Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов icon

Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов



НазваниеКак поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов
Дата конвертации11.05.2015
Размер107.43 Kb.
ТипДокументы
источник

Психолог - родителям
Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов.


  1. Психологические трудности ребенка в экзаменационный период.

  2. Организация режима дня.

  3. Оптимальная организация учебной деятельности.

  4. Психологический настрой во время экзаменов.


Экзамены – особый, очень сложный период в жизни человека. Каждый из нас сдавал экзамены, и у многих сохранились яркие и живые впечатления о том, как непросто было подготовиться и хорошо ответить. При подготовке к экзаменам одновременно возникает множество проблем: как чувствовать себя уверенно, как правильно излагать материал, как лучше распределять время?

С чем связаны психологические трудности детей в экзаменационный период?

Прежде всего это проблемы сугубо учебного характера: усвоение и запоминание большого количества учебного материала.

Кроме того, это проблемы психологические: тревога в связи с экзаменационной ситуацией, особой важностью момента, страх не оправдать свои и чужие ожидания. Экзамен – это проверка не только знаний ребенка, но и его самооценки: «Достаточно ли я хорош, успешен?» в случае выпускных и вступительных экзаменов ситуация обостряется еще и тем, что это первое взрослое испытание, проверка «пригодности» для взрослой жизни.
Как можно поддержать ребенка в период экзаменов?

Очень важно оказать помощь в организации режима дня, ведь дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Например, они волнуются, им кажется, что объем материала очень велик и они не успеют все выучить. Для того, чтобы эта задача стала более реальной, мы можем оказать помощь в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана.. составление плана помогает справиться с тревогой: ребенок понимает, что выучить материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сделать этого сами, и помощь родителей или педагога как нельзя кстати.
Как можно составить план? Надо подсчитать, какое количество материала ему нужно выучить, потом прикидываем сколько времени на это есть, вычтем день на повторение и возможные непредвиденные обстоятельства и разделим количество билетов на количество дней. Это ежедневная норма, которую можно разделить на три части: утро, день, вечер. Этот план надо написать и повесить, чтобы потом вычеркивать выполненные пункты. Такой план наглядно показывает результаты работы, а это в свою очередь ведет к успокоению нервной системы.

Часто ученики стараются выучить весь объем материала сразу, причем заучивают его дословно, не пытаясь понять. Такой путь является неэффективным. Дело в том, что объем памяти у человека ограничен. Поэтому, чтобы текст запоминался лучше, его надо разбить на составляющие. Вот наиболее простой способ заучивания учебного материала. Сначала материал делится на смысловые блоки, каждый блок получает свое название, и составляется план всего билета. Затем надо выучить по отдельности каждый пункт плана и только потом повторяет весь билет целиком.
Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Но шумный или активный отдых будет только дополнительной нагрузкой. И компьютерные игры только увеличивают усталость. Необходимо найти такую форму досуга, которая не переутомляла бы: прогулки, общение с одним- двумя друзьями. В течение дня нужно делать перерывы каждые 45 – 60 минут, чтобы сохранить высокую работоспособность. Можно выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону, послушать музыку и затем снова вернуться к занятиям.

Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо высыпаться. Иногда, чтобы больше выучить и быстрее, дети пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. Продуктивность учебы в таком состоянии очень невелика.

Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от домашней работы? Это непростой вопрос, решается он индивидуально, с учетом особенностей ребенка и с учетом семейного воспитания в отдельной семье. Физическая легкая работа может служить разгрузкой, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление.
Особое значение в экзаменационный период имеет эмоциональный настрой родителей. Безусловно, для родителей этот период является очень тревожным. Если ребенок видит, как мамы пьют валерьянку, переживают, он как бы заражается тревогой и напряжением. Ребенку трудно самому опираться на собственную уверенность в себе, в этой ситуации взрослые должны создавать ненапряженную атмосферу, ситуацию успеха, говорить ребенку, что в него верят и надеятся на успех.

Иногда подобный настрой может детей расхолаживать: если у меня и так все получится, зачем я буду стараться? Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Если волнение очень велико, оно приводит к ступору, мешает учить, все силы уходят именно на то, чтобы справиться с волнением. Это необходимо различать и применять соответствующую тактику поведения с ребенком: поддерживать и подбадривать или настраивать и заставлять учить.
Экзамены – ситуация важная, но не запредельная. Ощущение огромной значимости экзамена не стимулирует, а мешает подготовке. Поэтому очень важно немного снизить эту важность. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает чувствовать себя более уверенно. Опять же есть нюансы, эта ситуация относится к тревожным детям, а не к беспечным.

Очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Может, ему необходимо, чтобы вы выслушали выученные им билеты, кому- то нужно помочь написать план и конспекты. Спросите ребенка: «Чем или как я могу тебе помочь?»
Выпускник сдает экзамен…


  1. Психологические трудности в экзаменационный период

    • Экзамен – это проблемы учебного характера

    • Экзамен – это тревога

    • Экзамен - это стресс

    • Экзамен – это риск здоровью

  2. «Спасательный круг» - решения и рекомендации

  • Как выпустить «лишний пар»

  • Организация режима дня.

  • Оптимальная организация учебной деятельности.

  • Психологический настрой во время экзаменов

Десять шагов уверенности в себе

1.

Экзамены – особый, очень сложный период в жизни человека. При подготовке к экзаменам одновременно возникает множество проблем: как чувствовать себя уверенно, как правильно излагать материал, как лучше распределять время?

С какими трудностями сталкиваются школьники в экзаменационный период?

  • Прежде всего это проблемы сугубо учебного характера: усвоение и запоминание большого количества учебного материала.

  • Кроме того, это проблемы психологические: тревога в связи с экзаменационной ситуацией, особой важностью момента, страх не оправдать свои и чужие ожидания. Экзамен – это проверка не только знаний ученика, но и его самооценки: «Достаточно ли я хорош, успешен?». В случае выпускных и вступительных экзаменов ситуация обостряется еще и тем, что это первое взрослое испытание, проверка «пригодности» для взрослой жизни.

  • Любой экзамен – это стресс. Известно, что человек, находящийся в состоянии умеренного стресса, чувствует себя мобилизованным, деятельность его оказывается более успешной, чем в спокойных обстоятельствах. Спортсмен на соревнованиях показывает лучшие результаты, чем на тренировках благодаря стрессу. Такое состояние в психологии называется эустресс (активизирующий стресс).

Когда напряжение становится слишком сильным, возникает торможение или чрезмерная суетливость. На пользу здоровью это не идет. Такой стресс называется дистресс. Дистресс – это разрушающий стресс, демобилизующий и дезорганизующий. Именно его следует избегать. Таким образом, искусство саморегуляции – это искусство пользования преимуществами эустресса и умения избегать дистрессов.

Что происходит с человеком в стрессовом состоянии? Наиболее заметная реакция на стресс – у сердечно – сосудистой системы. В состоянии эустресса пульс учащается до 90-100 ударов при уменьшении пульсовой волны. При эустрессе артериальное давление повышается умеренно. При дистрессе возможны два типа реакции: или резкое повышение артериального давления, или его резкое падение. Дыхание в состоянии эустресса обычно усиленно. При дистрессе оно становится учащенным. Характерна реакция кожи на стресс. При эустрессе происходит покраснение. При дистрессе – побледнение или появление красно-белых пятен на коже. Эустресс вызывает ощущение тепла, иногда чувство «жара». Дистресс чаще всего сопровождается ознобом.

Внимание при эустрессе улучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Задача, которую предстоит решить, видится четко. Деятельность прогнозируется на несколько ходов вперед. Расширение объема внимания дает удивительное ощущение собранности. Когда стресс перерастает в дистресс, проявляются трудности в управлении вниманием. Оно отвлекается по любым мелочам. Все, что отвлекает, начинает раздражать. Нередко проявляется гиперфикация внимания. Человек, решая проблему, застревает на ней, не в состоянии найти выход.

Память тоже улучшается. Человек быстрее и успешнее запоминает, с легкостью вспоминает забытое. В состоянии дистресса ухудшается запоминание. Человек несколько раз читает текст, но запомнить его не в состоянии.

Изменяется в стрессовом состоянии и речь. При эустрессе это не очень заметно. Хотя темп речи может несколько возрасти, само изложение более логично и последовательно, чем обычно. При дистрессе возникают различные отклонения в речи. Они выражаются в «проглатывании» букв или слов, заикании, заметном увеличении междометий, слов – паразитов.

Стресс выражается и в проявлении некоторых странностей в общении людей. Необоснованно плохие отношения усугубляются и могут вызвать ответную неприязнь. В дальнейшем эти отношения исправить бывает трудно.

Качество мышления при дистрессе явно ухудшается. Сохраняются только самые простые мыслительные операции. Мысль вращается как в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Характерная особенность мышления в состоянии стресса – сужение сознания.


  • Экзамены и подготовка к ним вредны для здоровья.

Какой вред они могут нанести организму? Какие органы и системы работают с перегрузкой? К чему это может привести?


зоны риска

характер нарушений

мозг

утомление, перенапряжение, истощение, головные боли

нервная система

нервозность, раздражение, плаксивость и др.

желудок

боли, изжога, потеря аппетита, тошнота

сердце

сердцебиение, нарушение ритма, боли и др.

глаза

утомление, нарушение зрения

вегетативная система

дрожь в руках и ногах

позвоночник

нагрузка на позвоночник, боли, онемение и др.

сосуды

повышение или понижение давления, застой венозной крови в сосудах ног

печень

нарушение из-за неправильного питания

руки

утомление пальцев, мышц руки, нагрузка на локтевой сустав

общее недомогание

утомление, вялость, повышение температуры и др.

2.

  1. «Спасательный круг» - решения и рекомендации




  • Как выпустить «лишний пар»

Чтобы подготовка к экзаменам не навредила нашему здоровью, какие вы можете предложить рекомендации?

Например, какие «средства от утомления» вы знаете? Или «средства от нарушений печени», «средства от нагрузки на позвоночник»?
А как управлять своими эмоциями?

Дыхание уступами. 3 -4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые могут понять и посочувствовать.

Стресс возникает там, где тесно, узко, мелко, суетно. Послушайте хорошую музыку, прогуляйтесь, поглядите в высокое небо, полюбуйтесь листочками, цветочками, пообщайтесь с любимыми животными и др.

На время подготовке к экзаменам надо как бы отстраниться от внешнего воздействия: не ссориться, не обсуждать чьи-то проблемы и поведение и т.д.



  • Организация режима дня.

Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ученик имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Но шумный или активный отдых будет только дополнительной нагрузкой. И компьютерные игры только увеличивают усталость. Необходимо найти такую форму досуга, которая не переутомляла бы: прогулки, общение с одним- двумя друзьями. В течение дня нужно делать перерывы каждые 45 – 60 минут, чтобы сохранить высокую работоспособность. Можно выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону, послушать музыку и затем снова вернуться к занятиям.

Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо высыпаться. Иногда, чтобы больше выучить и быстрее, школьники пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. Продуктивность учебы в таком состоянии очень невелика.

Нужно ли на время экзаменов отстраниться от домашней работы? Физическая легкая работа может служить разгрузкой, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление. Это вопрос сугубо индивидуальный, зависит от особенностей нервной системы ученика и от традиций внутрисемейных.


  • Оптимальная организация учебной деятельности.

Школьники при подготовке к экзаменам пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Например, они волнуются, им кажется, что объем материала очень велик и они не успеют все выучить. Для того, чтобы эта задача стала более реальной, надо распределить учебный материал по дням, определить ежедневную нагрузку, составить план. Составление плана помогает справиться с тревогой: ученик понимает, что выучить материал вполне реально, у него достаточно времени для этого.

Как можно составить план? Надо подсчитать, какое количество материала ему нужно выучить, потом прикидываем сколько времени на это есть, вычтем день на повторение и возможные непредвиденные обстоятельства и разделим количество билетов на количество дней. Это ежедневная норма, которую можно разделить на три части: утро, день, вечер. Этот план надо написать и повесить, чтобы потом вычеркивать выполненные пункты. Такой план наглядно показывает результаты работы, а это в свою очередь ведет к успокоению нервной системы.

Часто ученики стараются выучить весь объем материала сразу, причем заучивают его дословно, не пытаясь понять. Такой путь является неэффективным. Дело в том, что объем памяти у человека ограничен. Поэтому, чтобы текст запоминался лучше, его надо разбить на составляющие. Вот наиболее простой способ заучивания учебного материала. Сначала материал делится на смысловые блоки, каждый блок получает свое название, и составляется план всего билета. Затем надо выучить по отдельности каждый пункт плана и только потом повторяет весь билет целиком.

Вывод: здоровье можно сохранить с помощью собственных усилий, правильная организация умственного труда сокращают время подготовки к экзаменам и тем самым снижают вредные нагрузки на организм.

Педагог-психолог МБОУ СОШ № 5 Краснюк Татьяна Викторовна



Похожие:

Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов iconМетодика подготовки к егэ (История и обществознание)
Школьная оценка, а также существовавшая до последнего времени систе­ма выпускных и вступительных экзаменов не давала объективной...
Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов iconРекомендации Рособрнадзора: как сдать егэ на
Специалисты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки – службы, которая отвечает за организацию и проведение выпускных...
Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов iconРекомендации родителям по профилактике экзаменационной тревожности
Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника?
Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов iconЗаседание классных руководителей. Совещание с учителями-предметниками по итогам выпускных экзаменов в 9-х классах

Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов iconЗаседание классных руководителей. Совещание с учителями-предметниками по итогам выпускных экзаменов в 9-х классах

Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов iconПо первому зову спешит на помощь
Быть всегда на стороне ребенка, защищать его права, поддержать в непростой ситуации — основные установки, которыми руководствуется...
Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов iconСценарий выступления 5-а класса в рамках недели «Судьба семьи в судьбе страны»
И мы, ученики 5-а класса хотим немного рассказать о наших семьях, о том, как жили наши близкие и родные, как совершали подвиги в...
Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов iconПамятка «Как сохранить психическое здоровье ребёнка»
Всегда находите время поговорить с ребёнком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их,...
Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов iconИнформация для родителей
Как бы хорошо ни учился ребенок, экзамен для него все равно всегда стрессовая ситуация. Редкий ребенок не волнуется перед экзаменом,...
Как поддержать ребенка во время выпускных и вступительных экзаменов iconМ. А. Сайфуллин, врач-педиатр клинической инфекционной больницы №1, г. Москва Укусы насекомых обычно сопровождаются болью, местным раздражением кожи, иногда вызывают острую аллергическую реакцию, требующую медицинского вмешательства
В теплое время года во время прогулок на открытом воздухе ребенка может укусить или ужалить насекомое. Медицинскому персоналу и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации