не является частью учебного плана (Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). Но внеурочная деятельность включена в основную образовательную программу образовательного учреждения через разделы «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования»; «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». В 1 классе обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1-3 КЛАССОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение учебных предметов федерального компонента организуется: - с использованием учебных пособий, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ от 27.12.2011г №2885); Обучение в 1-3 классах ведется: - по системе учебников «Школа России» - поддержка практики интегративного изучения отдельных дисциплин. Интеграция имеет огромное значение и определяется следующими факторами: - особо жесткое противоречие между распределением содержания по предметам и гигиеническими ограничениями; - потребность обучающихся в целостном восприятии мира; - практика работы одного основного учителя, охватывающей подавляющее число предметов и часов. Таким образом, интеграция отдельных дисциплин в начальной школе: - не допускает перегрузки учащихся; - способствует выполнению программных требований; - дает учащимся целостное восприятие мира; - обеспечивает успешную социализацию обучающихся. Начальное общее образование В начальной школе в 1-3 классах обучение проводится: - по системе учебников «Школа России» Базовый компонент представлен следующими учебными предметами: - Русский язык - Литературное чтение - Математика - Окружающий мир - Искусство(1кл.) - Технология - Физическая культура - Музыка -Изобразительное искусство и художественный труд (2кл.) - Иностранный (немецкий) язык ( со 2кл.) Основными задачами реализации содержания являются: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Предмет «Русский язык» в 1- 3 классах – 5 часов в неделю. Предмет «Литературное чтение» - 4 часа в неделю. Основными задачами реализации содержания предмета «Математика» являются: развитие математической речи; логического и алгоритмического мышления, воображения. Предмет «Математика» изучается 4 часа в неделю. Изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» способствует развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Предмет «Музыка» изучается 1 час в неделю. Предмет «Изобразительное искусство» изучается 1 час в неделю. Изучение предмета «Технология» способствует формированию опыта как основы обучения и познания, осуществлению поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формированию первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Предмет «Технология» изучается 1 час в неделю. Изучение предмета «Физическая культура» и в 1-4 классах предполагает интегративное изучение предмета «ОБЖ». Предмет физическая культура направлен на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Предмет «Физическая культура» изучается 3 часа в неделю. Учебные часы компонента образовательного учреждения (внеурочная деятельность) организуются по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезное и проектная деятельность в таких формах как экскурсия, кружки, секция, консультации, олимпиады, соревнования и т.д. Общее время, отводимое на внеурочную деятельность в 1 классе составляет – 320 часов в год. Общее время, отводимое на внеурочную деятельность во 2 -3 классах составляет – 330 часов в год. В основу программ внеурочной деятельности положены следующие принципы: - непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и целостности образования в целом; - развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; - единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезная практика. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: - художественно-эстетическое направление: создание условий для выявления и развития творческих способностей детей, пробуждения инициативы и самостоятельности принимаемых решений, привычки к свободному самовыражению, уверенности в себе. - спортивно-оздоровительное направление: воспитание сильного духа, раскрытие основ здорового образа жизни, формирования здорового образа жизни младших школьников. - общекультурное направление: создание и совершенствование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания для формирования социально активной личности гражданина,развитие самостоятельности, трудолюбия. - научно- познавательное: развитие творческой познавательной активности учащихся. Обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей и будет реализовываться посредством различных форм реализации, таких, как кружки, конкурсы, экскурсии, соревнования, социальное проектирование и другие. Режим организации учебно-воспитательного процесса. МКОУ Новокаменская СОШ работает в режиме 5-дневной учебной недели Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года составляет: для 1 кл. – 32 недели, Учебный год представляется следующими учебными периодами: 1-ая четверть – с 1 сентября по 2 ноября 2-ая четверть – с 12ноября по 28 декабря 3-ая четверть – с 10 января по 22 марта 4-ая четверть – с 1 апреля по 30 мая Каникулярные периоды: осенние – со 2 по 9 ноября зимние – с 28 декабря по 10 января весенние – с 23 марта по 30 марта летние – с 1 июня по31 августа дополнительные для 1 кл. в период 3 четверти – 1 неделя Окончание учебного года: 1 ступень обучения 1 класс 25 мая. Содержание внеурочной деятельности 1 класс
2 класс
3 класс
Программно-методическое обеспечение учебного плана 1-3 классов Список учебной литературы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013/ 2014 учебный год (приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год» и на основании решения педсовета (протокол №5 от 26.02.2013г) и приказа директора школы № 7 – Р от 26.02.2013г
|