Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на фгос нового поколения Кабышева Валентина Ивановна, учитель начальных классов, моу «Гимназия города Юрги» icon

Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на фгос нового поколения Кабышева Валентина Ивановна, учитель начальных классов, моу «Гимназия города Юрги»



НазваниеОрганизация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на фгос нового поколения Кабышева Валентина Ивановна, учитель начальных классов, моу «Гимназия города Юрги»
Дата конвертации07.05.2015
Размер97.68 Kb.
ТипДокументы
источник

Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на ФГОС нового поколения




Кабышева Валентина Ивановна, учитель начальных классов, МОУ «Гимназия города Юрги», высшей квалификационной категории 652050 Кемеровская область, город Юрга, улица Московская, дом 48, телефон 8(38451) 6-75-30




Кузьминых Наталья Ильинична, учитель начальных классов, МОУ «Гимназия города Юрги», высшей квалификационной категории, 652050 Кемеровская область, город Юрга, улица Московская, дом 48, телефон 8(38451) 6-75-30
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.

В данной статье представлен опыт работы гимназии города Юрги по организации внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на ФГОС нового поколения.

«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.

Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.

Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть «вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»).

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования.

Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников, через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. С 2010-2011 учебного года 1-ые классы нашей гимназии участвуют в апробации нового Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения на начальной ступени. Подготовка к введению новых ФГОС началась с изучения пакета документов, анализа имеющихся ресурсов и информационно-диагностической работы с родителями по изучению запросов на организацию обучения детей в режиме полного дня. По результатам опроса, школа полного дня оказалась востребованной большинством родителей и детьми.

Рис. 1

Готовность делегировать школе организацию досуга во второй половине дня
Встает вопрос: по каким программам работать? Готовых ответов нет, так как каждое образовательное учреждение уникально по кадровому составу, инфраструктуре, фонду оплаты труда.

В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Зная о том, что школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать часы, мы решили использовать следующие направления: патриотическое, общекультурное и проектная деятельность.

Таблица 1

Формы работы внеурочной деятельности

Направление

Программы (рабочие)

Формы работы

Решаемые задачи

Общекультурное

«Творю свое здоровье»


Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Патриотическое


«Служу Отечеству пером»


Беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма

Проектная деятельность

«Первые шаги»


Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов

Такой выбор не случаен, так как воспитательная работа в младших классах гимназии уже 6 лет строится по самостоятельно разработанной комплексной программе «Остров Сокровищ». Целью данной программы является создание благоприятных условий для развития способностей каждого ребёнка. Одним из главных направлений воспитательной работы является патриотическое воспитание. И в соответствии с требованием нового стандарта образовательным результатом должен быть выпусник-патриот, преданный своему народу, любящий свое отечество.

Программа «Служу Отечеству пером» создает условия для общения с людьми, развития литературных и творческих способностей детей, свободного владения языком, речью, способствует выработке аналитического склада ума, трудолюбия, способствует успешному вхождению в социум, привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, а значит, отвечает практическим интересам личности.

Мы живем в обществе, которое характеризуется изменениями в сфере производства, экономических связей, в характере труда, где все более значимой становится информация. Умение пользоваться информацией является важнейшей составляющей общего культурного развития личности. Информированный человек всегда успешен, ориентирован на саморазвитие. Поэтому задача обучения основам детской журналистики является актуальной.

Уже младшие школьники должны осознавать, реализовывать и развивать свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества. Для достижения этого результата организовываем посещение музеев и библиотек города, встречи с ветеранами; изучаем русские народные праздники;  проводим мероприятия к 23 февраля, классные часы, уроки мужества. Также проводим «Дни здоровья», «Весёлые старты»; организовываем походы в лес вместе с родителями, игры в «Зарницу». Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, описывают увлечения своей семьи.

Во всех проводимых мероприятиях дети участвуют с большим удовольствием и интересом. Ребята нашей гимназии принимают активное участие в ежегодно проводимых патриотических марафонах, конкурсах разного уровня. Как правило, становятся призерами и лауреатами.

Одним из ключевых направлений развития общего образования, согласно новым стандартам, является здоровье школьников. Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Успешность обучения детей определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. Как свидетельствует медицинская статистика, здоровье детей и подростков существенно ухудшается в период обучения в школе.

Целесообразность работы данного направления продиктована снижением двигательной активности школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей. Поэтому к главным задачам современного учителя относится формирование ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны и мы, педагоги. Наши учителя большое внимание уделяют здоровьесберегающим технологиям: веселые физминутки, работа по предупреждению утомляемости глаз, дыхательная гимнастика, мероприятия с детьми и родителями по формированию навыков здорового образа жизни.

Во главу угла нами поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Этому способствует 35-минутная продолжительность урока, проведение ежедневной динамической паузы, соблюдение оптимального двигательного режима: на занятиях и в первой, и во второй половине дня ведётся работа по профилактике переутомления учащихся. Не только педагогами, ведущими уроки и внеурочные занятия, но и школьной медсестрой осуществляется контроль и корректирование функционального состояния ребёнка. Организовано трёхразовое питание: дети своевременно завтракают, обедают и полдничают. Ребята посещают спортзал, ежедневно, при любой погоде,  совершают прогулки на свежем воздухе в парк, на стадион.

Программа «Творю свое здоровье» ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, через мир игр, проведения часов здоровья, спартакиад, веселых стартов, спортивных конкурсов. Данная программа призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств.

В стандартах второго поколения указывается на необходимость поддержки талантливых и способных детей путем создания среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Поэтому одним из трех направлений внеурочной деятельности является проектная.

Уже с первого класса педагоги нашей гимназии закладывают основы проектной и исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе. Осуществление этой деятельности обучающимися позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает детей в «исследователя». Ребята учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными, выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Программа «Первые шаги» поможет систематизировать и расширить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира. Она ориентирована на развитие мышления, воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности ребят.

Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. Во второй половине дня дети не проявляют признаков переутомления, активны, с удовольствием занимаются  творческими видами деятельности. В течение года планируется проведение серии родительских собраний, для обсуждения успехов и проблем с представлением результатов творческой деятельности учащихся.

Каждая минута, проведённая в школе, даёт ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. Внеурочная деятельность учащихся не может быть обязательной нагрузкой: ученик должен иметь возможность выбирать из предлагаемых школой курсов те, которые соответствуют его образовательным потребностям. Иначе школьник будет лишён возможности формировать индивидуальную образовательную траекторию. Ведь ребёнок во второй половине дня может посещать занятия и других учреждений дополнительного образования, с которыми у школы налажены партнёрские отношения.

В целом концептуальные идеи и прописанные в апробируемых материалах пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.

Готовых путей никто не предложит, каждой школе необходимо выбрать свой собственный путь. Мы свой путь выбрали и предлагаем его другим.

Литература

  1. Горский, В.А., Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и

основное образование [Текст] / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. - М :

2010.- 78 с.

  1. Григорьев, Д.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.

[ Текст] / Д. В. Григорьев, П.В. Степанов. – М : 2010.- 25 с.

  1. Григорьев, Д.В., Программы внеурочной деятельности. [ Текст] / Д.В. Григорьев,

В.В.Куприянов. – М :2010.- 40 с.

  1. Дик, Н.Ф., Школа полного дня. Новое содержание обучения и воспитания в 1-2

классах. [ Текст] / Н.Ф. Дик. - М :2010.- 145 с.

  1. Дик, Н.Ф., Школа полного дня. Целый день идет игра! [ Текст] / Н.Ф. Дик, Н.Ф.Белостоцкая. М :2010.- 127 с.



Похожие:

Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на фгос нового поколения Кабышева Валентина Ивановна, учитель начальных классов, моу «Гимназия города Юрги» iconПредупреждение орфографических ошибок у младших школьников при работе над непроверяемыми гласными в корне слова. Гладько Светлана Викторовна, учитель начальных классов боу «Гимназия№76»
Гладько Светлана Викторовна, учитель начальных классов боу «Гимназия№76» города Омска
Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на фгос нового поколения Кабышева Валентина Ивановна, учитель начальных классов, моу «Гимназия города Юрги» icon«Технология проектного обучения как средство формирования ууд на уроках окружающего мира» Селедцова Марина Викторовна, учитель начальных классов, боу г. Омска «Гимназия №76»
Льным отличием Стандарта нового поколения являются Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального...
Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на фгос нового поколения Кабышева Валентина Ивановна, учитель начальных классов, моу «Гимназия города Юрги» iconСведения о руководителе проекта : Сидашова Елена Ивановна, учитель начальных классов
Сведения о руководителе проекта: Сидашова Елена Ивановна, учитель начальных классов
Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на фгос нового поколения Кабышева Валентина Ивановна, учитель начальных классов, моу «Гимназия города Юрги» iconСведения о руководителе проекта : Сидашова Елена Ивановна, учитель начальных классов
Сведения о руководителе проекта: Сидашова Елена Ивановна, учитель начальных классов
Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на фгос нового поколения Кабышева Валентина Ивановна, учитель начальных классов, моу «Гимназия города Юрги» iconДиректор сош №17 И. М. Гамулько «29» августа 2014 г
С 07. 04. 2014г по 23. 04. 2014г. Гбоу ккидппо краснодарского края по теме: «Организация внеурочной деятельности по биологии и экологии...
Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на фгос нового поколения Кабышева Валентина Ивановна, учитель начальных классов, моу «Гимназия города Юрги» icon«Работа классного руководителя в условиях внедрения фгос»
Рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках введения фгос
Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на фгос нового поколения Кабышева Валентина Ивановна, учитель начальных классов, моу «Гимназия города Юрги» iconОрганизация и планирование деятельности методического объединения
Методическое объединение учителей начальных классов является структурным подразделением методической службы школы, объединяющим учителей...
Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на фгос нового поколения Кабышева Валентина Ивановна, учитель начальных классов, моу «Гимназия города Юрги» iconОрганизация внеурочной деятельности в мкоу калачеевская гимназия №1 в 2013/2014 учебном году в I – III, V общеобразовательных классах, реализующих образовательную программу в соответствии с фгос ноо и фгос ООО
Мкоу калачеевская гимназия №1 в 2013/2014 учебном году в I – III, V общеобразовательных классах, реализующих образовательную программу...
Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на фгос нового поколения Кабышева Валентина Ивановна, учитель начальных классов, моу «Гимназия города Юрги» iconОрганизация внеурочной деятельности в 1-ых классах моу сош №110

Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на фгос нового поколения Кабышева Валентина Ивановна, учитель начальных классов, моу «Гимназия города Юрги» iconПриказ №3/41 от 01. 09. 2010 о создании Координационного совета с целью планомерного введения в начальных классах школы федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и координации этой деятельности

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации