Программа социально-экономического развития icon

Программа социально-экономического развития



НазваниеПрограмма социально-экономического развития
страница1/26
Дата конвертации01.05.2016
Размер1.92 Mb.
ТипПрограмма
источник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26



Программа

социально-экономического развития

Российской Федерации

на среднесрочную перспективу
(2003-2005 годы)

1. ЦЕЛИ И КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ 4

1.1. Долгосрочные ориентиры 4

1.2. Социально-экономические проблемы и ограничения 7

развития 7

1.3. Задачи среднесрочной программы и среднесрочные 10

приоритеты 10

2. Диверсификация структуры экономики и повышение ее конкурентоспособности 16

2.1. Политика в области науки и стимулирования инновационной активности 19

2.2. Конкурентная политика 22

2.3. Развитие малого бизнеса 24

2.4. Политика в сфере развития "новой экономики" 27

2.4.1. Телекоммуникации 29

2.4.2. Политика в сфере развития информационно-коммуникационных технологий 30

2.4.3. Политика в области развития рынков интеллектуальных услуг 32

2.5. Агропродовольственная политика 34

2.6. Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса 36

3. Повышение открытости экономики 39

3.1. Присоединение к Всемирной торговой организации 39

3.2. Модернизация таможенной системы 40

3.3. Поддержка экспорта и защита внутреннего рынка 42

3.4. Международные региональные приоритеты внешнеэкономической политики 44

4. Устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития 49

4.1. Развитие финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества 49

4.1.1. Реформирование банковской системы 50

4.1.2. Развитие фондового рынка и инвестиционных институтов 52

4.1.3. Развитие рынка страховых услуг 56

4.2. Развитие инфраструктуры рынка земли и иной недвижимости 57

4.3. Развитие транспортной инфраструктуры 61

4.4. Реформирование инфраструктурных монополий 62

4.4.1. Реформирование электроэнергетики 63

4.4.2. Реформирование железнодорожного транспорта 65

4.4.3. Реформирование газовой отрасли и развитие рынка газа 67

5. Реформа системы государственного управления 70

5.1. Совершенствование механизмов правоприменения 71

5.2. Проведение административной реформы 73

5.3. Активизация процессов дебюрократизации 77

5.4. Управление государственной собственностью 80

5.5. Реформирование системы природопользования 83

6. Налогово-бюджетная реформа 84

6.1. Налоговая реформа 85

6.2. Бюджетная политика 88

6.3. Реформа межбюджетных отношений 95

7. Региональная политика и развитие местного самоуправления 96

7.1. Федеральная региональная социально-экономическая политика 96

7.2. Развитие экономических основ местного самоуправления и реформа ЖКХ 99

7.2.1. Развитие местного самоуправления. 99

7.2.2. Реформа жилищно-коммунального хозяйства 100

7.2.3. Жилищная политика 102

7.3. Особенности социально-экономической политики развития 103

районов Крайнего Севера 103

8. Повышение эффективности социальной политики 105

8.1. Стабилизация демографической ситуации 107

8.2. Реформирование здравоохранения 108

8.3. Политика в сфере образования 111

8.4. Трудовые отношения, занятость и миграция населения 115

8.5. Социальная поддержка населения 119

8.6. Пенсионная реформа 121

8.7. Политика в сфере культуры 123

9. Ожидаемые результаты 125



1. ЦЕЛИ И КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ




1.1. Долгосрочные ориентиры



Усилившиеся в конце прошлого века тенденции к глобализации значительно обострили проблему конкурентоспособности России. В отсутствие значимых межстрановых барьеров для перемещения капитала, рабочей силы, технологий, информации первостепенное значение для России приобретает проблема поддержания национальной конкурентоспособности в борьбе за привлечение мировых экономических ресурсов, а также за удержание собственных.

В течение почти всего 20 века Россия была «нетто-донором» мировой экономики - по природным и интеллектуальным ресурсам, по капиталу. Но если в относительно закрытой экономике СССР преобладал вывоз природных ресурсов - сравнительно менее значимый в современных условиях фактор экономического роста, то в последние годы значительно увеличилось бегство интеллектуальных ресурсов («утечка мозгов») и вывоз капитала – гораздо более опасная тенденция с точки зрения обеспечения будущего развития государства. В случае проигрыша в конкурентной борьбе Россия теряет не только значительную часть экономических ресурсов, но и политический вес, позиции на внешних рынках, и, самое главное, теряет потенциал к устойчивому развитию.

Ослабление негативных тенденций, превращение России в нетто-получателя мировых ресурсов возможно только при значительном росте конкурентоспособности России, для чего необходимо:

повышение конкурентоспособности государственного управления (государственного регулирования, государственных услуг, управления государственной собственностью);

повышение конкурентоспособности бизнеса – рост эффективности производства (в том числе энергоэффективности и производительности труда), инновационной направленности, выход значительной доли бизнеса «из тени», уход от сырьевой направленности структуры экономики;

повышение конкурентоспособности «человеческого капитала» – формирование конкурентоспособной на мировом рынке системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных специалистах, способной поддерживать научный потенциал страны, сохранять и повышать средний уровень образования населения, а также модернизация систем здравоохранения и социальной поддержки населения.

Экономический рост является главным условием повышения конкурентоспособности и, одновременно, сам в значительной степени от нее зависит. Поэтому задача достижения высоких темпов экономического роста не должна рассматриваться в отрыве от индикаторов конкурентоспособности экономики.

Итоги последних четырех лет свидетельствуют о том, что сформировавшаяся тенденция к росту российской экономики (экономика росла в среднем на 5,8% в год или более, чем на 25% за период) ослабевает. Темпы реформирования экономики замедлились. Дальнейшая эксплуатация механизма роста, основанного на потоке «дешевых» нефтяных денег, не позволяет рассчитывать на устойчивость экономического развития.

На начальном этапе посткризисного развития, благодаря жесткой бюджетной политике, предсказуемой политике денежных властей и сдерживанию роста цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий, девальвация рубля не привела к раскручиванию инфляционной спирали. В этих условиях отставание роста внутренних цен от масштабов девальвации повысило ценовую конкурентоспособность российской продукции, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, что дало импульс к оживлению деловой активности во всех сферах экономики.

Бюджет стал сводиться с общим профицитом, что позволяет не только осуществлять своевременное обслуживание государственного долга, но и ставить задачу снижения налогового бремени.

Другим фактором, который оказал позитивное влияние на экономику, стало изменение мотивации экономических агентов. Все большая часть предприятий стала приспосабливаться к рыночным условиям, так, например, значительно снизился удельный вес нерыночных расчетов, особенно с естественными монополиями.

Вместе с тем, социально-экономические проблемы, с которыми продолжает сталкиваться Россия, свидетельствуют о неустойчивости роста экономики и достигнутых в последнее время результатов. Уровень экономического развития России остается недопустимо низким. ВВП на душу населения составляет немногим более 7000 долларов США по паритету покупательной способности и менее 2500 долларов по текущему обменному курсу, что в несколько раз ниже показателей не только ведущих, но и значительной части развивающихся стран. Это обуславливает низкое качество жизни, усугубляемое высоким уровнем дифференциации доходов граждан и, соответственно, недопустимо высокой долей людей, находящихся за чертой бедности.

Сохраняется деформированность структуры экономики: преобладание энергосырьевого сектора и транспорта. На долю ТЭК приходится около 30% объема промышленного производства России, 32% доходов консолидированного и 54% федерального бюджета, 54% экспорта, около 45% валютных поступлений. Такой "перекос" – при отсутствии адекватного растущей экономике межсекторального перетока капитала – консервирует отсталость перерабатывающих секторов экономики, сферы услуг, значительно усложняет задачу модернизации экономики.

При сохранении текущих темпов и структуры роста Россия не сможет выйти на приемлемый уровень жизни в ближайшие 10 лет.

Сегодняшняя скорость реализации реформ в социальной и экономической сферах не обеспечивает поддержание высоких и устойчивых темпов роста, повышение конкурентоспособности российской экономики.

Если в ближайшие годы экономический рост в России может воспроизводиться при условии благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, то с 2006 года – в силу исчерпания внутренних источников развития - неизбежно его существенное замедление и даже спад.

Проведенные в последние четыре года реформы позволили решить значительное число проблем, стоявших в центре внимания предыдущих планов действий и среднесрочной программы на 2002-2004 годы. Приняты пакет налоговых законов, Трудовой кодекс, Земельный кодекс и закон об обороте земель сельхозназначения, Начата пенсионная реформа с введением накопительных механизмов. Запущена реформа железнодорожного транспорта (приняты все необходимые базовые законы), реформа электроэнергетики. Некоторый прогресс достигнут в сфере устранения избыточного административного давления на бизнес – упрощен порядок регистрации юридических лиц, значительно снижено количество лицензируемых видов деятельности, введены ограничения на проведение контролирующими и надзорными органами проверок бизнеса. Удалось добиться продвижения на переговорах по присоединению России к ВТО. Признанием успешности российских реформ, а также макроэкономической стабильности можно считать последовательное повышение за последние годы кредитного рейтинга России, предоставление России статуса страны с рыночной экономикой и Европейским Союзом, и США.

В то же время, по мере решения первоочередных задач, выявились более глубокие ограничения экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики, что требует смещения акцентов в проводимой политике при сохранении общего направления преобразований.

На первый план в 2003-2005 годах выходит необходимость ускорения диверсификации структуры экономики, повышения доли производства с высокой добавленной стоимостью, стимулирования расширения технологичного экспорта. В этой сфере необходима целенаправленная государственная политика. В то же время, существующая эффективность системы государственного управления не позволяет рассчитывать на четкость и слаженность действий органов исполнительной власти при проведении «тонкой настройки» структуры экономики. Без реформы государственной власти новые преобразования фактически невозможны. Обозначившиеся в 2001 – 2002 годах тенденции замедления отдельных реформ, их отставания от общего «графика» (в первую очередь это касается налоговой реформы, реформы ЖКХ, электроэнергетики, газовой отрасли, реформ в социальной сфере) поставили на повестку дня, пересмотр и новое «эшелонирование» реформ, обеспечение их согласованности как по времени, так и по содержанию.

В целях учета новых тенденций и вызовов разработана данная среднесрочная программа, являющаяся логическим продолжением реализовывавшихся в 2000-2002 годы планов действий и обновлением предыдущей среднесрочной программы Правительства на 2002-2004 годы.

Главной целью настоящей среднесрочной программы на 2003-2005 годы является формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны, для чего необходимо завершение институциональных и структурных преобразований, критических для выхода на устойчиво высокие (7-8% в год) темпы роста в период с 2007 до 2015 года.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26



Похожие:

Программа социально-экономического развития iconСтратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года Разделы стратегии
Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года
Программа социально-экономического развития iconО концепции развития теплоснабжения городов
По-прежнему, вопросам развития теплоисточников уделяется гораздо большее внимание, чем альтернативному уменьшению теплопотребления....
Программа социально-экономического развития iconПрограмма развития школы
Им нужны забота, понимание и внимание. Поэтому нам необходимо создать условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально-адаптированной...
Программа социально-экономического развития iconСоциально-ориентированные сети и технологии
Основной ценностью социально-ориентированных проектов является социальный и человеческий капитал, возможность развития общества....
Программа социально-экономического развития iconРабочая программа разработана
Ленинградской области, о современном состоянии региональной экономики и законодательства Ленинградской области, о перспективах экономического...
Программа социально-экономического развития iconII. Основные задачи и содержание работы
Деятельность социально-психологической школы направлена на сохранение психологического здоровья и обеспечение полноценного психологического...
Программа социально-экономического развития iconПрограмма межмуниципального семинара «Мониторинг условий развития творческого потенциала учащихся сельской школы»
Отдел образования управления по социально-культурному развитию администрации Ивнянского района
Программа социально-экономического развития iconПрограмма межмуниципального семинара «Мониторинг условий развития творческого потенциала учащихся сельской школы»
Отдел образования управления по социально-культурному развитию администрации Ивнянского района
Программа социально-экономического развития iconПояснительная записка дополнительная развивающая программа социально-педагогической направленности «Юный пожарный»
Дополнительная развивающая программа социально-педагогической направленности «Юный пожарный» составлена на основании нормативных...
Программа социально-экономического развития iconСущность и механизмы планирования планирование как инструмент управления
В обществе с высоким уровнем технического, культурного и экономического развития такой инструмент, как планирование, является неизбежным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©ex.kabobo.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации