2. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. 6 Социальные свойства культуры. 6 Социальные функции культур icon

2. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. 6 Социальные свойства культуры. 6 Социальные функции культур



Название2. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. 6 Социальные свойства культуры. 6 Социальные функции культур
Дата конвертации08.06.2015
Размер104.9 Kb.
ТипРеферат
источник


Содержание.

1. Культура и деятельность. 4

2. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. 6

2.1. Социальные свойства культуры. 6

2.2. Социальные функции культуры. 9

Заключение. 11

Список использованной литературы. 13

Введение.
На ступени цивилизации решающее значение приобретают те формы духовной, экономической, общественно-политической жизни, которые изобретены самим человеком, его культурой, а не даны ему от природы. С этой точки зрения мы можем сказать, что цивилизация — это практически осуществленная культура. Обще­ство людей начинает жить по собственным, а не природным зако­нам. Люди регулируют свои отношения на основе закона, норм, обычаев, а не рефлексов или инстинктов. Основные стороны чело­веческой жизни приобретают институализированный характер: воз­никают институты частной собственности, государства; институализируется социальная иерархия (возникают социальная стратифи­кация), институализируется процесс социализации (возникают письменность, образование, наука и т.д.).

Тем самым появляется особый мир социальной реальности как социокультурной реальности, несводимый и невыводимый из при­родной реальности, возникают «знаменитые» парадоксы социаль­ной реальности, социальная объективность, неодолимость институализированных связей, статусы и роли.

Культура наполняет внутреннюю деятельность вполне определенной системой традиций, оценок, обычаев, ценнос­тей, предлагает более или менее сопряженные с ней практические выборы, предпочтения и т.д. В этом проявляется еще одна характе­ристика культуры — она организует, определяет содержание, на­правленность, и даже технологию (если учесть приемы, навыки, умения) практической деятельности людей.

Во взаимосвязи культуры и деятельности сделаем акцент на сле­дующих моментах:

культура и детерминация деятельности;

деятельность как показатель культуры.

1. Культура и деятельность.



Значимость культуры как социального феномена объясняется прежде всего тем, что это непосредственный, актуальный «винов­ник» стиля практической жизни людей. Естественно, сама культура не развивается изолированно, а реагирует на импульсы, происте­кающие от природных условий жизни данной группы людей, со­циально-экономических обстоятельств, в которых они осуществ­ляют свою деятельность. Но на пути импульсов внешней среды к конкретному человеку, его поступкам, действиям культура — это отнюдь не неприметный «полустанок», который можно легко про­скочить, а сложная духовная система, в которой осмысливается, оценивается, переопределяется внешняя информация. Именно куль­тура непосредственно определяет реакцию человека на внешние импульсы, его действия. Как мы отмечали в ходе анализа факторов обусловливания (детерминации) явлений социальной жизни, вне­шние условия, факторы, процессы не определяют сами по себе конкретного содержания событий, действий, которые осуществля­ют люди, но «некоторым образом приводят социальные субъекты к возбуждению, которое затем внутренним образом приводится в форму, с которой система может работать».1 Реакция субъектов на данное возбуждение зависит от культурных традиций, от того, ка­кой тип реакции в данной культуре приемлем, от норм, ценнос­тей, правил приличий, выработанных в этой культуре.

Здесь и таится ответ на вопрос, почему представители разных народов по-разному реагируют и действуют в аналогичных ситуа­циях, почему, например, у англичан одна система поощрений, стимулов к продвижению, а у американцев — другая. Другими сло­вами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходят через «чис­тилище» культуры.

И наоборот, все действия людей несут на себе мощный отпеча­ток культуры данного общества.

Культура стремится самореализоваться в практике. Нацеленно­стью на практику и определяется особая значимость культуры в социальной жизни. То, что стало ее достоянием, культура обяза­тельно воплощает прямо или опосредованно на практике. Желая познать культуру другого человека, мы должны судить о ней не столько по его высказываниям, словам, заявлениям о намерениях или целях, а по его действиям. Реальная практическая деятель­ность — это и реальное воплощение культуры, и ее показатель.2

2. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры.



Культуру изучают многие науки — философия, культурология, история, политология, и другие, поскольку это высший продукт человеческой деятельности, высшее проявление сознания, челове­ческого творчества.

Но у социологии существует свой ракурс изучения — исследо­вание роли культуры, ее функций в формировании и развитии со­циальных систем (систем социальных взаимодействий) — соци­альных институтов, групп, общества в целом. Социолога интересу­ет, каким образом культура, те или иные ее элементы, историчес­кие типы влияют на развитие социальных сообществ, определяют их особенности.

Вот почему социология акцентирует внимание прежде всего на тех свойствах, элементах культуры, которые реализуются в соци­альных взаимодействиях, выступают как символические механизмы обеспечения организованности физически изолированных друг от друга индивидов. При этом социология выявляет новые возможно­сти, аспекты культуры, делает акценты на том, что ускользает от внимания иных исследователей.



2.1. Социальные свойства культуры.


Любая социальная связь Актора с другими Акторами может осуществляться лишь в том случае, если они имеют символических посредников в виде норм, правил игры, представлений о при­личиях. Без этих символических элементов невозможны социальная связь, социальное взаимодействие. Но общественная «погружен­ность» культуры, ее функция интеграции социальных систем при­дают культурным феноменам ряд особенностей. Для того, чтобы действия партнеров были взаимоожидаемыми, взаимопредсказуемыми, партнеры должны руководствоваться правилами, критериями, выработанными в этом обществе, стан­дартами, нормами, традициями, которые разделяемы в данной сре­де, т.е. культурой.

Из этого следует ряд новых характеристик культурных явлений.

Культура — это символы, знаки, идеи, которые разделяет не один человек, а которые понятны и приняты всеми — это всегда детище коллективности, не бывает культуры одиночек. Чтобы стать элементом культуры, личная выдумка, фантазия должна быть кол­лективно понята и воспринята. Культура — это всегда социальный феномен (по крайней мере для социологов), обеспечивающий взаи­модействие людей. Культурные привычки, по утверждению Дж. Мердока, социальны; иначе говоря, они разделяются людьми, живущими в организованных коллективах или обществах, и сохра­няют относительное единообразие под воздействием социальных фак­торов, т.е. это групповые привычки. «Привычки, общие для членов социальной группы, образуют культуру этой группы... Отрицать это означает... отречься оттого существеннейшего взгляда, который был внесен в антропологию социологией».3 Очевидное для социологов утверждение поддерживают и другие антропологи (Р. Линтон, Б. Ма­линовский, К. Уисслер и др.). Хотя следует отметить, что подобная точка зрения не разделяется Л. Уайтом, К. Лоуком4 и др.

Социальная (а не индивидуальная) природа культуры обу­словливает и еще один существенный момент. Культура — это все­гда стандарт, образец, принятый в группе, коллективе, обществе, благодаря которому создастся возможность предсказуемости соци­ального поведения Актора.

Систематические, самовозобновляемые (институализированные) взаимодействия в отличие от случайных, одноразовых, экс­периментальных действий предполагают возобновляемость, стан­дартность (институализированность) культурных символов, идей, мотивов Акторов. Это, возможно, вызовет протест: ведь культу­ра — это прежде всего синоним возвышенного, творческого нача­ла в человеке. Однако надо снять идиллический налет с понятия «культура» — да, это творчество, но творчество не единиц, а об­щности.

Напомним, что культура находит свое проявление и вопло­щение в деятельности, в устойчивых, повторяющихся образцах (стандартах) деятельности. Нередко утверждают еще более категорично: культура — это образцы поведения, деятельности, есте­ственно, основанные на устойчивых стандартных мотивах, пред­почтениях.

Этот аспект проблемы имеет особое значение для социологи­ческого анализа культуры как явления. Спорадические, случайные действия к культуре относить не следует. Если тот или иной эле­мент жизнедеятельности начинает превращаться из спорадическо­го, нерегулярного в достаточно устойчивое, повторяющееся, зна­чит, произошли определенные изменения в культуре данной груп­пы людей, общества.

Следовательно, из круга явлений, описываемых понятием «куль­тура», при социологическом рассмотрении выпадают не только инстинктивные действия людей, но и те моменты, аспекты, кото­рые носят сугубо индивидуальный, а потому случайный, неустой­чивый характер, т.е. не ставшие образцом деятельности.

Образцы деятельности обнаруживают себя в производственной сфере, быту, науке, отдыхе и т.д. Они проявляются как в смысловом содержательном отношении, так и в технологии действий, стиле, манере действий. У всех народов храмы служат сходным целям, но готический храм отличается от православного или мечети. Или вспомним о различной манере выполнения одного и того же пей­зажа европейским и японским художниками.5

Способ строгания дерева рубанком (представители многих на­родов это делают движением к себе, а не от себя), организация выборов, проведение заседаний парламента, манера пения, поря­док подачи блюд и т.д. — эти образцы деятельности есть воплоще­ние культуры, реально осуществляемая культура.

Итак, анализ социальной природы культуры делает акцент на несколько «неожиданных» ее свойствах, лишает ее некоего идил­лического налета. Культура предстает как важнейший механизм со­циальной машины повседневности, выполняющий важнейшие со­циальные функции.

2.2. Социальные функции культуры.


Интегративная социальная функция культуры. Благодаря культуре, ее символическим феноменам (идеям, оценкам, нормам, ценностям) возмож­ны интеграция физически изолированных людей в некие системы взаимодействий. Культура — это скрепы, которые объединяют людей, делают возможным надежные, самовозобнов­ляемые взаимоотношения.

Единые стандарты поведения, нормы, ценности, традиции де­лают возможным сорганизацию людей на огромных территориях, объединяют людей в единое общество, отделяя их от групп людей, руководствующихся иной системой норм, ценностей. Следователь­но, культура отличает одно общество от другого.6

Регулятивная социальная функция культуры. Культура — это нор­мативная система, это то, что считается разумным, обоснован­ным в данном сообществе. С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает, направляет, ориентирует действия лю­дей, благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло и т.д.

Следовательно, культура как нормативная система регулирует поведение:

во-первых, она информирует Актора о том, на что можно рассчитывать, надеяться, как себя вести, чтобы быть при­нятым, одобренным другими, и о том, что будет сочтено нежелательным;

во-вторых, она побуждает, мотивирует человека к поведе­нию, одобряемому в данной группе, сообщности;

в-третьих, она налагает ограничения, контролирует поведе­ние людей, которые должны вести себя так, как считается принятым, приемлемым. Культура способна отслеживать и наказывать, поощрять, удерживать от поступка и потвор­ствовать.

Заключение.



В мировой социологии, антропологии еще в первой половине XX в. было введено трехчастное деление культуры: материальная, социальная и духовная культура. Под материальной культурой по­нимается все, что относится к взаимоотношениям человека с ма­териальной средой его обитания (в том числе с природой), к удов­летворению потребностей его дальнейшего материального суще­ствования. Под социальной культурой понимаются правила, нормы взаимоотношений людей, институциональные нормы повседнев­ности, традиции группового поведения и т.д. Под духовной культу­рой понимаются субъективные аспекты жизни, идеи, ценности.7

Культура воплощается в стандартах социального поведения, объективируется в вещественно-предметных (одежда, здания, стан­ки) и знаково-символических формах (под последними имеются в виду те продукты культуры, которые передают свою информацию через слово, символы, знаки, изображения: научные статьи, устное народное творчество, научно-популярные книги, художествен­ная литература, картины, фрески, ноты, схемы, чертежи и т.д.). Благодаря этой объективации происходит определенная фиксация исторического опыта данного народа, общности, семьи, а поэтому культура, ее смыслы и значения могут быть переданы другому чело­веку, другому поколению.

Тем самым выявляется еще один штрих социологического осмысления культуры — как средства формирования с помощью прошлого, накопленного опыта, традиций сегодняшних представ­лений и сегодняшней жизнедеятельности.

Культура — это то своеобразное, специфичное в нравах, уста­новках людей, которое, как правило, воспроизводится из истори­ческого прошлого и перешло, будучи закрепленным в институтах, по наследству от предыдущих поколений. Говоря о культуре того или иного народа, мы всегда хотим понять его настоящее или даже приоткрыть завесу над его будущим, как бы заглядывая в прошлое. Культура — это историческое наследие, которое «обрекает» нас на определенный тип поведения в настоящем и будущем.

Подчеркивая преемственность, мы отнюдь не абсолютиризуем устойчивость и неизменность культуры. Способность к саморазви­тию, изменчивости — это важнейший признак социокультурного процесса.

Культура выполняет в социальной жизни ту же функцию, что и ген в жизни животных, — функцию воспроизводства от по­коления к поколению определенного типа социального поведения человека.

Преемственность культуры осуществляется в процессе социали­зации личности, в том числе в процессе воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиня­ется в целом законам генетической наследственности — ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому, говоря о воспитании и образовании личности, мы имеем в виду процесс формирования личности прежде всего как носителя, воспреемника и продолжателя культуры.

Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. Человек с рождения с помощью слов, книг, фильмов, наставлений науча­ется строить отношения с другими, пользоваться материально-ве­щественными предметами, которые его окружают, наблюдая за по­ведением других (образцами деятельности, принятыми в обществе) и, самое главное, осуществляя собственную практическую деятель­ность; вырабатывая в процессе включения в социальные институ­ты собственный опыт, получая порицание и одобрение от старших носителей исторического наследия, он делает своим достоянием культуру семьи, общности, человечества.

Список использованной литературы.





  1. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.

  2. Дубов И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ. // Вопросы психологии 1993 №5

  3. Емельянов Ю. М., Скворцов Н. Г. Культурантропология как традиционная наука и ее нетрадиционные возможности. // Вестник ЛГУ, сер 6, 1991, вып. 3.

  4. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1996.

  5. Ионин Л. Г. Социология культуры. — М., 1996.

  6. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. — СПб., 1994.

  7. Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры. В кн.: Антоло­гия исследований культуры, Т. I. —СПб., 1997, с. 52—53.

  8. Общая социология / Под ред. А. Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2000.

  9. Общество и культура: философское осмысление культуры. ч. 1, М., 1988.

  10. Уайт Л. Понятие культуры. В кн.: Антоло­гия исследований культуры, Т. I. —СПб., 1997

1 Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. — СПб., 1994. С. 36.

2 Общая социология / Под ред. А. Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2000. С. 340.

3 Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры. В кн.: Антоло­гия исследований культуры, Т. I. —СПб., 1997, с. 51.

4 Уайт Л. Понятие культуры. В кн.: Антоло­гия исследований культуры, Т. I. —СПб., 1997, с. 50.

5 Общая социология / Под ред. А. Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2000. С. 342.

6 Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995. С. 311.

7 Ионин Л. Г. Социология культуры. — М., 1996. С. 76.




Похожие:

2. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. 6 Социальные свойства культуры. 6 Социальные функции культур iconСоциальные отношения
Устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культуры, совместного проживания
2. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. 6 Социальные свойства культуры. 6 Социальные функции культур icon1. Предпринимательство сущность, экономические и социальные функции 3
Цели и задачи обследований состояния и развития малого предпринимательства. Основные методы, используемые при проведении прикладных...
2. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. 6 Социальные свойства культуры. 6 Социальные функции культур iconТема 16. Философия культуры. Философия техники. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI столетия (2 часа)
Традиции и новации в динамике культуры. Культура и духовная жизнь общества. Понятие диалога культур в современном мире
2. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. 6 Социальные свойства культуры. 6 Социальные функции культур iconЗадача 1; Задача 2 (стр. 18-19) 2; 3 Братчикова Екатерина
Пункт 1 Понятие числовой функции. Простейшие свойства числовых функций 20. 09. 2012
2. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. 6 Социальные свойства культуры. 6 Социальные функции культур iconДокументы
1. /Бурчак Ф.Г. Соучастие. Социальные, криминологические и правовые проблемы..rtf
2. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. 6 Социальные свойства культуры. 6 Социальные функции культур iconАнкета «Мои социальные ценности»
Способствовать проявлению в человеке нравственных и духовных качеств, воспитывать в нем стремление к творчеству, красоте, добру,...
2. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. 6 Социальные свойства культуры. 6 Социальные функции культур iconАдаптация персонала
Взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном вхождении работника в новые профессиональные, социальные...
2. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. 6 Социальные свойства культуры. 6 Социальные функции культур iconВопросы для экзамена по ксе: Основные хар-ки науки. Наука и религия, Н. и искусство, Н. и философия
Типология наук: Естественно-технические, математика, социальные и гуманитарные науки
2. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. 6 Социальные свойства культуры. 6 Социальные функции культур icon«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье...
2. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. 6 Социальные свойства культуры. 6 Социальные функции культур iconЕжемесячное издание моусош с. Засечное №5 (5) октябрь 2007г
Он включает в себя раннюю (начиная уже с начальной школы) профилактику. Акцент делается не на пагубные привычки, а на важные личностные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации